Ода Русскому музею

      Эпиграф:

      Оставив суетную моду,
      Я захожу в музей:
      «Явление Христа народу»,
      «Последний день Помпей»...


                Предисловие

Русский музей является самым крупным собранием произведений русского искусства. Он представляет собой стройное единое целое, в котором всё тематически связано друг с другом. Центральной темой его является тема русского народа.


                1. Эпическое осмысление характера русского народа

Русский музей поражает своим эпическим осмыслением  русского национального характера. Каждая черта его предстаёт в величественных залах Михайловского дворца как целая симфоническая картина.


          «Бурлаки на Волге» (1870—1873) И.Е. Репина

Первая из них это картина «Бурлаки на Волге» (1870—1873) И.Е. Репина. Она выражает великое терпение народа, с которым он в течение многих столетий беспрекословно «тянул лямку» непосильного труда. Эта картина Репина как ни какая другая  выразительно показывает нам   

     "Край родной долготерпенья,
     Край ты русского народа!"

                (Ф.И. Тютчев)


У этого полотна сама собой напрашивается мысль: как эти бурлаки упорно тянут за собой против течения тяжёлую барку, так же  простые русские мужики, напрягая все свои силы, каждый раз вытягивают свою родину из самых сложных ситуаций, в которые она попадает. (Над баркой развивается флаг торгового флота России, впервые отмеченный в этом качестве в 1705 году, идентичный современному российскому триколору.) Причём порядок цветов на нём обратный: флаг на мачте возможно перевернул ветер, или его неправильно повесили. На корме барки виднеется какая-то надпись, первое слово которого, похоже, "Богъ".

Лица бурлаков выражают незаурядность каждого их них. Благодаря этому художнику удалось создать на фоне Волги собирательный образ народа всего лишь  в нескольких лицах. Впереди "нижегородский борец" и поп-растрига Канин  - сила и ум народа. Однако ведёт всех бурлаков тот из них, кто смотрит вперёд, то есть  Канин. Борец, хотя и чуть впереди, но склонил свою голову к нему, как к главному. То есть сила народа подчиняется уму. В двух первых бурлаках есть что-то от Минина и Пожарского, от Толстого и Достоевского, от Тихона Щербатого и Платона Каратаева.

Позади них долговязый бурлак с трубкой флегматично покорился своей судьбе. Он не напрягает все  свои силы, как два коренника.

Илька-моряк тянет лямку с душевным надрывом и вызывающе смотрит на нас. Он выражает нарождающийся протест. Он ближе всех ко зрителю и является предупреждением: терпение народа не бесконечно.

Задумавшийся о своей судьбе подросток с крестом на груди  символизирует на картине молодое поколение. Кажется, что, остановившись и подняв голову, он  обращается на картине к Богу, как бы спрашивая Его по какому пути ему идти: последовать примеру коренников, моряка  или человека, покорившегося своей судьбе. Слева от мальчика бурлак воплощающий болезнь, а слева - старость.  Так что в этой тройке символически представлена вся недолгая жизнь русского человека из народа. Позади них угадываются представители других национальностей: татарин и грек. Замыкающий эту связку обессиленный бурлак совсем опустил голову и руки. В этом образе выражена какая-то безнадёжность.

Не только бурлаки, но и рулевой на барке изо всех своих сил налёг на массивный руль, чтобы корабль не подошёл слишком близко к берегу и не сел на мель.

Перед нами символически представлен русский народ в его историческом движении. Он идёт против течения и тянет за собой всю державу. Ему помогают другие народы в этой связке. Что же представляет собой течение, против которого мужики тянут Россию как огромную барку? Всемирное служение мамоне.

Этот народ презирают, называют "пьяницей", "мракобесом" и "нищебродом", а он в "отрепьях" и "лаптях" продолжает свой тяжёлый путь. Пока "бурлаки" упорно тянут  за собой Россию, дух народа не подчинится власти денег и не погибнет во  всемирном отступничестве  от христианских ценностей. Крестик на груди отрока (Ларьки) подчёркивает смысл этого движения. Да и Канин был когда-то священником, а потом несколько лет пел на клиросе. Эта идея на картине выражена не навязчиво. Зрителю даётся возможность самому догадаться, более того определить своё место среди героев Репина.

Волга на картине (в её почти трёхметровом развороте) это символ необъятной России и её истории. Колорит пейзажа уникален: жёлтый цвет песчаного берега с элементами охры мягко переходит в бледно-голубые воды реки, на мелководье отливающие лёгкой желтизной, а они в свою очередь в бледно-сиреневое небо. Благодаря этим мягким пастельным тонам, плавно переходящим друг в друга, создаётся впечатление разлитого повсюду зноя. Блестящие полоски воды в воздушном мареве мягко светятся, не слепя глаз. Так Волгу ещё никто не изображал. Это просто какой-то русский Нил! Cправа на песчаном берегу образовалось небольшое углубление, заполненное речной водой. Мачта барки отражается не только в реке, но и в этом мелком бочажке, что ещё больше создаёт впечатление взаимопроникновения  реки и берега, незаметного перехода одного в другое. Благодаря этому художественному приёму возникает ощущение, что  пространство картины и пространство зрителя тоже перетекают друг в друга. Так что при внимательном рассмотрении сам не замечаешь как растворяешься в этих водах. Сама собой приходит мысль, что песня "Из далека долго течёт река Волга" родилась именно из этого речного пейзажа. Глубина пейзажа на горизонте представляет это самое "издалека". Воображение зрителя уходит вдаль по руслу реки на сотни и сотни километров. И как завет самой России-матушки в душе отзываются слова песни, написанные через 90 лет  после создания картины:

     Сказала мать: "Бывает все, сынок,
     Быть может, ты устанешь от дорог,-
     Когда придешь домой в конце пути,
     Свои ладони в Волгу опусти".

        (Лев Ошанин, 1962)

Герои картины изображены почти на одной линии на фоне реки и неба, как на барельефе, порождённом величественным пейзажем. На фоне этого зноя, который буквально размаривает зрителя, работа бурлаков кажется особенно тяжёлой. В этом "барельефе" есть что-то героическое: какая-то былинная твёрдость и упорство. И ты приходишь сюда, чтобы почерпнуть их у этой картины. Благодаря редкому мастерству художника эта картина  широко и объёмно раскрывает то, что было только намечено в  некрасовских стихах:

       "Выдь на Волгу: чей стон раздается
       Над великою русской рекой?
       Этот стон у нас песней зовется —
       То бурлаки идут бечевой!.."

      ("Размышления у парадного подъезда" 1858)

То есть она придаёт некрасовскому образу бурлаков величественный эпический размах и глубокий историко-философский смысл.


     «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880—1891) И.Е. Репина

Второе эпическое полотно И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1880—1891) воплощает в себе огромное свободолюбие русского народа, символом которого у Репина стала казацкая вольница, встречающая гомерическим хохотом  всех тех, кто собирается  подчинить её себе. На картине, которую некоторые исследователи называют «симфонией смеха», колоритно изображены настоящие былинные герои «Тараса Бульбы». Их можно убить, но сломить их свободолюбивый богатырский нрав невозможно. Я не знаю другой картины, на которой смех изображён так естественно, индивидуально и заразительно. Чего стоят только слёзы льющиеся из глаз "ржущего" казака!  Слёзы смеха в мировой живописи мне не встречались. Яркий колорит полотна полностью отвечает этому бурному веселью. 

Озорной смех запорожцев очень контрастно смотрится на фоне некоторых суровых, даже мрачных казацких лиц. Этот контраст показывает, что  юмор рождается и  вырывается наружу из закалённой в напастях души народа, как искры, летящие из казацкого огнива. Посмотрите, как они озорно сверкают в глазах атамана Серко в центре картины. При этом на память приходят слова Н.В. Гоголя о запорожском казачестве: "Это было, точно, необыкновенное явленье русской силы: его вышибло из народной груди огниво бед" (Н.В. Гоголь).


         «Переход Суворова через Альпы» (1899)  Василия Сурикова 

Третья историческая картина, посвящённая осмыслению народного характера, это «Переход Суворова через Альпы» (1899)  Василия Сурикова.  В ней очень выразительно показана способность русских преодолевать любые препятствия на своём пути. Об этом свойстве сам А.В. Суворов метко сказал: «Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат». Здесь его мысль нашла своё грандиозное эпическое выражение в переходе русской армии через альпийский хребет.


          «Взятие снежного городка» (1891) В.И. Сурикова

В четвёртой картине «Взятие снежного городка» (1891) В.И. Сурикова выражается любовь простого народа к общественным гуляньям, играм и забавам, его бурлящая весёлая энергия, выплёскивающаяся наружу в свободное от работы время. Картина сияет радостью, весёлыми улыбками взрослых и детей, заставляя невольно вспомнить слова И.С. Никитина : «Наша русская кровь на морозе горит!» На картине изображены сибиряки.


           «Баян» (1910)  В.М.  Васнецова

Пятое эпическое полотно «Баян» (1910)  В.М.  Васнецова  раскрывает глубокое уважение русских к подвигам своих предков. Дружинники задумчиво слушают Баяна, о котором «Слово о полку Игореве» говорит:

      Жил он в громе дедовских побед,
      Знал немало подвигов и схваток,
      И на стадо лебедей чуть свет
      Выпускал он соколов десяток.

Ратники на картине, слушая народного сказителя, сидят в доспехах перед предстоящим боем. Серьёзные выражения их лиц и позы красноречиво говорят о том, что они  готовы достойно продолжить героическое дело своих дедов. Один из них опёрся на боевой топорик, а другой на меч. Картина написана за четыре года до Первой мировой войны.

В этой последней картине В.М. Васнецова, ставшей его завещанием, также ярко подчёркнута преемственная связь трёх поколений. Вдохновенный Баян очень ярко представляет дедов, передающих сынам и внукам свой опыт. Этот опыт символизирует его песня. Князь и дружинники зрелого возраста представляют отцов, которые этот опыт претворяют в жизнь. А юный княжич олицетворяет внуков, которые только начинают этот опыт перенимать. Обратите внимание на маленький топорик, который лежит у него на коленях и на его не по-детски серьёзный взгляд, устремлённый вдаль. У меня такое ощущение, что он пронизывает будущие века жестоких битв и сражений.


       «Витязь на распутье» (1882)  В.М.  Васнецова

В шестой картине «Витязь на распутье» (1882)  В.М.  Васнецова опять-таки эпически выражена тема трагического выбора, перед которым постоянно ставит русский народ неумолимый ход истории. Витязь остановился перед камнем. «На камне написано: «Как пряму ехати - живу не бывати - нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати - женату быти; налеву ехати - богату быти» - на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью» (В.М. Васнецов). Здесь речь идёт о  нравственном выборе, сделать который предстоит народу и тем, кто его ведёт. Витязь задумался, однако ни у кого не возникает сомнения, что от выберет прямой путь: так случается во всех русских сказках и былинах. В этом ещё одна черта русского национального характера. Исторический пример тому Николай Второй, который, защищая братскую Сербию в Первой мировой войне, выбрал прямой путь и следовал ему до конца, потеряв царство, семью и жизнь. Но приобрёл он в итоге Царство Небесное и в нём свою святую семью.


        «Святая Русь» (1905)  М. В. Нестерова

Седьмая картина «Святая Русь» (1905)  М. В. Нестерова эпически раскрывает глубокую религиозность русского народа, его святую веру во Христа, который предстаёт на картине перед простым русским людом вместе со святыми, стоящими за Его спиной. Он встречает Русь, котороя идёт к Нему прямым путём правды Христовой.

С этой картиной образует смысловое целое  другое полотно М. В. Нестерова  «На Руси. Душа народа» (1914—1916), которое подводит итог  всей эпической теме русского  национального характера. Но она находится в Третьяковской галерее.


    Литературно-музыкально-художественный триптих о русском народе 

В восьми этих картинах образ русского народа раскрывается во всей своей полноте и глубине. В этом смысле русская живопись ничем не уступает русской эпической литературе: былинам, «Слову о полку Игореве», «Капитанской дочке», «Тарасу Бульбе», «Войне и миру», поэме «Кому на Руси жить хорошо»  и музыкальному "эпосу": операм "Иван Сусанин" Глинки,  "Князь Игорь" Бородина, "Борис Годунов" и "Хованщина" Мусоргского, "Богатырской симфонии" Бородина,  Торжественной увертюре «1812 год»  Чайковского и второму  концерту Рахманинова.

Таким образом, в русской культуре эпическая литература, музыка и живопись образует  уникальный литературно-музыкально-художественный триптих о русском народе. 

Другие исторические полотна, такие как «Бой скифов со славянами» (1881) В.М. Васнецова, «Покорение Сибири Ермаком» (1895), «Степан Разин» В. И. Сурикова (1906),  «Суд Пугачева» (1879) В.Г.Перова, «На линии огня» (1916)  К.С. Петрова-Водкина, «Красная конница» (1932) К.С. Мелевича, «Поднимающий знамя» (1960) «Интернационал» (1957-58) Г.М. Коржева, «Смерть комиссара» (1928) К.С. Петрова-Водкина, «Черешня» (1969)  Е.Е. Моисеенко,  «Оборона Севастополя»  (1942), А.А. Дейнеки только развивают некоторые из этих тем, внося при этом определённые ньюансы и дополнения.

Итак, одной из главных тем Русского музея является эпическое осмысление  передвижниками характера русского народа как явления, сложившегося в горниле тысячелетней истории России  в труде, войнах, отдыхе и в молитвенном служении Богу*. В этом  осмыслении нет ничего искусственого или надуманного, хотя некоторый элемент идеализации присутствует. Однако он очень умеренный и скрашивается другими картинами, которые несут в себе изрядный заряд критики. Собственно, и перечисленные картины  И.Е. Репина и  В. И. Сурикова имеют его в себе.



                2. Тема русской природы

В музее великолепно представлена и российская природа, во многом породившая феномен русского национального характера.
Пейзажи  «Разлив Волги под Ярославлем» (1871), «Оттепель. Ярославль» (1874) «Закат над болотом» (1871), «Радуга» (1875) А.К. Саврасова;
«Перед грозой» (1867—1869)  «Кучевое облако» (1869—1870), «Небо с облаками» (1869—1870) Ф.А. Васильева;
«Северный край. Сибирская река» (1899) А.М. Васнецова;
«Зима» (1890), «Хвойный лес. Солнечный день» (1895), «Дубы» (1887), «Корабельная роща» (1898),  И.И.  Шишкина;
«Заросший пруд» (1887), «Озеро» (1899-1900), «Тишина» (1898), «Хмурый день»  (1895) «Золотая осень.Слободка» (1889) И.И. Левитана;
«Река Уфимка» (1934) М. В. Нестерова;
«Закат» (1900), «Масленица» (1916) Б.М. Кустодиева;
«Март в Козлове» (1914), «Большак» (1900- 1956) А.М. Герасимова;
«Урочище» (1912), «Небесный бой» (1912), «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится» (1914)  Н.К. Рериха;
«После весеннего дождя» (1908) Н.П. Крымова;
«Лунная ночь на Днепре» (1880), «Ночное» (1905–1908), «Радуга» (1900–1905), «Лесные дали» (1908) А. И. Куинджи;
«Московский дворик» (1878) В.Д. Поленова;
«Сельский пейзаж с радугой» (1900-е) Н.Н.  Дубовского;
«Сотворение мира» (1864), «Волна» (1889), «Облака над морем. Штиль» (1889), «Девятый вал» (1850), «Буря» (1851) И.К. Айвазовского. 

Это потрясающее богатство природы всех времён года. В этих пейзажах не менее глубоко чем в эпических полотнах музея  раскрывается душа русского народа, её простота, красота, широта, глубина, чистота, сила и  стойкость. Не случайно известный критик В.В. Стасов назвал пейзажную живопись второй половины 19-го века «одной из лучших слав русской живописи».

Это гармоничное взаимопроникновение  в живописи второй половины 19-го -начала 20-го века темы природы и народного характера заставляет вспомнить стихи И.С. Никитина:


     Широко ты, Русь,
     По лицу земли
     В красе царственной
     Развернулася!

     У тебя ли нет
     Поля чистого,
     Где б разгул нашла
     Воля смелая?

     У тебя ли нет
     Богатырских сил,
     Старины святой,
     Громких подвигов?

Это, пожалуй, единственное стихотворение, в котором, как и в Русском музее  создаётся общая эпическая картина Руси из множества её пейзажей:

     Под большим шатром
     Голубых небес —
     Вижу — даль степей
     Зеленеется.

     И на гранях их,
     Выше темных туч,
     Цепи гор стоят
     Великанами.

     По степям в моря
     Реки катятся,
     И лежат пути
     Во все стороны.

     Посмотрю на юг —
     Нивы зрелые,
     Что камыш густой,
     Тихо движутся;

     Мурава лугов
     Ковром стелется,
     Виноград в садах
     Наливается.

     Гляну к северу —
     Там, в глуши пустынь,
     Снег, что белый пух,
     Быстро кружится;

     Подымает грудь
     Море синее,
     И горами лед
     Ходит по морю;

     Это ты, моя
     Русь державная,
     Моя родина
     Православная!

Стихотворение это было написано в 1851 году. Думаю, не в последнюю очередь оно вдохновило русских художников пейзажистов второй половины 19-го века на создание этого живописного чуда подстать великой русской пейзажной лирике.


                3.  Тема Святой Руси, раскрывающаяся  в иконах

Картина М.В. Нестерова  «Святая Русь» (1905), отразившая самую сокровенную черту характера русского народа -  его тягу к святости, становится незримым мостом, по которому мы переходим ко второй, ещё более значимой теме Русского музея, раскрывающейся в собрании её икон. Это тема Православной веры. В иконах старых мастеров мы имеем прямой и живой контакт не с художественным образом Святой Руси,  а с ней самой, с её духовной сутью. «Ангел златые власы» (XII в.) поражает своими огромными глазами, от которых трудно оторваться. В них тонешь как горних мирах, как в Царствии Небесном...

А эти несказанно чудесные очи Божией Матери на иконе  «Богоматерь Умиление (Белозерская) (XIII)! Таких удивительных очей вы не встретите больше нигде. 

А вот знакомое с детства «Чудо Георгия о змие» (XVI) Новгородской школы. И конечно же «Сошествие во ад» Дионисия, потрясающее своей утончённой гармонией святых форм и цветов.  Композиция этой иконы напоминает стройный храм, в котором осуществляется предвечный Божественный замысел о спасении человека.

«Троица Ветхозаветная» Симона Ушакова перекликается с «Троицей» Андрея Рублёва, иконы которого тоже есть в Русском музее («Апостол Павел», «Апостол Пётр», «Сретение», Крещение»).

Все эти иконы не просто произведения церковного искусства, они являются частью Святой Руси. Они намолены многими поколениями наших предков в том числе и святых. В них связь с духовными мирами. Они окна в Царствие Небесное.


           4. Религиозно-эпическое осмысление  всей человеческой истории

Наконец, в свете трёх этих тем открывается  и четвёртая  тема музея – эпическое осмысление  всей человеческой истории в двух монументальных творениях: «Явление Христа народу» А. А.  Иванова  и «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова. Эти два величайшие шедевра русской живописи академической школы, известны всему миру, однако не всеми до конца поняты.

В «Явлении Христа народу»* А. А.  Иванова Господь приходит в мир, чтобы спасти человечество. Господь, исполненный духовного мира, спускается с возвышенности. За его спиной светятся  голубые горы.  Ни одна другая картина не представляет так вдохновенно приближение  к нам Царства Небесного. 

А в «Последнем дне Помпеи» К.П. Брюллова гибель старого языческого мира таинственно являет зрителям то, как быстро проходит образ мира сего, ставя каждого из нас в преддверии второго пришествия Господа.

Перед нами два дня мировой истории, которые выражают самое главное в ней:  Приблизившееся к нам Царство Небесное и кратковременность человеческой жизни и всей истории, призывающая нас поспешить войти в это Царствие, пока ещё есть время.

И так вся наша жизнь проходит с одной стороны на фоне этих сине-голубых гор символизирующих Царствие Небесное,  а с другой - на фоне склона Везувия, по которому изливается лава.
 
------------------
* В Русском музее представлен эскиз этой картины, на которой горы не такие голубые как на самой картине, находящейся в Третьяковской галерее. Интересно, что фигура мытаря, в которой многие угадывают Гоголя, в эскизе  ещё не повернула своей головы  ко Христу, а на картине повернувшись смотрит на Господа. 


                5. Другие темы

Историческая тема, включающая  в себя портреты русских царей, военных, государственных и культурных  деятелей (поэтов, писателей, художников, философов), а так же разнообразные бытовые темы жанровой живописи  только дополняют и доводят до совершенства четыре ключевые темы, о которых мы кратко рассказали в этом очерке...

Натюрморты К. С.  Петрова-Водкина «Скрипка» (1918), «Селёдка» (1918),  «Утренний натюрморт» (1918) «Черёмуха в стакане» (1932) это нечто совершенно новое после натюрмортов Ван-Гога. Они гениальны!

В музее также представлено великолепное собрание скульптур Марка Антокольского: «Еврей-портной» (1864), «Скупой» (1868), «Натан Мудрый» (1868), «Иван Грозный» (1871), «Смерть Сократа» (1875), «Спиноза» (1882), «Ярослав Мудрый» (1889), «Нестор-летописец» (1890), «Ермак» (1891) «Портрет императора Николая Второго» (1896)  и «Портрет императрицы Александры Фёдоровны» (1896) и другие его работы. В портретах императора и его супруги скульптор подчернул необыновенную мягкость и светлость этой святой четы. Это особенно заметно на фоне «Ивана Грозного». 


                6. Русский музей и Третьяковская галерея

Никакие музеи мира  не дополняют друг друга так содержательно, глубоко и полно как Русский музей  и Третьяковская галерея. Эти два музея находятся во взаимном диалоге между собой. Мысль, «высказанная» произведениями Русского музея, получает своё развитие  в Третьяковке и наоборот. В качестве примера я привёл выше смысловую связь между главными полотнами А. А.  Иванова и К.П. Брюллова, а также между эскизом и оригиналом «Явления Христа народу». Кроме  того в Третьяковской галерее мы находим итог осмыслению национальнального характера Репиным, Суриковым, Васнецовым и Нестеровым в картине «На Руси. Душа народа» Нестерова. В завершение упомяну также  явную перекличку  «Витязя на распутье» (1882) и  "Трёх богатырей"  В.М.  Васнецова. 


                Послесловие

Если я что-то по забывчивости не упомянул в этой «оде», то конечно же добавлю позднее, хотя, как сказал Козьма Прутков:  «Нельзя объять необъятное».

Крупицы русского искусства, среди которых есть настоящие жемчужины, рассыпаны по многим музеям России, Украины и других стран не только ближнего, но и дальнего зарубежья, не считая частных коллекций. Однако суть этого искусства ревностно собрана и бережно хранится в Русском музее и в Третьяковской галерее. Об этой сути я и попытался кратко рассказать в двух своих очерках.


Рецензии
Добрый день, Владислав!
С интересом прочла очерк, Вашу "Оду Русскому музею"!
Спасибо огромное за глубокий анализ его главных сокровищ, "настоящих жемчужин" (и бриллиантов!) - полотен известных русских художников, любимых нами!
Обожаю эти 2 САМЫХ ЛУЧШИХ музея!
(И Эрмитаж, конечно же!)
*
Я побывала и там, и там не один раз, когда приезжала в Москву и в Ленинград. И каждый раз - с восторгом и замиранием сердца!..

!!!
Хочу только Вас немного поправить:

"Картина Виктора Михайловича Васнецова называется "Богатыри". Писалась художником около 20 лет - закончена в апреле 1898 года и куплена Третьяковым для своей галереи."
(bolshoyvopros.ru
Богатыри или Три богатыря - как правильно...)

Ольга Благодарёва   31.01.2024 10:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ольга.

Сердечное спасибо за отзыв и поправку.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   31.01.2024 11:58   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.