Дмитрий Риберо-Феррейра от судьбы - к песне

          «Дмитрий Риберо-Феррейра: от судьбы – к песне» 
               
Судьба любого яркого исполнителя увлекательна и богата событиями. Особенно это интересно по отношению к тем, кто опровергает народную мудрость «на детях природа отдыхает». Именно таким опровержением является жизнь и творчество российско-колумбийского (что уже само по себе привлекательно) певца Мигеля-Дмитрия Риберо-Феррейра. Его родители – творческие люди, известные и востребованные каждый в своей профессии. Мать – советская и российская актриса Любовь Полехина, отец – колумбийский режиссер Марио Риберо-Феррейра.
Дмитрий выбрал другую творческую стезю, к которой пришел не сразу.
Но, как водится, начать надо с родителей и детства.
В одном из интервью Дмитрий историю своей семьи назвал типичной для советской эпохи: латиноамериканец, приехавший учиться в СССР в 70-е годы XX века, влюбился в красивую русскую девушку. Тем более, что они были сокурсниками: оба учились во ВГИКе  на актерско-режиссерском курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.
Дмитрий – старший ребенок в семье, есть у него и сестра Милена, которая в настоящее время живет в США. По признанию детей, они очень привязаны к своим родителям и сохраняют теплые отношения. Так же, как и между собой. А когда родители развелись, Дмитрий, по его словам, стал жить на три страны: в России, где живет и работает мама, в Колумбии, где остался отец, и в США.
Думаю, о своем детстве лучше всего расскажет сам Дмитрий: «Я родился в Москве. Самые счастливые моменты моего детства действительно прошли в России: в Москве и в деревне у бабушки. Друзья родителей заметили, что мне нравится петь, имитировать голоса, т.е. обнаружились артистические способности. Мама решила отвести меня в музыкальную школу». Там педагог, внимательно рассмотрев пальцы мальчика,  сразу определила его на виолончель. Продолжает Дмитрий:  «Я даже не знал, что это такое. Но так получилось, что с первого урока (хорошо это помню), хотя еще не знал, как держать смычок, но поставил пальцы на струны и начал делать вибрацию». Конечно, педагог была очень удивлена тому, как ребенок без подготовки, впервые взяв в руки виолончель, смог это продемонстрировать. Так что вопрос с выбором специализации в музыкальной школе был решен.
Когда семья переехала в Колумбию, виолончель вынужденно пришлось оставить, потому что рядом не было подходящего педагога. Так как при игре сначала на виолончели, а затем на гитаре и фортепиано, которые Дмитрий освоил позже, он всегда увлеченно подпевал, то в конечном итоге выбрал вокал, которому сейчас посвящает всего себя.
Немаловажен для формирования творческой натуры будущего артиста, думается, и такой факт: с раннего детства мальчику часто приходилось бывать на съемочных площадках с мамой в России и с папой в Колумбии. Очень рано он узнал многие режиссерские и сценические нюансы: как ставить свет, двигаться  и тому подобное. Наверное, поэтому в одном из интервью с интересом делился своими мыслями о режиссуре и  даже допустил, что может в дальнейшем связать себя с этой профессией. И назвал режиссера не просто профессией, а особым менталитетом, который проявляется не только в кино, но и в жизни вообще. Признался также и в том, что это качество присутствует и в нем, т.к. любит все контролировать. Интересно и такое рассуждение артиста: «Режиссер – это как дирижер. Человек, который командует и свою творческую мысль может передать многим людям. Это интересная вещь».
Стоит отметить, что в Колумбии, а затем в США, куда переехала семья, Дмитрий обучался в школе для одаренных детей.
Определив для себя пение главным занятием в жизни, юноша поступил в Нью-Йоркскую консерваторию Manhattan School of Music  по классу вокала, а затем и в драматический институт Lee Strasberg Theatre and Film Institute (Нью-Йорк).
Как вспоминает Дмитрий, молодость проходила на Манхеттене. А попал туда он так: когда жил в Майами, просматривал конкурсы в разные консерватории, потому что именно академическое пение представлялось молодому человеку самым верным  способом улучшить свой голос. В итоге выбрал консерваторию на Манхеттене – не столько из-за самого учебного заведения, сколько из-за того, что оно находилось в  центре Нью-Йорка. 
Именно тогда и началась самостоятельная жизнь юноши. Как признается он сам, оказавшись в Нью-Йорке, в возрасте 17-18 лет, стал уже ощущать себя более-менее самостоятельным. Работал по выходным  в православной и католической церкви, пел в хоре или солистом. Конечно, для студента это был хороший заработок. А о необходимости и важности в определенное время стать самостоятельным сказал следующее: «Независимость в раннем возрасте важна, т.к. она дает человеку путь, который он сам выбирает». А выбирать сразу и навсегда получается не у всех. О чем свидетельствует творческий путь и самого Дмитрия. И хотя пение уже было выбрано, но поиски себя в этом искусстве продолжались. Вот как это происходило.
От бабушки будущий певец узнал военно-патриотические и народные песни и полюбил их. Переехав в Латинскую Америку, начал много слушать танго и другие местные аутентичные мелодии. Поделился своими воспоминаниями Дмитрий и о том, как в его жизни появилась опера. А началось все с купленного папой диска с записями Лучано Паваротти. Услышанный голос произвел на мальчика сильнейшее впечатление: «Я просто подумал, что так петь возможно только избранным, потому что это такой особый голос, который дается с рождения. Потом узнал, что этому все-таки можно научиться».
И поскольку Дмитрий был убежден, что опера – это максимальное выражение голоса, когда нужно использовать свое тело как инструмент, то цель определилась сразу. Кроме того, это представлялось и хорошей работой на преодоление: «Поэтому я выбрал изначально этот путь, чтобы найти в себе как можно больше голосовых возможностей». Начинающий певец считал, что ему надо было развивать голос и технику, а опера предоставляет массу возможностей для самореализации и требует разносторонней подготовки. По словам Дмитрия, опера – это три в одном: оперный певец должен быть хорошим музыкантом в общем смысле, вокалистом, владеющим в совершенстве техникой голоса, и актером, умеющим свободно двигаться на сцене или перед камерой.
Рассказ продолжает Дмитрий: «Когда закончил консерваторию на Манхеттене, я там несколько лет еще жил. Потом пошел в академию Ли Страсберга учиться актерскому мастерству. Сделал это не для того, чтобы работать в кино или на телевидении, а чтобы улучшить свои сценические возможности  для оперных постановок. Мне это помогло». Такой подход к своему творчеству свидетельствует о непрерывной и кропотливой работе над собой, о неустанном стремлении к совершенству. Перфекционизм в чистом виде. Интересен и такой факт: поступив на курсы актерского мастерства, юноша обнаружил, что многому, оказывается, он уже научился у своей мамы, которая к тому времени преподавала этот предмет в Америке. А посещая занятия в академии, большую часть упражнений уже знал от мамы.
Свою вокальную карьеру Дмитрий начал в опере. Пел в театрах Америки и Германии. Но потом из оперы все-таки ушел.  В этом жанре, по мнению Дмитрия, должны царить личности, а такой личностью стать сложно. В опере не должно быть недостатков в голосе. В эстрадном же пении они могут даже стать особенностью артиста, его «изюминкой». Свою роль сыграла и фраза одного импресарио, что в опере он будет рядовым голосом, а в другом репертуаре может стать самим собой и что-то значить сам по себе. Поэтому певец, которого, по его признанию, больше привлекали эстрадные мелодии, вернулся к ним и понял: его особенность как Дмитрия Риберо-Феррейра заключается в том, что он человек, впитавший в себя много разных культур, ритмов, мелодий. А главное – его дальнейшее творчество должно стать международным.
Дорогого стоит и такое признание артиста: «Сейчас я пою другой репертуар, он мне нравится, но всегда часть моего сердца останется с оперой, это однозначно».
Отдельно стоит сказать и о голосе певца. Его называют бас-баритоном. Но, по мнению Дмитрия, кроме традиционного баса, баритона и тенора, необходимо выделять  и другие голоса: «Внутри этих категорий есть еще, как говорят, субкатегории. Они определяются по репертуару и композициям, по тембральности голоса. Например, есть голоса, которым удобнее петь произведения романтической эпохи, кому-то – классические. По тембральности голоса можно определить, какой лучше репертуар подобрать». Спорит Дмитрий и с таким утверждением: если певец бас-баритон, то ему можно петь только классические арии из опер. Применительно же к себе он сделал такой вывод: «На самом деле, тут, наверное, выиграла больше моя латиноамериканская сторона. У меня голос по масштабу не совсем большой, поэтому мой лирический бас-баритон – это в основном Моцарт и Доницетти». В связи с этим, считает Дмитрий, не совсем уместно объявлять его бас-баритоном на концертах, где он исполняет и песни разных жанров.
Интересная характеристика своеобразного тембра этого уникального исполнителя  встретилась в комментариях на просторах Сети: «Отдельного внимания заслуживает и тембр певца – бас-баритон можно услышать вживую довольно редко, поскольку это так называемый промежуточный голос, обладающий характерными чертами и баса, и баритона со свободными верхами, массивными нижними нотами, мощным звучанием в центральном регистре».
Подкупает и разнообразный  репертуар артиста. Это поистине настоящая яркая  россыпь: танго (на испанском и русском), неаполитанские песни, кроссовер-классика, русские романсы, военно-патриотические  песни, классика советской эстрады, популярная латиноамериканская и испанская эстрада, мюзиклы, опера, американские хиты из репертуара Фрэнка Синатры, Элвиса Пресли и др., французский шансон. И можно с уверенностью сказать, что это еще не предел, зная, как постоянно работает над собой исполнитель, находящийся в поиске нового. Подтверждение находим в его признаниях: «Я всегда отталкиваюсь от того, что,  я считаю, понравится данной публике в данном  месте, потому что везде публика разная. И от того, что именно я могу предложить нового».  Интересны и принципы, по которым отбирается песня: она, не зависимо от того, хитовая или нет, должна трогать певца. А завершить рассказ о песенном репертуаре Дмитрия хочется его фразой о роли песни в мировом пространстве: «Надо раздвигать горизонты и соединять культуры». Не случайно в СМИ его давно и по праву называют «человеком мира».
Недостаточно будет представить Дмитрия только в качестве певца. Вспомним бытующее мнение, что талантливый человек талантлив во многом, если не во всем. Вот только несколько граней его таланта. Он и полиглот, свободно владеющий несколькими языками (о чем будет рассказано подробно далее), и танцор, легко и изящно дефилирующий по сцене в ритме латиноамериканских танцев, и шоумен, энергично подыгрывающий себе на шейкере, способный заставить публику танцевать, и собеседник, сыплющий увлекательными рассказами о своей второй родине Колумбии, о легендарной колумбийской сборной по футболу и об особенностях  культуры тех стран, которые посетил и песни которых исполняет.
О языках. Родными для себя Дмитрий считает русский, испанский и английский. Бегло говорит на итальянском, знает немецкий и французский, которые освоил во многом благодаря опере, потому что в ней, по мнению певца, мало знать смысл исполняемого, там необходимо чутье и свободное владение языком: «Это открывает артисту новое измерение». Тем самым наблюдаем еще одно проявление перфекционизма артиста. В консерватории, как рассказал Дмитрий, учат петь почти без акцента на разных языках.  Но это не значит, что человек знает язык.  Кстати, поет еще и на португальском, но этот язык считает очень сложным.
Такое обширное знание языков, естественно, породило и вопрос, который ему задают часто: «На каком языке думаете?». Отвечая, он выделил два момента. Первый – это когда просто в голову приходит идея, связанная с определенной страной. И она может прийти на любом  языке. Другой момент – это мысли на том языке, на котором общается в данное время. Трудно, по признанию Дмитрия, бывает перестроить себя после долгого отсутствия в какой-то стране. С юмором рассказал в одном из интервью, как, вернувшись в Россию после нескольких десятилетий, был сначала шокирован тем, что не знал, как ответить в аэропорту на вопрос на русском языке, который хорошо при этом понял. Чтобы развивать языковые навыки, начал больше читать.
Именно русский и итальянский считает более приспособленными для лирического пения. А в одном из интервью поделился такими мыслями: «Русские и латиноамериканские песни наиболее душевные. Может быть, русские более углубленные, более  ностальгичные».
Наверное, продолжением разговора о языках стоит считать и вопрос о том, какой крови по собственным ощущениям в нем больше: русской или латиноамериканской. «Сложный вопрос, – ответил артист. – На самом деле мне повезло, что я могу понимать душу и взгляды и русских, и латиноамериканцев». Свои же ощущения объяснил, сославшись на утверждение Зигмунда Фрейда: человек формируется до семи лет, после этого его трудно изменить в том, что он составляет и представляет. «Если это правда, то я стопроцентно русский. Но в Колумбии меня считают колумбийцем», – обобщил свои рассуждения Дмитрий.
Невозможно говорить о латиноамериканском исполнителе, не упомянув при этом танго. Вот что об этом сказал он сам: «Мне повезло, что я жил несколько лет в стране, где танго принимается более религиозно, чем в Аргентине. Это Колумбия. Там даже есть радиостанции, которые только играют танго. С юных лет я это много слышал». Очень любит рассказывать об этом зажигательном танце. А во время одного интервью даже провел небольшой «ликбез», рассказав историю танго, которое  завоевывало мир постепенно. Сначала это была не совсем престижная музыка, но когда ее подхватил талантливый  аргентинский певец, композитор и актер Карлос Гардель в 20-е годы прошлого века, он обработал танго так, что интерес к этой музыке появился даже в Голливуде. И когда он сделал несколько фильмов, включив в них танго, феномен танца разлился по всему миру. Теперь каждая страна имеет свой хит танго. В России, в первую очередь, это «Ах, эти черные глаза», «Утомленное солнце».
Как-то Дмитрий признался, что в Латинской Америке танец у людей «в крови». Там люди собираются не только выпить, закусить, пообщаться, но и потанцевать. Сам же он специально танцами  не занимался, только получил несколько уроков, когда учился актерскому мастерству.
Очень интересен Дмитрий в интервью. Он открыт для общения, всегда от него исходит положительная энергетика и брутальность. Не случайно поклонники в своих комментариях не раз называли его мачо.  Шарм речи придает легкий акцент (свидетельство долгой жизни за границей), но все-таки стоит отметить великолепное владение выразительным русским языком. И именно литературным.
Народная мудрость гласит, что дом там, где твое сердце. Естественно, спрашивали Дмитрия и об этом. На что он ответил:  «Кусочек моего сердца в разных местах: часть в Латинской Америке, часть в России, часть в Западной Европе». При этом свою личную жизнь артист не афиширует, признался лишь только в том, что есть близкая по духу женщина, с которой он может разделить свои эмоции. 
И все же некоторые моменты своего характера и образа жизни приоткрыл. Так, например, признался в своем стремлении к организованности. И в связи с этим подчеркнул важность режима, хотя из-за плотного гастрольного графика это не всегда у него получается. Но мысли интересны: «Режим не всегда привлекателен, бывает занудным, но он делает нас лучше. Режим, неважно какой, должен быть каждый день». Сам он старается ходить в тренажерный зал, если позволяют условия. Если нет – просто делает зарядку по утрам. А все потому, что, по мнению Дмитрия, когда инструмент внутри тела (речь идет о голосе), надо заниматься собой. Ну а главное – вести здоровый образ жизни.
Показательным является и отношение молодого человека к животным. В юности он увлекался конным спортом. Сейчас это позволяет себе редко. По признанию Дмитрия,  скучая по этим удивительным животным и чтобы полечить свою ностальгию, идет в места, где можно взять лошадь на время, насладиться скачкой и даже вспомнить прыжки через барьер. Трогательно звучат такие слова: «Хорошее взаимопонимание у меня с собаками и другими животными. А с лошадью  все происходит на очень подсознательном уровне. Общение с лошадью не такое очевидное, как с собакой». Лошадь, по его мнению, чувствует малейшие реакции человека, настроение. Общение с лошадью действует на внутреннее равновесие. Сейчас у Дмитрия собака. Он признается, что обожает этих животных, и они были у него всегда.
Еще одна существенная деталь: даже получив  отличное образование, артист обращается иногда к педагогам, чтобы еще подучиться: «Всегда хочется сделать лучше, чего-то не хватает. Ищешь новые вещи. Надо бороться, себя преодолевать». На это использует свое свободное от гастролей время.
Люди, знающие Дмитрия лично, отмечают, что с ним легко общаться, он быстро к себе располагает. Всегда вежливый, внимательный, доброжелательный, с хорошей энергетикой. И еще – он умеет и любит общаться с разными людьми. Важной является и такая черта: старается избегать конфликтных ситуаций, а если они и случаются, то предпочитает решать их мирным путем и обязательно – тактично.
Сейчас, определившись с направлением в творчестве, певец признается, что ему нравится петь песни вообще, а русские особенно:  «Эта жажда появилась через много лет, когда я их не пел, а вспоминал через голос моей бабушки». Да и о своей русской Родине Дмитрий не раз говорил хорошие слова. Вот одно из высказываний: «В России очень хорошая публика, теплая, как нигде. Тем не менее – одна из самых культурных, знающих широкий репертуар.  Поэтому тут расслабляться не приходится».
Надо отметить и тот факт, что артист душевно относится к своим поклонникам. Хотя, как признался артист, не сразу все у него получалось в этом плане: «Я достаточно самокритично к себе отношусь, и поэтому для начала мне было очень сложно воспринимать искреннюю поддержку  людей. А сейчас я понимаю, что это искренне, и принимаю все так, как есть». Теперь на концертах, которые проходят и в разных странах, и в разных городах нашей необъятной страны, Дмитрий обращается к зрителям со словами признательности и благодарности  за особую теплоту, искренностью, умение поддержать, вдохновить, заставить поверить в то, что музыка действительно способна сотворить чудо. «Такое отношение дорогого стоит», — поделился впечатлениями певец после очередного выступления.
На его концертах поющие зрители, зажигательные латиноамериканские танцы в зале – типичная картина. Тем более, когда танцевальное настроение задает сам певец, демонстрирующий в своем номере элегантные движения, двигаясь красиво по сцене. Иногда он посылает призыв присоединяться в танце, а чаще всего зрители сами заводятся той мощной энергетикой, что накрывает всех присутствующих.
В настоящее время артист, по его признанию, осваивает правила продвижения творчества в соцсетях, старается выставлять записи, заботясь о качестве предлагаемого материала. Стал публиковать записи из своих архивов, отвечая на просьбы поклонников больше узнать о нем. Ведет и диалоги с теми, кто пишет комментарии, задает вопросы, советуется, делится новостями; традиционными стали анонсы поездок и концертов. Очень рад  комментариям разных людей в разных странах.  По возможности старается отвечать.  Благодарные поклонники отвечают артисту взаимностью: не только активно пишут комментарии, но и посвящают ему коллажи, слайд-шоу, стихи.
Конечно, такое внимание к таланту не прошло даром: на YouTube-канале певца уже больше 40 тысяч подписчиков, и с каждым днем прибавляются все новые. Увеличиваются постоянно и подписчики в официальной группе Дмитрия, которая работает активно.
На протяжении нескольких лет вырос список достижений певца. Он выступал со многими известными солистами: Сергеем Захаровым, Ниной Шацкой, Екатериной Гусевой, Петром Наличем, Мариам Мерабовой, Владиславом Косаревым, Сергеем Плюсниным, Ириной Крутовой и другими. Является лауреатом различных международных конкурсов и премий, лауреат международных конкурсов «Романсиада» в России и «NATS Voice Competition»» (США). Кроме того, он участник программы «Романтика романса» на телеканале «Россия-К».
Много и плодотворно Дмитрий выступает с виртуозными музыкантами: с пианистами  Олегом Вайнштейном (Санкт-Петербург), Игорем Тукало (Москва), Константином Ганшиным (Санкт-Петербург) и гитаристом Виталием Кись (Москва) . В интервью не раз с теплотой отзывался о своих аккомпаниаторах. Кроме того, активно сотрудничает с музыкальными коллективами и оркестрами филармоний Москвы, Санкт-Петербурга, Иркутска, Новосибирска, Перми, Тольятти, Петрозаводска, Якутска, Челябинска, Казани, Липецка, Красноярска, Барнаула и др. И каждому коллективу всегда находятся артистом слова признательности и глубокой благодарности.
Стоит отметить и преподавательские способности Дмитрия. Развивает он их, проводя мастер-классы по вокалу в России и за границей. При этом проявляет завидное терпение и внимание к тем, с кем занимается.

А закончить рассказ об этом талантливом и многогранном артисте хочется словами признания многочисленных преданных поклонников. Очень трудно было отобрать несколько из большого количества трогательных отзывов. Вот только малая их часть: «Бархатный голос, красивый мужчина, великолепная музыка – в итоге прекрасно проведенный вечер!», «Для меня Ваш голос, Ваше исполнение – как глоток свежего воздуха и очищение души»,  «Как же прекрасно звучит Ваш голос в песнях, посвященных так или иначе войне – просто сердце сжимается», «Завораживающий голос, красивый, мощный, страстный, прекрасный баритон, как луч света, озаряет и зажигает сердца и уносит во Вселенную! Браво!», «Какой Дмитрий труженик, какой он достойнейший человек и какой при своем таланте он скромный и требовательный к себе. Восхищаюсь его знаниями, огромным кругозором и любовью к России. Ее культуре и традициям. Любовью к советской песне. Болью за свою Родину, высказанную очень тактично», «И совсем не удивительно, а совершенно закономерно, что Вас, Дмитрий, так восторженно воспринимают зрители. Этот тембр может свести с ума: бархатный, глубокий, многогранный, безумно красивый»,  «Просто наслаждаюсь, просматривая каждое интервью с Дмитрием. Как приятно его слушать. Интересный собеседник, интеллигентный, образованный, яркий, харизматичный и, в то же время, скромный. Голос завораживает, даже когда он не поет, а говорит (причем на любом языке!). Божественный талант! Совершенство во всем», «Исполнение Дмитрием - это не просто исполнение. Это исцеление души. Это свет, любовь, красота, добро. Бесподобно! Низкий поклон!». И так далее, и тому подобное…
Наблюдая за ярким творчеством Дмитрия, читая душевные отклики поклонников, пожелаем артисту, чтобы еще очень долго не иссякал источник его вдохновения, и чтобы всегда его душа была согрета народной любовью. А главное – чтобы песня навсегда осталась в его судьбе.


Рецензии