Становление государства

     Налогообложение – искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка.  (Ж.-Б. Кольбер)


     Историческая наука знает немало парадоксов. Один из них напрямую связан с темой настоящего очерка, а именно – с хорошо известным словосочетанием «Золотая Орда». Первые упоминания о «Златой Орде», или «Великой Орде Златой», были обнаружены в русских письменных источниках второй половины XVI века, т. е. значительно позже распада государства Джучидов, которое «при жизни»... не имело официального названия. Восточные и европейские авторы для обозначения находившихся под властью Джучидов земель либо использовали их традиционные названия Дешт-и-Кипчак или Кумания, либо вовсе ограничивались фразеологизмами наподобие «держава татар», «земля татар», «Улус Берке», «владения хана Узбека». Что же касается русских летописей, то при описании событий первых лет монгольского владычества в них употреблялось простое «Татары», а с 80-х годов XIII века – Орда.

     Не вдаваясь в тонкости средневековой топонимики, мы для удобства нашего дальнейшего повествования из всего многообразия возможных вариантов будем употреблять два наиболее распространенных: Улус Джучи, как, собственно, называли эту часть империи Чингисхана сами монголы, и Золотая Орда – наименование, ставшее общепринятым лишь с XIX века. Впрочем, если быть предельно точными, то эти два понятия вовсе не тождественны – название Золотая Орда применимо не ко всем землям, выделенным Чингисханом своему старшему сыну, а лишь к владениям Батыя и его наследников, находившимся в западной части улуса Джучи. А восточная его часть находилась под управлением Орда-Эджена, который, будучи практически полностью независимым во внутренних делах, тем не менее, всегда признавал младшего брата в качестве верховного правителя.

     В первые годы своего существования (до западного похода) улус Джучи, являясь военно-территориальным подразделением единой империи, полностью подчинялся великому хану. В результате успехов в строительстве собственного государства и по мере ослабления центральной власти Джучиды становились все более и более независимыми, однако еще в течение долгих лет признавали главенство Каракорума. Во всяком случае, Батый и наследовавшие ему Сартак и Берке именно там получали ярлык на правление, в Каракоруме окончательно утверждались ярлыки, выданные русским князьям ордынскими правителями, оттуда же присылались чиновники для переписи населения и организации системы налогообложения. Правители Улуса Джучи не имели права самостоятельно вести переговоры с другими государствами. (Например, папские миссии Карпини и Рубрука были перенаправлены Батыем в ставку великого хана, туда же для решения спора о великом княжении отправились Александр и Андрей.)

     Не была независимой и судебная система Улуса Джучи. Батый являлся верховным судьей по отношению к населению своего улуса, но сам он подлежал суду великого хана1. (В историографии установилось словосочетание «хан Батый». Однако, если исходить из еще соблюдавшихся в то время законов Ясы, ни Батый, ни правители других улусов не могли титуловаться ханами, поскольку в империи мог быть только один хан – великий хан, избранный на общемонгольском курултае.)

     Об обретении Улусом Джучи полной независимости можно говорить лишь со времени правления Менгу-Тимура2 (1266–1282 гг.). Только тогда его правители стали суверенными государями, «одним из неотъемлемых признаков власти которых было осуществление функции верховного судьи»3, а также чеканка собственных денег. Но все это будет еще впереди, а пока, блестяще решив «военно-стратегические» задачи и став во главе самого большого, но в то же время самого редконаселенного улуса, Джучиды столкнулись с новыми проблемами, не уступающими по своей сложности проблемам военным.

     Подобные проблемы, в которых, как казалось, монголы должны были разбираться куда хуже, нежели в управлении войсками, неизбежно возникали перед всеми создателями империй, вынужденными объединять в единое государство огромные территории с разноплеменным и большей частью ненавидящим захватчиков населением. Не стал исключением и Батый со своей «командой». Им предстояло решить задачу, по своей сложности не имевшую аналогов в мировой истории (мы говорим лишь о континентальных империях) и на порядок превосходящую подобные задачи, стоящие перед правителями других улусов. Коротко поясним этот тезис.

     В отличие от других империй, возникавших на территориях земледельческих государств с оседлым населением, сформированной и отлаженной веками системой управления (ассирийской, китайской, персидской, македонской, римской, франкской, Арабского халифата), государство Джучидов возникло фактически «на пустом месте». И если в Китае, Средней Азии, Иране завоевателям было достаточно лишь «переключить управление» непосредственно на себя, отстранив от власти либо попросту физически уничтожив местную аристократию и заменив верхушку чиновничества (служащие среднего и низшего уровней, как правило, сохраняли свое положение), то в улусе Джучи государственное строительство пришлось начать практически «с нуля».

     Джучидам предстояло решить и другую, традиционную для всех степных империй задачу – объединить вполне обходившихся без какого-либо государственного аппарата и зачастую враждебных друг другу степняков не для участия в нескольких сверхприбыльных походах, а в долгосрочной перспективе. При этом следует учитывать, что после окончания европейского похода 1240–1242 годов, в котором ранее покоренные монголами народы (половцы, башкиры, мордва, булгары, ясы, касоги) составляли основную часть армии, соотношение надежных и ненадежных воинских контингентов, находящихся в распоряжении Джучидов, резко изменилось не в пользу первых. Весь «репрессивный аппарат», находившийся в распоряжении Батыя после ухода в свои улусы войск Чагатаидов, Угедеидов и Толуидов, состоял лишь из нескольких тысяч монгольских воинов и остатков трех туменов войск тама. Вдобавок отметим, что примерно половина этих сил входила в левое крыло Орда-Эджена.) Опираясь на эти более чем скромные ресурсы, Батыю предстояло не только контролировать огромные территории с населением, еще недавно воевавшим с монголами, но и противостоять «имперскому центру».

     Тем не менее, Батый блестяще справился с трудностями – Золотая Орда пережила монгольские государства в Китае, Иране, Средней Азии. Что было тому причиной – организационный талант самого правителя, внезапное «озарение» при выборе решения, мудрость его советников или просто «звезды сошлись» таким невероятно благоприятным для него образом, мы уже вряд ли узнаем. Однако в распоряжении историков имеются достоверные свидетельства об избранных Батыем методах решения этой сверхсложной задачи.


     1. Рашид-ад-Дин. Сборник летописей. Москва – Ленинград: Изд-во АН СССР, 1960. Т. 2. Кн. 2. С. 47.

     2. Менгу-Тимур (? – 1280 или 1282) – внук Батыя, третий правитель Улуса Джучи и первый официально провозглашенный его хан. Продолжая политику своих предшественников, уделял большое внимание укреплению экономики и административного аппарата государства. Покровительствовал православной церкви, получившей при нем еще более обширные привилегии, чем при предшественниках.

     3. Почекаев Р. Ю. Суд и правосудие в Золотой орде.
     Формирование административной структуры независимой Золотой Орды завершилось в первой половине XIV века после принятия ислама в качестве государственной религии.


Рецензии