Песни военных лет. Темная ночь

Песни военных лет. Темная ночь.
     После Великой Отечественной войны прошло уже более семидесяти лет. Но трудно найти семью, которой бы она не коснулась. К сожалению, нельзя и сегодня сказать, что вопрос о войне не актуален. В летописи Великой Отечественной названы имена тысяч и тысяч героев, отстоявших свободу и независимость нашей Родины. Именно им посвящены стихи и песни, которые стали в народе самыми любимыми. Песни военных лет стали в солдатский строй с первых дней войны и до последних. Они и сегодня в строю.
      Песни всегда являлись спутниками жизни человека. В труде, в военном походе, во время отдыха звучали хвалебные, бодрые, грустные мелодии. Воины в походах исполняли маршевые  песни. Женщины в ожидании их возвращения напевали долгими вечерами  лирические куплеты.Песня поддерживала, ободряла человека и была  другом в трудные минуты. Истории создания песен — это целые баллады любви, творчества и вдохновения.
      Окунемся в предвоенные годы. Стихотворение Михаила Исаковского так понравилось  Матвею Блантеру игрой ударения, что он написал прекрасную музыку. Это случилось в 1938 году, а в годы войны песня «Катюша» была очень популярна. В ее честь даже назвали ракетную установку. Песню  пели и  немецкие солдаты и  финны, назвав «Карельская Катюша», и итальянцы под именем «Катарина», и даже китайцы.
                 Расцветали яблони и груши.
                 Поплыли туманы над рекой.
                 Выходила на берег Катюша,
                 На высокий, берег на крутой.
      Песня «Синий платочек» родилась в1940 году. На концерте польского оркестра прозвучала музыка петербургского. Мелодия понравилась поэту Галицкому, и он предложил написать к ней стихи. Вместе с Максимовым они написали текст. Хита не получилось. Народ равнодушно принял это произведение. Тольуо в 1942 году после исполнения Клавдией Шульженко, она стала популярной.
                   Синенький скромный платочек
                   Падал с опущенных плеч.
                   Ты провожала  и обещала
                   Синий платочек беречь.
       В 1940 году Политуправление Киевского округа заказало произведение для ансамбля песни и пляски. Авторы написали семь песен в честь героя гражданской войны  Григория Котовского. Одна из них была написана поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым. Она называлась «Смуглянка» и была посвящена молдавским партизанам. В 1944 году песню ждал успех, а славу принес фильм «В бой идут одни старики», снятый в 1973 году.
                    Как - то летом на рассвете
                    Заглянул в соседний сад.
                    Там смуглянка - молдаванка
                    Собирала виноград.
      Первой песней, написанной  в годы Великой Отечественной войны была «Священная война» Она стала  настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах
«Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение В. Лебедева - Кумача «Священная война». На следующий день композитор А. В. Александров написал к ней музыку. Еще через день она была исполнена «Ансамблем  песни и пляски Красной армии» на Белорусском вокзале Москвы при проводах бойцов на фронт.
                    Вставай, страна огромная.
                    Вставай на смертный бой.
                    С фашисткой силой темною,
                    С проклятою ордой.
       В 1941 году поэт Алексей Сурков написал шестнадцать  лирических строк любимой жене после ожесточенного боя под Истрой. В 1942 году композитор Константин Листов искал стихи, на которые можно написать мелодию. Поэт предложил свои сохранившиеся строчки. Песню «В землянке» исполняли Леонид Утесов и Людмила Русланова.
                  Бьется в тесной печурке огонь,
                  На поленьях смола, как слеза.
                  И поет мне в землянке огонь
                  Про улыбку твою и глаза.
       В 1943 году Михаил Исаковский написал стихотворение «На позицию девушка провожала бойца». Автор мелодии неизвестен. Долматовский отмечал, что в военное время в городах вводилось затемнение. Нужно было закрывать плотными шторами окна, чтобы не выдать место нахождения поселения для самолетов - бомбардировщиков. Поэтому, огонек в окне - это выдуманный символ, который означает очаг, любовь и вернрсть.
          На позицию девушка  провожала бойца.
          Темной ночью простилися на ступеньках крыльца.
          И пока за туманами видеть мог паренек
          На окошке, на девичьем все горел огонек.
      Песня «Случайный вальс» была создана  в 1943 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Евгением Долматовским по личному распоряжению Маршала  Советского Союза. Константина Рокоссовского. Называлась она раньше «Офицерский вальс». Эта композиция должна была выполнить настоящую боевую задачу : готовить наступление на врага в Курском сражении, а немцев надо было убедить в том, что серьезных военных действий не готовится.
              Ночь коротка,
              Спят облака,
              И лежит у меня  на ладони         
              Незнакомая ваша рука.
              После тревог
              Спит городок.
              Я услышал мелодию вальса
              И сюда заглянул на часок.
      Василий Соловьев - Седой вспоминал о том, что однажды к нему подошел солдат. Одет он был в военную форму, на ногах красовались кирзовые сапоги. Воина звали Алексей Фатьянов. Он показал композитору стихи - шутку. Текст понравился, и Соловьев - Седой сочинил к ним музыку в стиле вальса. Но понял, что слова стихотворения написаны с юмором, и музыка должна соответствовать им. Так появилась песня «На солнечной поляночке».
                На солнечной поляночке,
                Дугою выгнув бровь,
                Парнишка на тальяночке
                Играет про любовь.
                Про то, как ночи жаркие
                С подружкой проводил,
                Какие полушалки ей
                Красивые дарил.
      «Алеша» — один из немногих памятников, которому посвящена песня. Величйшая народная любовь к памятнику «Алеша» подтверждается многими событиями, в том числе тем, что памятник впоследствии стал истинным символом города Пловдив. Это было связано с историей появления знаменитой одноименной песни «Алеша». Почти через десять лет после официального открытия памятника советским композитором Эдуартом Колмановским на стихи Константина Ваншенкина была написана лирическая песня, которая вплоть до 1989 года была официальным гимном города Пловдив. Но, в связи с последними печальными событиями
             Белеет ли в поле пороша, пороша, пороша.
             Иль гулкие ливни шумят.
             Стоит над горою Алеша, Алеша, Алеша —
             В Болгарии русский солдат.
      Главная «победная» песня родилась только черезтридцать лет после окончания войны, но без нее этот рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы»  была написана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к тридцатилетию Великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко.
           День Победы. Как он был от нас далек,
           Как в костре потухшем таял уголек.
           Были версты, обгорелые в пыли.
           Этот день мы приближали, как могли.
           Это только несколько историй написания всеми любимых песен. Их объединяет одно - любовь к людям, любовь к Родине.

     Песня Марка Бернеса «Темная ночь» имеет очень интересную историю возникновения. В1943 году во время работ над фильмом «Два бойца» у режиссера картины Леонида Лукова возникли трудности со съемкой эпизода, где солдат пишет письмо домой. После многих неудачных попыток ресиссеру пришла в голову мысль, что исполненная героем фильма песня лучше всего передаст чувства бойца, который пишет письмо своим близким.
       Режиссер решил, что необходима песня. Эта идея пришла к нему ночью. Тут же он разбудил композитора Никиту Богословского. Тот за сорок минут набросал ноты. Они вместе отправились к поэту Агатову, который за два часа сочинил стихотворение. Следующими жертвами, поднятыми ночью с постели, были  Марк Бернес и гитарист. Все это происходило в Ташкенте, куда была эвакуирована студия. Зато сцену с исполнением песни «Темная ночь» Марком Бернесом помнят все зрители.
         В тот же день,Марк Бернес, известный в СССР киноактер и певец записал фонограмму для песни и эпизод сняли в течение суток. Аркадий Дзюбин, так звали героя фильма в лице Марка, невероятно душевно и волнительно спел под гитару «Темную ночь» в землянке с протекающей крышей в окружении фронтовых товарищей недалеко от фронта. Все, кто видели хоть раз фильм «Два солдата» помнят этот момент.
         Монотонный стук капель — дождь просачивается сквозь крышу и бьется в жестянку. Сквозь этот звук начинает набирать силу голос солдата, который выплескивает свою грусть. Песня невеселая. Еще бы, у Аркадия нет родных, его не ждут дома. Даже единственный друг, и тот не рядом, а вокруг война. И что будет дальше  — неизвестно. Его слышат лишь товарищи по войне, соседи по заэемлянке. Их лица меняются, каждый думает лишь о своем, но эта песня связывает ьойцов общими чувствами.
      После записи песни, съемка фильма пошла гораздо легче — злополучная  сцена с письмом была снята с первого же дубля.
      Но история песни на этом не заканчивается.. При записи песни на грампластинку, первая партия пластинок оказалась бракованной — был слышен посторонний шум. Как выяснилось, первая матрица была испорчена слезами работницы — техника, которая не могла сдержать слез при прослушивании этой песни.
       После Победы «Темная ночь» начала свое триумфальное шествие по миру. Когда Иван Семенович Козловский, один из исполнителей песни, приезжал в гости к лидеру американской коммунистической партии Уильяму Фостеру, он спросил, не желает ли тот послушать советскую песню в живом исполнении. Уильям ответил ему, что с удовольствием слушал и слушал бы песню «Темная ночь», и что в Америке ее очень любят.
        В 60 - е годы эта песня была очень популярна в Польше. Ее перевод Юлиана Тувима в исполнении квартета «Чеянда» и других коллективов и певцов не раз вызывал овации в зале.
        После первого издания на грампластинках в 1943 году советский исполнитель Леонид Осипович Утесов записал еще несколько студийных фонограмм как на пластинках (в 1954 и в 1954 годах), так и на магнитных записях (в1958 и в1967 годах), однако зрители навсегда запомнили исполнение песни в интепритации Марка Бернеса, которая отличается своей душевностью и поразительной искренностью.
       За время своего существования «Темную ночь» исполняли многие музыканты. Список исполнителей включает в себя двадцать шесть артистов, не считая Бернеса и Утесова.
                  Темная ночь,
                  Только пули свистят по степи,
                  Только ветер гудит в проводах,
                  Тускло звезды меркают.
                  В темную ночь
                  Ты, любимая, знаю, не спишь,
                  И у детской кроватки тайком
                  Ты слезу утираешь.
      Песня духовно обогащала нелегкую фронтовую жизнь, наполняла ее высоким смыслом. Песни вели в бой, они стали оружием, разящим врага. Песни объединяли, помогали выстоять и победить. Песни делили вместе с воинами горести и радости. Песни, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа — прямого свидетельства непосредственного участника тех грозных событий.
      Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца. Они нисколько не постарели, они и сегодня в строю. Мы родились и выросли в мирное время. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Для нас Великая Отечественная война — история!
                            
              

         


Рецензии