Пушкин. Орден рогачей, пасквиль и подозреваемые
Орден рогачей (кокю)
пасквиль и подозреваемые современниками авторы акции
Как только в СПб заработала городская почта, Пушкины на Мойке были завалены анонимками
Содержание их муж – камер-юнкер и сочинитель А.С. Пушкин называл «мерзость против жены моей».
4 ноября 1836 г чрез 2 недели после начала открытого конфликта с двумя баронами - поручиком придворного полка д-Антесом и его сожителем и любимейшим другом дипломатом голландцем ван Геккерном – Пушкин и еще около 10 персон из тесного круга его общения – «узкого круга своих», в котором оклеветанный всегда чужой, получили двойной конверт. Во вложенном конверте находился пародийный «Диплом ордена рогоносцев (кокю)», который свидетельствовал, что Пушкин в ордене мужей рогачей достиг уровня коадьютора за заслуги его женки в терках кокетливого поведения с царем…
Кто кого подозревал в авторстве сей акции
1) Пушкин уже 5–го ноября направил барону д-Антесу вызов на дуэль, ничем егог не обосновывая. 17 ноября он отозвал вызов как не имеющий оснований. 21 ноября он писал шефу полиции и сыска графу Бенкендорфу, что подозревает в авторстве «иностранца, человека высшего общества, дипломата». Еще позже он записал, что подозревает двух светских львиц – гр. Со. Б. и М.Д. (со временем декодированных как Софи Бобринская и М.Д. Нессельроде = жена его служебного шефа)
2) Князь Петр А. Вяземский был хитер и опытен: он сам никого не назвал, но в письме к вел. кн. Михаилу сообщил следующее: «видя, что честь его *Пушкина* задета чьей-то неизвестной рукою, он послал вызов молодому Геккерену, как единственному виновнику, в его глазах, в двойной обиде, нанесенной ему. Необходимо при этом заметить, что, как только были получены эти анонимные письма, он заподозрил в их сочинении старого Геккерена и умер с этой уверенностью. Мы так никогда и не узнали, на чем было основано это предположение, и до самой смерти Пушкина считали его недопустимым. Только неожиданный случай дал ему впоследствии некоторую долю вероятности. На этот счет не существует никаких юридических доказательств, ни даже положительных оснований.
3) Биограф Пушкина Анненков : Геккерен был педераст, ревновал Дантеса и поэтому хотел поссорить его с семейством Пушкина. Отсюда письма анонимные и его сводничество. П. В. Анненков. Записи
4) Смирнова А.О. (ур. Россет): К.О. Россет получил анонимное письмо и по почерку стал догадываться, что это от князей И. Гагарина и П.Вл. Долгорукова. Кого подозревать? Все единогласно обвиняли банкаля (кривоногого) Долгорукова, он один способен на подобную гадость.
5) Смирнов Н. М. (Памятные заметки): Геккерен был способен составить его. Подозрение пало также на двух молодых людей, кн. Петра Долгорукого и кн. Гагарина; особенно на последнего. Оба князя были дружны с Геккереном и следовали его примеру, распуская сплетни. Впрочем, участие, им принятое в пасквиле, не было доказано, и только одно не подлежит сомнению, это то, что Геккерен был их сочинитель. Последствия доказали, что государь в этом не сомневался, и говорят, что полиция имела на то неоспоримые доказательства.
6) Н. А. Меренберг (дочь Пушкина)по записи М.И. Семевского: Авторами писем мать моя всегда признавала кн. Петра Владимировича Долгорукова, которого называли bancal , – известного своею крайне дурной репутацией. – Другое лицо, на которого указывала моя мать, как на автора безымянных писем, был кн. Иван Сергеевич Гагарин
7) Греч Н.И в 1886г : подкидные письма, причинившие поединок, писаны были кн. Ив. Серг. Гагариным
8) Аммосов А.: Автором этих записок, по сходству почерка, Пушкин подозревал барона Геккерена-отца. После смерти Пушкина многие в этом подозревали князя Гагарина (вступившего потом в иезуиты); теперь же подозрение это осталось за жившим тогда вместе с ним князем Петром Влад. Долгоруковым.
9) Соболевский С.А.: Дантес-Геккерен хочет начать дело с (кн. П. Вл.) Долгоруковым и он намеревается доказать, что именно Долгоруков составил подлые анонимные письма, следствием которых была смерть Пушкина. Княгиня (жена кн. П. Вл. Долгорукова) утверждала (и это говорила она всем), что ее муж ей сказал, что он – автор всей этой интриги
10) Голицын А.М : Государь Александр Николаевич у себя в зимнем дворце за столом, в ограниченном кругу лиц, громко сказал: «Ну, вот теперь известен автор анонимных писем, которые были причиною смерти Пушкина, – это Нессельроде». Соболевский подозревал, но очень нерешительно, князя П. В. Долгорукова
11) Вяземский П.П. : графиня М. Д. Нессельроде плечиста, и грудиста, и брюшиста … Ненависть Пушкина к этой последней представительнице космополитного олигархического ареопага едва ли не превышала ненависть его к Булгарину. Пушкин не пропускал случая клеймить эпиграммическими выходками и анекдотами свою надменную антагонистку, едва умевшую говорить по-русски. Женщина эта паче всего не могла простить Пушкину его эпиграммы на отца ее, графа Гурьева, бывшего министром финансов в царствование императора Александра I.
12) Ефремов П.А.: Графу С. С. Уварову приписывали распространение пасквиля рассылкою лицам высшего круга, даже незнакомым с Пушкиным, копий с этого пасквиля, сделанных во множестве по приказанию графа.
13) Грот Я.К.: Пушкин понял всю важность этого указания, стал делать розыски и убедился, что эта бумажка голландского посольства
14) Трубецкой А.В.: В то время несколько шалунов из молодежи, – между прочим Урусов, Опочинин, Строганов, мой кузен, – стали рассылать анонимные письма по мужьям-рогоносцам. В числе многих получил такое письмо и Пушкин
15) Бартенев П.И.: Пушкин, преследуемый анонимными письмами, писал Геккерну, кажется через брата жены своей, Гончарова, вызов на поединок. Названый отец Геккерна, старик Геккерен, не замедлил принять меры.
16) Пушкин А.С.: Я знаю автора анонимных писем, и через неделю вы услышите о мщении, единственном в своем роде: оно будет полное, совершенное; оно бросит человека в грязь;
17) Соллогуб В.А.: Пушкин отвечал мне, что не знает, но подозревает одного человека
18) Пушкин А.С.: Нанести решительный удар… сочиненное вами, и три экземпляра безымянного письма… роздали… смастерили… беспокоимся более. Действительно, не прошло и трех дней в розысках, как я узнал, в чем дело. Если дипломатия не что иное, как искусство знать о том, что делается у других, и разрушать их замыслы, то вы отдадите мне справедливость и сознаетесь, что сами потерпели поражение на всех пунктах… Может быть, вы желаете знать, что мешало мне до сих пор опозорить вас в глазах нашего двора и вашего… Я добр, простодушен… Но сердце мое чувствит… Дуэли мне уже недостаточно… самый след этого гнусного дела, из которого мне легко будет написать главу в моей истории рогоносцев.
19) Пушкин А.С.: Случилось, что в продолжение двух недель г. Дантес влюбился в мою свояченицу, Гончарову, и просил у нее руки. Между тем я убедился, что анонимное письмо было от Геккерена, о чем считаю обязанностью довести до сведения правительства и общества
20) Соллогуб В.А.: В начале декабря д’Аршиак показал мне несколько печатных бланков с разными шутовскими дипломами на разные нелепые звания. Он рассказал мне, что венское общество целую зиму забавлялось рассылкою подобных мистификаций. Тут находился тоже печатный образец диплома, посланного Пушкину. Таким образом, гнусный шутник, причинивший его смерть, не выдумал даже своей шутки, а получил образец от какого-то члена дипломатического корпуса и списал.
21) Луи Метман.: Вследствие многочисленных анонимных писем, почерк которых менялся постоянно, но которые носили характер несомненного тождества и, благодаря этому, являлись доказательством злостной интриги, Пушкин написал голландскому послу, барону Геккерену, оскорбительное письмо.
22) Бартенев П.И.: Пушкин, зная свойства Идалии, оскорблял ее, и она, из мести, была сочинительницей анонимных писем, из-за которых произошел поединок.
23)
24)
Свидетельство о публикации №222121101291