Покинутый дом рус

В одном из тихих мест Полоцка, там, где Великая улица вот-вот готовится перейти в пыльную просёлочную дорогу, на пересечении с безымянным переулком стоял покинутый дом, окружённый буйно разросшимися кустами шиповника и боярышника.
Краска на стенах дома давно высохла и осыпалась, парадное крыльцо развалилось, а доски, которыми были забиты плотно затворённые ставни на окнах, рассохлись и почернели. Холодный и ветхий, с высокой, неестественно крутой крышей и полуразрушенным левым флигелем, дом казался чужеродным пятном в яркой палитре города, словно перенесённым неведомым волшебством из других, угрюмых и мрачных мест.
Про прежнего хозяина говорили, будто он был чернокнижником из Риги и водился с нечистой силой, которая и дала ему всё его богатство. Ещё шептались, что дом населяют неведомые существа, а в забранном решёткой окошке-веере над входной дверью видели лица умерших. В саду возле дома поздние прохожие слышали протяжный собачий вой, а иногда видели появляющиеся и исчезающие призрачные фигуры в старинных одеждах и, словно пришедших из иного мира, странных существ с перепончатыми крыльями. Разное рассказывали про дом, но все сходились на том, что дом проклят и населён нечистой силой.
Детей у чернокнижника не было и наследников не осталось. Долгие годы дом стоял в запустении, и городской совет уже подумывал снести здание, как вдруг откуда-то появился купец в чёрных одеждах, который заявил, что хочет выкупить дом. А те и рады: оформили купчую и передали купцу бумаги вместе с ключами.
Ключи ключами, а дом требовал ремонта. Договорился купец с плотником-латгалом, и в среду после обеда пошли смотреть дом.
Дом встретил молчанием. Купец и плотник обошли снаружи, тут и там подмечая, что требует замены: крыльцо, крыша и верхняя часть стены во флигеле, наружный лестничный пролёт ко второму этажу, окна… Наконец решили зайти внутрь.
Вставил купец ключ в замок входной двери, вдруг видит, в окошке-веере показалось чьё-то серое, как земля, лицо. Посмотрело и пропало. Открыли дверь – никого. Только сквозняком холодным откуда-то повеяло…
Внутри дома для плотника тоже была работа: покосившиеся, сорванные с петель двери, дыры в стенах, провалившийся пол… Купец ходил следом за плотником по заставленным старинной мебелью комнатам, и, казалось, искал чего-то, сам не зная, чего.
Перешли во флигель. Здесь среди прочего вдруг обнаружили кота. Слабый, почти умирающий, кот лежал на полу рядом с большой кучей мусора, наваленной перед странной дверью, нарисованной на стене. Дверь, хотя и нарисованную, совсем нельзя было не отличить от настоящей, в ней даже была замочная скважина с отверстием для ключа.
Кот лежал на полу с закрытыми глазами и тяжело дышал. Но когда купец подошёл ближе, кот вдруг открыл глаза и посмотрел на него. На мгновение купцу даже показалось что-то человеческое во взгляде кота, но что – непонятно. За стеной с нарисованной дверью послышался шорох, словно кто-то, затаив дыхание, подсматривал в замочную скважину.
Купец хотел посмотреть поближе, как кот вдруг поднялся и, шатаясь, пошёл прочь по коридору. Плотник сказал, что всё пометил, попрощался и ушёл, а купец решил посмотреть, куда отправился кот.
Кот шёл медленно, то и дело останавливался, чтобы лечь, отдышаться и набраться сил. Потом снова вставал и, оступаясь, продолжал путь, словно ведомый неведомой целью. Посматривая по сторонам, заглядывая в пустые пыльные комнаты и мрачные закоулки, купец шёл следом за котом, размышляя, куда бы тот мог идти.
Дошли до лестницы. Спотыкаясь, кот стал подниматься наверх. И чем дальше он шёл, тем увереннее были его движения, словно наполняясь какой-то дьявольской силой.
Поднялись к двери в небольшую комнату, ранее не замеченную купцом. Кот оглянулся и посмотрел на купца снизу-вверх, словно приглашая открыть дверь. Купец открыл, пропустил кота вперёд, сам зашёл следом. Окон в комнате не было, кроме странного треугольного окошка в крыше, сквозь которое проходил рассеянный свет, оставляя большую часть комнаты в полумраке.
Кот уверенно прошёл к запыленному старинному восьмигранному столику тёмно-вишнёвого цвета, запрыгнул наверх и сел рядом с видавшей виды чёрной шкатулкой. Купец подошёл ближе и взял в руки шкатулку. На крыше шкатулке была золотом выведена надпись на непонятном языке. Он посмотрел на надпись, подумал и открыл. Внутри лежал потемневший от времени тяжёлый бронзовый ключ.
Купец взял ключ, опустил взгляд на кота – тот немигающим взглядом смотрел ему в глаза, словно пытался проникнуть в мысли. Купец поставил шкатулку на место и, словно под чарами, пошёл вниз к нарисованной двери. Кот спрыгнул со столика и последовал за ним.
В проходе перед дверью купец остановился. Здесь что-то изменилось, но что? Он огляделся и увидел, что гора мусора, что прежде преграждала путь, куда-то исчезла.
Мучаясь сомнениями, он стоял, прислушиваясь, перед нарисованной дверью, ожидая и боясь услышать звук из-за двери. Потом что-то подхватило его руку с ключом и потянуло к замочной скважине; словно во сне купец вставил ключ и дважды повернул против часовой стрелки. Послышался неясный шум, словно приглушённая ярость десятков, сотен рвущихся из мрака голосов, и дверь вдруг распахнулась под давлением с обратной стороны.
На площадке перед дверью лежало полуразложившееся, полусъеденное тело покойника, дальше начинались уходящие под землю ходы, откуда доносился запах гниения и плесени и слышались страшные, мерзкие, нечеловеческие звуки.
Кот, который всё это время стоял за спиной купца, вышел вперёд и запрыгнул на грудь мертвеца. Боясь пошевелиться, купец смотрел, как оживает, наливается силой покойник: вот он уже поднялся на ноги, открыл глаза… Гримаса злобы и ликования пробежала по лицу мертвеца; он смотрел на купца и лицо его беспрестанно менялось, он был зверем и змеёй, язычником и самой смертью с оскаленным черепом.
Оцепенение всё больше охватывало купца, он вдруг с ужасом понял, что открытая дверь была дверью в иной мир, мир, где обитают умершие, нежить, демоны и чудовища. Тот самый мир, недоступный живущим, куда им не следует появляться. Нездешний холод пронзил его сердце, незримая сила подхватила и потянула в подземный ход, туда, где кончается свет, и дальше, в полный мрак.


Рецензии