О романе Э. М. Ремарка Триумфальная арка

Я люблю, а значит, я существую.

Я влюбился в Ремарка. Мне по нраву его мягкий нежный слог, обволакивающий и шепчущий. Мне импонирует тесная близость смерти в его произведениях. От этого пробуждается желание жить и бороться дальше с этим враждебным миром. В плане моих субъективных ощущений не стал исключением и роман "Триумфальная арка".

И снова смерть дышит в каждом диалоге. Она в горе, она в радости, она в молчании и в долгих разговорах. Безмолвный свидетель, отбирающий персонажей, дарующий остроту и искренность чувствам в каждый момент жизни. Только чувствуя еле слышное дыхание Танатоса в затылок, ощущаешь вкус к жизни, осознаёшь всем сердцем и душой, что есть только миг между прошлым и будущим, только здесь и только сейчас, в это самое мгновение.

Вы только взгляните, как прекрасна Госпожа Смерть в устах автора:

"Он лежал, уже бездыханный, но лицо его за последний час переменилось сильнее, чем за все тридцать пять лет жизни. Сквозь судорожную натугу последнего вздоха теперь медленно и непреклонно проступал строгий лик смерти. Все случайное таяло и отпадало, последние следы мучительного умирания сходили на нет, и вместо мелких, заурядных, искаженных страданием черт – отрешённая, безмолвная, вступала в свои права маска вечности. Еще через час только она и останется".

Главная идея произведения — Любовь. Любовь с большой буквы. Безрассудная, безоглядная, настоящая, страстная, всепоглощающая и безмерная. Любовь как единственное, имеющее смысл и наполняющее смыслом все суетливые странные движения от рождения до смерти. Любовь накануне войны и смерти, любовь на фоне каждодневной борьбы за место под солнцем, где мир и настоящее слишком эфемерны и иллюзорны, чтобы стать надеждой на завтрашний день.

Конечно, главные герои — живые люди, посему без сцен ревности и сердечных мытарств не обошлось. Но не придаёт ли это остроты в отношениях? Когда царит всепринятие, граничащее с равнодушием, — это либо отсутствие любви и сильного притяжения, либо чувства Вознесённых, развивших своё сознание и сердечную чакру до способностей к безусловной несобственнической Любви. Ревность присуща многим как неотъемлемый атрибут проявлений эго, люди ставят себя выше партнёра, считая вправе обладать им. Это проистекает от их уверенности в собственном бессмертии, в абсолютном непоколебимом знании, что завтра они ещё будут живы. Я, конечно же, в первую очередь имею в виду внешние проявления ревности, поведение и поступки людей, ею порождаемые, а не само наличие ревности как состояния, которое можно контролировать при достаточном уровне осознанности.

В смятениях, в сомнениях, в терзаниях страстной любви и жгучей ненависти есть один большой и неоспоримый плюс — ты снова живой! Чувства с эмоциями могут с адской болью драть сердце и душу. Но при этом ты чувствуешь, и это радость бытия. Я чувствую, значит, я существую.

Все душещипательные, зубодробительные скандальные сцены ревности, что в жизни, что на бумаге, напоминают мне истерику мальчиков и девочек в детском саду, делящих ночной горшок неубитого медведя. И сцена в "Триумфальной арке" вызвала у меня положительные эмоции. Жоан увидела Равича в ресторане с какой-то дамой. Потом пришла к нему домой и закатила ревнивый скандал с вопросами. Он ей по-хорошему объяснил, что она живёт с мужчиной, что не имеет права устраивать сцену и что пора бы ей возвращаться к своему ненаглядному. Что же ответила актриса средней руки с румынским акцентом? "Это другое!" Под это сакраментальное "Это другое!" я смеялся в голос.

Поскольку я сам писатель, то не могу не вставить здесь свои ассоциативные "пять копеек", родившиеся при прочтении:

"Он резко толкнул дверь и ворвался с грохотом в её жизнь, нарушая весь привычный, хоть и, честно говоря, зловонный уклад бытия. Они не виделись сотни лет, раньше его звали иначе, а у неё было другое имя. Но даже истеки вечность с момента их последней встречи, это ничего бы не изменило, потому что для родственных душ не существует времени и пространства.

Он пристально взглянул на неё, обжёг блеском стальных глаз. Она тут же вспомнила, всё вспомнила — все их жизни, все пути и сплетения, все уровни огня, воды и медных труб, что они не раз проходили вместе, пусть и с переменным успехом, ведь никто не совершенен в подлунном мире.

— Долго же я тебя искал, крепость души моей... Идём со мной! — бросил он.

— Но как?.. — взбрыкнула было её последняя нынешняя личность. — У меня муж, дети, ипотека...

Голос её затих, она обернулась и увидела тающих призраков своей эрзац-жизни. Глаза её, потухшие за последние годы, вновь вспыхнули со свежей силой, надеждой и радостью.

— Идём! — он протянул ей руку.
— Идём, мой воин! Наконец-то мы снова вместе! — бросилась она к своему единственному и настоящему".

Превознося Любовь и обожествляя Женщину, Ремарк подспудно прошёлся и по религии. Так сказать, мысли вслух:

"Человек без желудка умер. Трое суток он стонал, мучался, и даже морфий ему уже почти не помогал. Равич и Вебер знали, что он умрет. Они вполне могли бы избавить его от этих трёхдневных мучений. Но не избавили, ибо религия, проповедующая любовь к ближнему, возбраняет сокращать страдания человеческие. И её в этом строжайше поддерживает закон".

И здесь я с автором соглашусь. Судить по делам, а не по словам, и видеть скрытый смысл между строк религиозных догм.

А ещё хочу сказать напоследок... Ревность лысых обезьян, без стеснения гордо носящих название Человек, убивает.

2022 год


Рецензии