Женщина в Исламе - Одежда женщины

Речь в данной статье пойдет об одежде мусульманки. Является ли обязательным прикрытие всех частей тела? Что говорят на этот счет Коран и хадисы? Где правда, а где вымысел? В своих рассуждениях я не буду придерживаться мнения большинства, поскольку количество не всегда есть качество.
               Одежда мусульманки. Какая она должна быть согласно шариату? Среди богословов нет единого мнения, как должна выглядеть одежда мусульманки. Одни считают, что мусульманка должна прикрываться полностью, с головы до пят. Другие, что можно оставлять открытыми лицо и кисти рук. На этом  разногласия не заканчиваются. Третьи закрывают даже глаза, оставляя сетку, четвертые – лишь один глаз, некоторые закрывают подборок. Другие разногласия касаются формы и цвета одежды. Одни считают запрещенными яркие цвета, что нужно одеваться во все черное и невзрачное, другие, что допускается одевать одежду определенного цвета. Вообще считается, что ни один волосок женщины не должен быть виден, но, тем не менее, есть сторонники мнения, что такое допускается. Главное – прикрыть голову платком.
               «В шафиитском и ханбалитском мазхабе женщина должна закрывать все тело полностью (включая лицо и ладони). В ханафитском и маликитском мазхабе дозволяется оставлять открытыми лицо и руки до запястья, в случае, если нет предпосылок для фитны в ее окружении» (Сабуни Тафсируль аятиль ахкам 2/154,155).
               В общих чертах дресс-код мусульманки выглядит следующим образом:
               - Прикрытие аурата, то есть всего тела, кроме лица и кистей рук, либо полностью. По одной версии можно оставлять открытыми оба глаза, а по другой – только один. Либо вообще ни одного глаза. Некоторые считают, что могут быть открыты пятки.
               - Одежда не должна походить на мужскую.
               - Одежда не должна походить на одежду немусульман. Одни считают, что нельзя одеваться как, например, христианские монахи и священники. Радикальные течения считают, что не допускается любая немусульманская одежда.
               - Одежда не должна быть прозрачной, просвечивающей и облегающей.
               - Некоторые считают недопустимым показывать свои украшения, т.е. серьги, бусы, кулоны и т.д. То же относится и к одежде: на ней не должно быть блестящих украшений или аксессуаров.
               - Также одежда не должна привлекать внимание. Она должна быть неброской, невзрачной и скромной. Драгоценные камни, золотые цепочки и прочее на ней не допустимы. По мнению некоторых – косметика тоже запрещается.
               - Одежда не должна пахнуть благовониями, так как это может привлечь внимание мужчин.
               Стоит упомянуть, что все вышеперечисленное не относится к близким родственникам женщины. В присутствии мужа она может одеваться как угодно. И, с некоторыми ограничениями, в присутствии остальных родственников.
               Опять-таки, с вышеуказанным согласны не все мусульмане. Есть мнение, что достаточно просто одеваться скромно.
               При этом сторонники той или иной версии считают, что именно они на верном пути. А остальные – глупые, и не понимают логичных и элементарных вещей. Сторонники прикрытия женщины полностью вам скажут, что так повелел сам Пророк в хадисах, поэтому надо обязательно следовать этому повелению. Сторонники прикрытия женщины не полностью скажут, что сам Пророк сказал оставлять лицо и руки открытыми, мол, прикрывать женщину полностью – выдумки салафитов. В принципе, и те и другие будут правы в том смысле, что все это есть в хадисах, которые противоречат друг другу.
               Теперь давайте разберемся, почему же возникают такие противоречия. Проблемы начинаются тогда, когда обращаются к иным источникам, помимо Корана. То есть, к хадисам, тафсирам и прочим источникам, в которых часто встречаются эти самые противоречия.

               Аргументация из хадисов и тафсиров.

               Толкователи Корана пишут:
               «Всевышний Аллах повелел правоверным женщинам прикрывать лицо, шею и грудь, и это свидетельствует о том, что мусульманка должна быть покрыта полностью» (Толкование Корана ас-Саади, 24:31).
               «Абу Убайдах Салмани сказал: “Джильбаб должен полностью покрыть женское тело, так чтобы ничего не было видно, но один глаз, которым она может видеть”» (Тафсир Аль-Куртуби).
               Также в хадисах аль-Бухари и Муслима есть такие слова:
               Переданно от Айши, что «Сафваан ибн ал Муаттал ал Сулами ал Дакваани отставал от армии. Он подошел к тому месту, где я остановилась, и увидел черный силуэт спящего человека. Когда он увидел меня, то он узнал меня, потому что он видел меня до того, как хиджаб был предписан. Я проснулась, когда я услышала, как он говорит: «поистине мы принадлежим Аллаху и к нему мы возвращаемся», при виде меня, и я закрыла лицо своим платьем (джилбабом)» (Бухари 3910; Муслим 2770).
               Переданно, что Айша сказала: «Да смилуется Аллах над женщинами Мухаджиров. Когда Аллах сниспослал слова (перевод смысла): «…и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди (другими словами ихние тела, лица, шеи и груди…» (Коран 24:31), они разорвали части своих юбок и прикрыли ими свои лица» (Бухари 4480).
               Передается от Сафийи бинт Шайбы, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Когда Аллах ниспослал слова «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», они оторвали края своих изаров и покрылись ими (т.е. покрыли ими свои лица)». (Аль-Бухари, 4481).
               Абу Дауд (4102) привел следующую версию этого хадиса: «Да смилуется Аллах над женщинами мухаджиров. Когда Аллах ниспослал слова «и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди», они разорвали свои накидки и покрыли ими свои лица».
               В других же хадисах написано обратное:
               «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Женщине, которая находится в состоянии ихрама, не следует ни закрывать лицо, ни надевать перчатки”» (Бухари, 1838).
               «(Однажды), когда я находился у Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, к нему пришёл какой-то мужчина и сказал, что он женился на женщине из числа ансаров. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: “А ты посмотрел на неё?” Он ответил: “Нет”. (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Пойди и посмотри на неё, ибо в глазах у ансаров есть что-то”». (Ахмад 2/286, 299, Муслим 1424, ан-Насаи 6/77, ад-Даракъутни 3666). То есть, лица их были открытыми.
               «Ты делаешь это, несмотря на то, что являешься сподвижником Пророка, да благословит его Аллах и приветствует?!» На это он ответил: «Я слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: “Если кому-либо из вас впала в душу помолвка к женщине, то нет ничего плохого в том, что он взглянет на неё”». (Ахмад 3/493, Ибн Маджах 1864, аль-Хаким 3/434, аль-Байхакъи 7/85).
               Обратите внимание: в сборниках Бухари и Муслима, считающихся самыми достоверными, есть хадисы как предписывающие закрывать лица, так и предписывающие их не закрывать. Меня особенно заинтересовали два хадиса Бухари под номерами 4480 и 4481, упомянутые выше, в которых приводится аят из Корана о прикрытии выреза на груди, и это понимается как покрытие лица. Видимо, у кого-то проблемы с пониманием анатомии человека. Каким образом связаны грудь и лицо? Причем в хадисе 4481 не говорится о прикрытии лица, а лишь «оторвали края своих изаров и покрылись ими», но тут же в комментарии пишется: «т.е. покрыли ими свои лица». Очевидное противоречие, которое попытались скрыть с помощью этого комментария.
               Теперь прочитаем толкования Корана:
               «…пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди (чтобы скрыть свои волосы, шею и грудь), пусть (никому) не показывают своей красоты (свои лица, шеи, руки,)» (Тафсир Абу Аделя, 24:31).
               «Женщинам можно оставлять открытыми только лицо и кисти рук, так как показ лица и рук допускается, согласно словам посланника Асьме: «О, Асьма! Когда женщина достигает половой зрелости, она должна закрывать все, кроме этого». И показал на ее руки и лицо» (Тафсир Аль-Куртуби, 24:31).
               Сторонники обеих версий обвиняют друг друга в глупости, а хадисы называют выдуманными. Но никто почему-то не хочет по-настоящему разобраться в этом вопросе, никто не пытается прийти к общему знаменателю. Каждому хочется верить, что именно его религия самая правильная. Все остальные – заблудшие.
               Споры также ведутся о форме и цвете одежды.
               Радикальные течения считают, что женщину надо одевать во все черное и невзрачное, чтобы оставаться незамеченными и «неузнанными», и чтобы не привлекать мужских глаз. А мужчине при этом рекомендуется носить белую одежду. Другие же считают дозволенным одевать цветную одежду, о чем говорят и хадисы. Но им противоречит хадис от Абу Дауда, в котором, наоборот, женщины должны одеваться в черное. Для мужчин же есть ограничения в ношении цветных вещей – это красный и оранжевый, потому что это цвета для женщин. Также женщинам запрещены благовония:
               «Когда женщина, надушившись, выходит к людям, распространяя запах, она прелюбодейка, и любой взгляд (брошенный на нее мужчиной) - прелюбодейный» (Передано ан-Насаи, а также Ибн Хузаймом и Ибн Хиббаном).
               Следующий хадис точно передает отношение большинства мусульман к женщине:
               «Посланник Аллаха сказал: «О люди! Запрещайте своим женам надевать нарядные одежды, (которые привлекают взоры и делают их похожими на женщин легкого поведения), а также ходить в мечети, привлекая внимание» (Ибн Маджа, K. Фитен, Гл. 19 (Хн. 4001).
               Но мужчинам можно и нужно одеваться нарядно, быть опрятными и пахнуть благовониями. По логике тех, кто придумал этот хадис, мужчина не может привлекать взоры женщин? Или их мало волнует, что там думает женщина?
               Интересно отношение некоторых к штанам. Одевать их считается уподоблением мужчине. Хотя, с практической точки зрения, штаны более удобны. Юбка при дуновении ветра может задраться, чего не скажешь о штанах. Есть соответствующий хадис, рекомендующий надевать штаны, но только под чадрой:
               Повелитель верующих Али, да будет мир с ним, сказал: «Как-то мы с Посланником Аллаха сидели в дождливую погоду на кладбище Баки. Там была женщина, ехавшая верхом на осле. Осёл споткнулся о камень, и женщина упала. Посланник Аллаха тут же отвернул лицо. Один из сподвижников сказал: „О Посланник Аллаха! Под чадрой этой женщины были штаны“. И Пророк сказал трижды: „О Аллах, прости тех женщин, которые носят штаны. О люди! Одевайте штаны, ибо штаны — лучшие из одежд, покрывающие вас, и пусть ваши женщины одевают штаны (под чадрой), выходя на улицу“» («Танбих аль-хаватир», т. 2, с. 78).
               Согласно Сунне, одежда не должна походить на одежду иноверцев:
               «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тот, кто уподобляется какому-либо народу, тот из них”». ( Ахмад 2/50, Абу Дауд 4031, Ибн Абу Шейба 19747, ат-Тахави 231, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-Иман» 1199).
               «В данном хадисе речь идёт об уподоблении не только неверным, но и любым сообществам в любых вещах, будь это вопросы, связанные с их вероубеждением, или же их обычаями и нравами. Имамы ан-Навави, аль-Мунави, ас-Сан’ани, Ибн ‘Абидин и др. сказали, что запрет на уподобление распространяется по отношению ко всем сообществам, будь то неверные, грешники или приверженцы нововведений». («Раудату-т-талибин» 8/206, «Субулю-с-Салям» 4/238, «Булюгъуль-амани» 22/40).
               Если нельзя уподобляться иноверцам, почему мусульманские женщины носят хиджаб, который мало чем отличается от одежды христианских монахинь, и паранджу, напоминающую традиционную одежду ортодоксальных евреек?
               Есть такой абсурдный хадис от Бухари:
               «Посланник Аллаха говорил: "Иудеи и христиане не красят волосы, поэтому отличайтесь от них"». (Бухари, 5899).
               То бишь, делать то, что не делают иудеи и христиане? Они не носят обувь на руках. Давайте все мусульмане будут носить обувь на руках. Если мы будем носить ее на ногах, то будем подражать им. Поэтому, мы будем из них. Так что ли получается? Почему мы носим бороды? Так ходят раввины и священники. Тогда согласно Сунне Пророка получается, что мы обязаны все брить лицо, чтобы не походить на них.
               Существует множество видов одежды мусульманской женщины:
               - Хиджаб – это любая одежда, закрывающая все, кроме лица и кистей рук. Иногда и кроме стоп. Платок тоже можно понять как часть хиджаба. Упоминается в Коране, и переводится как «барьер» или «перегородка».
               - Джильбаб – цельная женская одежда, укрывающая все тело, оставляя непокрытыми лишь кисти рук, стопы и глаза. Упоминается в Коране и переводится как «покрывало».
               - Химар – накидка с прорезью для лица, закрывающая волосы, уши, плечи и доходящая до талии. Также упоминается в Коране, и переводится как «покрывало».
               - Чадра – легкое женское покрывало белого, синего или черного цвета.
               - Бурка – женская верхняя одежда, служащая полному сокрытию тела.
               - Никаб – мусульманский женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз.
               - Паранджа – верхняя одежда, представляющая собой халат с длинными ложными рукавами и с закрывающей лицо волосяной сеткой.
               Между сторонниками более умеренных взглядов возникают споры о том, что является обязанностью для мусульманки: хиджаб или химар? Сторонники же закрытия лица спорят об остальных видах одежды. Но надо уяснить, что современное понимание слов «хиджаб», «джильбаб» и «химар» отличается от коранических понятий времен Пророка Мухаммада.
               Теперь об украшениях.
               В качестве главного довода в пользу запрета показывать украшения посторонним приводят следующий аят:
               «И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения» (Коран, 24:31).
               О запрете золотых украшений говорят следующие хадисы:
               «Тот, кто пожелал, чтобы на любимого было надето кольцо из адского пламени, пусть наденет ему кольцо из золота. Тот, кто пожелал, чтобы на любимого было надето ожерелье из пламени, пусть наденет ему ожерелье из золота. Тот, кто пожелал, чтобы на любимого был надет браслет из пламени, пусть наденет ему ожерелье (вариант передачи: пусть наденет ему браслет) из золота. А вам следует носить серебро - тешьтесь им, [тешьтесь им, тешьтесь им]» Абу Давуд (2 / 199) и Ахмад (2 / 378).
               «Как-то раз Бинт Хубайра явилась к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, а на руке у нее были фатхи [из золота], [то есть большие перстни]. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, принялся бить ее по руке [палкой, бывшей у него с собой, приговаривая при этом: Будешь ли ты так же довольна, если Аллах наденет тебе на руку перстни из пламени?!] Бинт Хубайра пошла к Фатыме жаловаться. Саубан продолжал: Пророк вошел к Фатыме, а я был вместе с ним. И тут Фатыма сняла с шеи золотую цепочку и сказала, держа эту цепочку у себя в руке: Ее подарил мне Абу Хасан (то есть Али, да будет доволен им Аллах, - супруг Фатымы). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил на это: Эй, Фатыма! Неужто тебе нравится, когда люди говорят: у Фатымы, дочери Мухаммада, в руке цепочка из пламени?! [И начал ее сильно бранить]» (ан-Насаи, 2/284, 284-285, ат-Тайалиси, 1/354, аль-Хаким, 3/152-153, ат-Табарани в аль-Кябир, 1448), Ибн Рахавайх в Муснад, 4/237/1-2), Ахмад, 5/278).
               Обратимся к толкователям Корана (тафсирам):
               «Существуют два вида украшений («зинах»): естественные и приобретенные. Природным считается ее лицо, а приобретенными - всё, чем женщина желает себя украсить, как, например, одежда, украшения, грим («каял») и лак для ногтей.
               «Украшения разрешаются женщинам, потому что каждая женщина хочет быть красивой. Украшения меняются от одной к другой культурной эпохе, но основная мысль при этом одна: украситься, стать лучше и понравиться мужчинам. Ислам не против этой природной потребности женщины, но направляет ее по правильному пути только к одному мужчине, то есть ее супругу» (Тафсир Аль-Куртуби, 24:31).
               «Они также обязаны не выставлять напоказ своих красот, под которыми подразумеваются привлекательные одежды, украшения и все женское тело» (Тафсир ас-Саади 24:31).
               Как видим, согласно толкователям, под «украшениями» в данном аяте понимается все то, что делает женщину привлекательной: женское тело, одежда, украшения и косметика.
               В аяте (24:31) далее идут слова: «И пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них».
               Тут начинаются разногласия о том, что означают эти слова «разве только то, что видно из них». Обратимся опять к тафсирам:
               «т.е. пусть не показывают ничего из своих прикрас чужим мужчинам, кроме того, что невозможно скрыть. Ибн Мас’уд сказал: «Типа верхней одежды, как например накидка, которую носили арабки, чтобы скрыть надетое снизу, или если надетая снизу одежда выглядывает из-под накидки, например, если из-под накидки видна длинная юбка — изар, то в этом случае нет греха (на женщине), т.к. всё это невозможно скрыть» (Ибн Касира).
               «Однако женщина не способна скрыть свою одежду, и поэтому Аллах сделал исключения для обычной верхней одежды, если она не привлекает к себе внимания» (ас-Саади).
               «Женщинам можно оставлять открытыми только лицо и кисти рук, так как показ лица и рук допускается» (Аль-Куртуби).
               «Очевидно, имеется в виду, что женщины не должны выставлять напоказ свой грим и свои украшения, разве что они случайно оказались на виду. Это означает, что женщины не должны намеренно выставлять эти вещи напоказ, но нет ничего страшного, если что-то случайно окажется на виду» (Маудуди).
               Одни считают, что имеется в виду одежда, другие – что это лицо и кисти рук, третьи – грим и украшения. В итоге получается, что «украшения» запрещено показывать посторонним людям, будь то собственное тело, косметика или драгоценности. А золото в принципе запрещено как женщинам, так и мужчинам. Женщина может носить украшения только под одеждой. Кроме того, она не должна ходить так, чтобы украшения на ней звенели, дабы этим не привлечь и не возбудить представителей мужского пола. Знать бы, что за извращенцы, которых привлекает звон украшений. В качестве аргумента приводятся слова из того же аята:
               «и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения» (Коран, 24:31).
               О правильном понимании данного аята мы еще поговорим.

               Аргументация из Корана.

               Мы постепенно переходим к теме одежды мусульманки с точки зрения Корана, в котором все однозначно на мой взгляд. Но сначала давайте разберемся, откуда пошла традиция укутывать женщин с головы до ног.
               Называют несколько причин появления традиции закрывать все тело. По одной из них, раньше влиятельные вельможи похищали женщин, чтобы сделать их наложницами и служанками. Чтобы защитить себя, женщины скрывали свои лица, да и все тело. Другая причина – женское затворничество, которое было распространено на Ближнем Востоке еще до зарождения ислама. Традиция подкреплялась местными морально-этическими нормами, неотъемлемой частью которых были принципы целомудрия и духовной чистоты. Затворничество было распространено в среде городской элиты, причем следуя этой традиции жили и иудеи, и христиане, а сейчас так живут некоторые высшие касты индуистов. Третья причина – религиозные традиции других верований. Даже сегодня мы наблюдаем христианских монахинь, надевающих «хиджаб», и иудеек, одевающихся в паранджу. Ну и четвертая причина – климатические условия. Те, кто был в Сахаре, знает, какая там бывает знойная жара. Не только женщины, но и мужчины полностью закрываются, чтобы защитить себя от прямых солнечных лучей. Известен факт, что если закопать яйцо в песок в пустыне – оно сварится. Также это защита от песчаных ветров. Когда я был на экскурсии в Египте, я пожалел, что не взял с собой платок, чтобы закрыть лицо. Будьте уверены, песок проникнет во все, что можно. Ночью в пустыне бывает холодно. Поэтому это еще и защита от холода. Кроме того, до ниспослания Корана, арабки носили платок на голове, в основном повязанный на затылке. Головной платок служил признаком свободной женщины. Рабыням же запрещалось повязывать платок на голову, нарушение этого запрета каралось.
               Теперь перейдем к Корану. Читаем отрывок из уже знакомого нам аята:
               «пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди» (Коран, 24:31).
               Ученые предполагают, что «хумур» (т.е. «покрывало») – это было покрывало для головы, что, в принципе, соответствует хадисам. Считается, что до появления ислама женщины ходили хоть и с покрытой головой, но с разрезом на груди. Поэтому, якобы, предписывалось опускать хумур ниже, чтобы закрыть грудь. Тогда возникает вопрос: что Всевышнему мешало так и сказать: «прикрывайте свою грудь»? Зачем это сложное «опускайте свои хумуры, чтобы ими закрывать ваши груди»? А сделано это было людьми, чтобы подогнать аят под хадисы. Слово «хумур» (от «химар») переводится как «покрытие, занавеска, скатерть, одеяло», и к хадисскому понятию «головного покрытия» не имеет никакого отношения.
               Также нет ни слова о покрытии головы, либо лица, как нет этого и в следующем аяте:
               «О пророк, скажи твоим женам, дочерям и женщинам верующих, пусть они сближают на себе свои покрывала» (Коран, 33:59).
               В этом аяте присутствует слово «джильбаб», которое переводится как «покрывало». Здесь тоже якобы говорится о головном уборе, который надо удлинить до самых пяток. Но, опять-таки, что мешало Всевышнему сказать, чтобы женщины прикрывали тело от и до? Если бы вы сказали кому-то одеться, как бы вы это сказали? Так: «Удлини концы своей шляпы и дотяни их до самых пяток»? Скорее, вы бы сказали: «Накинь что-нибудь». Все ясно и понятно. Вот и Всевышний обращается к женщинам примерно также: «Сближайте на себе свои покрывала». Ученые пытаются найти в этих словах какой-то глубокий смысл, придумывая всякие хадисы, подтверждающие их слова.
               «Слово “химар”, употребленное в аяте, имеет широкий спектр значений, которые можно обобщить понятием покрова, покрывала. В старо-арабских письменах “химар” используется для обозначения покрывала, что стелют на пол, или же скатерти, которой покрывают стол или же какого-либо иного покрывала. “Химар”, если накрывать им голову, будет платком, если накрывать им стол, будет скатертью. Если бы Бог повелел мусульманкам укрывать “химаром” головы, Он непременно сказал бы в аяте слово “химарур-рас”, то есть подчеркнул бы словом “рес” (араб. - голова) в сочетании со словом “химар” необходимость укрывать покрывалом голову и тогда этот аят был бы совершенно ясен и не вызывал бы никаких разночтений. Например, аят, который описывает процедуру совершения омовения перед намазом, в той части, которая поясняет, как следует проводить мокрой рукой по голове, особо уточняет этот процесс словом “рас”, то есть “голова”» (Книга «Придуманная религия», глава 22 «Снова и снова о ношении платка». Подробности по ссылке: kniga1.wixsite.com/mysite-1/pr-22
               Аллах не говорит: «закрывайте ваши лица и руки», «прикрывайте ваши головы», «закрывайте плечи и ноги». Все достаточно просто: «сближайте на себе свои покрывала».
               В Исламе считается, что на женщину вообще нельзя смотреть, мол, это грех. Между мужчиной и женщиной должна быть завеса. И в подтверждение этих слов приводят аят:
               «Если вы просите у них (жен Пророка) какую-либо утварь, то просите у них через завесу (хиджабин)» (Коран, 33:53).
               Богословы дошли до абсурда, и уверяют нас, что под женами Пророка имеются в виду все женщины, поскольку мусульманские женщины считаются женами Пророка. Если бы это было так, Всевышний сообщил бы нам об этом. В Коране часто идет обращение к женам Пророка. Например, говорится, что если жены Пророка совершат грех, то они получат двойное наказание за это, чем остальные женщины. Зачем эта путаница?
               Если женщина должна закрывать лицо и руки, или запрещено смотреть на постороннюю женщину, почему же тогда в Коране Аллах, обращаясь к Пророку, говорит, что ему запрещается жениться на многобожницах, даже если они ему понравились. Чтобы женщина могла понравиться, наверное, нужно ее увидеть. Это говорит о том, что мужчинам того времени ничего не мешало видеть красоту женщин.
               Вернемся к «украшениям»:
               «И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения» (Коран, 24:31).
               Наиболее близко к пониманию смысла этих слов подошел Йусуф Али, говоря, что это «природная красота, и художественное украшение», но я бы ограничился «природной красотой». Маловероятно, что звуки украшений могут привлечь мужчин. «Природная красота» здесь идеально подходит. И подразумевается скорее всего не лицо и не руки. И не волосы. И даже не ноги. Как понять слова «пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения»? Какие «украшения» женщины могут выдать себя при ходьбе? Думаю, вы догадываетесь. И это в то время, когда бюстгальтер еще не изобрели. Как бы женщина ни пыталась закрыться, она не сможет скрыть выступающие части тела. Не зря же в Коране сказано: «набрасывайте покрывала на вырез на груди». Отсюда становится понятным и смысл того, перед кем она может показывать свои «украшения». По Корану, женщине рекомендуется кормить ребенка грудью до двух лет. Кормить его нужно довольно часто. Чтобы женщина не чувствовала стеснения, ей и разрешено показывать «украшения» перед перечисленными в аяте родственниками.
               Возвращаясь к «художественным украшениям», читаем следующий аят:
               «О, потомки Адама! Облекайтесь в свои украшения (зина) при каждой мечети» (Коран, 7:31).
               Если женщина может выглядеть красивой и надевать украшения даже у мечети, о каком запрете показывать украшения посторонним может идти речь?
               Кроме того:
               «Кто же думает, что украшения Господа и прекрасный удел, который Он ниспослал рабам Своим, - запретны?» (Коран, 7:32).
               Перейдем к следующему аяту в переводе Кулиева:
               «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям» (Коран, 33:59).
               В переводе Саблукова звучит так: «плотнее опускали бы они на себя покрывала свои». У Пороховой так: «плотнее покрывала закрывали». Что может означать одно – удлинять свою одежду. В Коране не сказано о длине одежды. Сторонники более закрытой одежды приводят такой аргумент: «Если в Коране не написано, какую часть тела закрывать, а какую оставлять, то как мы поймем это без хадисов?». Если бы Бог захотел, он бы упомянул это. Что ему стоило сказать, например: «Прикрывайте полностью свое тело, голову, руки до кистей и ноги до щиколоток»? Все очень просто. Всевышний дал право людям решать, какой должна быть длина одежды.
               Слова «пусть они потупляют свои взоры» из аята 24:31 означает скромность. Следовательно, одежда должна быть скромной. Это главный критерий в выборе длины одежды. Понятно, что одежда не должна быть просвечивающей, прозрачной и облегающей.
               «Что такое скромность? Для женщины, которая живет в США или Европе, понятие скромной одежды не идентично с понятием скромности для женщины, которая живет в Египте, Саудовской Аравии или Сирии. Скромность женщины, которая живет в Джидде, городе в Саудовской Аравии не может быть идентичной скромности женщины, которая живет в пустыне в той же стране.
               Нет единого идентификатора скромной одежды, ибо это зависит от среды обитания, культурного кода, доминирования традиций или светскости в тех местностях, где проживают женщины. Бог идентифицирует по-своему, так как Он создал нас, и Он НЕ возложил на нас трудности в исповедовании Его Закона. Он оставил право размышлять над этим, и никто не имеет права ограничивать или усложнять Божественные заповеди» (статья «Женский дресс-код в исламе», vk.com/topic-36506095_26469693).
               Вполне возможно, что прикрывать голову было обычаем того времени, что и отражено в хадисах. Но на сегодняшний день это воспринимается, как Божий приказ. Что не соответствует Корану.
               Следующий аят разоблачает утверждение некоторых богословов о том, что одежда женщины должна быть невзрачной и непривлекательной:
               «О потомки Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние из богобоязненности - лучше» (Коран, 7:26).
               В переводе Пороховой: «И (Мы послали вам) прекрасные наряды». Саблукова: «и красивые наряды».
               Также об одежде:
               «О потомки Адама! Пусть сатана не искусит вас, как он извел ваших родителей из рая, совлекши с них одежду, чтобы показать им их мерзость. Ведь он видит вас - он и его сонм - оттуда, откуда вы их не видите. Поистине, Мы сделали шайтанов покровителями тех, которые не веруют!» (Коран, 7:27).
               В Коране нет повеления надевать женщине какую-то специальную одежду во время молитвы. Как и нет повеления покрывать голову. Каждый должен решать сам, как ему одеваться во время молитвы.
               Как видно, в Коране перечислены правила, которых должна придерживаться женщина в одежде:
               - прикрывать срамные места;
               - прикрывать грудь;
               - удлинять одежды;
               - быть скромной.
               И в никаком дополнительном толковании эти правила не нуждаются.
               Я лично совсем не против покрытия головы. Это право каждой женщины. Оно иногда и полезно. Речь об этом пойдет в моей следующей статье «В защиту хиджаба». Однако это не предписание Корана. Вот что главное.
               Есть еще одна точка зрения, которая мне показалась интересной. Речь о ней пойдет далее. Когда-то я нашел соответствующую статью в интернете, но сейчас она пропала.
               Вернемся к аяту:
               «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям» (Коран, 33:59).
               Суть альтернативного понимания заключается в том, что до появления ислама блудницы полностью закрывали свои лица, оставляя при этом разрезы на груди, оголяя живот и ноги. Возникают ассоциации с арабскими танцовщицами, которых раньше изображали в исторических фильмах и которые выглядели точно так же. А закрывали они лица, чтобы их никто не узнал. В связи с чем был ниспослан аят, приказывающий опускать свои покрывала, чтобы быть узнанными и отличаться от блудниц. Тогда становится понятным, откуда следует эти самые покрывала опускать. То есть, с головы. Также и слова «чтобы быть узнанными» приобретают смысл. Далее идет уже толкование «и отличать от блудниц». Значит, толкователи знали раньше, о чем шла речь.




Ссылки:
- submission.net/ru/women-in-islam/
womens-dress-code/  (Дресс-код для женщин).
- vk.com/topic-36506095_26469693 («Женский дресс-код в исламе»).
- http://www.koranika.ru/?p=3252 (Женщина в вопросах намаза).
- http://www.koranika.ru/?p=3020 (Покрытие женщины).
- http://www.koranika.ru/?p=3134 (Покрытие головы у женщин).
- http://www.koranika.ru/?p=3134 («Покрытие головы у женщин или что скрывает хиджаб, никаб, чадра, паранджа?»).
- kniga1.wixsite.com/mysite-1/pr-22  («Снова и снова о ношении платка». Книга «Придуманная религия», Глава 22).
- youtube.com/watch?v=SECrpPYpw0Y («Покрытие головы не является фарзом», интервью Харуна Яхья).
- religia.kz/2009-05-30-12-05-21/
138-2009-05-30-17-50-53/
4240-2013-04-21-09-52-02.html («Обязательность закрытия лица мусульманки»)
- meduza.io/feature/2016/09/01/
stydnye-voprosy-pro-hidzhab-i-parandzhu (Стыдные вопросы про хиджаб и паранджу)
- umma.ru/kak-odevatsya-musulmanke/ («Как одеваться мусульманке?» Ш.Аляутдинов)
- pravda.ru/faith/religions/islam/
15-06-2012/1118100-hidjab-0/ («Гюльчатай-Гюльчатай, открой личико!»)
- youtu.be/kauaU8ImzuE («Аслбек Мусин. Хиджаб и борода»)
- youtube.com/watch?v=3bRn4Rjrb6g («Послание Королевы Рании в газету ArabTimes)


Рецензии