Екатерина 2 -ч10

 

       начало: http://proza.ru/2022/12/03/792

С официальной историей в спор не вступаю и на истину в последней инстанции не претендую. Это моя личная точка зрения, которую публикую для ознакомления.

_Когда Колосс оказался повержен, те, кто при его жизни не осмеливались даже подать голос в его присутствии, начали с азартом осуждать его недостатки, полностью перечеркнув его достоинства. Посредственность всегда обижается на талант. После смерти Потёмкина Польша была сразу атакована, но на этот раз сопротивление было ужасным, вся её судьба зависела от исхода этой кампании. Однако, какую надежду должен был питать этот великий народ, видя в рядах своих защитников таких людей, как Костюшко, Зайончек, Колонтаз и Потоцкий.

Польша прекратила своё существование как независимое государство. сделавшись марионеточным государством в составе российской империи. Так же, как де Ильфут, Юзеф Заончек состоял на службе у Франции и участвовал в кампаниях в Египте и в Италии. Именно он был назначен вице-королём Польши в 1815г. В те кровавые дни явились чудеса благородного мужества, отваги и доблести. Екатерина поняла бы это, если бы имела душу. Но эта женщина, которая совсем недавно лила слёзы о смерти своего возлюбленного, теперь проливает слёзы ярости лишь от того, что колокол ещё не дал сигнал к уничтожению Польши.

Наконец этот час пробил, третий смертельный удар завершил позорную драму, и последний вздох Польши был выдохнут в Мацеёвицах среди польской крови, не смотря на храбрость и отчаяние Костюшко, который весь израненный был найден среди трупов, взят в плен и доставлен в Петербург. Спасшиеся от русской сабли укрылись в Праге (*Прага - предместье Варшавы). Суворов взял её штурмом, вошёл в город и дал сигнал к уничтожению. "Старики, женщины, дети - все должны быть преданы суду императрицы!" - таким было решение Суворова. Двадцать тысяч ни в чём не повинных людей стали жертвами его тигриной ярости..

*Утром 23 (3 ноября) октября 1794 батареи Суворова начали обстрел укреплений Праги. Вечером того же дня войскам был зачитан приказ Суворова о штурме:
"Идти в тишине, ни слова не говорить; подойдя же к укреплению, быстро кидаться вперед, бросать в ров фашинник, спускаться, приставлять к валу лестницы, а стрелкам бить неприятеля по головам. Лезть шибко, пара за парой, товарищу оборонять товарища; коли коротка лестница, — штык в вал, и лезь по нем другой, третий. Без нужды не стрелять, а бить и гнать штыком; работать быстро, храбро, по-русски. Держаться своих в середину, от начальников не отставать, фронт везде. В дома не забегать, просящих пощады — щадить, безоружных не убивать, с бабами не воевать, малолетков не трогать. Кого убьют — царство небесное; живым — слава, слава, слава."

*Участник штурма Лев Энгельгардт: «До самой Вислы на всяком шагу видны были всякого звания умерщвлённые, а на берегу оной навалены были груды тел убитых и умирающих: воинов, жителей, монахов, женщин, ребят. При виде всего того сердце человека замирает, а взоры мерзятся таким позорищем… умерщвлённых жителей было несчётно.»
В исследовании Н. А. Орлова виновниками зверств по отношению к женщинам и детям называются казаки.(Орлов Н. А. Штурм Праги Суворовым в 1794 году. СПб., 1894.)

"И мы о камни падших стен
Младенцев Праги избивали,
Когда в кровавый прах топтали
Красу Костюшкиных знамен."
А.С.Пушкин "Графу Олизару"

_Его руки ещё дымились от крови, в окровавленном и изорванном мундире это чудовище решило войти в Варшаву в соспровождении пятнадцати палачей, у которых на острие сабель были нанизаны головы самых храбрых детей Польши. Вскоре после этого Суворову было присвоено звание фельдмаршала. О, он хорошо знал Екатерину. И вот все увидели, как государи набросились на агонизирующие останки этой несостоявшейся страны, забирая их, чтобы отдать рабам вотчину свободных и истинно благородных существ, которых сослали умирать на ледяные берега Тобола. Что касается Понятовского, отправленного в Гродно, то он получил пенсию и право на жизнь.

Но, наконец, месть более страшная, чем людская, должна была обрушиться и на Екатерину.Именно в праздники Екатерина всегда выносила приговор своим новым жертвам и творила все свои беззакония, именно в разгар праздников божья справедливость заставит её услышать первый звонок своего приговора.

Молодой король Швеции собирался жениться на Великой княжне Анне Павловне, и в день помолвки договор был внезапно расторгнут. Подробности этого разрыва хорошо известны, они были ужасны для гордости Екатерины. И действительно, легко судить о степени страданий этой надменной женщины, когда она оказалась унижена отказом на глазах всех придворных и перед толпой гостей, допущенных во дворец, чтобы засвидетельствовать её новую славу.

Сидящая на высоком троне, с головой, украшенной лавровым венком с изумрудами и бриллиантами, в короне, с которой она никогда не расставалась, в платье сшитом на русский манер и буквально усыпанном драгоценными камнями, она смотрелась очень величественно. Рядом с ней сын и невестка, в окружении своих детей. Всем своим видом императрица, как бы говорила:"А ну-ка, кто посмеет бороться со мной за власть и силу? Я владычица империи, пояс которой образуют Японское море, Ботнический залив, река Висла и вскоре Фракийский Босфор." И Екатерина с презрением глядела по сторонам.

Вдруг к ней подошёл Аркадий Марков и сказал ей на ухо всего одно слово, но эффект от которого был ужасен... Не смотря на румянец, густо покрывавший её щёки, все кругом заметили смертельную бледность покрывшую лицо Екатерины. Губы её дрожали, рот издавал какие-то невнятные звуки... Оказалось, что король Швеции отказался подписывать договор о помолвке, представленный ему министрами императрицы.

Екатерина не сомневалась, что он подпишет не глядя, не посмев отказаться во время церемонии. Однако, он осмелился и сделал это решительно. Затем императрица сошла с трона, холодно поприветствовала гостей и покинула зал. За ней вышел Великий князь и его семья. Зал погрузился в молчание ,и не прошло и нескольких минут, как эта великолепная комната, сияющая огнями, сверкающая блиллиантами и заполненная весёлой и шумной толпой, опустела, потемнела и затихла.

Именно в этот вечер перст божий опустился на лоб Екатерины, а вскоре и приговор был приведён в исполнение. Утром 6 ноября 1796 года она встала, выпила кофе по-своему обыкновению, а затем пошла в свою внутреннюю комнату, в которой обычно в одиночестве работала с бумагами. Спустя некоторое время, обеспокоенные её долгим отсутствием фрейлины вошли в её покои и увидали императрицу лежащей без сознания на ковре, ногами к двери. Это был апоплексический удар. Она истекала кровью, не могла произнести ни слова и в десять часов вечера умерла.

Но после этого была сыграна последняя сцена кровавой трагедии 1762 года. Павел I приказал вскрыть могилу своего отца в Александро-Невской лавре. Прах Петра III был доставлен в Эрмитаж и поставлен рядом с гробом почившей императрицы. На гроб Петра была возложена корона и все атрибуты державной власти, специально доставленные для этого из Москвы. Рядом с гробами была сделана надпись: "Разлучённые в жизни, они соединились после смерти!" Алексей Орлов был вызван из Москвы для участия в траурной церемонии. Ему было приказано стоять в карауле у гроба своей жертвы по очереди с князем Барятинским, своим соучастником в убийстве Петра III.

Это предпочтение, не имевшее иной цели, кроме как поставить убийц в искупительное положение рядом с гробом жертвы, произвело зловещее впечатление на присутствующих. В течении трёх часов, пока длилась церемония, все взоры были прикованы к этим двум мужчинам и, казалось, звучал голос, который обвинял их в преступлениях.

Князь Барятинский был очень бледен, едва держался на ногах и часто пользовался пузырьком с нюхательной солью, чтобы не упасть в обморок, и, время от времени, из его груди вырывался глухой стон. Алексей Орлов тихо и покорно стоял у гроба императора когда-то задушенного его руками. На его лице не было никаких чувств, но когда его глаза встречались с глазами Павла I, казалось, что его взгяд говорил:"Убийцы твоего отца здесь! А вокруг тебя твои собственные!"

--------------------------------------------
PS. Жаль, что Лора д Абрантес ничего не написала о Зубовых и не привела сумму денег и подарков, полученных Платоном во время его пребывания фаворитом, но и без того хорошо известно, что вся семья Зубовых отметилась в истории русского престола, как казнокрадцы, мздоимцы, мошенники и убийцы. Важнее другое! Семь лет Зубовы были приближены к императрице, оказывали влияние на принятие её решений, на её выбор в любых политических ситуациях, как внутренних, так и внешних. Николай Зубов стал убийцей Павла I.

Екатерине было шестьдесят лет, когда Платон Зубов стал её фаворитом. Казалось бы, за её плечами был огромный опыт управления Россией, полученные за эти годы знания, разумное хладнокровие, соответстующее возрасту мудрости, ясный ум, который все у неё отмечали, и она вполне самостоятельная фигура на политическом Олимпе Европы.

Но никаких значительных достижений, которые улучшили бы жизнь российского народа, не случилось. Равно, как и в вопросах большой политики. Вероятно, по многолетней привычке полагаться на Потёмкина и доверять ему во всём, она так же безоглядно передоверила все государственные дела новому фавориту. Увы, нелегко найти человека сопоставимого умом с Потёмкиным. Все самые большие успехи в царствование Екатерины приходятся на тот период, когда он был рядом с ней, человек поистине государственного мышления, что, впрочем, не мешало ему и красть так же масштабно. "Короля делает свита." Свита Екатерины составила ей дурную славу.

"Золотой век" Екатерины был придуман её внуками. Останься в живых Павел I, мы бы о Екатерине знали много прямо противоположного тому, что знаем сегодня. Но, увы, любой правитель, узурпировавший власть, потом, на протяжении своего царствования, всеми способами очерняет своего предшественника, его законы и политические решения, чтобы оправдать своё преступление. И как Екатерина очерняла своего мужа Петра III, так же поступил и её любимый внук Александр I в отношении своего отца. Школа!

В наследство от правления Екатерины в Сенате осталось 11000 нерешённых дел. Павел Петрович в 1776 году писал в частном письме: «Для меня не существует ни партий, ни интересов, кроме интересов государства, а при моем характере мне тяжело видеть, что дела идут вкривь и вкось и что причиною тому небрежность и личные виды. Я желаю лучше быть ненавидимым за правое дело, чем любимым за дело неправое».

Поэт Владислава Ходасевич сказал: «Когда русское общество говорит‚ что смерть Павла была расплатой за его притеснения‚ оно забывает‚ что он теснил тех‚ кто раскинулся слишком широко‚ тех сильных и многоправных‚ кто должен быть стеснён и обуздан ради бесправных и слабых. Может быть‚ это и была историческая ошибка его. Но какая в ней моральная высота! Он любил справедливость — мы к нему несправедливы. Он был рыцарем — убит из-за угла. Ругаем из-за угла…».

 "Вытерпев царствование Екатерины и ее двенадцати фаворитов, русский народ доказал, что он самый униженный из народов, если же он вынесет до конца тиранию Павла, он окажется и самым подлым из всех."
Шарль Массон "Секретные записки о России"

«Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» – «Power corrupts; absolute power corrupts absolutely».

               

на фото: Екатерина II и её последний фаворит Платон Зубов



Римма Соловьёва 11.12.2022г.


Рецензии