Подтекст

– Друзья, – начал Андрей, придавая голосу солидность, – давайте не будем тратить время и продолжим наши занятия по литературному мастерству. Жаль, конечно, что многие болеют, и нас сегодня только трое, но тем больше времени можно будет уделить каждому – прошу вас пересесть за один стол, чтобы не напрягаться и лучше понимать друг друга.

Он подождал, пока ученики – худющий прыщавый Рома в мятой водолазке и аккуратная Лиза в обтягивающей футболочке и короткой тёмной юбке – займут места возле него за круглым столом, вздохнул и улыбнулся:

– Сегодня мы снова поговорим о различных стилистических нюансах при написании рассказов. Хочу сказать, что в целом кое-что у вас уже получается неплохо – замысел, идея, описание… но давайте сегодня остановимся на деталях и посмотрим повнимательнее… – он запнулся и вправду посмотрел повнимательнее – на Лизу, сидящую напротив. Он давно хотел разглядеть её получше, и проступившие вблизи детали вполне вдохновляли: длинные каштановые волосы, грудь второго размера, носик немного подкачал, но губы очень сексапильные, да и фигурка вполне. Он не раз поглядывал на задний ряд, где она обычно сидела, и иногда, казалось, даже ловил встречный взгляд, в котором чудился интерес, не вполне соответствующий теме занятия. Интересно, есть ей уже восемнадцать?

– Андрей Анатольевич, - вернул его к реальности тонкий голос Ромы, – а давайте, может, начнём с разбора нашего домашнего задания, чтобы всё было наглядно?

– Роман, именно этим мы сейчас и займемся, – объявил Андрей, с трудом отводя взгляд. Мда, может, порекомендовать этой Лизе не приходить на занятия в мини? – С кого начнём?

– Андрей Анатольевич, а можно начать с меня? – спросила Лиза. Голос нежный, глубокий. Да, вот с тебя бы и стоило начать! И кончить!
Андрей прокашлялся и сфокусировал взгляд на пятнистых щеках Ромы:

– Ошибки у вас похожие, поэтому будем говорить в целом. Работа с деталью, портрет, контроль ритма повествования, – многое у вас уже начало получаться. Но далеко не всё! – Он взял работу Романа и положил перед Лизой, – вот, Елизавета, выберите здесь сильные глаголы.

Лиза вгляделась в листки и начала перечислять:

– Рухнул, врезалось, озверел, обмякла, увлёк, стиснул, впился…

Андрей с усилием сглотнул и помотал головой, отгоняя возникшую картину.

– Ммм… Глаголы в принципе неплохие, но какие-то затасканные, не хватает им свежести, не находите? Как будто мы смотрим очередной сериал – вроде бы и интересный, но как две капли воды похожий на предыдущие. Подумайте над этим, Роман, жду от вас на следующем занятии апгрейд, так сказать, этих глаголов. Поищите неожиданные аналоги, нестандартные формы, поработайте с метафорой. Договорились?

– Конечно,  Андрей Анатольевич, – Рома записал что-то в своей тетради.

– Теперь давайте рассмотрим Лизину работу. – Андрей взял листки у Лизы и положил их перед Романом. При этом он как бы случайно чуть коснулся краем ладони её предплечья. Пока Роман читал и комментировал текст, Андрей чуть откинулся назад и краем глаза углядел, как Лиза вспыхнула и замерла, опустив глаза. Губы её чуть шевельнулись в улыбке, которая явно не имела отношения к сильным глаголам.

– Неплохо, – сказал Андрей, сдерживая воодушевление, – но я снова подчеркну: ищите свой неповторимый стиль, пробуйте усиливать выразительность. Сильные глаголы – это сильный текст. – На самом деле он не расслышал ни единого слова, мысли блудили где-то в розовом тумане.

– Андрей Анатольевич! – вновь вернул его к реальности голос Ромы, – вот тут у Лизы в тексте несколько обсценных реплик, – как вы к этому относитесь? Допустим ли мат в тексте?

Андрей оживился, радуясь удобной возможности прозондировать ситуацию:
– Если логика сюжета, ситуация и характер героя требуют крепких выражений, то избегать их было бы приукрашиванием действительности, уходом от правды жизни. При условии, конечно, что читатель старше восемнадцати лет. Надеюсь, вы уже преодолели эту планку?

– Ну, конечно, – скромно улыбнулась Лиза. Рома усиленно закивал.

– Вот и прекрасно! – обрадовался Андрей. – Но не злоупотребяйте – это всё-таки сильное средство, и его надо использовать строго дозированно. – Он слегка поскреб подбородок и перешёл к следующей теме:

– Но вот что у вас пока что совсем не выходит, так это диалоги! И если с передачей эмоций и особенностей речи всё обстоит ещё более-менее, то такая тонкая штука как подтекст вызывает, как я вижу, серьёзные трудности. Давайте вспомним основные приёмы, с помощью которых создается подтекст. Кто начнёт?

– Давайте я, Андрей Анатольевич. – Лиза, отведя глаза в сторону, нежно выдохнула: – Первый приём – это намёк или метафора.

«Вот интересно, – подумал Андрей, – что это, намёк или метафора?», – и вдруг, поймав сверкнувший взгляд Лизы, догадался: намёк! Сердце сразу зачастило. «Вот ведь, чёрт, скоро тридцатник, а загораюсь как пацан», – не без удовольствия отметил он и придвинулся поближе к столу, чтобы скрыть приветственный отклик организма. 

– Верно, Елизавета, – Андрей сдержанно улыбнулся, показывая, что всё понял. – Намек – это один из самых сложных приемов для создания подтекста, и я рад, что вы его вспомнили.

– А ещё один приём – это ответ вопросом на вопрос, – некстати влез Рома, – и это, наверное, самый простой?

– А вы сами-то как считаете? – проиллюстрировал этот прием Андрей.

– Так и считаю. Чего уж проще? Разве что неожиданная смена темы, – сменил тему Роман, демонстрируя свои знания в деле.

– Верно. Смена темы тоже очень простой прием для создания подтекста, но мы не будем сегодня сильно им увлекаться, – Андрей ненавязчиво подчеркнул свою фразу, мельком бросив взгляд на Лизу. Похоже, она была с ним согласна. – Что ещё?

– Ирония, – сказала Лиза, чуть скривив чувственные губы в усмешке, – и сарказм.
«Чёрт, не так уж она и неопытна! – пробила Андрея мысль, от которой сладостно заныло в животе. – Кажется, наш урок сворачивает в подтекст всё сильнее».

– Да, я очень люблю, когда в диалог добавляют иронию, – это та самая острая приправа, которая придает вкус любому блюду, – Андрей оглядел учеников и поднял вверх палец: – Что мы ещё не вспомнили?

–  Действие, Андрей Анатольевич! – тихо сказала Лиза, глядя куда-то на Романа. Нога её под столом как бы случайно коснулась ноги Андрея.

Его обожгло это касание, в голове застучало.

– Вот именно – действие! – воскликнул он, отвечая на этот призыв, – но, прежде чем мы закончим с обсуждением этой темы, хочу отметить, что с подтекстом надо быть чрезвычайно осторожным, чтобы…

– Чтобы он не стал понятен третьему лицу, – вдруг встрял Рома, глядя на Андрея с невинной улыбкой.

За столом сгустилось напряженное молчание. Лиза, нахмурившись, уставилась в свои записи. Роман, отведя взгляд, задумчиво ковырял прыщи на лбу. Андрей откинулся назад, нервно барабаня пальцами по столу. Затем опомнился и решительно встал.

– Что ж, я вижу, что был неправ, и вы очень неплохо усвоили, что такое «подтекст». Молодцы. На этом наше сегодняшнее занятие окончено. Задание на дом: написать рассказ: «Моя тайная мечта». 6 тысяч знаков. И не забывайте про сильные глаголы! 


Рецензии