Аксель

         
              Я с детства ходила на фигурное катание. И всегда считала это главным занятием своей жизни.  Мне запомнился прыжок – «Аксель». Полное имя – «Аксель Паульсен», по имени того, кто его придумал. В отличие от других прыжков этот - надо прыгать на хорошей скорости, выезжая на левой ноге вперед.

               Оказалось, что именно выезд вперед был значительно страшнее тех, где ты едешь спиной. Спина-то ничего не видит. Вот и не страшно. Прыгаешь вслепую. Это тебе, не флип, лутц, или сальхов – «ерунда на постном масле». А когда видишь впереди себя лед, и понимаешь, что вот сейчас, надо будет оторваться от земли и пролететь по воздуху, это я вам скажу, еще то ощущение.

                Ты понимаешь, что у тебя внизу - скользящее ребро конька, движущееся на большой скорости. Оно должно стать твоей точкой опоры. То есть вместо точки покоя - у тебя точка движения. Все зависит от того, как прочно она сцеплена со льдом. Если коньки хорошо поточили, то оттолкнешься. А если нет, то ребер тоже нет, и конек может как бы «поскользнуться».

               И - прощай точка опоры. Тогда прыжок становится очень опасным. В других прыжках участвуют зубцы, притормаживая движение. Здесь же, надо обязательно почувствовать баланс и, обязательно на ребре. А что будет с тобой дальше - уравнение из трех неизвестных. Это - ты, ребро и лед.

                Самое трудное было увидеть себя уже приземлившейся. Я замирала на стадии отрыва ото льда. Дальше в воображении ничего не было. Только страх и твердый лед. Первое время у меня ничего не получалось. Доверия к прыжку не было вообще. Мы, с моими подругами, на всякий случай, падали, или просто тормозили зубцом. И прыжок - Слава Богу!- не получался.

                Кроме страха был еще один момент. Надо было толкнуться левой ногой, а приземлиться на правую. Вот эта смена ног ни у кого не получалась. Хотя на полу все было в порядке. Загадка. Почему-то на льду, голова отказывалась понимать, что от нее требуется, и не давала команды на смену ноги в воздухе. И мы все, отрываясь от земли, упорно приземлялись на ту же толчковую левую. Как в песне у Владимира Семеновича Высоцкого : «Но свою неправую правую я не сменю на правую левую!»

                Прошло много времени, прежде, чем мы научились менять в голове эту самую ногу. А в начале, я приземлялась не только не на правую, но и даже не на левую ногу, а просто на колени. Это была подсознательная защита от прыжка: «Лучше разобью колени, чем разобьюсь сама» - твердил мой мозг. В результате колени имели довольно непривлекательный вид.

                После многочисленных отчаянных попыток «выпрыгнуть» Аксель, мне все таки удалось покорить его и он стал одним из моих любимых прыжков. И теперь, когда я смотрю на других фигуристов, я жду, когда они сделают Аксель. Это всегда  происходит в начале программы. Ведь это – Аксель - самый трудный и  самый уважаемый прыжок в мире.


Рецензии