Митрополит Киевский и всея Руси

               Митрополит Киевский и всея Руси

  Иларион Киевский ( Иларион Русин ) - митрополит Киевский и всея Руси, святитель жил в эпоху великого князя Ярослава Мудрого, сына святого равноапостольного Владимира. В историю Русской Православной церкви он вошел как первый из ее русских предстоятелей, поставленных на митрополию Собором русских епископов.
  Согласно " Повести временных лет " был священником церкви св. Апостолов в Берестове, княжеской резиденции под Киевом, духовным отцом и сподвижником князя Ярослава. Деятельность Илариона проходила в период утверждения и укрепления Христианства на Руси, для достижения успеха в этом важном деле митрополит Иларион придавал большое значение развитию грамотности. Оставленное им духовное наследие живет в Русской церкви. И, прежде всего, лучшее творение древнерусской церковной литературы - " Слово о законе и благодати ", известное в более 50 списках 15 - 16 веков. Среди других творений святителя Илариона особо важное место занимает его архиерейское исповедание, которое стало образцом епископской присяги в Русской церкви. Святитель Иларион был погребен в Киевских пещерах. Летопись не отметила года его кончины, но на погребении князя Ярослава Мудрого ( 20 февраля 1054 г.), святителя уже не было, а в 1055 году в Киев прибыл новый митрополит - грек Ефрем. Очевидно, святой Иларион отошел к господу в 1053 году. Молчание летописи о кончине митрополита Илариона дает основания считать, что он не умер, а был устранен от управления митрополией. Удаление Илариона находилось, видимо, в связи с восстановлением прежнего порядка становления киевских митрополитов и, вероятно, последовало после смерти князя Ярослава Мудрого.
  О жизни Илариона, митрополита Киевского, нам практически ничего не известно. Есть лишь два упоминания в повести " Временных лет ", запись похожего содержания в конце  " Исповедания веры " самого Илариона ( или от его имени ). Есть упоминание имени Илариона в церковном " Уставе Ярослава ". Личность Илариона , митрополита Киевского, принадлежит к числу наиболее значимых в отечественной истории. Ведь он внес весомый вклад в становление русской культуры, создав первое отечественное литературно - философское произведение - " Слово о Законе и Благодати ". Это произведение было написано между 1037 и 1050 годами. Оно было очень популярно на Руси, недаром сегодня известно в разных редакциях его списков 15 - 16 веков. Кроме того, митрополиту Илариону принадлежат два текста - " Молитва " и " Исповедание веры ", которые обычно публикуются вместе со " Словом ".
  Деятельность Илариона на посту митрополита Киевского нам известна частично ( фрагментарно ). В частности, сохранились сведения о том, что Иларион совершил освящение киевской церкви святого Георгия - небесного покровителя князя Ярослава. Митрополит Иларион вместе с князем Ярославом разработал церковный устав - судебник, вошедший в историю под названием " Устава Ярослава ". Логический анализ позволяет разделить " Слово о Законе и Благодати " на три составные части. Первая - это своеобразное философско - историческое введение. В его основе лежит рассуждение о соотношении Ветхого и Нового Заветов - " Закона и Благодати ". Смысл подобного рассуждения многообразен. С одной стороны, это продолжение чисто богословского спора между западной, римской церковью и церковью восточной, православной. Дело в том , что западное христианство почитало Ветхий Завет как собрание разного рода правовых норм, как оправдание свойственных западному миру прагматических устремлений. На востоке Ветхому Завету придавалось гораздо меньшее значение. Иларион в своем  " Слове " стоит ближе к восточной церкви. Он говорит : " Прежде был дан Закон , а потом Благодать, прежде тень, а потом истина ". Во второй части "  Слова " Иларион развивает идеи спасения одной Благодатью уже в приложении к Руси, совершенное великим князем Владимиром, показало , что Благодать распространилось и в русские пределы. Следовательно, Господь не презрел Русь, а спас ее, приведя к познанию истины. " И уже не идолопоклонниками зовется, - пишет Иларион, - но христианами, не без упования еще живущими, но уповающими на жизнь вечную. " Приняв Русь под свое покровительство, Господь даровал ей и величие. И теперь это не " безвестная " и " захудалая " земля, но земля Русская,  " что ведома во всех наслышанных о ней четырех концах света ". Более того, христианская Русь может надеяться на великое и прекрасное будущее, ибо оно предопределено божьим промыслом. Третья часть  " Слова " посвящена прославлению великих киевских князей. Прежде всего, речь о князе Владимире ( в крещении Василий ). Кроме того, славит Иларион князя Ярослава Мудрого ( в крещении Георгий ), соратником которого был Иларион. Также прославляет князей - язычников Игоря и Святослава, заложивших будущее могущество Русского государства.
  По сути дела, " Слово " - это похвальная песнь Руси и ее князьям. А воспевание достоинства и славы русской земли и княживших в ней потомков Игоря Старого направляет прямо против политических притязаний Византии. Митрополит Иларион в своем " Слове о Законе и Благодати " складывает похвальное слово Владимиру, сравнивая его с императорм Константином, который в четвертом веке признал христианство государственной религией и был за это причислен к лику святых. В историческом смысле, митрополит Иларион продолжил и развил линию начатую еще в летописной традиции, предприняв усилия по " вписыванию " истории Руси в библейскую историю. Во время митрополии, Иларион делает упор на образование. Вместе с Ярославом Мудрым занимается сбором литературы, и созданием библиотеки в Софии Киевской. Кроме  " Слова о Законе и Благодати " в этот период появляются и другие его труды : " Сказание о распространении христианства на Руси. " Все его творения можно назвать древнейшей русской богословской литературой. Академик Лихачев отмечает в своих трудах, что Иларион создает собственную патриотическую концепцию всемирной истории. Эта концепция по своему замечательна и дает ему возможность осмыслить историческую миссию Русской земли. Святитель Иларион - колосальная фигура в русской истории. Это не преувеличение выплеснувшегося через край благовения перед его обоятельной личностью, а несомненный факт. Этот митрополит сыграл ключевую роль в формировании, как русской государственности, так и русской святости. Говоря об Иларионе, историки всегда подчеркивают, что он был первым митрополитом всея Руси по крови. Святитель Иларион был поставлен на митрополичью кафедру собором русских епископов. Огромная роль митрополита Илариона состояла в том, что именно он, а не кто либо заложил основу прародины всех русских преподобных -  Киево - Печерский монастырь. Иларион был канонизирован Русской Православной церковью, время канонизации неизвестно. Память святого отмечается в день поминовения собора всех Киево - Печерских преподобных отцов на второй неделе Великого Поста и в день поминовения собора Киево - Печерских преподобных отцов, почивающих в Ближних пещерах - 28 сентября ( 11 октября ).


Рецензии