Мать скорбящая во веки веков Stabat Mater, христи

Мать скорбящая во веки веков

"Stabat Mater", христианская молитва-песнопение, сочинение Россини, концертный зал Мариинского театра, 10 декабря 2022 года.

Жанна Домбровская (сопрано).
Мария Шуклина (меццо-сопрано).
Егор Семенков (тенор).
Владимир Феляуэр (бас).

Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра.
Дирижер – Константин Рылов.

Мощная музыка! Муки материнского сердца, вынужденного пережить страшную смерть своего праведного Сына. Слова этой средневековой молитвы-песнопения - словно ожившая одна из мистерий Страстной пасхальной недели, моление о Матери, о БогоМатери, которой выпало на долю безмерное страдание. Смерть Иисуса Христа во искупление грехов человеческих, породившая жгучую пытку в душе давшей ему жизнь Девы Марии.
У Россини получился фактически реквием по праведной кончине Иисуса Христа, воскресшего богочеловека, хотя для Богородицы, видевшей человеческие муки умирающего Сына, его человеческая ипостась была в тот момент важнее всего. Нет в этом поминальном стенании Божьего гнева, обычного для реквиема, ведь это была искупительная жертва, но есть ужас мучений, есть человеческая мольба о заступничестве Богоматери перед ее Сыном, о защите, о своем спасении в Судный день.
Очень неожиданная для Россини музыка! Грозная, мощная, сильная, временами очень напевная и лиричная, одновременно смиренная и молитвенная, но абсолютно прекрасная, как все, что было создано этим гениальным оперным композитором!
Концертный зал Мариинского театра с его феноменальной акустикой как нельзя лучше подходит для исполнения духовной музыки. Оркестр и хор под управлением энергичного дирижера Константина Рылова звучали грандиозно, демонстрируя многогранную и сложную эмоциональную наполненность музыки, при этом выдерживая необходимую стилистику духовного песнопения! Впечатляюще грандиозны у Россини страсти Христовы, прочувствованно напевны смиренные слова сочувствия материнским страданиям и проникновенны молитвенные просьбы о заступничестве. Музыка красоты неимоверной!
По большей части в эту стилистику вписывались и солисты. А для них это непростая задача. Солирование в подобных произведениях существенно отличается от обычного оперного пения, даже от бельканто с его мягким и аккуратным звучанием. Здесь важно одновременно сливаться с общим строем музыки, быть чем-то вроде наиболее звУчного музыкального инструмента, но в то же время выделяться на общем фоне и вести главную мелодию. В этом смысле наибольшее впечатление оставила Мария Шуклина (меццо-сопрано), обладательница красивого мягкого голоса, а также Владимир Феляуэр (бас) и Егор Семенков (тенор). Возможно, именно пение в хоре, а Мария Шуклина и
Егор Семенков - это певцы хора Мариинского театра, дало им это преимущество.
В целом, "Stabat Mater" (Мать скорбящая) было очень впечатляюще исполнено. Интересно было услышать не знакомое ранее произведение Россини в стенах Мариинского театра, и хочется думать, что оно еще не один раз прозвучит в его концертном зале.
Ведь публика была в восторге, устроила исполнителям долгую овацию. А это явно гарантия, что люди придут слушать эту молитву-песнопение еще раз.
P.S. Единственно, жаль, что никто зрителям не сказал, что не принято при исполнении таких произведений, в том числе и реквиемов, симфоний, симфонических концертов и т.д., аплодировать после каждой из частей произведения. Это разрушает впечатление от музыки. Но публика это явно делала от душевной щедрости и по незнанию. И это легко устранить, напечатав информацию о такой традиции в программке или даже на билете.


Рецензии