Пушкин Онегин Роман об отчуждении людском

О чем же все таки стихийный незавершенный (с концовкой, но без конца) скудный на события «роман в стихах» Евгений Онегин!?

Он об отчуждении (фр. Ali;nation) = о таком пушкинском Порядке Вещей, когда некая сила – Мова = Мнение Света или Людская Молва или "Слухи в ухи"  - противостоит человеку  как превосходящая его права сила, превращая его из субъекта в объект ее воздействия.

Естественное (для естественного отбора с примесью полового)   чувство любви = эта неистребимая и неодолимая сила инстинкта продолжения себя и размножения своих генов делается по какой-то неведомой воле чуждой части людей...

Такие люди и такое отчуждение и стало основным содержанием романа Пушкина "Евгений Онегин"  - от исходного замысла создать классическую поэму с сатирой нравов из песен эдак 25 ... он преобразился в трагедию отчуждения и НЕ-любви и был остановлен на полпути

Онегину становится чуждой любовь юной Тани  из-за  риска сплетен и слухов, которые могут довести его до венца

Княгине Татьяне становится чуждым чувство Онегина в концовке романа и она предпочитает остаться верной тому, кому она просто отдана … как вещь. Онегин для нее теперь не Он, а пародия  и потеря положения в обществе из-за связи с таким  ей не нужна

Любовь — это система отношений, антипод отчуждения

В романе она побеждена – тотальным отчуждением

— И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь…

Главный герой Онегин — типовой образчик-продукт антикультуры отчуждения с максимально выраженными его чертами (см. Кузнецов Юрий. «Пушкин, «Онегин», Белинский, Гончарова... Энциклопедия отчуждения)

Он забавлял мечтою сладкой
Сомненья сердца своего...

Не дано любить по собственной воле Прасковье гвардии сержанта Грандисона и ее отдают за Дмитрия Ларина в том же гарнизоне. Привычка жить с ним  и командовать мужем-бригадиром заменила ей счастье. Эта замена = полная идеальная модель отчуждения

В судьбе Тани это отчуждение достигло своего апогея - вместо натуральной любви - то Агафон, то сон, то миражи обманов или пародий (как с Женей) воспаленного любовной истомой и неудовлетворенностью мозга:

Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо.

И вот закономерный финал этого моделирования отчужденности

Я вышла замуж. Вы должны,
Я вас прошу, меня оставить;
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.

Отношения Вовы Ленскаго (так) и Оли  Лариной  вообще полны пародийного абсурда: Вова просто пудрит от скуки мозги 16-летней  дурочке – глупой как луна = они чужды   друг другу  = Оля флиртует с Женей и сбегает с первым же уланом после  гибели Вовы  =  тут любовью и не пахнет = у нее нет оснований даже зародиться  в этой мишуре тотальной пошлости и чуждости чувств … Пушкин легко профанирует эту «любовь» Вова+Оля.

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне

Само начало по романа коробит нас некоторой неловкостью = Онегин отчуждает дядю, который передавив всех мух и допив все свои настойки, поступает по всем правилам чести и честно помирает , оставив Жене наследство … леса, поля, пароходы, горы  и заводы. Но Жене чуждо чувство любви к дяде и он  демонстрирует «родственного отношения» к больному дяде:

Вздыхать и думать про себя:
Когда же чорт возьмет тебя?

И, чтоб на такое не напороться, Пушкин в первой же фразе романа об попарно бинарных отчуждениях рисует идеальную модель отчуждения: он хвалит заболевшего дядю за одно то, что тот поступил по чести и лучше выдумать не мог  = не тянул козла за хвост  =  а быстро помер по самым честным правилам  и лег в гроб на стол, избавив Женю от лицемерия и оставив его эгоизм без ущерба в  целостности культуры отчуждения

Приятельские отношения Вовы с Женей сломало отчуждение, причина которого вздор, который нельзя преодолеть по надуманным правилам чести и по приобретенным страхам риска молвы и казни сплетнями

***

В романе Пушкин отношений легко превзошел  Пушкина отчуждений

Поэтому его роман суть по смыслу набор о описаний моделей отчуждения

Сама личная жизнь автора романа в ее конце оказалась в плену этого тотального отчуждения:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущее волнуемое море…
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Блеснула не любовь – пуля. И она поставила точку отчуждения Жития от НЕ-Бытия

Поэтому Юрий Кузнецов в упомянутом замечательном (по честности) эссе задался таким вопросом:

«Пушкин в «Евгении Онегине» отрисовал своё будущее. Тут трудно сказать — предсказал или закодировал. Обычно, гении превращают самоё свою жизнь в перфоманс их идей. Что же произошло: Пушкин увидел в себе и окружающей системе ту предопределенность, которая привела его к такой же нелепой дуэли и смерти, как Ленского? Или же он настолько вжился в роман, что на себе пережил жизнь его героев? Почему он влюбился и женился на Наталье Гончаровой, вместившей в себя характер двух сестер Лариных, которая и подвела его под дуэль почти так же, как это сделала Ольга? Ухватился, как утопающий за соломинку, с надеждой, что «блеснет любовь улыбкою прощальной», а она-то его на дно и утащила?»

Роман Е.О. это исповедь Пушкина об  … отчуждении себя от жизни …

« …
ошибочно считать, что гения кто-то там может убить по собственному произволу, даже сама система. Гений может убить себя только сам, смерть гения всегда суицид, хотя и скрытый. Отыграв свою партию и утратив интерес к этому миру (ничего нового в нем он уже не откроет), выбрасывает на прощание какой-то нелепый сценарий своей смерти, а актерам из окружения остается только этот сценарий доиграть, без малейшего шанса на его изменение. Так сделал Моцарт, окружив себя меркурианской атрибутикой, выдав симптомы отравления ртутью, от которых, якобы, и скончался после написания «Реквиема». Так и Пушкин заранее написал свой последний сценарий в своем «реквиеме» — «Евгении Онегине».

У Пушкина дуэли с каким-нибудь Дантесом не могло не произойти. Не в этот раз, так в другой было бы то же самое. И Дантес не мог промахнуться.

Любовь для Пушкина блеснула не «улыбкою прощальной», а вспышкой выстрела.

»
(там же)

Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног...», или: «…Кишкой последнего попа последнего царя удавим».  Это фрагменты катехизиса русского отчуждения по Пушкину.

*****
Идея  принадлежит Юрию Кузнецову – в его эссе   «Пушкин, «Онегин», Белинский, Гончарова... Энциклопедия отчуждения (проблема отчуждения в поэзии и смерти Пушкина)» она сформулирована и рассмотрена  в задачах политологии и культурологии, включая мортологию.

Мы же постарались обойтись без политизации толкований в предельных «высоких материях» теории цивилизаций и критики русского империализма


Рецензии