Все мы одним миром мазаны
(Исх. 30:22-25)
Как часто мы повторяем эту фразу: «Все мы одним миром мазаны», не вникая в смысл сказанных слов. И многое в жизни постигаем случайно, ненароком.
В Донской монастырь мы заходим по пути на соседнее кладбище, где покоятся наши родные и близкие. С XVI века хранится в этом монастыре святая икона Донской Божьей Матери. По рассказам и преданиям, царь Федор Иоаннович, узнав о приближении к Москве хана Казы-Гирея, повелел пройти с этой иконой крестным ходом вокруг стен города. Затем икону Донской Богоматери поместили в походной церкви у места предполагаемой встречи с приближающимся супостатом. Однако после нескольких небольших стычек с отрядами противника, войско Казы-Гирея, охваченное неведомой нам и необъяснимой паникой, неожиданно обратилось в бегство. Москвичи объяснили чудесное спасение заступничеством святой иконы. Потому-то на месте встречи войск в 1593 году и появился монастырь, в главном соборе которого поместили чудотворный образ Донской Богоматери.
После жестокой эпидемии чумы 1771 года и случившегося в результате народного бунта в Москве, Сенат принял указ, запрещавший погребения на многочисленных кладбищах при городских церквах. Последовало распоряжение о создании новых кладбищ за границами города. Тогда и появился некрополь на территории Донского монастыря, стоявшего в ту пору на некотором отдалении от города. Вскоре этот некрополь стал самым привилегированным, или как сейчас говорят, престижным среди новых кладбищ на окраинах Москвы. Архивные записи указывают, что к середине XIX века за место на этом кладбище платили до трёх тысяч рублей - огромные по тем временам деньги, почти полугодовой доход средне благополучной семьи. Неудивительно, что некрополь Донского монастыря стал местом упокоения русской аристократии, знаменитых людей и богатого купечества.
Под мраморными надгробиями с трогательными скульптурами ангелов и плакальщиц похоронены предки Трубецких, Нарышкиных, Одоевских. Под чугунными и простыми каменными плитами обрели вечный покой видные российские философы, писатели и поэты. Здесь погребены друзья и родственники Пушкина: его дед и бабушка, любимый дядя Василий Львович, похоронами которого занимался сам Александр Сергеевич.
У южной стены Малого собора монастыря лежит друг Пушкина - российский гений и философ Чаадаев, на могиле которого всего несколько слов: «Кончил жизнь 1856 года 14 апреля». Побродив по некрополю, можно обнаружить захоронение знаменитой красавицы Смирновой-Россет, в литературном салоне которой частыми гостями были её друзья - Пушкин и Гоголь. Здесь нашли вечный покой родственники Грибоедова, мать Тургенева, бабушка Л. Н. Толстого. Есть тут и могилы декабристов, участников и героев Отечественной войны 1812 года; архитекторов, обустроивших Москву – Бове и Шервуда; известного историка В. О. Ключевского; русского художника Перова, прах которого перенесли сюда после упразднения Даниловского кладбища; основоположника русской авиации Н. Е. Жуковского; многих ученых и артистов.
Неподалеку от дорожки, ведущей вдоль южной стены монастыря, встретилось нам погребение печально известной Салтычихи. Надписи на белокаменном саркофаге, стоящем над её захоронением, почти полностью уничтожило время.
Но неизменно живет в памяти обители имя святителя Тихона, который пребывал здесь в заключении после Октябрьской революции 1917 года. В 1926 году монастырь закрыли, на его территории устроили антирелигиозный музей. А в 1930-е годы сюда стали свозить фрагменты исторических памятников, предназначенных для уничтожения. Так здесь появились горельефы взорванного храма Христа Спасителя и бронзовые детали с разрушенной Триумфальной арки.
Лишь в 1990 году обитель вернули Московской патриархии. С той поры старый некрополь Донского монастыря пополнился важными захоронениями. В соответствии с оставленной в завещании волей, в 2000 году вернулся на родину из Франции прах русского писателя Шмелева. Он покинул Россию 29 сентября 1922 года на так называемом "философском корабле", который увозил высланных из Петрограда видных интеллектуалов и членов их семей. Было их около 160 человек. Среди них и русский философ Ильин, который также завещал со временем перенести его прах в некрополь Донского монастыря. В 2005 году состоялось перезахоронение Ильина с супругой и генерала А. И. Деникина с женой. 6 августа 2008 года в некрополе Донского монастыря был похоронен русский писатель А. И. Солженицын.
Долго бродили мы по тропкам некрополя и даже притомились от насыщенной впечатлениями прогулки. Увидев открытую дверь небольшой монастырской постройки, мы решили там передохнуть. Однако помещение выглядело настолько необычно, что мы замерли на пороге. Облаченная в черное одеяние монашка приостановила уборку и вопросительно взглянула на нас.
- А это что?- спросила я, указав на некое сооружение посреди помещения.
- Это мироварня. Вы, поди, слышали выражение «Все мы одним миро мазаны». Так вот здесь и только здесь это миро и варят, а потом отсюда распределяют по всем приходам. Поэтому миро - одно на всех.
- А когда его варят?
Монашка вытерла о черный фартук руки и кивнула на стоявшую у входа деревянную скамью.
- Вы вон там присядьте. Вообще-то сюда заходить нельзя. Но раз уж привел вас Господь…, - вздохнув, она опустилась на стул и продолжала.
- Так вот. Драгоценное миро, как вы знаете, используется для миропомазания после крещения и ещё в некоторых особых случаях. Раньше, например, когда царя возводили на царство. Отсюда и выражение - «помазанник Божий». Ещё миром помазывают храмы при их освящении. Особой кисточкой на длинной ручке священник наносит миром крестики, как можно выше, на четыре стороны храма. А вот когда запасы миро истощаются, приступают к изготовлению новой партии. Это редкий, священный и торжественный обряд, и по традиции, его совершает только предстоятель поместной церкви.
- Патриарх?
- Да. Прежде на Руси миро не варили, его привозили из Константинополя. Только в 1675 году собор решил, что пора нам самим совершать мироварение. Причем только в Москве, а уж отсюда по мере надобности распределять его по всем городам и весям. До революции миро варили в Кремле, в Крестовой палате Патриаршего дворца. Там была поставлена специальная печь, имеющая форму креста и облицованная мрамором. Это уже после войны, с 1946 года мироварение перенесли сюда, в Донской монастырь.
- А как его варят?
- Обычно это происходит во время Великого поста. Прежде всего, готовят емкости для мироварения – специальные серебряные сосуды. Собирают все необходимые масла и прочие ароматические вещества. В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста совершается водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Мелко истолченные благовония заливают елеем и настаивают в течение двух следующих недель.
Торжественный чин варения мира начинается в Великий Понедельник. Патриарх Московский и Всея Руси совершает молебен, окропляет святой водой печь, котел, все сосуды со специями, вином и маслами. А затем он сам возжигает специальные дрова в мироваренной печи и читает отрывок из Евангелия от Матфея. В это время два диакона восходят на помост у котла, загружают туда всё заготовленное, и специальными деревянными лопатками, похожими на весла, начинают перемешивать содержимое.
- А что туда входит?
- В разное время по-разному. Рассказывают, что в царские времена в состав миро входило до 75 веществ. Там были и янтарь, и корица, и разные коренья, ладан, мед, специальной очистки водка, смирна и прочее. Сейчас таких веществ только 30. Главное, это – елей, то-есть оливковое масло высшего качества. К нему подмешивают розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла и белое виноградное вино.
- А вино зачем?
- Оно не допускает возгорания и пригорания масла. Потом в эту масляную смесь добавляют разные виды ладана, травы, лепестки розы, имбирный корень, кардамон, мускат и многое другое.
Вообще мироварение – настоящее искусство.
- Как кулинарное.
- Гораздо сложнее. Да и уровень другой. Варят его три дня. Перед началом мироварения Патриарх благословляет котёл и сам зажигает трикирием огонь под ним.
- А трикирий – это что?
- Так называется трехсвечник, символизирующий свет Пресвятой Троицы. Вы, наверное, видели по телевизору, как патриарх благословляет им народ.
Итак, в первый день загруженные в котел вещества доводят до кипения, потом огонь убавляют, и варят на малом огне, постоянно перемешивая, весь Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. И все это время, не прекращая ни на минуту, священники по очереди читают Святое Евангелие. А диаконы, также сменяя друг друга, непрестанно помешивают миро. В Великую среду совершают молебен на окончание Мироварения. А после того, как миро остынет, его перевозят в Храм Христа Спасителя. Там, уже в Великий четверг, во время Божественной литургии Святейший патриарх трижды благословляет стоящие вокруг престола сосуды с новым миро. При этом он, читая особую молитву, в каждый добавляет частичку из специального алавастрового сосуда, где издревле хранится освящённое миро, пополняемое некоторым количеством миро от каждого нового освящения.
Как святая вода, добавленная в сосуд, освящает всю воду, так и старое миро как бы приобщает новое миро, и совокупно они образуют одно. И так повторяется из раза в раз. Миро словно возрождается, неизменно сохраняя частички прежнего, или, как говорят, древнего миро.
Освященное патриархом миро раздается по всем епархиям Русской Православной Церкви для использования при совершении Таинства Миропомазания.
В общем, как в таинстве Евхаристии просвира – уже не просто хлеб, но тело Христово, так и освященное миро - не обыкновенное масло, но дар Христа и Духа Святого.
Свидетельство о публикации №222121101509