Один день Александра Ароновича. Часть 18-я

Печерский Александр Аронович (1909-1990)- руководитель единственного успешного восстания в лагере смерти в годы Второй мировой войны.
14 октября 1943 года узники подняли восстание в концентрационном лагере Собибор.


Нюрнбергский судебный процесс над лидерами фашистской Германии за военные и
иные преступления с 1939 по 1945 годы проходил с 20 ноября 1945 года по
1 октября 1946 года. Международный трибунал над военными преступниками Германии
был сформирован 8 августа 1945 года в Лондоне, где были подписаны Соглашения
между странами-победительницами (СССР, США, Великобритания и Франция).
Обвинения Нюрнбергского трибунала заключались в четырёх основных пунктах: заговор
с целью захвата власти в Германии; преступления против мира; военные преступления; преступления против человечности.

Печерский Александр Аронович был официально приглашён Международным трибуналом
в качестве свидетеля обвинения. Но на процессе не присутствовал по той причине, что
его попросту не выпустили из страны. Родное правительство не посчитало необходимым
и достойным присутствие бывшего военнопленного на процессе.

Организацию восстания и побега узников из лагеря смерти Собибор подвигом на родине никто не посчитал. Да и сам Александр Аронович, судя по всему, на это не
рассчитывал. Но полагал всё же, что внёс свой вклад в копилку победы над врагом,
не запятнав ни трусостью, ни подлостью, ни предательством свою совесть и звание советского воина. Однако оказалось, что он бесконечно виноват перед своей страной,
перед своим народом, перед партией и правительством за то, что попал в плен,
сохранив свою жизнь... И помог сохранить жизнь другим узникам этого страшного изобретения фашистских палачей - концентрационного лагеря смерти. И хотя "вину
свою искупил кровью", этого оказалось недостаточно, чтобы очиститься от позора
плена и считаться честным человеком, достойным свидетельствовать против
фашистских преступников и их зверств.

Октябрь... Опять октябрь... Месяц тяжёлых испытаний для человеческого достоинства Александра Ароновича.
В октябре 1946 года уже после окончания Нюрнбергского процесса Печерский, отвечая
на письмо Семёна Красильщика, одного из авторов первой публикации о восстании в Собиборе, пишет:
"Честно говоря, я не очень рад, что Вы про меня написали, хотя после этого я
вынужден был ответить, издать брошюру и т.д. Вполне естественно, Вас будет
интересовать почему? Но об этом в письме я не хочу писать..."

Октябрь 1943 года - Собибор.

Октябрь 1941 года - плен...под Вязьмой.

Вяземский котёл. Судьба страны висит на волоске. Немецкие танки стоят уже в
тридцати километрах от столицы.
8-го числа Сталин направляет отчаянную телеграмму генералу Лукину:
"Москву защищать некем и нечем".
По приказу Гитлера в Россию из Европы уже доставлен гранит для монумента, который предполагалось установить посреди затопленной Москвы. В Германии уже была выбита медаль "Виктория" в честь взятия русской столицы.

В кинообъединении московского Свято-Данилова монастыря в 2011 году завершена была документальная работа - фильм "Вяземский котёл", рассказывающий как развивались события грандиозной битвы, в которой с обеих сторон участвовало три миллиона человек. Гигантской группировке фашистских войск удалось окружить четыре советские армии.
Гитлер планировал уничтожить окруженных за три дня и двинуть все силы на Москву.
Наши потери оказались огромными - один миллион убитыми и пленными.
Но только через две недели немецкие генералы доложат Гитлеру о ликвидации
Вяземского котла. Эти две недели решили многое.

- Их героизм трудно переоценить, - звучат в фильме слова маршала Георгия Жукова
о героях Вяземской битвы. - Они нам дали возможность выиграть время - организовать оборону.

Фильм обращается к неизвестным прежде документам, в том числе и открытым в
немецких архивах. Своеобразие фильма ещё и в том, что его автор Сергей Дубинкин
не только кинематографист, но человек тесно связанный с духовной сферой. Он много
лет глубоко погружён в религиозную тематику. И в его работе, кроме уникальных
свидетельств, редкой исторической хроники, эффектных киноприёмов есть и свет веры, который по-особому высвечивает события великой трагедии.

/Сергей Дубинкин (род. в 1965 году в Москве). Директор издательства и студии
Данилова Монастыря; режиссёр исторического документального кино, Фильмография:
"Вяземский котёл" (2011); "Миротворец Святой Даниил Московский" (2013);
"Дмитрий Донской. Спасти мир" (2015)./

О вяземской операции 1941 года вплоть до начала двадцать первого столетия нельзя
было рассказывать в печати, в кино. Даже историкам не разрешалось её изучать.
Почему так долго замалчивалось это страшное событие начала войны?

Сергей Дубинкин:
- Государство официально называло Вяземскую битву военной катастрофой, но теперь
ясно, что там, под Вязьмой, решалась судьба России. Единственное, что мешало
немцам сомкнуть кольцо окружения вокруг Москвы - четыре советских армии,
героически сражающихся в Вяземском котле. Они сковывали почти сорок гитлеровских дивизий! Только через две недели немецкие генералы доложили фюреру о ликвидации Вяземского котла. И хотя это страшное сражение вошло в военную историю как пример нашего стратегического поражения и воинского позора, постепенно приходит осознание,
что там, под Вязьмой, решалась судьба не только России, но и мира.

И Вяземский котёл - это не место военного провала и позора, а место великого жертвенного подвига советского солдата.

Впервые с экрана прозвучал строго документированный рассказ о генерале Лукине -
о человеке, возглавившим советские войска в котле и задержавшим гитлеровцев на
две недели. Да, ценой гибели четырёх наших армий, которые фактически спасли
Москву от разорения фашистами.
Бывший кадровый военный царской армии, перешедший в 1918 году на сторону красных,
там, под Вязьмой, дважды раненый, попал в немецкий плен, где ему ампутировали
ногу. После освобождения из немецких концлагерей он в 1945-м попадёт в советский лагерь.
Родина оценит подвиг генерала Лукина только в 1993 году. Посмертно ему будет
присвоено звание Героя России.

Фильм Сергея Дубинкина "Вяземский котёл" родился из личной истории - в битве под Москвой его дед пропал без вести.

- Тогда погибли и попали в плен около шестисот тысяч наших бойцов, задержавших
немцев на две недели в этих боях. Изучая историю семьи, я стал членом инициативной группы родственников 13-й Ростокинской дивизии народного ополчения. И решил снять фильм про события под Вязьмой. Фильм получил Гран-при X кинофестиваля военного
кино имени Юрия Озерова в 2012 году.
Этим фильмом я хотел восстановить историческую память о битве под Москвой и
о роли народного ополчения. Так получилось, что сразу после войны битва, длившаяся
семь месяцев, стала замалчиваться, а выделялся только заключительный этап - разгром немецко-фашистских войск под Москвой. Столица получила статус города-героя только
в 1965 году, "в числе других городов". На 800-летие Москвы в 1947 году Сталин упомянул, что Москва - город, который отразил набеги татаро-монгольских племён, нашествие поляков, Наполеона... Но ни слова не сказал про битву за Москву, как
будто её и не было. Не смог простить, что немцы близко подошли к Москве.
Медаль "За оборону Москвы" давали только за участие в боях с 10 ноября 1941 года,
тем самым отсекая 94% людей, участвовавших в битве. Всем родственникам ополченцев,
без вести пропавших под Москвой, были закрыты дороги в вузы как сынам изменников Родины. Моя задача была - реабилитировать память о героях-ополченцах и тех
событиях.    /ruskino.ru 6.09.2017/

Никогда ранее не говорилось о судьбе 13-й Ростокинский дивизии московского народного ополчения, боевой путь которой продолжался всего тринадцать дней. Двести тысяч
москвичей, как и в 1812 году, ушли добровольцами на войну, чтобы защищать свои
семьи, своё Отечество. Пять дивизий ополченцев из двенадцати навсегда остались под Вязьмой. Порой им приходилось вступать в бой без винтовок, только с бутылками с зажигательной смесью. Их короткие письма с фронта и сегодня невозможно читать без
слёз. В них живая горькая правда о том, что происходило под Москвой осенью 1941-го.
Именно поэтому многие письма почти шестьдесят лет скрывали в советских архивах.

Впервые на экране воспроизведены секретные отчёты НКВД о настроениях жителей
Москвы, собранные в хлебных очередях. Впервые на экране воспроизведены и
секретные немецкие военные карты периода Московской битвы. Они рассказывают
зрителю об уровне немецкой разведки, которая перед войной собрала всю информацию
о дислокации наших частей и укрепрайонов вокруг Москвы. Впервые прозвучала версия
о происхождении утечки данной стратегической информации.

Сам Сергей Дубинкин, режиссёр фильма "Вяземский котёл", глубоко верующий человек:

- Свет веры, он по-особому высвечивает события великой трагедии. Именно
православие тот стержень, вокруг которого сплотился народ. Не случайно Наполеон,
идя на Москву, рушил храмы, стараясь лишить нас единства. Гитлер этого не делал, наоборот, в самом начале войны ему казалось, что он идёт неким освободителем
от большевизма, обещал возрождать храмы, но это была чистая формальность.
При этом уничтожался русский народ, испепелялась история, рушились традиции.
И уже война перерастает в священную.
Это была война не просто с врагом, а с врагом рода человеческого. И Сталин это
хорошо понимал, разрешив крестные ходы и молебны. Великий полководец Георгий
Жуков был верующим человеком. И все победоносные сражения начинал на двунадесятые
праздники церковного календаря. Да и сама Великая победа 9 мая 1945 года была на Пасху, в Светлое Христово Воскресение.

Там, на Смоленской земле было разрушено очень много церквей. В Вяземском районе,
в местах ожесточённых боёв, есть деревня Телепнево, где каменный храм существовал с
XVIII века, а деревянный с XVI-го. Во время войны с Наполеоном французы устроили
там конюшню, но храм сохранился. Его заново освятили. После революции там размещалась школа. Во время Великой Отечественной войны немцы устроили госпиталь.
Под своды храма в 1943 году согнали жителей села, где оставались и немецкие
солдаты, которых отступающие фашисты не смогли забрать с собой. Всех вместе с
храмом и взорвали. Получилась общая братская могила.

С 2009 года началось возрождение храма Спаса Нерукотворного Образа в селе Телепневе.
6 июля 2013 года состоялось Великое освящение новопреставленного храма.

Ключевые слова о Вяземском сражении произносит в фильме священник:
"То, что здесь произошло,- это ожившее Евангелие. Люди отдавали свои жизни за
жизнь других. "За други своя", как говорится в Священном Писании. За нашу жизнь заплатили наши предки. Погибшие защитили нас."

Святейший патриарх Кирилл назвал Вяземское сражение "Русской Голгофой".
Для обыденного сознания Голгофа - место казни и смерти. Но голгофский крест
Христа - это путь к Воскресению, место окончательной победы над смертью.


Рецензии
Очень сильно написано.
Читала, затаив дыхание.
История Наша- Вера Наша - Правда Наша.
Спасибо Вам за Патриотический цикл публикаций об Отчизне Нашей.
С уважением,

Галина Шевцова   10.12.2022 05:49     Заявить о нарушении
Благодарю Вас!

Кузьмена-Яновская   10.12.2022 10:14   Заявить о нарушении