Вспоминать смешно, но тогда было страшно

Познакомился я с Касымом, будучи в армии. Оба -  выпускники разных ВУЗов, получили направление на офицерскую переподготовку на небольшую погранзаставу на границе с Афганистаном. Там, в труднодоступном горном районе, мы перекрывали проникновение наркоторговцев на сторону СССР. С Касымом у нас оказалось много общего, - он, родом из отдаленного аула, чудом сохранившегося в глухих песках Кара Кум. И, хотя, родители Касыма желая дать образование своим детям, давно перебрались в город, он считал себя аульчанином.
«В ауле прошло мое детство, и я тоскую, вижу его часто во сне. И сколько лет бы не жил в городе, со всеми удобствами, но родной аул, для меня дороже всех городов мира!» - однажды сказал он.
«Я понимаю тебя, Касым, ведь я тоже деревенский, из под Саратова, а с той поры, как в город уехал учиться, чувствую себя в нем, как в каменном мешке! В деревне у нас простор, воздух чистый и очень красиво! Давай, Касым, поедем ко мне в гости после стажировки!? Родители мои – люди простые, они будут тебе очень рады! Тем более, в наших местах ты никогда не был!» - ответил я
-Сперва давай к моим, в Ашхабад, потом к деду в аул, давно не навещал их!
- Вообще, я не представляю, Касым, как вы там выживаете в безводной пустыне, среди голых песчаных барханов, где летом невыносимая жара? Да еще и в таких адских условиях выращиваете огромное поголовье овец и табуны породистых лошадей!
Касым рассмеялся: «Ну, ты, Володя, расписал наше житье, в слишком мрачных красках! Мы живем в Каракумах, где есть травостой и вода. В этих местах много веков назад мы кочевали, и возле нашего аула находились колодцы, в которых когда-то, караванщики поили верблюдов. В этом месте говорят, проходил Великий Шелковый Путь из Китая в Индию. Через весь Ближний Восток он шел. Среди моих родственников были караванщики, которые проводили их по безводной пустыне!
- Видел я как-то, Касым, по телевизору шел караван верблюдов, и среди них был ослик. Он там, зачем нужен?
Касым, улыбнувшись, сказал: «Ослик в караване не просто так. Расскажу я тебе то, что слышал от наших стариков:
В безводной пустыне, где-то на середине пути, находился колодец. Закрыт он был деревянным щитом, и сверху кошмой. Рядом стоял вбитый в песок высокий шест, с привязанным конским хвостом, для того, чтобы видно было его издалека. Но, случалось, что песчаные бури, передвигая барханы, засыпали и колодец и шест. Людям же, не нашедшим их, грозила верная погибель. В таких случаях, караванщик, снимал со старого верблюда груз, проходившего там ранее и пускал его вперед. Верблюд начинал бродить по барханам, вытянув шею и раздувая ноздри. Почуяв же воду, «корабль пустыни» начинал делать круг, в котором где-то и оказывался засыпанный колодец.  Далее, в круг запускали ослика, сняв с него поклажу. Он, бродил внутри круга, периодически опуская голову. И там, где останавливался, не желая идти дальше, и оказывался колодец. Прямо под его копытами, люди, разгребая песок, находили спасительный колодец! Караванный путь, из Китая в Индию, проходил практически через весь Арабский мир, и возник очень давно. Особенно, оживилась торговля, в период завоевания Александром Македонским огромного персидского государства. Караваны купцов, проходя по Туркмении, в районе кочевки нашего рода, останавливались в караван-сарае (постоялый двор для караванов). Купцы, отдыхая, поили верблюдов и затем, запасаясь в дорогу водой и провиантов, нанимали местного проводника, чтобы пройти опасный участок через Каракумы. Самыми надежными проводниками считались караванщики из нашего племени. В разгар летнего зноя, караван не продвигался. Под палящими лучами солнца, когда температура за пятьдесят градусов, и раскаленный песок обжигает ноги через толстые подошвы сапог, а воздух пышет нестерпимым жаром, - человеку долго не выдержать. Задачей проводника была успеть пересечь опасные участки пустыни до наступления дневной жары. Двоюродный брат моего деда Непес Карахан, вошел в историю как последний знаменитый проводник. До Революции, он водил через пустыню караваны, а в советское время – геологов и ученых. Однажды, он сопровождал в районе Каракум, известного академика Ферсмана А.Е., и как-то, ученый его спросил: «Объясни мне, бестолковому, - как ты в отличии от других проводников, никогда, не пользуясь компасом, не сбиваешься с пути? Причем не только в ясную погоду… В чем же твой секрет?»
Карахан ответил: «Да нет у меня, никакого от Вас секрета, но объяснить я тоже не могу! Сам не знаю… Вижу, и знаю, что идти надо туда, и мой компас у меня здесь! – он указал пальцем на середину лба.
Касым, помолчав, добавил: «Мой дед рассказывал, что не всем в роду эта способность передавалась. Большинство проводников, в туман и при плохой видимости, останавливались на месте, пережидая непогоду»
В 35 году, Непес Карахан, сопровождал знаменитый конный пробег Ашхабат-Москва, совершенный туркменскими колхозниками на ахалтекинских лошадях. За восемьдесят три дня, они прошли около четырех тысяч километров, успешно преодолев три климатические зоны, тем самым, доказав, исключительную выносливость ахалтекинок на весь Союз и Мир! Кстати, Александр Македонский, проходя с войском территорию Туркмении, увидел табун пасущихся лошадей. Он обратил внимание на их красоту и прекрасные скаковые качества и приказал выбрать из табуна лучших кобылиц и покрыть своим жеребцом Буцефалом. (Буцефал – с греч. «бычеголовый». У него была необыкновенно широкая в лобной части голова). Юному Александру, было 12 лет, когда он объездил свирепого жеребца, и с тех пор, никогда с ним не расставался. Буцефал не раз в сражениях спасал Македонскому завоевателю жизнь".

Когда у нас с Касымом закончилась стажировка, он пригласил меня в гости в аул к своему деду. По дороге Касым выпустил из виду, предупредить меня о том, что у его деда во дворе, вместо кошки живет кобра. Она хорошо ловила крыс, мышей, а также, заползающих из степи ядовитых змей, которые были в изобилии. Нас очень радушно встретили, и в честь приезда внука, дед устроил большой праздник - «той», на котором гуляли всем аулом. На празднике играла музыка, танцевали. Я обратил внимание, что аульские девушки – очень стройные и симпатичные. У многих, из них, из-под косынок виднелись густые волосы. Касым объяснил мне это использованием сыворотки в качестве шампуни. На праздничном столе было много разной еды, от которой у меня разбегались глаза, но особенно мне понравился плов и казы. В состав колбасы, входит брюшной жир лошади, который считается лечебным, особенно для тех, у кого больная печень. Когда подали кумыс, он оказался такой вкусный, что я пил его с большим удовольствием. Бабушка Касыма это заметив, стала усиленно мне его подливать. «Пей сынок, пей на здоровье! Он очень полезный!»
В присутствии старших, алкоголя не было. Вскоре, аксакалы покинули стол. Как по волшебству, на столе появилось вино и молодые люди, сразу оживились. От обильно выпитого кумыса и спиртного, мне давно хотелось выйти во двор, но я стеснялся, считая это неприличным. Но когда почувствовал, что могу не выдержать, я шепнул другу и он серьезно ответил: «Идем скорее!»
Мы вышли в сад.  Касым, заплетающимся языком мне сказал: «Туалет дальше, у самого забора, но лучше как я под яблоню, все равно никто не видит!»
- Нет, друг, тебе можно, ты – хозяин, а я гость!» - ответил я ворочающимися словами.
Спотыкаясь, я шел по тропинке в сторону туалета. Я на ходу расстегнул брюки, едва зайдя в открытую дверь…. И надо же такому было случиться, что прячась от жары, справа от двери в туалете лежала кобра. В затуманенном сознании, не заходя в туалет, я встал у двери, облокотившись о косяк. Стоя с закрытыми глазами, я слышал какое-то странное шипение и свист. Открыв глаза, в ужасе я увидел как прямо передо мной, на уровне пояса, приподнялась громадная кобра с раздутой головой. Она раскачивалась и злобно шипела, уклоняясь от брызг. Еще в институте, я довольно серьезно увлекался акробатикой, и теперь, как вовремя мне это пригодилось – от страха, не соображая ничего, я инстинктивно сделал сальто кувырок назад, вылетев из проема прямо на дорожку. Видевший все это, мой друг, потом смеясь рассказывал:
«Я видел как Володя, вдруг, вылетел из двери как ракета, с задранными штанами, вверх ногами… Думаю, что в нормальном состоянии, он так высоко взлететь едва ли бы смог!»
На второй день, Касым, рассказал о случившемся деду и громко смеялся. Но аксакал серьезно посмотрел на меня сказав: «Обычно, змея в туалете никогда не пряталась. А вчера было очень шумно, и потому, она уползла так далеко от дома. Тебе, парень, повезло, а могла бы и беда случиться. Значит, долго жить будешь!»
Вспоминая тот случай, меня удивляет лишь одно: как я, в стельку пьяный, от страха, мгновенно протрезвел?!


Рецензии