У истоков познания

1***
БРОШЬ
http://proza.ru/2007/01/14-291

     На окраине поселка, в окружении леса, на берегу сибирской реки Чиндат стоял дом, в котором жила Лида. Картины детских прогулок по лесу с мамой остались в ее памяти как нечто сказочное. Однажды она познакомились с девочкой, ровесницей, живущей за ручьем.
 Ее звали Марусей Вяземской. У нее были братья и сестры разного возраста, Лиде казалось, что их очень много. За ручьем, на самой вершине горы, стоял дом Вяземских. Было самое начало лета, Маруся стала прибегать к Лиде во двор босиком. Она останавливалась у калитки, говорила, что ненадолго. Посмотрев, как Лида играет с маленькой сестрой, говорила, что ей тоже нужно водиться с младшими, убегала. И каждый раз спрашивала:
-Ты когда- нибудь к нам придешь?
Лида, спросив у мамы разрешения, и не получив его, вставала на перекладинку калитки и долго смотрела, как убегала домой эта девочка с босыми ногами.
 Но вот мама стала иногда отпускать ее к Марусе. И однажды произошла история, оставившая глубокий след в душе Лиды.
 Мама Маруси принесла домой брошь, найденную на дороге. Это была маленькая розочка, без булавочки. Но она была удивительна тем, что светилась в темноте. Все, по очереди закрывая ее в ладонях, оставив маленькую щелочку, любовались ее мерцанием. Это было настоящее маленькое чудо!
 Маруся положила ее в карман платья и засмеялась:
-Она и в кармане светится, если его сильно не открывать.
Протянула руку с брошью Лиде:
- Посмотри, как она будет светиться в твоем кармане…
В кармане Лидиного платья темно-синего цвета брошь светилась самым замечательным образом. Все заглядывали в ее карман и восторгались. Потом заигрались на склоне горы, и Лида ушла домой, забыв о розочке.
 Недалеко от дома она нащупала ее в кармане. Первые два шага назад были стремительны… Но Лида остановилась. Заглянула в кармашек, почти не открывая его. Розочка светилась. Крепко зажав ее в ладошке, пошла к дому. Спрятала под матрасик своей кроватки, подумав:
- Завтра поиграю немного и отнесу Марусе.
Но Лида забыла о брошке!
Через несколько дней, забежав с улицы домой, она увидела, как мама разбирает постель. Вот мама подняла и сложила на стул одеяло со словами:
- Мала тебе кроватка, сейчас принесут побольше размером, – столяр дядя Митя сделал. Мама взялась за матрасик, и …тут Лида вспомнила о розочке! Быстро села на кровать и закричала:
-Нет! Мне не нужна новая!
Отец легко поднял и посадил ее поверх одеяла на стул:
-Что за капризы?
В это время брошь упала на пол. Мама молча подняла ее и, внимательно посмотрев на Лиду, положила на стол.
 Когда маленькая железная кровать была заменена новой деревянной, с резными спинками и бортиками, пахнущими лесом, мама положила перед Лидой брошь:
-Откуда это у тебя?
Со слезами Лида поведала маме историю про розочку.
Мама сказала:
-А ведь это называется кражей. Пойди к Марусе и верни брошь.
 Лида шла к Вяземским. Ей было очень и очень стыдно. Слезы текли по щекам ручьем, ощущались во рту и носу. Она не могла представить, как сможет объясниться с Марусей, и не представляла, что будет дальше.
Так она переступила порог и предстала перед всей их семьей, сидящей за столом. Они обедали.
 На дрожащей ладошке Лида протянула розочку к ним:
-Вот, это ваша брошь, а я … я … ее унесла…
Заикаясь и не договорив, залилась слезами стыда и позора. Отец Маруси - дядя Семен взял брошь с ладошки Лиды, затем передал Марусе. Маруся сказала радостно:
- Ой, розочка! А мы про нее забыли!
А слова дяди Семена поразили Лиду больше всех предполагаемых и ожидаемых упреков:
-Есть с нами будешь? Крупеню?
Она не знала, что такое крупеня. Да и могла ли думать о еде сейчас, когда ожидала чего угодно, только не приглашения за стол…
Ее растерянную и заплаканную усадили за стол, налили из большого чугуна миску крупени – пшеничной каши с молоком, напаренной в печи. Лида глотала крупные пшеничные зерна, разбухшие в молоке, вместе со слезами и понемногу успокаивалась. Крупеня казалась очень вкусной.
-Ешь, ешь! Где ты еще крупеню попробуешь? – Повторял дядя Семен, улыбаясь.
 На следующий день мама взяла Лиду в магазин. Купив продукты, она остановилась у витрины с украшениями, - там была и розочка, и другие броши.
-Выбирай, - сказала мама.
И Лида выбрала. Брошь стоила пять рублей. Это был олень. Он тоже светился в темноте. Когда Лида закрывала брошь в ладонях, бледно - зеленоватое мерцание его вызывало радость чуда, но всегда в памяти всплывало и мерцание маленькой розочки –чужой вещи, когда –то прельстившей ее.

2***
ПРЯНИК
http://proza.ru/2007/05/06-140

  -Глю- коза, глю-коза, - девочка читала надписи на коробках из под лекарств - мы играли в больницу.
 -Света умеет читать, - улыбнулась мама.
Как я смотрела на Свету! Она почти такая же как я, но она уже умела читать...

- Мамочка, научи читать! – прошу теперь я.
Буквы, слоги, слова, предложения, книги...
- Мамочка, когда же в школу? – спрашиваю я.
- Исполнится семь лет - пойдешь! Тебе еще только пять. Мала еще.
- А Лева с шести пошел, я тоже хочу с шести.
- Хорошо, исполнится тебе шесть лет – схожу в школу, поговорю. Может быть, пойдешь в школу с шести...
И потянулись дни ожидания. Мысль о школе поднимала мне настроение. Теперь я играла только в школу.

 А надежда жила радостью ожидания. Мне исполнилось шесть. И как-то летним днем меня взяла мама в магазин. По дороге я старалась рассматреть все: и встречное стадо овец, перемещающееся без пастуха, и речку, извивающуюся так, что мы то подходили совсем близко к берегу, то удалялись от него и, наконец, подошли к деревянному мосту. По мосту идти было страшно. Мне очень хотелось пройти рядом с перилами – мама не разрешила. Сквозь щели между неплотно уложенными досками было хорошо видно воду, бурлящую и как бы сердящуюся на опоры, мешающие ей беспрепятственно бежать по песку – песчаное дно просматривалось хорошо. Воду для питья брали из реки. Скоро я каждый день буду ходить этой дорогой – дорогой в школу! Радость жила во мне, ей хотелось выскочить и пробежать по мосту рядом с перилами, чтобы видно было как высоко над потоком воды находимся мы с мамой! Радость просто хотела скакать внутри меня! Потому что все было так замечательно! Может быть, очень скоро мама сходит в школу...
 В магазине рассматривать витрины было интересно тоже, но мама быстро купила все нужное и окликнула меня. В сумке у нее совсем не было места – сверху лежал кулек с пряниками. Я хотела попросить разрешения взять один, но мама смотрела куда-то поверх моей головы – ей явно было не до меня. И я просто взяла пряник... Мама сделала шаг в сторону очереди, мельком посмотрев на меня. Потом вдруг решительно взяла меня за руку и вывела из магазина. Перемену в мамином настроении я, конечно, уловила. Но мама, ничего не говоря, вела меня за руку, а я жевала пряник. Лишь подходя к дому, мама проговорила:
- В магазине была Вера Гавриловна – она будет вести первый класс. Я хотела с ней поговорить, но посмотрела на тебя и поняла, насколько ты еще мала для школы.
 В одно мгновенье в голове у меня пронеслась вся картина похода в магазин – весь процесс смены ярких красок настроения радости на серые и мрачные тона настроения детского горя!
 О, пряник! Такой маленький, круглый, пахнущий мятой! Такой привлекательный! Разве можно было предположить, что ты сможешь изменить все планы, разрушить надежды, причинить огорчение... Если бы вернуть время назад, если бы знать... Да я бы даже не посмотрела на кулек в сумке, плохо скрывающий тебя! Напрасно сквозь слезы я уверяла маму, что никогда, ничего не буду брать без разрешения – буду послушной...

 Мама была непреклонной.
Так и пришлось мне еще целый год сидеть дома, дожидаясь того времени, когда ум мой станет достойным того, чтобы посещать школу могла его обладательница!

 Тогда я еще не знала, насколько легко примеривать на себя послушание, и как трудно постоянно чувствовать его на себе! Насколько трудно за многоликостью жизни узнавать ... тебя – ПРЯНИК из детства, ставший символом, первопричиной несбывшихся надежд!
 
 О, ПРЯНИК, затмевающий главное – разрушающий мечты и планы!
И много позже я стала воспринимать тебя иначе – как символ принятия жизни в ее реальности, как символ начала построения нового творческого плана – новых видений и программ!

 О, ПРЯНИК! Неизменный спутник каждого на протяжении всей его жизни! Кто на самом деле может оценить твою истинную роль в жизни человека?

3***
ПРОЩЕНИЕ
http://proza.ru/2007/01/19-372

 Я провинилась. Помню, что не чувствовала своей вины. Меня о чем- то спросили большие мальчики, друзья брата. Я ответила. Ответила правду. Они засмеялись, что- то переиначили…
 Теперь я стою перед братом, рядом отец, говорящий мне уже в который раз:
- Проси прощения у брата!
Я готова попросить прощения, но я не знаю, как это сделать! Я мысленно рассуждаю:
-Просить, значит сказать «Дай…». «Дай прощение?…» –От неуверенности или незнания вновь молчу.
Мама рядом с отчаянием восклицает:
- Ну какая же упрямая!
Все во мне протестует, но сказать, что я не знаю, как просить прощения, не могу.
Так и врезалась в мою память картина:
Передо мной старший брат, видно уже жалеющий меня; строгий и нахмуренный отец, которого я больше чувствую, чем вижу, так как нет сил поднять глаза, в которых уже полно слез. Недалеко мама, пораженная моим упрямством.
И время длится бесконечно…
 Я мысленно решаю эту неразрешимую для четырехлетнего ребенка задачу, наконец, сквозь слезы из меня вырывается:
- Прости прощения.
Отец переспрашивает:
-Что? - Ему непонятен смысл моей фразы. Мне он самой непонятен. Я просто пытаюсь повторить его же слова.
 Мама, глядя на отца, тихо проговаривает:
-По-моему, она попросила прощения.
 Сцена заканчивается. Меня, плачущую, уводят спать. В сон я окунаюсь сразу как в спасительный мир. Последнее, что успевает отметить мой мозг:
-Сказать «Прости прощения» – это и значит попросить прощения.
 
4***
НАВЕРНОЕ
http://proza.ru/2007/01/19-373

 Опять решаю задачу: ищу смысл слова «наверное». Чувствуя неопределенность этого слова, надеюсь связать его с конкретным значением. Наметила план решения задачи, и вот жадно жду, когда кто – нибудь из взрослых обронит это слово, чтобы убедиться окончательно, каков его смысл: «да» или «нет»?
 И вот оно! На мой вопрос:
- Мама, где ножницы? –Слышу ответ:
- В стаканчике для карандашей, наверное.
Радость, предчувствие разгадки неопределенности переполняет меня. Взбираюсь на стул, вижу на письменном столе в зеленом стаканчике ножницы. Зажав их в руке, спускаюсь на пол с мыслью:
-«Наверное» – это значит «да», «верно», «точно»! – Непередаваемое ощущение охватывает меня, нашедшую, как казалось, точный смысл слова. Довольно долго я нахожусь в заблуждении, считая, что сделала единственно верный вывод.
Но вот мы играем на бревнах, сложенных у дома. Обмениваемся лоскутиками, игрушками и другими детскими сокровищами. Среди нас есть и девочки постарше. Одну из них я громко уличаю в неправоте: она сказала «наверное» по – поводу местонахождения какой – то игрушки, но ее, увы, там не оказалось! Я тверда в убеждении: «наверное» – это значит «да». Девочка, которую я уличаю – плачет. Старшие девочки мне открывают истину: «наверное» - это может быть или «да» или «нет». Начинаю понимать, что заблуждалась.
 Гораздо позднее я задумалась: «Почему я не могла спросить об этом у взрослых? Спросить – это же просто!»
 Наверное, маленькому человеку, познающему мир, все открыть хочется, прежде всего, самому…

5***
ЗЕРКАЛО
http://proza.ru/2007/01/19-371

Пахло известью. В доме все перевернуто: сдвинуто в центр, накрыто газетами. Мама добеливала кухню, отгороженную от комнаты фанеркой, изогнутой от тяжести потолка. Наш старенький домик, с провалившимися у порога досками пола, казался сейчас, после побелки каким – то необычным. На стенах ничего не было: ни маминых, расшитых аппликациями ковриков, ни большой картины, написанной дядей Володей , ни зеркала…
 Я стою в этом белом, с голубоватым оттенком царстве, совершенно зачарованная… Вещи, поменявшие свои места, запах – все это впитывается в меня, в мою память своей необычностью. Сама я ростом чуть выше огромного двухтумбового стола, рассматриваю вблизи мазки краски на картине, положенной на время побелки на стол…Да, я приподняла и сдвинула газету, укрывающую пейзаж, и поражаюсь этим бугоркам и неровностям, которых не замечала или не различала раньше…

-Вблизи все иное, –делаю я открытие и продвигаюсь к кровати. Там, под газетами, я вижу потолок в кусочке зеркала. Потолок был где – то глубоко внизу…Я освобождаю зеркало полностью и беру его в руки. Пол исчез! Казалось, что я сейчас шагну в огромную белую яму. Держа зеркало перед собой, с замирающим сердцем продвигаю вперед ножку, делая этот шаг. Но…все остается по – прежнему: я стою на полу. Тогда, положив зеркало на пол, я шагаю в него. Случается неожиданное: во множестве кусочков отражается белый потолок,– зеркало треснуло!

 Стоя в углу, слышу, как взрослые обсуждают мою вредность и упрямство. Я не могу плакать и не могу объяснить, почему я «наступила на зеркало».
- Я не наступила, а шагнула в него! – мысленно кричу я, но вслух не могу сказать
ни слова.
 Позже я прочла, что в детстве Боря Бугаев (Андрей Белый) прыгнул в зеркало. Я понимаю, почему он это сделал. Взрослые его не поняли. Взрослой и я пыталась вызвать те же детские ощущения, держа зеркало перед собой.
Их – не было!

6***
НЯНЯ
http://proza.ru/2007/01/14-294

Нам привели няню. Тетю Нюру. А папа с мамой собрались в Ленинград и в эстонский город Кохтла-Ярве. Нашлись родственники отца. Правда, в письме, которое со слезами читали родители, было написано, что нашли нас, то есть отца, и приглашали в гости.
 Была поздняя осень 1958 года. Конец ноября в Сибири – это настоящая зима. Снега много, чистого и пушистого, сугробом высоким поднимающегося под окнами. Родители отправились в путешествие. Их не будет три недели. На время их отсутствия с нами должна была оставаться няня. Брат сразу стал называть ее тетей Нюрой, двухлетняя сестра легко назвала няней, а я больше недели не могла называть ее никак. Она обратилась ко мне:
- Зови меня или тетей, или Нюрой, или няней.
Я кивнула, но выговорить что-то из предложенного оказалось трудно. Я страдала, но ничего не могла с собой сделать. Не умея открывать дверь с улицы домой, я подолгу стояла под дверью с просьбой без обращения:
- Открой!
Из-за двери слышался ответ:
- Я не знаю, кого ты просишь, поэтому не открою.
Помолчав немного, я снова просила:
- Открой!
Иногда, уже замерзая, я добавляла слово «пожалуйста»:
- Открой, пожалуйста!
Няня открывала, упрекая меня, что никак ее не называю, жаловалась брату и соседям. Миф о моем упрямстве разрастался. Я вздыхала, думала про себя, что теперь уже никогда никак не смогу ее назвать.
- Не получается, - говорила я брату.
Но вот я опять гуляю во дворе. Холодно, но решаю дождаться брата из школы, чтобы не стоять одной под дверью.
 Вместе с братом захожу домой, – он легко открывает дверь сам. У меня и у брата воротники и волосы в инее. Замерзшим нам няня предлагает погреться на печи. Мы с братом переглядываемся, – мама никогда этого не разрешала! Ей казалось, что наша старенькая русская печь с обвисшим сводом может рухнуть в любой момент. Но няня об этом не знает! Брат помогает мне, и мы моментально оказываемся в тепле. А няня подает нам булочки, только испеченные, - на печку. Они такие вкусные! И совсем неожиданно у меня вырывается:
-Тетя Нюра, а молока сюда можно?
Помню удивленное лицо няни. Она улыбнулась, налила по стакану молока и подала на печь:
- Отогревайтесь, сегодня больше сорока на улице!
 Печь нас выдержала, не обвалилась, как того боялась мама….И, главное, пришла легкость в общении с няней. «Тетя Нюра» проговаривалось теперь просто и естественно, не вызывая внутри меня никаких препятствий…

7***
ЁРШИК
http://proza.ru/2007/12/14/38

  Девочка лет пяти - шести сидела на коряге под ивой. Одна. В наше время трудно увидеть ребёнка такого возраста, занятого «своим» делом. А у девочки ОНО было. Разве ловля рыбы – это не дело? Звали её Лидой. Сжимая в руке удочку, и следя за поплавком,
она явно успевала помечтать о чём-то ей одном ведомом; губы её что-то шептали, то и дело расплываясь в улыбке... Она часто поднимала голову, взглядом провожая мелькавших над обрывистым берегом противоположного стороны реки стрижей, засматривалась на облака... Тем не менее взгляд её живых внимательных глазёнок успевал следить и за тем, что творилось на поверхности водоёма. Цвет их, возможно от окружающей зелени, казался обильно зелёным... Клёв был не частый, в ведёрочке, сделанном самой Лидой из консервной банки, ещё не было ни одной рыбки.
 Две косички-баранки задевали крылышки её платья, один бантик  развязался, - девочка не замечала того, что ива, под которой она сидела, сама от скуки начала играть с ней, то поглаживая её веточками при порывах ветра, а то и цепляя, правда не особенно больно, за волосы.
 Ещё поклёвка. Девочка замерла, затем резко выдернула леску из воды. Маленькая рыбка, совсем не похожая на обычных пескариков, трепыхалась на крючке. Разговаривая с ней, и крепко сжимая ладошку, девочка снимала с крючка, стараясь как можно меньше травмировать пойманную рыбёшку.
Прежде, чем опустить её в ведёрко, Лида внимательно осмотрела её, насколько только можно было это сделать, - почему-то рыбка была колючей.
- Да у тебя и лицо человеческое, - говорила она с удивлением глядя на эту рыбку, ничуть не удивясь, если бы она вдруг заговорила человеческим голосом. Раздумья о том, что это может быть и есть золотая рыбка, не давали возможности сосредоточиться на рыбалке – девочке хотелось, очень хотелось, узнать что-нибудь о рыбке поточнее. Она быстро смотала леску, закрепила крючок на удилище, и почти бегом направилась по берегу к дому. У маленького мостика через ручей, впадавший в речку, ей встретился дядя Володя. Со смехом протягивая к ней руки, он явно настроен был на шутливый разговор со своей «деловой» не по возрасту племянницей:
- Ну, что за улов, показывай!
Лида обрадовалась тому, что можно поговорить о рыбке, и застрекотала, стараясь выловить своё сокровище из ведра:
-Дядя Володя, мне наверное, золотая рыбка попалась. Вы знаете, какие они бывают?
-Давай смотреть! –дядя, переживая недавний уход жены с ребёнком, был не прочь поболтать и на сказочные темы.
Он сам выловил рыбку, поднял повыше, рассматривая её внимательно и радостно проговорил:
- Этот ЁРШИК младенческого возраста явно из породы золотых!
-Я так и знала!
Лида стремительно выловила из рук дяди сокровище, подбежала к воде, и отпустила ёршика, громко проговаривая напутствие:
- Плыви домой, золотая рыбка! К Синему морю!
Дядя, продолжая шутить, с укором смотрел на неё:
-Эх, ты! А желания? Разве можно было рыбку так отпускать?
Лида, оглянувшись на речку, на секунду задумалась, затем решительно махнула ведром:
- Пусть плывет домой! У нас нет разбитого корыта!
И держа удочку в одной руке, в другой пустое ведёрко, побежала домой, переполненная впечатлениями ещё незаконченного дня.
Дядя Володя, проводив её взглядом, с грустной улыбкой задумчиво проговорил:
- А с разбитым корытом золотую рыбку уже никогда не поймаешь...

8***
ПЕРВАЯ РЫБАЛКА
http://proza.ru/2007/12/23/24

Лида играла с куклами увлечённо – шила им одежду.
 Мама посмотрела внимательно на неё, на куклу в изумительной шляпке, на Лидочкино лицо, явно не скрывавшее удовольствия от того, что задуманное получилось, и повернулась к отцу, показывая творение дочери со словами:
- Похоже, наша дочь будет портнихой. В пять лет шьёт куклам платья! А шляпу такую даже я не могла бы сообразить как выкроить!
Отец спокойно ответил:
- Для её фантазий нет невозможного! Но, думаю, завтра она с таким же удовольствием будет заниматься чем-либо другим.
Окончание фразы Лида слушала почти возмущённо – потому что казалось, что шитьё её захватило полностью и на...а...долго, если не навсегда. Она ещё не знала, что уже в сегодняшний вечер её захватит нечто новое.
 
 Подошёл брат старший к коробке с лоскутами. Мельком глянув на куклу, спросил:
-Ты можешь мне помочь?
Когда он обращался к Лиде с любым вопросом как к равной – она была готова на всё!
-Мне нужны лоскуты для паруса.
Он поставил на стол выструганный им корабль. Лида с восхищением смотрела на это творение, забыв про свою куклу в розовой шляпке. Она уже видела этот корабль настоящим, большим, бегущим по волнам! Разве можно было для кораблика пожалеть какой-то лоскутик! Быстро устроила свою Маргариту на подоконнике – пусть смотрит в окно, подошла к брату, мастерившему паруса. Корабль был готов к плаванию, и они побежали по тропинке от крылечка к реке! На другом берегу росли ивы, склоняющиеся к самой воде, а со стороны дома были остатки старого строения – говорят, это была мельница раньше. Почерневшие брёвнышки, когда-то видно образовывавшие заграждение для воды, и сейчас замедляли течение. Кораблик поплыл ... Лида с братом пошли рядом... Лиде точно представлялось, что она на палубе стоит!

Но тут что-то блеснуло в воде – корабль перевернулся на бок. Лида видела только кораблекрушение, а брат крикнул:
-Щука!
 Щука ещё несколько раз атаковала корабль, - прикрепленные ко дну корабля металлические части хищница принимала за рыбку.
Брат быстро вытащил корабль, сунул Лиде в руки, и побежал домой за блесной. Закинув блесну дважды, он поймал щучку. Всё это произошло так неожиданно! Лида во все глаза смотрела на щуку, раскрывающую пасть, полную мелких зубов. Брат предупредил, чтобы она не сунула из любопытства в этот зубастый рот пальчик, - зубы у щуки направлены внутрь.

День был солнечным и счастливым; Лида не отходила от брата ни на минуту, оставив свою Маргариту скучать на подоконнике.

В этот же вечер он взял её на рыбалку.
Насадив червячка на крючок, объяснив кратко, что и как нужно делать, если будет клёв, брат ушёл за поворот реки. Лида застыла, глядя на поплавок. Ей даже казалось, что она не моргает! Поплавок качался на мелких волнах поверхности реки, а Лида представляла морское дно... (да, ей почему-то виделось именно морское дно...) Подняв со дна морского свой взгляд, Лида не обнаружила поплавка на поверхности воды. Озадаченно она потянула леску, и неожиданно появившаяся из воды блестящая и очень подвижная рыбка вызвала столько новых эмоций в душе девочки, что она закричала очень громко. Похоже, она звала брата на помощь, сама позже и вспомнить не могла, что кричала. Брат, показавшийся с испуганным лицом из-за поворота реки, увидев, что с сестрой всё в порядке, облегчённо вздохнул:
- Думал – в реку упала...
Снял рыбку с крючка, улыбнулся сестре:
- Поздравляю! Будешь рыбачкой...Лидой. У меня ещё не было поклёвки...
 
Этот вечер был особенным. У Лиды – первая рыбалка. Но главное, она впервые ощущала в себе прелесть новых отношений с братом, - ростки рождающейся дружбы...

Бедная, бедная Маргарита! Она и предположить не могла, что розовая шляпка будет последней обновкой в этом летнем сезоне.

9***
ПОСЛЕДНЯЯ РЫБАЛКА
http://proza.ru/2007/12/25/4

  Конец мая, скоро каникулы. Увлечённость Лиды рыбалкой оживала с приходом весны. В солнечный день, когда к ней пришла одноклассница Света с другого конца деревни, она не могла говорить с ней о чём-то другом: девочки быстро собрались, взяв снасти, на озеро за гальянами. У Лиды, к моменту окончания первого класса было уже три удочки, две из них она выстругала и оснастила сама. Надо сказать, что имея подруг и друзей, - на рыбалку она ходила одна. Сегодняшний выход был исключением, может быть, поэтому он и поставил точку в этом своеобразном увлечении девочки.

 Смешно из нашего времени смотреть на этих маленьких рыбачек: в платьицах, ботиночках они деловито семенили к околице, к ближнему озеру. Большие ворота открывать им было незачем: быстро перелезли через забор, передавая друг другу удочки, ведёрочко для рыбы, банку с червями. В последнем доме, на краю деревни их встретил и осмеял удочки Генка, мальчик постарше года на два.
 Лида и Света особо на него не обратили внимание, продолжили путь к цели. Озеро открылось неожиданно: тропинка привела к спуску – в красивом зелёном блюде стояло тёмное озеро, словно еда... Лида привычно расположилась на берёзовом брёвнышке, помогая Свете подготовить удочки. Они мирно разговаривали, в основном Лида говорила о том, как это интересно – ловить рыбу. Неожиданно, с гиканьем пронёсся Генка, потом подбежал к коряге, лежащей чуть дальше бревна и начал комментировать состояние озёрного дна:
- А рыбы-то, рыбы! – восклицал Генка, наклоняясь к воде на покачивающейся коряге.
Света подошла к Лиде и наклонившись к её ушку, прошептала:
- Столкни его в воду...
Лида посмотрела на Генку, - очень уж удобно он стоял, да и недолго думая, столкнула, глупенькая, потешающегося над ними парнишку в воду!
Генка закричал совсем не детским  голосом, барахтаясь в озере, выкрикивая страшные ругательства в адрес Лиды и угрожая утопить.
 В то, что он её утопит, Лида поверила сразу, что было сил бросилась по тропинке вверх. Когда Генка, выбравшийся из воды, настиг её, - Лида, прижавшись к берёзе, и обхватив двумя руками, стала как бы частью стройной красавицы. Она, как и берёза, не реагировала ни на оскорбления разозлённого Генки, ни на то, что он тряс её за плечи и бил по рукам, пытаясь оторвать от ствола. Видя спасение в этой берёзе, девочка не чувствовала боли, а только сильнее прижималась к белой коре. Разъяренный Генка рванул платье, отчаявшись оторвать её от берёзы. Подол платья сиреневым лоскутом полыхнул на поляне, но Лида не пошевелилась. Генка вернулся к озеру, похватал и побросал в озеро ведерко для рыбы, банку с червями, схватил удочки и понёсся наверх, на прощанье крикнув:
-Всё равно утоплю потом!

 Девочки возвращались домой. Лида ещё не успела осознать происшедшее, поэтому молчала, слушая как Света ругает Генку. Сил ругать Генку почему-то у неё не было. Она так и шла с потерянным видом, зажимая собранное в кулак платье. Генкин отец вышел с ведром на улицу, направляясь к околице. Лида набралась смелости, сказала, что Генка удочки унёс. Отец – дядя Митя, подняв с земли длинный прут, быстрым шагом пошёл к дому... Через минуту выскочил Генка, бросил перед ними удочки со сломанными удилищами, и так же стремительно убежал обратно, обогнув на почтительном расстоянии отца, снова вышедшего по делам на улицу... Лицо у дяди Мити было красное, и как Лиде не было жалко удочек, она всё же подумала, что Генке досталось...
 
 Света ушла домой... Лида объяснялась с мамой, возмущённо рассказывая, что Генка сделал с её удочками. Мама спокойно выслушала, затем сказала:
-Как-то не понятно, почему же он так зверски с вами обошёлся... Вы не задирали его? А то бывает...
 Конечно, именно в этот момент Лида вспомнила, с чего всё началось... Она посмотрела растерянно на маму:
-Да... Я его толкнула в воду...
-Зачем?
-Света сказала...
Лиде становилось стыдно. А мама продолжала:
-А ты не подумала, почему Света сама не толкнула его?
Кто сеет ветер, пожинает бурю... Я думала, что ты – умнее.
Лида опустила ослабевший кулачок, подол, примятый ею  сжатой рукой, свалился перед мамой дополнительным подарком.
Мама добавила тем же спокойным тоном:
-Садись, зашивай платье.
Лида представила, как долго она вручную будет шить, и спросила позволения пристрочить подол на машинке.
Мама усмехнулась:
-Похоже, действительно пора осваивать швейную машинку основательно. С рыбалкой, я думаю – всё?
Лида промолчала. Она устроилась за столом, раскладывая платье. Маргарита, сидящая на подоконнике ещё в зимнем одеянии, улыбалась своей радостной кукольной улыбкой, выглядывающей из песцового воротничка, сделанного из кроличьего меха.

10***
МЫШОНОК
http://proza.ru/2008/03/04/43

    Дети склонились над столом, рассматривая мышонка, с глазами бусинками. Брат принёс его с улицы – где-то нашли гнездо. Лида расстелила на столе газету, упросила брата посадить его на стол. Брат так и стоит в пальто и шапке, держит серенького за хвост. А мышонок сидит на газете, натянул свой хвостик, зажатый пальчиками старшего брата, и притих... Лида и маленькая Лори жадно рассматривают его ушки, лапки...
       Вдруг мышонок взвивается в прыжке вверх, вырвавшись из рук брата, потом... исчезает в неизвестном направлении... Никто не понял, куда он упал. Рассматривают углы, подоконник. Лида с подозрением глядит на потолок. Чудо какое-то!
Младшая Лори в это время верещит, стоя на стуле, пританцовывая. Лида успокаивает её:
-Сейчас найдём, посмотрим ещё.
В это время в дом входит мама.
Лида, начавшая говорить о том, что мышонок куда-то исчез, так и не поняла, зачем мама стягивает с Лори фланелевые штанишки и быстро выходит на улицу...
 Вернулась мама быстро, вытряхнув в сугроб мышонка из Лориных штанишек.
 Надо же, как она догадалась?

11***
БЕЗВЫХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
http://proza.ru/2008/03/03/372

Наточка, Ниточка! – давай головку сюда, - уговаривала Лида младшую сестрёнку, пытаясь вытащить её из-под табурета. Ничего не помогало! Уже полчаса как сестрёнка застряла там. Все попытки Лиды как-то помочь, приводили только к тому, что положение маленькой Наташи становилось ещё более неудобным, и она начинала плакать...
Лида уже сама готова была зареветь, отчаявшись найти выход из положения...
Мама во дворе, нужно позвать, но как оставить сестру? И как она там оказалась? Нечаянно...
- Она застряла! – Лидочка бросилась маме навстречу, ища слова объяснения. Мама же спокойно и быстро подошла к табурету и... подняла его.
Изумлению Лиды не было предела.
- Мама! Ты такая умная! – воскликнула она, чувствуя, как безысходность растворилась в изумлении.

Много позже, когда Лида читала легенду о том как Александр Македонский расправился с Гордиевым узлом, ей в голову пришла мысль: «Как мама тогда. Нашла простое решение. Неожиданное для меня».
 
12***
С ТАКИХ ЛЕТ
http://proza.ru/2008/04/15/15      

      Удивительные люди появились в то лето на берегу реки рядом с нашим домом. Они разбили палатку, предварительно спросив у отца, не обременит ли нас такое соседство. Это были геологи. Их было четверо - трое бородатых мужчин и девушка. Мы с удивлением и радостью наблюдали за тем, как они готовили еду на костре, купались после возвращения из тайги, а по вечерам задушевно пели у костра. Сначала робко, издали мы слушали их, а дня через два подружились. И я с младшей сестрой, и старший брат зачарованно слушали их рассказы и песни, сидя у костра. Они нас тоже о чём-то расспрашивали, мы приносили им бумагу и чернильницу для писем, называли просто по именам. Прощались недели через две очень трогательно. Это было самое яркое событие в то лето в нашей глухой деревушке. Мне было девять лет.
       Сколько же было радости, когда в конце лета двое из них появились рядом с калиткой дома. Верхом на лошадях! Мы с сестрой с радостью выскочили на дорогу. Бородатые светлые улыбки светились на лицах людей, а руки, протянутые в приветствии, легко подняли нас и посадили на лошадей! И прокатили ли то они нас всего лишь - до переулка! Но радости было!
       Светящиеся - возвращаемся домой. У соседского дома девочка, постарше меня лет на пять, осуждающе говорит:
-Что же из вас вырастет? С таких лет с геологами катаетесь.
 
13***
ВОРОТНИКИ
http://proza.ru/2008/05/16/57

    Окучиваем картошку. Жарко. Разделись до купальников. Вскоре чувствую, что "подпекает" шею. С интересом смотрю на заросли хрена в дальнем углу огорода, и делаю себе шикарный воротник. Сёстры просят сделать им такие же. Но вечером отец обрабатывает спиртом наши ожоги на шее.
-Странно,- говорю, - мы сделали себе такие шикарные воротники из хрена.
-Значит, хреновые получились воротники,- улыбается отец.


Рецензии
Очаровательно!
Детские воспоминания - они такие трогательные, в них столько непосредственности и искренности, что читая их, просто не возможно НЕ улыбаться.

Вот читала Ваши воспоминания из детства, улыбалась и вспоминала о своих, о некоторых из которых я тоже написала несколько рассказов.

Мне понравилось, что Вы собрали свои воспоминания в одной публикации, с отдельными рассказами и каждый под своим названием.
Получилось очень оригинально.

Ну а кроме того, у Вас прекрасный слог. Читается легко и непринуждённо. НЕ смотря на то, что повествование получилось довольно объёмным, читалось легко и с большим интересом.

Спасибо за доставленное удовольствие.

А здесь - некоторые мои воспоминания о моём детстве. Если есть время и желание, можете познакомиться:
http://www.proza/ru/2015/08/20/1295

Всего Вам доброго!

Людмила Калачева   16.03.2023 06:47     Заявить о нарушении
Спасибо огромное за прочтение и отзыв, дорогая Людмила! Обязательно к Вам загляну побродить по Вашим тропкам детства.

С уважением,

Татьяна Кожухова   16.03.2023 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.