Пушкин Онегин Роман об отчуждении людском
Он об отчуждении (фр. Ali;nation) = о таком пушкинском Порядке Вещей, когда некая сила – Мова = Мнение Света или Людская Молва или "Слухи в ухи" - противостоит человеку как превосходящая его права сила, превращая его из субъекта в объект ее воздействия.
Естественное (для естественного отбора с примесью полового) чувство любви = эта неистребимая и неодолимая сила инстинкта продолжения себя и размножения своих генов делается по какой-то неведомой воле чуждой части людей...
Такие люди и такое отчуждение и стало основным содержанием романа Пушкина "Евгений Онегин" - от исходного замысла создать классическую поэму с сатирой нравов из песен эдак 25 ... он преобразился в трагедию отчуждения и НЕ-любви и был остановлен на полпути
Онегину становится чуждой любовь юной Тани из-за риска сплетен и слухов, которые могут довести его до венца
Княгине Татьяне становится чуждым чувство Онегина в концовке романа и она предпочитает остаться верной тому, кому она просто отдана … как вещь. Онегин для нее теперь не Он, а пародия и потеря положения в обществе из-за связи с таким ей не нужна
Любовь — это система отношений, антипод отчуждения
В романе она побеждена – тотальным отчуждением
— И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь…
Главный герой Онегин — типовой образчик-продукт антикультуры отчуждения с максимально выраженными его чертами (см. Кузнецов Юрий. «Пушкин, «Онегин», Белинский, Гончарова... Энциклопедия отчуждения)
Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего...
Не дано любить по собственной воле Прасковье гвардии сержанта Грандисона и ее отдают за Дмитрия Ларина в том же гарнизоне. Привычка жить с ним и командовать мужем-бригадиром заменила ей счастье. Эта замена = полная идеальная модель отчуждения
В судьбе Тани это отчуждение достигло своего апогея - вместо натуральной любви - то Агафон, то сон, то миражи обманов или пародий (как с Женей) воспаленного любовной истомой и неудовлетворенностью мозга:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.
И вот закономерный финал этого моделирования отчужденности
Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
Отношения Вовы Ленскаго (так) и Оли Лариной вообще полны пародийного абсурда: Вова просто пудрит от скуки мозги 16-летней дурочке – глупой как луна = они чужды друг другу = Оля флиртует с Женей и сбегает с первым же уланом после гибели Вовы = тут любовью и не пахнет = у нее нет оснований даже зародиться в этой мишуре тотальной пошлости и чуждости чувств … Пушкин легко профанирует эту «любовь» Вова+Оля.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне
Само начало по романа коробит нас некоторой неловкостью = Онегин отчуждает дядю, который передавив всех мух и допив все свои настойки, поступает по всем правилам чести и честно помирает , оставив Жене наследство … леса, поля, пароходы, горы и заводы. Но Жене чуждо чувство любви к дяде и он демонстрирует «родственного отношения» к больному дяде:
Вздыхать и думать про себя:
Когда же чорт возьмет тебя?
И, чтоб на такое не напороться, Пушкин в первой же фразе романа об попарно бинарных отчуждениях рисует идеальную модель отчуждения: он хвалит заболевшего дядю за одно то, что тот поступил по чести и лучше выдумать не мог = не тянул козла за хвост = а быстро помер по самым честным правилам и лег в гроб на стол, избавив Женю от лицемерия и оставив его эгоизм без ущерба в целостности культуры отчуждения
Приятельские отношения Вовы с Женей сломало отчуждение, причина которого вздор, который нельзя преодолеть по надуманным правилам чести и по приобретенным страхам риска молвы и казни сплетнями
***
В романе Пушкин отношений легко превзошел Пушкина отчуждений
Поэтому его роман суть по смыслу набор о описаний моделей отчуждения
Сама личная жизнь автора романа в ее конце оказалась в плену этого тотального отчуждения:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущее волнуемое море…
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Блеснула не любовь – пуля. И она поставила точку отчуждения Жития от НЕ-Бытия
Поэтому Юрий Кузнецов в упомянутом замечательном (по честности) эссе задался таким вопросом:
«Пушкин в «Евгении Онегине» отрисовал своё будущее. Тут трудно сказать — предсказал или закодировал. Обычно, гении превращают самоё свою жизнь в перфоманс их идей. Что же произошло: Пушкин увидел в себе и окружающей системе ту предопределенность, которая привела его к такой же нелепой дуэли и смерти, как Ленского? Или же он настолько вжился в роман, что на себе пережил жизнь его героев? Почему он влюбился и женился на Наталье Гончаровой, вместившей в себя характер двух сестер Лариных, которая и подвела его под дуэль почти так же, как это сделала Ольга? Ухватился, как утопающий за соломинку, с надеждой, что «блеснет любовь улыбкою прощальной», а она-то его на дно и утащила?»
Роман Е.О. это исповедь Пушкина об … отчуждении себя от жизни …
« …
ошибочно считать, что гения кто-то там может убить по собственному произволу, даже сама система. Гений может убить себя только сам, смерть гения всегда суицид, хотя и скрытый. Отыграв свою партию и утратив интерес к этому миру (ничего нового в нем он уже не откроет), выбрасывает на прощание какой-то нелепый сценарий своей смерти, а актерам из окружения остается только этот сценарий доиграть, без малейшего шанса на его изменение. Так сделал Моцарт, окружив себя меркурианской атрибутикой, выдав симптомы отравления ртутью, от которых, якобы, и скончался после написания «Реквиема». Так и Пушкин заранее написал свой последний сценарий в своем «реквиеме» — «Евгении Онегине».
У Пушкина дуэли с каким-нибудь Дантесом не могло не произойти. Не в этот раз, так в другой было бы то же самое. И Дантес не мог промахнуться.
Любовь для Пушкина блеснула не «улыбкою прощальной», а вспышкой выстрела.
»
(там же)
Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног...», или: «…Кишкой последнего попа последнего царя удавим». Это фрагменты катехизиса русского отчуждения по Пушкину.
*****
Идея принадлежит Юрию Кузнецову – в его эссе «Пушкин, «Онегин», Белинский, Гончарова... Энциклопедия отчуждения (проблема отчуждения в поэзии и смерти Пушкина)» она сформулирована и рассмотрена в задачах политологии и культурологии, включая мортологию.
Мы же постарались обойтись без политизации толкований в предельных «высоких материях» теории цивилизаций и критики русского империализма
Свидетельство о публикации №222121100453