Калейдоскоп

Современная реальность такова, что в отдельные периоды жизни затасканное  выражение «…как летит время…» вдруг обретает вполне конкретный смысл.
Вот уже шесть с половиной лет как не стало моего отца. Во многом удивительного, непростого, поразительно талантливого человека, неординарной личности.

Я помню о нем постоянно. И когда  утром вхожу в комнату-библиотеку,  где за стеклом на одной из полок книжной стенки стоит его небольшая фотография  в паспарту, вслух здороваюсь с ним. На этом очень старом фото он молод и красив: ему лет 25, на нем матросская форма. Он только что вернулся с войны…  С тяжелейшим ранением, после которого мало кто смог бы поставить себя на ноги  в прямом смысле слова.  Это человек, прошедший – как  и многие -  в те страшные годы  настоящий ад, но не сломленный, умный, обладающий беспредельно высоким жизненным потенциалом.

Но это – отдельная история жизни героя, о которой можно было бы написать книгу.
 
А сейчас я хочу рассказать о другом,  об одном эпизоде и одной трогательной находке… С новой силой  всколыхнувшей во мне воспоминания и теплое чувство благодарности.

Периодически разбираясь в шкафах и на полках, я  нахожу  разные,  сделанные отцом нам с мужем в разное время и по разным поводам подарки. И каждый раз, обнаруживая эти находки, с  грустью и удивлением отмечаю, как много их скопилось за целую жизнь,  и что они все еще хранят его энергию…

И вот на днях во время одной из таких «разборок» я вдруг наткнулась на один необычный (на первый взгляд) предмет. Им оказалась небольшая ярко-зеленого цвета пластиковая бутылочка из-под питьевого йогурта «Активия» образца начала нулевых. Естественно, я знала о ее существовании, но она очень давно не попадала в поле моего зрения.

Невероятно! Ведь это был калейдоскоп, сделанный отцом специально для меня – взрослой замужней «дамы»… После моего искреннего восхищения экземпляром, предназначенным для подарка знакомому ребенку. А тот, первый экземпляр, он в течение долгого времени оттачивал, «доводил до ума», усовершенствовал, исправлял «ошибки» конструкции. И, наконец,  доделал его, чтобы подарить четырехлетнему ребенку.
Ребенком этим была очаровательная девочка,  -  озорная литовская «принцесса», очень полюбившая моего отца и называвшая его на своем языке «белым дедушкой». Видимо, из-за шевелюры густых седых волос…

Так сложилось, что родители мои в течение более двадцати лет ежегодно проводили свой отпуск в  - тогда еще Советской -  Литве, буквально прикипев к ней душой. И неудивительно: Литва  - прекрасный лесной, озерный, грибной и ягодный край. Край чистейших быстрых прозрачных и холодных речек с форелью, живописнейших озер, хвойных и смешанных лесов с потрясающим разнообразием птиц и непуганых зверей, с выходом к Балтике с зоной дюн и белоснежных песчаных  пляжей на Куршской косе.

Они ездили в Литву долгие годы, когда-то   познакомившись и крепко подружившись с лесником (ровесником отца) и его семьей: женой и семью их мальчишками.  Позднее с двумя из них у родителей завязались крепкие и долгие отношения. Они не раз приезжали в Москву, и отец всерьез и с радостью занимался их всесторонним развитием: музеи, концерты, памятники архитектуры в Москве и Питере, театры.  Закономерно, что со временем отношения с этой семьей стали почти родственными.

В начале нулевых у старшего из этих ребят родилась дочка Эльза  - эта самая «принцесса». Каждый год родители приезжая в Литву, привозили всем какие-то московские подарки, а ребенку игрушки. Но чем можно было в те годы удивить и порадовать маленького человечка? Ведь, в тот период  в  Литве было полно дорогих  качественных товаров и интересных игрушек из соседней Польши (Европы!).  И вот, готовясь к очередному визиту, отец (мастер на все руки!) решил сконструировать калейдоскоп. Времени на создание этого шедевра у него ушло много, но результат действительно превзошел все ожидания.

Я знаю, что этот подарок был и остается  для  - теперь уже взрослой  -  Эльзы  одним из самых  ценных и любимых.

Спустя некоторое время, отец, видимо помня мой восторг по поводу его творения, мои искренние (заслуженные!) комплименты  и отголоски «тоскливой зависти», подарил мне калейдоскоп. Это была его вторая  «hand make» в этой «серии».   И это был подарок, сделанный им без повода, представляющий собой  экземпляр, ни в чем не уступающий  первому.

Иногда я достаю его, беру в руки, открутив крышку, медленно вращаю бутылочку, направив ее дно на источник света, и смотрю в горлышко этой удивительной конструкции.

И не перестаю удивляться и восхищаться бесконечным разнообразием меняющихся при каждом вращении корпуса бутылочки картинок. Какое-то чудо из мелких осколков цветного стекла: желтого, красного, зеленого, фиолетового, оранжевого, цвета аквамарина и яблочного хризопраза…  И где ему только удалось раздобыть все это? Почему-то при разглядывании этих узоров в сознании  всплывает ассоциация с волшебными, вечно меняющимися замками  Фата Морганы.
 
В сущности эти «картинки» представляют собой настоящие мандалы , - готовый материал для полноценной медитации. Фантастика!

Уже не один раз мысленно благодарю Бога за эту находку. Ну, и  в первую очередь, - мастера…

Память об ушедших дорогих людях до конца живет в душах оставшихся. Но эту память хранят в себе и  любые творения, в которые при жизни была вложена энергия созидания, любви и добра.

И мы будем ощущать ее, пока  пребываем  здесь…
                (декабрь 2022г.)


Рецензии
Здравствуйте, Алёна!
Спасибо за удивительную миниатюру, которая всколыхнула столько воспоминаний.
Есть какая-то магия в калейдоскопе, да и в кругах вообще, особенно в их изменчивом состоянии.
Помню, меня больше всего завораживала лужа в "Мастерских", где часто разливали бензин. Какое же удовольствие было наблюдать, как видоизменяются узоры и ещё меня удивляло, что если нажать на глазницы, то перед внутренним взором тоже переливаются из одной формы в другую причудливые фигуры, мне казалось, что это планеты, а в моей голове целый космос, и мне было непонятно, зачем тратить столько усилий, чтобы полететь туда )))
С уважением,

Мария Райнер-Джотто   10.01.2024 06:46     Заявить о нарушении
Маша, благодарю за отклик ).
И за - как почти всегда ) - нестандартный, совершенно особый подход к тексту ))...
Магия калейдоскопа, безусловно, интересный аспект миниатюры. Но главный акцент в тексте делался на другом.
Впрочем, у каждого свое видение...

Алёна Вереск   10.01.2024 18:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.