Дети без присмотра

Лето. Вот девочка лет четырёх сидит одна-одинёшенька около ветхого сарая и тихо скулит. Этот её протяжный, беспричинный плач был невыносим для окружающих. Уговоры, угрозы на неё не действовали. Тогда мать доставала гибкую веточку, припрятанную под потолком, и начинала  учить уму-разуму, приговаривая:
- Прекрати сейчас же, или плачь от боли! На, вот тебе, получай! Больно? – и весь урок на том и заканчивался. После такой порки упрямица  надолго замыкалась в себе.


Шла война. Трудоспособные с утра до вечера все были заняты работой то в поле, то на ферме. Дети были предоставлены сами себе. Отца девочка почти не помнила, а матери всё некогда было возиться с ней. Не приласкает, не поговорит, будто чужая. И потому ей казалось, что мир, в который она пришла, не готов её принять. Было у неё странное ощущение, что она гость в этой деревушке. Настоящий дом её был где-то в другом мире, где люди не страдают, не болеют и не умирают. Они, как и все, жили впроголодь, оттого она сильно страдала и часто болела, и не раз видела смерть родных.

 
Девочка всё это осознавала нутром, оттого ей было ещё тяжелее.  Подобно одинокому волку, вот и  выла иногда,  уставившись мокрыми от слёз глазами в небо, как бы жалуясь на горемычную жизнь, не понимая, зачем родилась. Она не могла объяснить свои чувства, потому изливала свою душу лишь тихим заунывным плачем.


Взрослым всегда казалось, что ребёнок плачет лишь тогда, когда он болен или голоден, но это не всегда так. Всем не нравится долгий и протяжный вой собаки, значит, к чьей-то смерти, и от неё быстро старались избавиться.  Было много примет, по которым можно было узнать то или другое событие. Деревенские жители всё примечали и делали свои выводы и не ошибались. Наблюдая за поведением малышей, заранее узнавали тоже кое о чём. Предчувствие странной девочки не обмануло. Вот и они остались без отца, без кормильца и добытчика.


Мать, видимо, как бы загладить вину, однажды подарила  дочке тряпичную куклу. У той были рыжие кудри из нежной телячьей шкуры. Ей даже играть в куклы было не с кем, и она обменяла её на флакон от духов с соседским мальчишкой. Как он достался мальчику, неизвестно.  Молодые женщины в  годы войны сшивали себе "наряды" из американских кулей, не до духов было тогда.  Флакончик изящной и правильной формы радовал глаза маленькой девочки, пробуждая ранее незнакомые чувства.


Деревенька состояла всего-то из десяти дворов да кладбища. Чтобы пережить как-то голодную и холодную зиму, в юртах обычно ютились по нескольку семей.  Жили  в тесноте, но не в обиде, дружно. Беспрерывно отапливался камелёк,  растапливался лёд, а большой медный чайник не сходил с огня. Вечером, после тяжелого труда и скудного ужина, когда старики садились покурить перед камельком, начиналось самое интересное. Вспоминали стародавние времена, говорили о Крещенских морозах и об обрядах, гаданиях. Пытались узнать о судьбе родных и без вести пропавших.

   
Достопримечательностью местности был лишь огромный склад. И жизнь деревушки крутилась вокруг него. Пароходы возили людей. На баржах привозили на весь район самые необходимые продукты как мука, сахар и товары первой необходимости. Затем деревенька опять замирала до следующего лета.


Самым большим событием для девочки было вскрытие реки, затем появление парохода. Густой и чёрный дым от трубы был виден издалека. Никто не хотел упустить момент встречи с первым пароходом. О своем приближении к причалу возвещал мощным гудком, и вся деревня собиралась у берега. Включалась громкая музыка. Праздная толпа высыпала на палубу. Кто-то кого-то встречал или провожал.


Огромный склад опять широко открывал свои объятия. Битые блюдца, чашки, тарелочки опять списывали, затем выкидывали. Красочные рисунки на них  привлекали детей. Кроме самодельных игрушек тогда, дети не видели. Вот и ходили на "свалку" любоваться этими «красотами». Понравившиеся черепки девочка брала с собой.  Поднималась на вверх юрты по бревенчатой лесенке. Там, у печной трубы, девочка хранила свои "сокровища". Она потом внимательно и долго разглядывала их,  затем раскладывала черепки в виде  мозаики. Любуясь, наслаждаясь созданной ею  красотой, странная девочка так отвлекалась от грустных мыслей.


Но недолго продолжалось её уединение, мать  убрала эту лестницу. А причина заключалась в загадочном приключении. В отсутствие взрослых, она, как обычно, играла одна со своими камушками да черепками. Вдруг откуда-то  налетел сильный ветер, поднял её, закрутил над юртой и мягко усадил на траву-муравушку. Она даже не успела испугаться, просто удивилась той лёгкости полёта. При этом она всё ясно видела, что происходит с ней. Потом во всех  подробностях рассказала матери о происшествии, как та только переступила порог своего дома. После мать твердила, что это ей всё приснилось, но почему-то тогда всё-таки убрала лесенку подальше, лишив, дочери удовольствия поиграть с черепками. А почему?


В деревне матери были вынуждены детей оставлять одних, без присмотра.  От жары дети спасались купанием, жажду утоляли речной водой, чтобы насладиться часто наведывались в лес за ягодами. И босиком  ходили до первых заморозков. Как бы сама природа закалила и вынянчила  в те суровые годы этих детей-сирот. То ли духи или гномы подсказывали, что им делать, как поступать в том или ином случае,  но эти сироты выжили.
 
 
В годы Великой Отечественной войны жилось колхозникам особенно тяжело. Война и голод унесли много жизней. Женщины, старики и дети, несмотря на засуху и трескучие морозы, умудрялись выполнять спущенные сверху планы да ещё помогали фронту, а всё ради Победы.






 







   
 






 

 


Рецензии
Марианна, рассказ, очевидно, написан по реальным воспоминаниям и вызывает уважение.

Вам следует его еще раз внимательно перечитать и подкорректировать стилистику.

Шла война, люди недоедали, пахали с утра до вечера". Жаргонное слово "пахали" здесь режет слух. Лучше - тяжело работали.

Вот и выла, как одинокий волк". Почему - волк? Она же девочка, потому — одинокая волчица.

Поговорив о житьё-бытьё, о стародавних временах, об обычаях и обрядах и о Крещенских морозах. Но постепенно разговор поневоле переходил на гадания, когда, где, кто, что узнал об окончании войны и о возвращении своих близких".

Поговорив о житьё-бытьё, о стародавних временах, об обычаях, обрядах и о Крещенских морозах, постепенно переводили разговор на гадания: когда, где, кто, что напророчил об окончании войны и о возвращении близких домой.

"Поднималась вверх юрты по лесенке из бревна".
Поднималась на верх юрты по бревенчатой лесенке.

"Она внимательно их долго разглядывала, затем раскладывала черепки в виде мозаики".

Она внимательно и долго разглядывала их, затем раскладывала черепки в виде мозаики.

"Красочные на них рисунки привлекали детей".

Красочные рисунки на них привлекали детей.

"При этом она всё крепко запомнила, прочувствовала и видела".

При этом она не закрывала глаз и всё видела, прочувствовала и крепко запомнила.

"... чтобы набить живот сладким, часто наведывались в лес". Следует уточнить, чем таким сладким набивала живот в лесу детвора военных лет.

Я тоже ребенок послевоенных лет: игрался фарфоровыми черепками с яркими рисунками на них, выкапывал из земли сладкие съедобные корешки и поедал с друзьями, чтобы выжить. Потому Ваши воспоминания, облаченные в художественную форму, тронули моё старое израненное сердце, Марианна. Спасибо Вам за них.

Рой Рябинкин   29.01.2023 15:54     Заявить о нарушении
Рой, благодарю Вас за такой тщательный разбор моего так называемого рассказика. Постараюсь учесть Все Ваши замечания. Вы правы, радостного мало было в те годы. Но мы обязаны дополнить жизнь на "ура! и реальными красками действительности, потому ещё раз буду корпеть над своим рассказом, обещаю.

С уважением Марианна

Марианна Макарова 3   31.01.2023 18:02   Заявить о нарушении
Рой, самое странное то, просторечные слова более точно выражают суть сказанного. Вы это не находите,как особенность художественной литературы?
если Вы мне ответите, то я буду рада услышать Ваше мнение.

Марианна

Марианна Макарова 3   31.01.2023 18:11   Заявить о нарушении
"Шла война, люди недоедали, пахали с утра до вечера".

Вы об этом предложении?

употребление в художественной речи простонародных, жаргонных и прочих неузаконенных слов приветствуется в литературе, и у меня об этом здесь есть отдельная статья. Рекомендую к прочтению.

Всё зависит от контекста. Моя бабушка рассказывала мне, что в лихолетье войны они пахали на коровах, чтобы не умереть с голоду, засеять поля и выходить детей.

Эт о слово, ныне жаргонное, вызвало в моей душе бурю эмоций и воспоминаний, Те женщины-герои вкладывали в него совсем другой смысл, чем нынешние. Они в самом деле иногда пахали на себе, впрягаясь по трое в плуг!

Потому лично для меня это слово в этом контнксте вызвало не те чувства, на которые рассчитывал автор. Но я не настаиваю на своём замечании. Молодым это слово будет понятно, а то, что наши бабушки, и их прабабушки иногда на самом деле пахали - для них слишком невероятно и они в это не поверят.
Считайте, Марианна, что я не делал замечания по поводу употребления этого слова.

С остальными моими замечаниями по стилистике, Вы, надеюсь, согласны?

Рой Рябинкин   31.01.2023 22:19   Заявить о нарушении
Спасибо, Рой! Разумеется, согласна. Тяжело затрагивать эту тему. Люди семьями умирали в те страшные годы от голода и минус шестиградусного мороза. Потому и пишется неохотно, не все поймут. О таком раньше нельзя было говорить. От правды прожитой жизни никуда не денешься, вот и пытаюсь. То, что затронуло Вашу душу, меня вдохновляет. "Пока мы дышать умеем, будем идти вперёд!"

Марианна Макарова 3   01.02.2023 01:19   Заявить о нарушении