Все мы одним миром мазаны

    «И сказал Господь Моисею, говоря: возьми себе самых лучших благовонных веществ…и сделай из сего  миро для священного помазания».
(Исх. 30:22-25)

    Как часто мы повторяем  эту фразу: «Все мы одним миром мазаны», не вникая в  смысл сказанных слов. И многое в жизни постигаем случайно, ненароком.
   В Донской монастырь мы заходим  по пути на соседнее кладбище, где покоятся наши родные и близкие. С XVI века хранится в этом монастыре святая икона Донской Божьей Матери. По рассказам и преданиям, царь Федор Иоаннович, узнав о приближении к Москве хана Казы-Гирея, повелел пройти с этой иконой крестным  ходом  вокруг стен города. Затем икону Донской Богоматери  поместили в походной церкви  у места предполагаемой встречи с приближающимся супостатом.  Однако после нескольких небольших стычек с отрядами противника, войско Казы-Гирея, охваченное неведомой нам и необъяснимой  паникой,  неожиданно обратилось в бегство. Москвичи объяснили чудесное спасение заступничеством святой иконы. Потому-то на месте встречи войск в 1593 году и появился  монастырь, в главном соборе которого поместили чудотворный образ Донской Богоматери.
     После жестокой эпидемии чумы 1771 года  и случившегося в результате народного бунта в Москве,  Сенат  принял указ,  запрещавший    погребения на многочисленных кладбищах при городских церквах. Последовало распоряжение о создании новых кладбищ за  границами города. Тогда и появился некрополь на  территории Донского монастыря, стоявшего в ту пору на некотором отдалении от города.  Вскоре этот некрополь стал самым привилегированным, или как сейчас говорят, престижным  среди новых кладбищ на окраинах Москвы.    Архивные записи указывают, что к середине XIX века за место на этом кладбище платили до трёх тысяч рублей - огромные по тем временам деньги, почти полугодовой доход средне благополучной семьи. Неудивительно, что некрополь Донского монастыря стал местом упокоения русской аристократии, знаменитых людей и богатого купечества. 
    Под мраморными надгробиями с трогательными  скульптурами ангелов и плакальщиц похоронены предки Трубецких,  Нарышкиных, Одоевских.     Под чугунными и простыми каменными плитами обрели вечный покой видные российские философы, писатели и поэты. Здесь погребены  друзья и родственники Пушкина: его дед и бабушка, любимый дядя Василий Львович, похоронами которого  занимался сам Александр Сергеевич.
    У южной стены Малого собора монастыря лежит  друг  Пушкина - российский гений и философ  Чаадаев, на могиле которого всего несколько слов: «Кончил жизнь 1856 года 14 апреля». Побродив по некрополю, можно обнаружить захоронение  знаменитой красавицы Смирновой-Россет, в литературном салоне которой частыми гостями были её друзья -  Пушкин и Гоголь.   Здесь нашли вечный покой родственники Грибоедова, мать Тургенева, бабушка Л. Н. Толстого.  Есть тут и могилы декабристов, участников и героев  Отечественной войны 1812 года; архитекторов, обустроивших Москву – Бове и Шервуда; известного  историка В. О. Ключевского;  русского художника  Перова, прах которого перенесли сюда после упразднения  Даниловского кладбища;  основоположника русской авиации Н. Е. Жуковского; многих ученых и артистов.
   Неподалеку от дорожки, ведущей вдоль южной стены монастыря, встретилось нам погребение печально известной  Салтычихи. Надписи на  белокаменном саркофаге, стоящем над её захоронением, почти полностью уничтожило время.
    Но неизменно живет в памяти обители имя святителя Тихона, который пребывал здесь в заключении после Октябрьской революции 1917 года. В 1926 году монастырь закрыли, на  его территории  устроили  антирелигиозный  музей. А  в 1930-е  годы сюда стали свозить фрагменты исторических памятников, предназначенных  для  уничтожения. Так здесь появились горельефы взорванного храма Христа Спасителя и бронзовые детали  с разрушенной Триумфальной арки.
   Лишь в 1990 году  обитель вернули Московской патриархии. С той поры старый некрополь Донского монастыря пополнился важными захоронениями. В соответствии с оставленной в завещании волей, в 2000 году   вернулся на родину из Франции прах русского писателя Шмелева. Он покинул Россию 29 сентября 1922 года на так называемом "философском корабле", который увозил высланных из Петрограда видных интеллектуалов и членов их семей.  Было их около 160 человек. Среди них и русский философ Ильин, который также завещал со временем перенести его прах в некрополь Донского монастыря. В 2005 году  состоялось перезахоронение Ильина с супругой и генерала А. И. Деникина с женой. 6 августа 2008 года в некрополе Донского монастыря был похоронен русский писатель А. И. Солженицын.
    Долго бродили мы по тропкам некрополя и даже притомились от насыщенной впечатлениями прогулки.    Увидев открытую дверь  небольшой  монастырской постройки, мы решили там передохнуть. Однако помещение выглядело настолько необычно, что мы замерли на пороге. Облаченная в черное одеяние монашка приостановила уборку и вопросительно взглянула на нас.
- А это что?- спросила я, указав на некое сооружение посреди помещения.
- Это мироварня. Вы, поди, слышали выражение «Все мы одним миро мазаны». Так вот здесь и только здесь это миро и варят, а потом отсюда распределяют по всем приходам. Поэтому миро - одно на всех.
- А когда его варят?
   Монашка вытерла о черный фартук руки и кивнула на стоявшую у входа деревянную скамью.
- Вы вон там присядьте. Вообще-то сюда заходить нельзя. Но раз уж привел вас Господь…, - вздохнув, она опустилась на стул и продолжала.
-  Так вот. Драгоценное миро, как вы знаете, используется для миропомазания после крещения и ещё в некоторых особых случаях. Раньше, например, когда царя возводили на царство. Отсюда и выражение  - «помазанник Божий». Ещё миром помазывают  храмы при их освящении.  Особой кисточкой на длинной ручке священник  наносит миром крестики, как можно выше, на четыре стороны храма. А вот когда запасы миро истощаются, приступают к изготовлению новой партии. Это редкий, священный и торжественный  обряд, и по традиции, его совершает только  предстоятель  поместной церкви.
- Патриарх?
- Да.  Прежде на Руси миро не варили, его привозили из Константинополя. Только  в  1675 году  собор решил, что пора  нам самим  совершать  мироварение. Причем только в Москве, а уж  отсюда  по мере надобности распределять  его    по всем городам и весям. До революции миро варили в Кремле, в Крестовой палате Патриаршего дворца. Там была поставлена специальная  печь, имеющая форму креста и облицованная мрамором. Это уже после войны,  с 1946 года  мироварение перенесли сюда, в   Донской  монастырь.
- А как его варят?
- Обычно это происходит во время Великого поста. Прежде всего, готовят емкости для мироварения – специальные серебряные сосуды. Собирают все необходимые масла и прочие ароматические вещества.  В среду Крестопоклонной седмицы Великого поста совершается  водосвятный молебен и освящение приготовленных для мироварения веществ. Мелко истолченные   благовония  заливают елеем и настаивают в течение   двух следующих недель.
     Торжественный чин варения мира начинается в Великий Понедельник. Патриарх Московский и Всея Руси совершает молебен, окропляет святой водой печь, котел, все сосуды со специями, вином и маслами. А затем он сам возжигает специальные дрова в мироваренной печи и читает отрывок из Евангелия от Матфея. В это время  два диакона восходят на помост у котла, загружают туда всё заготовленное,  и специальными деревянными лопатками, похожими на весла,  начинают перемешивать содержимое.
- А что туда входит?
- В разное время по-разному. Рассказывают, что в царские времена в состав миро входило до 75 веществ. Там были и янтарь, и корица, и разные  коренья, ладан, мед, специальной очистки водка, смирна и прочее. Сейчас таких веществ только 30. Главное, это – елей, то-есть оливковое масло высшего качества.  К нему подмешивают  розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла и белое виноградное вино.
- А вино зачем?
- Оно не допускает возгорания и пригорания масла. Потом в эту масляную смесь  добавляют разные виды ладана, травы, лепестки розы, имбирный корень, кардамон, мускат и многое другое.
   Вообще мироварение – настоящее искусство.
- Как кулинарное.
- Гораздо сложнее. Да и уровень другой.  Варят его три дня. Перед началом мироварения  Патриарх благословляет котёл и сам зажигает трикирием огонь под ним.
- А трикирий – это что?
- Так называется трехсвечник, символизирующий  свет Пресвятой  Троицы. Вы, наверное, видели по телевизору, как патриарх благословляет им народ. 
     Итак, в первый день загруженные в котел вещества  доводят до кипения, потом огонь убавляют, и варят на малом огне, постоянно перемешивая, весь Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. И все это время, не прекращая ни на минуту, священники по очереди читают Святое Евангелие. А  диаконы, также сменяя друг друга, непрестанно помешивают миро. В Великую среду совершают молебен на окончание Мироварения. А после того, как миро остынет, его перевозят в Храм Христа Спасителя. Там, уже в Великий четверг, во время Божественной литургии Святейший патриарх трижды благословляет стоящие вокруг престола сосуды с новым миро. При этом он,  читая особую молитву, в каждый  добавляет  частичку из специального  алавастрового сосуда, где издревле хранится  освящённое миро, пополняемое некоторым количеством   миро от каждого нового освящения.
    Как святая вода, добавленная в сосуд, освящает всю воду, так и старое миро как бы приобщает новое миро, и совокупно они образуют одно. И так повторяется из раза в раз. Миро словно возрождается, неизменно сохраняя частички прежнего, или, как говорят, древнего миро.
    Освященное патриархом миро раздается по всем епархиям Русской Православной Церкви  для  использования при совершении Таинства Миропомазания.
   В общем,  как в таинстве Евхаристии просвира – уже не просто хлеб, но тело Христово,  так и освященное миро - не обыкновенное масло,  но дар Христа и Духа Святого.


Рецензии