Конец ордена меченосцев

Почти непрерывная внутренняя вражда и скучные тяжбы перед Императорами и папами составляют в течение более двух веков главнейшее содержание внешней и внутренней истории Ливонии.
                Ф. Г. Бунге


     Взяв Юрьев и завершив этим завоевание материковой части Эстонии, европейские конкистадоры, совершенно неожиданно для историков-идеологов и вполне ожидаемо для историков-прагматиков, напрочь «забыли» о своей высокой цивилизационной миссии распространения католицизма и «европейских ценностей», и начали деловито делить добычу. Меченосцам удалось даже «прихватить» владения Дании в северной части Эстонии, что, естественно, превратило это сильное королевство из союзника ордена в его противника. Одновременно обострились противоречия рыцарей меча со своим сюзереном – Рижским архиепископом: «лишь только орден меченосцев окреп до некоторой степени, главное его стремление было направлено на то, чтобы освободиться от епископской зависимости». (Кроме прочих ленных обязанностей, орден меченосцев «подлежал суду епископа, а именно его духовной, так и светской юрисдикции. Последнюю епископ имел не только над магистром, но и над всеми лицами, принадлежащими к ордену, как орденскими братьями, так и другими жителями орденских областей – над последними, впрочем, только во второй инстанции, так как в первой инстанции их судьей был орденский магистр»1.)

     Помимо необходимости уладить внутренние разногласия, крестоносцам предстояло решить еще две задачи. Первой и более простой, но, тем не менее, потребовавшей значительного напряжения сил, была задача ликвидации гнезда пиратов на острове Сааремаа. Из населенных эстами земель непокоренным оставался только этот балтийский аналог карибской Тортуги. (Другими подобными центрами пиратства на Балтике были в то время острова Готланд и Рюген, а также... Новгород.) Пираты с Сааремаа, прозванные эстонскими викингами, с успехом воевали с викингами скандинавскими и «параллельно» совершали морские набеги на сопредельные побережья, в том числе и на принадлежавший Дании южный берег Швеции. Ответные экспедиции 1206, 1220 и 1222 годов не принесли крестоносцам успеха, и лишь после похода 1227 года им удалось утвердиться на острове.

                Карта 8. Земля девы Марии

     (Глядя на карту Terra Mariana2, можно составить представление о степени угрозы Новгороду и Пскову, не говоря уже обо всей Руси, со стороны столь аморфного, раздираемого противоречиями едва ли не с самого начала своего существования государственного образования. Забегая вперед, скажем, что в XIV–XV веках, когда Псковская республика после обретения полной независимости от Новгорода в войнах с Ливонией была предоставлена сама себе, она вела их, как минимум, на равных, очень часто являясь не обороняющейся, а атакующей стороной. Не менее успешно отражала «западную угрозу» и Новгородская республика – временами в одиночку, временами при поддержке владимиро-суздальских великокняжеских дружин).

     Второй, и, как показали дальнейшие события, куда более сложной, задачей, было окончательное покорение продолжающих оказывать сопротивление куршей, земгалов, жемайтов3 и разгром поддерживающих их литовцев. К ее решению подключилась и римская курия: объявленный папой Григорием IX крестовый поход должен был привлечь на помощь немногочисленным меченосцам рыцарей из Европы. Однако на сей раз военная удача отвернулась от ордена: 22 сентября 1236 года, когда армия меченосцев и их союзников – ливов, латгалов, эстов, а также приехавших на средневековое «сафари» рыцарей из Европы, возвращалась из успешного, как казалось, набега вглубь Жемайтии, в местности Сауле ее окружили численно превосходящие силы упорно не желавших «европеизироваться» жемайтов и земгалов. После ожесточенного боя «рыцарское» войско потерпело ужасное по меркам данного театра военных действий поражение – был убит магистр и половина рыцарей (всего 48 человек!) ордена. Согласно Новгородской летописи, в этой битве принимал участие и псковский отряд, который... сражался в рядах крестоносцев (!) и был практически полностью уничтожен.

     Результатом этого разгрома явилось решение Григория IX включить Орден меченосцев на правах великого ландмейстерства в Тевтонский орден4. (Показательно, что до этого меченосцы более шести лет досаждали своим товарищам по Drang nach Osten просьбами о слиянии, однако знаменитый магистр тевтонских рыцарей Герман фон Зальца неизменно давал отрицательный ответ, считая меченосцев людьми «ищущими прежде всего личной корысти, а не общего блага».)

     Отсюда следуют несколько выводов, которые совершенно противоречат официальной имперской истории:

     1. В действиях «европейских агрессоров» не только не прослеживался какой-либо единый замысел, но зачастую даже отсутствовала элементарная согласованность.

     2. Расклад сил в регионе не сводился к противостоянию «плохих» крестоносцев с «хорошими» аборигенами и «еще более хорошими» русскими – при определенных обстоятельствах стороны вполне могли находить общие интересы.

     3. Количество рыцарей-меченосцев было в действительности небольшим. При всем уважении к военному мастерству меченосцев сомнительно, что несколько десятков братьев-рыцарей, несколько сотен пехотинцев и, максимум, одна-две тысячи не вполне надежных ситуативных союзников из прибалтийских племен могли представлять «смертельную» угрозу для Новгородской земли.


     1. Бунге Ф. Г. Орден меченосцев. URL: http://annales.info/ balt/small/bunge.htm

     Орден меченосцев по замыслу его основателей должен был выступать в роли военной силы епископа, обеспечивающей ему спокойное владение завоеванными землями и перспективу дальнейшего их расширения.

     2. Terra Mariana – «Земля девы Марии». Официальное название Ливонии, состоящей в XIII веке из орденских владений, Рижского архиепископства, Курляндского епископства, Дерптского епископства, Эзель-Викского епископства и принадлежащего датскому королю Эстонского герцогства. (В середине XIV века Дания продала Эстонское герцогство Ордену.)

     3. Жемайты (жмудь) – этническая группа в составе литовцев, населяющая историческую область Жемайтия.
Упорно отстаивали свою национальную самобытность в течение продолжавшихся более двух столетий войнах с
Тевтонским орденом, а затем в противостоянии с официальным Вильно, усиленно насаждавшим в Жемайтии христианство. Жемайты, ревностные язычники последними из европейских народов приняли христианство.

     Жемайтия – регион на северо-западе Литвы, ограниченный с юга нижним течением реки Неман, а севера рекой Вента. В XIII–XV веках имела важнейшее стратегическое значение, так как отделяла территорию собственно Тевтонского ордена от владений его филиала в Ливонии. Вследствие этого военные действия на территории Жемайтии практически никогда не прекращались, при этом политика литовских князей по отношению к жемайтам часто граничила с прямым предательством. Достаточно отметить и передачу Миндовгом Жемайтии «в дар» Тевтонскому ордену, и совместные военные действия против нее крестоносцев и Витовта в 1402 году. Окончательно вошла в состав Великого княжества Литовского по Мельнскому миру 1422 года в качестве отдельной автономной единицы – Жмудского староства.

     4. Соловьев С. М. История России с древнейших времен. Москва: Мысль, 1988. Т. 3. С. 124.


Рецензии