Крот Кортышкан и ворона Карга

На ветке высокого дерева, сидела уже повзрослевшая ворона Карга . Блестящими глазами разглядывала вокруг. Середина декабря, уже морозно, выпали обильные снегопады. Ветер  завывает без умолка,  сметая снег в одну, то в другую кучу, никто не устоит перед ним, как загудит над ушами и вновь завывая возобновит свой путь  по снежному полю.

Карга посмотрела в сторону озеро, да и озеро остекленело, блестит кое- где, где снегом не замело. Вон снежный ком закрутился,  кружась, вращаясь на одном месте и понеслась дальше. Белые снежинки  исполняли свой танец, перехватывая  других снежинок и все вместе заметали  всю дорогу. Скоро , через какое-то мгновение, ветер  угомонился, растянувшись на белом снегу, чтобы набрать силу и вновь продолжить свою зимнюю игру.

Тут к ней на ветку  подсел черный ворон,  хлопая крыльями, сбрасывая снежинок с волос.
-Ну и зима снежная, аж еле долетел до ветки.
-А ты кого ждешь? Не хочешь поваляться в снегу и почистить черную шубку? -Видишь, как вальсируют снежинки, делая разные обороты, аж меня чуть не захватили своими вихривыми движениями, заигривая со мной. Еле-еле от них отбился, рванул взмахнув крыльями и увидев тебя свернул в твою сторону.
- Видишь, как они меня взлохматили, растрепали все мои перья, чуть не разорвали в клочья и не сломали мои крылья, кое-где возможно сломали, теперь нуждаются в починке, описывал свое состояние ворон.

- Да, теперь до теплых деньков еще  рановато, помнишь наши  летние луга, ох и растолстели  мы за лето
-А сколько было на стволе гусениц, слизняка, жука, наедались и были похожи на два толстяка.
-Теперь такая тоска, вот вышел в поиске пищи, кругом снега и она так глубока , под ними не разглядеть зерна, да еще этот снежный, порывистый ветер.   Жизнь зимой нелегка.
-Всю неделю была пурга, под крышу все замело,   под лучами , снег искрился, как жемчуга, тут опять последовала за ней вьюга.
-Ну, а ты ждешь  своего друга крота Кортышкан, что он принесет тебе червяка, то-то глядишь вниз с высока.
-Скажи  ему , пусть принесет и мне червяка со своего тайника,  небось у него там их дофига.
-Этого зверька ждет и лиса, видишь идет сюда, ей только сделать два прыжка и твой  крот Кортышкан в его руках, но во внутрь ему трудно пробраться , слишком нора узка.


  Ворона Карга посмотрела на неугомонного ворона. Ох и длинный же у него язык и решила пересесть на другую ветку, Карга не любила чрезмерно болтливых ворон.
Осмотрелась , увидела горстку земли на поверхности, значит его друг крот где-то недалеко.

Тут из под снега показалась его рука , кряхтя скоро появился  крот Кортышкан,  видно, что вспотел пока пробирался , его блестящая,  бархатистая шубка блестела и скоро снежинки усеяли   белыми кристалликами всю его блестящую шубку.

-Ну, крот дорогой привет!
-Чувствую, что еле дополз
-Лишь один ты не спишь под землей, все ушли в спячку в такой холод, а ты  смотрю днем и ночью работаешь.

- Да вот решил посмотреть, под снегом, под листвой , что нибудь живое.
- Чувствую, что на поверхности снежная пурга, кругом снега, как бы не замерзла моя рука. Без моего главного инструмента мне трудно обойтись.
- Но, раз вышел, попробую что-то поискать, авось найду и тебя угощу

-Там во тьме тебе не скучно?
- Да нет, скучать не приходится, каждый день рою себе новые ходы, у  меня несколько секторов и дороги бесконечны,
- В третьем секторе-холодильник, держу запас безголовых червей, могу угостить

-Там у тебя хоть горит свет или хотя бы есть фителек или ночник?
-Да какой  там свет, везде темнота ,
-Ой мне без света  трудно  ориентироваться, хотя  хочется  живыми червями полакомиться,
-А что, головы ты сразу съедаешь?

-Ну, да , а то уползут,
-Что нового вокруг, я вот ничего не вижу, но хорошо слышу.,
-Поэтому редко выхожу на поверхность, лишь когда голоден, чтобы под снегом , что-то живое  поискать.
-у вас тут холодно, у меня спальня  в глубине земли, теплая, мхами обставлено, вот и бегаю по лабиринтам, каждый день прохаживаюсь, проверяю ходы, авось червь какой-то приполз, любят они мой запах и мою нору.

-Карр карррр - расмеялась ворона, Как же тебе скучно в темноте,не видеть неба, солнце, не подышать свежим воздухом. Это разве жизнь?
-Смейся, смейся, а что ты одна сидишь на ветке,  где твои родители?
-Остались в теплых краях, от холода они дрожат, каждая клеточка тело перестала их греть.

Тут крот почувствовал, что под листвой что-то зашевелилось и ошалел увидев мышку,  побежал за ним,пыхтя на полпути  завладел ею , прижал к груди и поспешил назад в нору.

-Ну,вот,  детишкам на Новый год подарок, теперь бы небольшую елочку, украсить нору.
-Ты,  Карга мне не поможешь, насчет елочной ветки? а я тебя угощу  согым, твой сыбага хранится у меня в холодильнике

- Конечно, помогу , тут есть небольшая елочка, а ветки на ней пушистые, я сейчас слетаю и постараюсь своим клювом отодрать пушистую ветку.

-Хорошо, я за это время сбегаю, отнесу  малышам  мыша и принесу тебе зимний согым, холодильник мой заполнен жирным,сочным мясом.
-Это от нашей семьи тебе сыбага

 Ворона полетела за елкой, а крот поспешил к себе в нору , принести сыбага для вороны Карга.





Согым- На зимний период каждая семью  забивают откормленную конину, из жирной
 части готовят казы. В день забоя приглашают родственников, друзей отведать свежий согым и таким образом всю зиму ходят к друг-другу в гости.

Сыбага - часть согым, преподносят родителям и родителям жены а также друзьям и сородичам
 Приняв дар, каждый, дает бата- благословление той семье , кто передал согым-сыбага


Рецензии
Красочное описание зимней природы и зимнего пейзажа. Трогательные воспоминания ворон о лете. Хорошо представлена уважаемым автором взаимная выручка животных и птиц в трудную и голодную зимнюю пору.
Спасибо Вам за рассказ. Желаю дальнейших творческих успехов.

Ирина Карпова 4   21.01.2023 18:30     Заявить о нарушении
Спасибо огромное! Творческих успехов!

Айша Темирбек   22.01.2023 18:10   Заявить о нарушении