Хутор с выгоном

Хутор с выгоном.
«От людей на деревне не спрятаться,
Нет в деревне секретов у нас –
Не сойтись, разойтись, не со свататься
В стороне от придирчивых глаз».

В качестве эпиграфа я взял куплет песни Матвея,
  из фильма, «Дело было в Панькове». 
Лето, жара, мухи и те полуживые, еле ползают.  На горизонте, появилась хлебовозка. Я бабушке говорю:
 «Хлеб приехал».
Василиса Анисимовна дает мне в под расчет деньги, в маленьком кошельке и приказывает-«Возьмёшь две белых буханки и две серых.
Завтра должны гости приехать».
Я беру дедов велик и еду на нем в магазин. Ждем, пока хлеб разгрузят и оформят документы на товар.
Рядом с магазином каменное здание школы.
Отец мне рассказывал, что он учился в этой школе и окончил семь классов.
Школу открыли в 1915 году, а отец учился в ней с 1919 по 1926 год. За школой вдоль железной дороги, в сторону Поповки, был сад. Его сажали в 1925 году, и школьники участвовали в закладке этого сада.
На часах –одиннадцать—я смотрю опять на край выгона—сейчас хуторяне пойдут с рабочего на одиннадцать, домой.
Видна фигура женщины, я узнаю её, это бабушкина племянница, тетя Люба. Я забегаю в летнюю кухню к бабушке и говорю:
«Тетя Люба с рабочего идет».
Я знаю, что племянница обязательно к тете зайдет, поделиться новостями.
Хутор и его основной порядок расположен вокруг небольшой котловины, (выгона) в котором на моей памяти был колодец, а на краю выгона, у магазина, стояли клуни, про них я вам позже расскажу.
Так что если выйти за забор, и сесть на лавочку, то можно свободно наблюдать за передвижением хуторян на главной улице имени первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина.
Вот к Шведовым подъехал трактор, Беларусь, хозяин механизатор, приехал на обед.
У Ивченковых, пацаны Вовка и Толик пошли на речку с удочками. Но, наверное, зря, по такой жаре клева не будет.
А в конце хутора гул проходящего поезда, в сторону Поповки.
Состав грузовой, длинный, везут с Ростова комбайны Нива. И опять тишина.
К часу дня, народ, который поедет на станцию, подтягивается к остановке рабочего поезда, так на хуторе кличут электричку.
На горизонте появляется самосвал и подъезжает к нашему двору.
Это водитель привез Иосифа Акимовича на обед, и бабушка зовет водителя за стол. Наваристый борщ уже налит в глубокие тарелки.
Дедушка, заведующий колхозного тока, торопит бабушку, сейчас приедут машины с зерном от комбайна и нужно их взвесить на больших автомобильных весах и записать отвес в амбарную книгу.
Бабушка смеется:
«Отец, сколько я тебя знаю, ты постоянно куда-то торопишься, тебе даже пообедать спокойно нет времени».
Акимович отвечает, вот уборку закончим тогда …
Бабушка его перебивает:
«А тогда надо озимые сеять, а весна придет и яровые.
У тебя в голове только работа, внуки приехали, побыл бы с ними».
Акимович улыбнулся и начал бабушку расхваливать, мать, какая у тебя светлая голова.
Бабушка, чувствуя подвох парировала:
«Небось, не на дуре женился?»
Дед улыбается и смотрит на бабушку:
«Женился на красавице, хозяюшке, матери моих деток и умнице».
Мы видим, что ответ бабушке понравился.
Но бабушка подошла к деду и уже серьезно предупредила:
«У тебя на току вон какой выбор, смотри на молодок не западай, а то последние твои волосенки» … и потрепала за дедов чуб.
Дедушка оправдываясь отвечает:
 «Так это я с бабами, только для разговора, пошутил» …
Бабушка нахмурилась:
«Знаю твои шуточки, вот вчера Дуняшка говорила Любе (племяннице), что» …
Дед не выдержал хуторского трепа:
«Я этой Дуняшке язык вырву, чтобы им не болтала всякие небылицы».
Дед встает и командирским голосом объявляет:
 «Завтра внуки и внучка в 8 утра чтобы были в правлении на наряде. Будете до обеда работать на току, за трудодни.
Перелопатить зерно надо, чтобы оно быстрее сохло, иначе в больших буртах загорится…
А внучка будет контролировать температуру зерна, и записывать все в амбарную книгу».
Бабушка всплеснула руками, чего это старый удумал, дети приехали отдыхать, а он им работу нашел.
Дед отвечает:
«Вот к Косаревым внук приехал и уже работает, пастух Федор его взял подпаском на все лето. Нечего баклуши бить, а на речку и в футбол, это после обеда».
Акимович и водитель поблагодарили бабушку за обед и уехали, а она еще долго возмущалась.
А нам было интересно, на току работали местные девчата нашего возраста, и мы с ними познакомились.
В те годы у бабушки на хозяйстве были только куры и кролики. А мама рассказывала, что до войны, в хозяйстве были овцы. И вечером, Аленка так её все звали, в сарафане, босиком, из общего хуторского гурта вытаскивала своих овечек, и её белые волосы мелькали среди этого гурта.
Братья звали её белянка.
Вот на горизонте появилось колхозное стадо, а впереди шел большущий бык, Яшка.
Однажды мы с местными мальчишками играли на выгоне, возле клунь (деревянный амбар для зерна на сваях), и не заметили, что стадо идет на нас. Мы спрятались под клунями, а женщина видела, что ребятня играет и начала причитать, что дети среди стада.
Когда колхозное стадо с Яшкой прошли, мы вылезли из-под клунь чумазые, в пыли, одни зубы белели.
Перед сном, возле бочки, ковшиком друг друга поливали, бабушка чумазых внуков в дом не пускала.
Вечером пришел дядя Слава Голобоков.
«Анисимовна, Акимовича конечно нет дома».
А время было восемь вечера.
«Он просил часы настенные посмотреть, говорит стали».
Бабушка ответила:
«Акимович, дай бог, к двенадцати ночи приедет, комбайны косят пока светло, а он ждет машины с зерном, зерно надо взвесить и показать куда на току выгрузить».
Дядя Слава снял со стены часы в деревянном обкладе, долго с ними колдовал и потом опять повесил их на прежнее место.
«Им бы еще несколько камней добавить, тогда и сносу не было, а так большая выработка в щечках».
Мой брат, Вовик, предложил:
«Дядя Слава, я сейчас принесу камни».
Он собирал гальку из песка, который привез дедушка
Дядя Слава засмеялся:
«Часовщики называют камнями, опоры или подшипники в часах, так что твои камни здесь не подойдут».
Около девяти вечера неожиданно приехал дедушка, его привез сын нашего хуторянина, Зима. Дедушка объяснил, что комбайны перестали косить, заправщик сломался и солярку не привезли.
Бабушка вышла с летней кухни и позвала дедушку.
«Йосиф, ты завтра утром мне заруби двух кочетов, которые с расклеванными гребнями.
 Люба заходила к Ване, у них гости, Коля с женой приехали с Воронежа, завтра собирались к нам прийти на обед.
Николай просил, чтобы я сварила лапшу домашнюю, на курином бульоне.
Хворает Николай».
Я родственников знал, Ваня-Иван Всильевич Девицын –дедушкин племянник, сын старшего брата моего деда, Василия Акимовича, который погиб в 1942 году на фронте. Ваня работал учителем.
Просковья Константиновна или просто тетя Паша, Ванина жена-работала бухгалтером.
Оля и Саша их детки.
Коля –Николай Васильевич-родной брат Ивана Васильевича –живет в Воронеже.
Бабушка велела стол поставить возле летней кухни накрыла его скатеркой.
 Поставила большую горку блинцов, тоненьких, с дырочками и два кувшина домашней
робленки…
Топленое молоко с корочкой заквашивают особой закваской, и его можно брать ложкой пластами.
Бабушка дает команду –идите вечерять.
Большая горка аппетитных блинцов с бабушкиной простоквашей, быстро исчезла в животах этого войска.
У Вовика от простокваши на губах образовались белые усы, и бабушка их вытерла своим передником. Мы все хором поблагодарили Василису Анисимовну за вкусный ужин и побежали на улицу играть.
А бабушка присела на скамеечку и задумалась.
 О чем она думала, я не знаю…
Моя мама говорила, что в нашем возрасте, когда бабушке было десять лет, её отдали в барский дом, в услужении, за прокорм. Семья не могла прокормить пятерых детей.
Барыня приучала девочку Василилису к заграничному этикету, до этого барыня жила несколько лет во Франции.
Мы после ужина еще играли в вышибалу, а взрослые собрались возле дедова дома, там лежали соседские бревна, на которых удобно сидеть.
Как говорят, это были хуторские посиделки.
На этих посиделках, соседи деда и бабушки обменивались последними новостями не только на хуторе, но и в районе, и в стране.
Дед, участник гражданской войны.
 Воевал в рядах Богучарской красной дивизии, в 1919 году был ранен.
Во время гражданской войны вступил в партию.
Выписывал постоянно газету «Правда» и районку, «За изобилие».
Тогда в нашем хуторе электричества еще не было, в каждом доме была большая черная тарелка, это была радиоточка. В 6 утра начинал играть гимн Советского Союза, но люди на хуторе вставали в пять, а то и в четыре утра, доярки ездили на летнее стоило, доить колхозное стадо.
В воскресенье, в колхозном клубе показывали кино. Приезжала кинопередвижка, за клубом ставили передвижную электростанцию, и под рокот её мотора, народ смотрел: Трактористы, Русские люди, Парень из нашего города, и конечно всеми любимый, Чапаев.
Петька стреляет из нагана в воздух, чтобы заставить вести себя тихо собравшийся вокруг народ, и говорит:" — Тихо, граждане! Чапай думать будет!"
Белые пришли — грабят, красные пришли — тоже грабят — цитата из художественного фильма "Чапаев".
А если мы играли в войну, то все хотели быть Чапаем, ну в крайнем случае Петькой, но только не белым.
Красный диск солнца посылал нам последние свои лучи и спрятался за Висичанской меловой горой.
Темная южная ночь опустилась на мой родной хутор, Кокаревку в котором я родился в далеком сорок пятом, в первом весеннем месяце…
 До Победы оставалось тридцать шесть дней…
Его жителям нужно немного отдохнуть, завтра опять трудовой день, идет уборочная, дорог каждый погожий день.
И только у речки, возле маленького Высицкого, слышна гармонь и задорный смех девчат.
Когда Вам семнадцать лет, в такую ночь грех спать…
Проспишь и свою судьбу, и свою любовь…
Деревня Охотино. 290 день спецоперации
P.S.
В бабушкином альбоме нашел фото с датой, 1968 год август.
Это бабушкин юбилей, ей 70 лет.
Я в это время проходил службу, в Советской армии.
На фото Василиса Анисимовна в темном платье, а рядом Иосиф Акимович. Очень молодо они смотрятся. Рядом с Акимовичем, Николай Яковлевич, бабушкин племянник, сын старшей её сестры, бабушки Устиньи Анисимовны, а в первом ряду, его супруга –Мария Сергеевна.
В первом ряду сидит мужчина в белой рубашке, с лысиной, это Иван Васильевич –школьный учитель, дедушкин племянник.
 Соседи, Ивченковы, дядя Саша и тетя Люда и их сын-Володя.
Сын дедушки и бабушки, Владимир Иосифович.
В этом году 1 ноября, ему исполнилось сто лет, живет в Белгороде.
Кокаревская земля славна долгожителями, Николай Зима, Девицын Владимир…
Его жена –Валентина Федоровна и их дети, Саша и Наташа.
Еще на фото бабушка Анюта –мама Ивана Васильевича и бабушка Фрося,
мама Прасковьи Константиновны.
На общем фото школьная учительница, она квартировалась у дедушки и бабушки.
И еще, о родственных связях…
«Старшая сестра моей бабушки (по маминой линии), Устинья Анисимовна Ласунова, вышла за муж за старшего брата моего дедушки (по отцовской линии) Девицына Якова Павловича».
На Руси считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда.
Благодаря информации от Иосифа Акимовича и Василисы Анисимовны, мой внук –это восьмое колено от Девицына Лаврена Васильевича, урожденного хутора Кокаревка.
Известно, что всему живому на Земле, и особенно человеку, присуща огромная невидимая сила. Это сила Рода. ... Человек, который не помнит и не чтит своих предков, как Древо без Корней, у него нет основы, на которой он стоит…
Люди, в семьях которых хранят память предков, героические семейные истории, чувствуют себя более уверенно.
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ.
 ЖЕЛАЮ ВАМ ЖИЗНЕННОЙ СИЛЫ И БОЖЬЕГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ.
ДА ХРАНИ ВАС ГОСПОДЬ.


Рецензии