Сеть

         У Олеси маленький магазинчик на Центральном рынке. Она торгует дешевой косметикой, разной дамской мелочевкой. Деньги на его открытие дали взаймы родители. Аренда дорогая, но место у Олеси непопулярное, да и вообще на рынке покупателей мало. Случайные люди ненадолго задерживают внимание на космических ценниках устаревших моделей одежды и обуви, и равнодушно проходят мимо по пустующим проходам. Ушло время, когда за праздник было сходить всей семьей за покупками на рынок. Со времен распада Союза здесь мало что изменилось. Только продавцы стали навязчивыми до неприличия, чуть ли не руки выкручивают зазевавшимся  покупателям в надежде хоть что-нибудь впарить. Казалось бы нормальная работа у Олеси, не мешки таскаешь, но напряженное ожидание хоть какой-то покупки выматывает за целый день страшно. И так изо дня в день. К вечеру от скучного сидения устаешь жутко.

         Как-то в магазин к Олесе зашла молодая женщина, они разговорились, познакомились, новая знакомая рассказала, что у нее тоже есть собственный бизнес и офис. Она что-то по мелочи купила у Олеси, потом зашла еще и еще раз. Примерно через месяц Ольга вскользь упомянула, что выдерживает свой напряженный график только благодаря чудодейственным витаминным коктейлям и чаям. Олеся заинтересовалась, и Ольга рассказала удивительные истории о витаминах и о косметике, которая невероятно омолаживает. Через некоторое время она снова ненавязчиво поинтересовалась, как идет бизнес Олеси. Пришлось признаться, что бизнес шел не важно, Олеся испытывала от этого дискомфорт. Было стыдно, что подвела родителей, не оправдала их надежды. "Как я тебя понимаю!", - воскликнула Ольга и рассказала, что находилась точно в такой же ситуации. Именно тогда она и начала заниматься сетевым бизнесом. Пригласила Олесю к себе в офис, обещала познакомить с замечательными людьми, истинными лидерами, выбравшими свободу и финансовую независимость.

        Офис оказался не ольгиным, а общим, сотрудники скидывались, чтобы оплатить его аренду ежемесячно. Люди работавшие в офисе показались Олесе действительно весьма достойными. Возглавляли его супруги Лена и Дима Куприяновы в прошлом оба военные. Возраст обоих где-то слегка за сорок. Их брак - тот случай, когда лейтенант женился на лейтенанте. Дима лейтенант войск связи, а Лена лейтенант военного оркестра, она играла там на саксофоне. До  встречи имели другие семьи и детей. Встретились в девяностые в сетевом маркетинге. Работали в разных компаниях. Лена рассказывала, что в начале девяностых в оркестре прекратили выплату зарплаты и она осталась с сыном и родителями совершенно без средств к существованию. С мужем развелась на той же почве. Случайная знакомая пригласила ее в сетевой бизнес, и на встречу с  первым клиентом Лена отправилась в военной форме, потому что нечего было надеть, не было ничего из приличной гражданской одежды. Позже Лена, к тому времени уже успешный дистрибьютер, пригласила Диму в свою компанию, он долго упирался, но когда она показала чеки — заработок за месяц, перешел к ней не раздумывая. Общие интересы сплотили их.

         Ольга представила Олесе Владимира Николаевича Голобородько - одного из лидеров компании. Ныне пенсионер, полковник полиции в отставке и героическая личность в прошлом, он принимал участие в военном  конфликте в Грузии, где был тяжело ранен. Теперь уже мало кто помнит, что на рубеже восьмидесятых-девяностых годов между Грузией и Абхазией возник конфликт. Грузия хотела отделиться от Советского Союза, а Абхазия, наоборот, стремилась остаться в составе СССР, отделившись от Грузии. В зоне военного конфликта оказались несколько частей российских Вооруженных Сил. Они сохраняли нейтралитет, охраняли армейское имущество, обеспечивали безопасность эвакуации мирного населения и отдыхающих, поставки продуктов в блокированный город Ткварчели. Несмотря на нейтральную позицию, которую занимала российская сторона, грузинские отряды неоднократно обстреливали русских. Они были вынуждены отвечать тем же. Владимир Николаевич был тогда тяжело ранен, вышел в отставку, долго лечился и пришел в сетевой маркетинг поначалу, как потребитель, клиент, а потом стал активным дистрибьютером. Его повсюду сопровождала жутко ревнивая жена Галочка, симпатичная хохлушка, примерно его возраста. Был у Владимира Николаевича один небольшой недостаток. Все разговоры он сводил на интимные темы, как подросток в пубертатном периоде. Его будоражили похабные анекдоты, которые он постоянно выискивал в интернете. Короче, "живопИсь - пись - пись".
 
         О себе Ольга рассказала, что вышла замуж и родила дочь поздно, разменяв сороковник. Запрыгнула, так сказать, в последний вагон. С мужем отношения сложные. Ему не нравится, что Ольга работает неофициально. Илья постоянно требует, чтобы Ольга нашла нормальную работу, иначе не заработает себе пенсию. Он считает, что в сети Ольге запудрили мозги, что все слишком далеко зашло, не верит в чудодейственные препараты и отказывается помогать ей в этом деле, даже просто подвезти на встречи с клиентами. Они страшно ругаются из-за ее работы в сети. Параллельно Ольге приходится заниматься проведением корпоративов и семейных праздников.

         Кроме них в офисе находились две пожилые женщины Татьяна Николаевна Кузина и Анна Ивановна Литовченко. Татьяне Николаевне далеко за семьдесят. Она одинока, замужем не была, детей нет. В сетевом бизнесе более двадцати лет. Работала программистом в университете, еще когда компьютеры были большими и назывались ЭВМ. Анна Ивановна - домохозяйка лет шестидесяти, мать-героиня пятерых взрослых детей, она приходит за БАДами для внуков и мужа. У ее мужа больные почки и ему, как говорят врачи, необходимо как можно скорее сделать операцию. Но коллеги убедили ее, а она в свою очередь, убедила мужа, что никакой операции не понадобится, если он будет принимать БАДы в больших количествах, чем больше, тем лучше и скоро поправится.

        Все они очень доброжелательно встретили Олесю и наперебой рассказывали о преимуществах работы в сети и о превосходных качествах пищевых добавок, лечебной косметики и электромагнитных приборов, которые способны защитить от вредных излучений и наоборот, облучать полезной энергией. Еще компания выпускает лечебные джинсы с вплетенными в ткань медными нитями, браслеты, брелоки.
        "Ты заказываешь товары, не выходя из дома, сама хозяйка своего рабочего времени, над тобой нет начальников", - твердили они. Рациональное зерно в этих словах было. И неожиданно для себя Олеся вдруг сказала: «Да, я, пожалуй, попробую». Она зарегистрировалась в компании. Платная регистрация немного смутила. "Но это же полезное вложение в будущий успешный бизнес", - убедила Ольга. Она стала спонсором, то есть наставником Олеси и всегда была готова отвечать на вопросы, подбадривала и сообщала, какой бонус она получит, если продаст  полезные товары на определенную сумму. Она вдохновенно и уверенно рассказывала о том, как много неиспользованных возможностей вокруг, и невольно у Олеси появлялось желание немедленно отправиться на поиски клиентов. Такой настрой держался около часа. Потом эмоциональный подъем исчезал, энтузиазм рассеивался. Олеся приходила в себя и недоумевала, почему так чрезмерно реагирует на слова Ольги. Не знала еще тогда о специальных техниках психологического воздействия на новичков и клиентов.

        В конце недели Ольга пригласила Олесю на встречу консультантов. На аренду зала и чай с конфетами снова скидывались. Встреча проходила в красивом конференц-зале Центральной гостиницы, лидеры пригласили гостей, проводили встречу Лена и Дима. Собралось человек пятнадцать, многих Олеся видела впервые. На столиках были красиво разложены коробки с продуктом компании - полезными БАДАми, чудодейственной косметикой, травяными чаями. Насторожило только, что их предлагалось использовать на все случаи жизни и от всех болезней, как для выведения бородавок, так и для лечения язвы желудка.

        Как оказалось впоследствии, все совсем не было так безобидно. Каждый новый человек подвергался жесткому психологическому прессингу. Он должен был заучить свод правил поведения, который начинался словами: «Спонсор всегда прав». Затем новичок получал задание на неделю, где время было расписано буквально по часам. Он должен вспомнить телефоны всех своих знакомых, вообще всех людей, с которыми когда-либо пересекался и начать обзванивать их, приглашая на встречи в офисе. Затем начинались встречи с клиентами, на которых Олесю сопровождала Ольга. Она учила Олесю, какими словами, с кем и как говорить. Отступать от правил нельзя. Повторять информацию надо в строгом порядке слово в слово.

        Каждый вечер проходили собрания, на которых новички докладывали об успехах. Тех, кто не выполнял план по продажам жестко критиковали. После собрания — школа, занятия, где учили не сомневаться в товаре, бесконечно доверять своему спонсору и рассматривать каждого нового знакомого, как потенциального покупателя. Твердили об обещанной в компании европейской пенсии. Олеся не понимала, кто там делает отчисления в Пенсионный фонд? Вдохновенно рассказывали, что БАДы - препараты для здоровья, изготовлены из натуральных компонентов и трав, собранных на Альпийских  горных лугах. Кто собирал эти травы в горных массивах? Насколько дорогостоящими должны быть такие экспедиции? Кто и как долго тестировал препараты, где и как их изготавливают? Существуют ли документы о лицензировании деятельности, проверка качества продуктов? Ответ был один: чудодейственные препараты опробовали в компании тысячи людей и они всем помогают.

        Олеся предложила БАДы своим знакомым, но они не заинтересовали никого. Она не могла понять одного, ну где эти люди находят покупателей? На первых порах у нее вообще не получалось продавать. Чудесные витамины и косметика почему-то никому не были нужны. Но скоро она увидела, как это происходит. Однажды в магазине, встретила Татьяну Николаевну. Заведя разговор с женщиной из очереди, она за пять минут впарила ей какие-то витамины. Это было так легко и просто! И Олеся решила, что тоже так сможет. Ведь она никого не обкрадывает. Люди сами решают, покупать или нет. Она помогает им улучшить здоровье. Случай представился скоро, на улице она заметила мамочку с коляской. Подошла к ней и начала разговор, немного прогулялась вместе с ней. Было ужасно неловко, но Олеся подбадривала себя теми словами, которые слышала от Ольги, я не продаю, а оказываю услугу, за которую меня эта женщина еще потом благодарить будет. Олеся продала ей витамины. Но почему-то было ужасно стыдно, когда видишь, как человек, слишком мягкий, чтобы отказать, покупает ненужную ему вещь. Олеся рассказала Ольге об этом эпизоде и своих чувствах. Однако та как будто не слышала. Наставница отчитала Олесю за низкие продажи и предложила купить больше товара, чтобы он был всегда под рукой и Олеся всегда могла продемонстрировать его качество. «Если не на что купить, надо взять кредит. Все так делают», - жестко сказала Ольга.

        Ольга уговорила Олесю принять участие в выездном семинаре в Москве. На семинаре планировалась официальная часть, а потом банкет в ресторане известного отеля. Встреча проходила в большом концертном зале со сценой и большим экраном, вел мероприятие популярный ведущий, выступали звезды компании. Все, казалось бы, происходило на высшем уровне. Стоимость мероприятия наверняка не одна тысяча долларов. Но Олесю не покидало чувство, что смотришь спектакль, поставленный дилетантами. Каждый оратор так или иначе заводил старую песню о главном, что мир полон возможностей, а продавая продукцию компании, мы несем добро людям. Спикеры рассказывали трогательные истории о тяжелом детстве, бедной молодости и случившемся чуде — встрече с консультантом компании. После этого у каждого произошел крутой поворот в жизни. Как результат: «Посмотрите, где я теперь!». Где они теперь было не особо понятно, многие миллионеры имели весьма подержанный вид.

         Олеся не сразу поняла, почему такие компании любят устраивать групповые мероприятия. В толпе проще внушить любую идею тому, кто сомневается. Когда вы видите перед собой тысячи людей, уверенных в том, что продавать продукт — это хорошо, буквально через несколько минут вы сами начинаете верить в это. В свете повальной заботы об окружающей среде ораторы постоянно твердили, что продукция компании абсолютно безвредна, а упаковка подлежит переработке. Но почему-то никого не смущало, что ни на одном товаре нет соответствующей маркировки. Когда Олеся спросила об этом, получила не слишком убедительный ответ: «Компания так крута и известна, что не нуждается ни в каких сертификатах и маркировках, а также и в рекламе». Надо же, а ведь даже концерны с мировым именем не брезгуют значком экологичности на упаковке, а тем более рекламой.

         Банкет после столь окрыляющего семинара - не щедрый подарок руководства своим подданным. За все платили сами участники. Выпив и закусив в компании  людей, вы становитесь частью семьи. Вечеринка закрепляет эффект семинара. Несмотря на то, что Олеся еще верила многому из того, что ей говорили, сомнений появлялось все больше. Олеся рассчитывала познакомиться с интересными людьми, но ее ждало разочарование. Все эти несколько тысяч человек были заряжены полученной информацией, с ними невозможно было говорить ни о чем другом, кроме того, как хороша компания, великолепны спикеры и как им всем повезло попасть в столь избранное общество. Это было очень похоже на тоталитарную секту. А еще напрашивался вывод, что самыми успешными в сетевом бизнесе в основном становились  семейные пары. Распределение обязанностей в паре четкое: мужик заманивает клиентов, в основном клиенток - одиноких теток, а женщина - окучивает, раскручивает на покупку или участие в бизнесе.

         Вечеринка закончилась довольно рано, времени до отъезда оставалось много, поэтому Олеся с Ольгой спустились в кафе, чтобы выпить кофе и поделиться впечатлениями. Ольга чувствовала себя на подъеме, поэтому решила продать энергетические батончики посетителям кафе. Они смотрели на них обеих с жалостью и презрением. Олеся чуть не сгорела со стыда. День и так получился не очень, но это уже было чересчур. Поздно вечером они уезжали в свой город. Олеся ехала домой разочарованной. Ей было понятно, что эта поездка была ошибкой, жалко было потраченных денег. И вообще вся эта затея с сетевой компанией не для нее. Эти люди были словно зомбированы и каждый стремился зомбировать еще больше окружающих.

         На вокзале Олеся взяла такси. Ольга, не дожидаясь приглашения, решила что поедет с ней. Едва сев в машину, она начала обрабатывать водителя: "Работа у вас тяжелая, обязательно надо пить витамины". Олесе было противно слушать все это, и она обрадовалась, когда водитель без лишних церемоний заявил, что его это не интересует. Последней каплей стал звонок Анны Ивановны, она сообщила, что у нее умер муж, и больше она участвовать в проекте не будет. Врачи сообщили, что он затянул с операцией и поэтому наступил летальный исход, о котором они его предупреждали. Ни один мускул не дрогнул на лице Ольги. И тут Олеся окончательно поняла. Всем этим людям неважно, кто перед ними, ребенок, незнакомец, подруга или соседка, живущая от зарплаты до зарплаты. Им плевать на всех. Каждый человек лишь ступенька на пути к лидерству, получению баллов, бонусов и уровней.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.