Theory. Термины для драматургии Ю. Рюнтю

АРТ-КРИТИКА: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ, ТЕАТРОВЕДЕНИЕ.
НОВЫЕ НАУЧНЫЕ ТЕРМИНЫ 


НЕОТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР: ЮРИ МЭТТЬЮ РЮНТЮ.
(МУЛЬТИВАРИАТИВНАЯ ДРАМАТУРГИЯ НОВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ.)

Неотрансцендентальный [театр] (из греческого: “neos” - “новый”; из латинского: ”transcendens (transcendentis)” - “выходящий за пределы”, ”transcendentalis” - “превышающий показания чувства”, “transcendere” - ”переступать, перешагивать”) - уникальное явление в мировой культуре конца XX - первой половины XXI в.в., абсолютно новое и очень перспективное направление в развитии современного мирового театра. Неотрансцендентальный театр впервые зародился в Австралии, основоположником его является крупнейший современный англо-франко-русскоязычный писатель, драматург и журналист Юри Мэттью Рюнтю. Неотрансцендентальный театр связан опосредованно с трансцендентализмом - философским, религиозным и литературным течением, сформировавшимся в 20-30 г.г. XIX в. в Новой Англии (США) и представленным в творческом наследии Генри Дэвида Торо, Маргарет Фуллер, Натаниэля Готорна, Уолта Уитмена, Теодора Паркера и др. выдающихся американских писателей-классиков мировой литературы. В частности,  так же, как и в трансцендентальной литературе, в неотрансцендентальном театре присутствует идея интуитивного постижения макрокосма через микрокосм. Впрочем, такая  особенность видения космоса, в котором часть отражает целое и наоборот (где человек - вселенная в миниатюре), присуща многим эзотерическим моделям философии - как древним, так и современным. Однако, в отличие от трансцендентальной литературы, неотрансцендентальный театр являет собой некий симбиоз априорных фиксаций (т.е. наших представлений об окружающем мире и наших фантазий о событиях и фактах, которые пребывают вне рамок чувственного познания - на метафизическом уровне) и апостериорных констатаций (т.е. определённых подтверждений событийной и фактической несомненности - на эмпирическом уровне), причём, эти симбиотические реляции осуществляются на принципах мутуализма. Именно поэтому в драматургической палитре неотрансцендентального театра очень естественным и логичным образом  синтезировались и переплелись историко-культурные традиции и творческие инновации: с одной стороны, традиционная культура и классическое искусство и, с другой стороны, модернизм (разрыв с предшествующим историческим опытом и художественными традициями; конец XIX - начало XX в.в.), авангардизм (экспериментальные поиски с целью выработки принципиально новых форм творчества; вся первая половина XX в., вплоть до 70-х годов) и постмодернизм (состояние общества и культура в условиях массового потребления и избытка информации; вторая половина XX - начало XXI в.в.). В рамках неотрансцендентального театра комфортно разместились, мирно сосуществуют и активно сотрудничают друг с другом разнообразные жанры, типы и формы различных видов искусств: театр, кино и телевидение; музыка, танец и пантомима; трагедия и комедия, драма и мелодрама; мистерии и буффонады; маски и марионетки, макеты и портреты и мн.др. Многочисленные приёмы и средства неотрансцендентального театра направлены на возникновение несомненных инсайтов и достижение зрителями устойчивого катарсиса. 

Мультивариативная [драматургия] (из латинского: “multum” - “много, большое количество”, ”multus” - “многочисленный, обширный”; ”variatus“, также “varius” - “разнообразный, многомерный”) - терминологический синоним для неотрансцендентального театра, указывающий на полисинтетический характер нарративной организации текста в литературно-драматическом произведении для сценической постановки. В мультивариативной драматургии, прежде всего, осуществляется синтез тех или иных парадигматических единиц (эстетических концепций, культурологических теорий, творческих методов, аксиологических постулатов, литературных и театральных стандартов), а также разнообразных жанров, стилей и способов выражения тех или иных идей в искусстве, иными словами, происходит методологическая инкорпорация в структуре нарративной парадигмы драматургического текста. Мультивариативное пространство характеризуется ярко выраженной паратекстуальностью, позволяющей автору, скрывшись за маской паратекста, косвенно определить своё собственное отношение к событиям и фактам и при этом не навязывать авторского мнения читателям и зрителям. Этому же способствуют комментирующая метатекстуальность и энциклопедическая гипертекстуальность мультивариативного нарратива. Налицо также вербальная, визуальная и аудиоинтертекстуальность, что придаёт нарративу соответствующую экспрессивность и позволяет автору не только опосредованно сообщить свои культурные и семиотические ориентиры, но и установить некоторую латентную, трансцендентальную общность со своими читателями и зрителями. Внутри мультивариативной парадигмы наблюдаются перманентные трансгрессии инкорпорированных ранее фиксированных состояний, т.е. тех или иных   жанровых, стилистических, лингвистических, композиционных и прочих стереотипов традиционного текстового конструирования. Однако эти трансгрессивные процессы не носят характера пейоративности, а, напротив, позволяют автору проектировать, моделировать, апробировать и внедрять принципиально новые драматургические подходы в литературе и театральном искусстве. Первооткрывателем и профессиональным разработчиком мультивариативного построения драматургического текста стал известный австралийский англо-франко-русскоязычный писатель, драматург и журналист Юри Мэттью Рюнтю, академик Международной Академии информатизации.


Рецензии
Не вникая безудержно в предлагаемое толкование термина "НЕОТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР", я, всё же, предложил бы автору (на его усмотрение, естественно) представить, как дополнение к тексту, суть и отличия прародителя, т.е. "ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОГО ТЕАТРА". Признаюсь, что я о таком не слышал, но логика подсказывает, что, раз имеем дело с "НЕО...", значит, как ни крути, должен быть предшественник! (Выражаясь просто: раз есть "новый", значит, был и "старый", в противном случае приставка "нео..." не имеет права быть...). И тогда бы ярче заиграла тема о новаторстве Ю. Рюнтю. Пока же представлено сравнение "неотрансцендентального ТЕАТРА" с "трансцендентальной" ЛИТЕРАТУРОЙ, что трудно назвать корректным сравнением...
Что же касается "многоразнообразной" (драматургии), то мне это известное "масло масляное", почему-то, напомнило. На мой скромный взгляд, даже такие составные слова, как "мультиобъёмная", или "мультисодержательная" (драматургия) однозначнее передали бы суть вводимого термина. ...но это мнение непрофессионала, есичё.
И последнее: не лучше ли подправить заголовок, добавив слово, к примеру, "Толкование (терминов)..."(?). Ибо, как я понял, представлено ТОЛКОВАНИЕ, автором, терминов, предложенных Ю. Рюнтю. Кстати, само толкование вопросов не вызвало - всё ясно и понятно.
Одно удивило: надо обладать недюжинной смелостью, чтобы выйти с такой достаточно узко специализированной темой на страницы "Прозы.ру". +7! за смелость!

Николай Пащенко   07.01.2023 23:13     Заявить о нарушении
Дорогой Николай!
Сердечно признателен Вам за очень важные и ценные для меня методологические замечания и семантические поправки!!!
Не могу не согласиться с Вашими очень толковыми и полезными для меня советами: да, несомненно, следует поработать над текстом основательно!!!
С большим уважением и с самыми добрыми, дружескими чувствами! Георгий.

Георгий Георгиевич Ларин   07.01.2023 23:33   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.