Эпизоды. А. П. Кипарисов

Самостоятельный жизненный путь Андрея Павловича Кипарисова, можно разделить на четыре отрезка-промежутка в соответствии с местами его служения по духовному ведомству Пензенской епархии.
 
                Веха первая. Уездный город Саранск (1889 – 1892) 

Вторым псаломщиком, окончившим полный курс обучения в ПДС, и определенным Духовной Консисторией к саранскому Троицкому храму оказался Андрей Павлович Кипарисов. Завершил он свое образование в 1889 году с аттестатом первого разряда.

Появился Андрей на свет около 1868 года в селе Малая Лашма Наровчатского уезда в семье священника Павла Кипарисова, также имевшего семинарское образование (выпуск 1866 года).  По всей видимости, был он первым сыном.

Прибыл Андрей Павлович в уездный Саранск в сентябре месяце, почти сразу после окончания обучения. Встретил его настоятель храма Алексей Илларионович Масловский с большим воодушевлением – появился человек с новыми известиями, к тому же хорошо образованный, а значит, мог оказаться интересным собеседником. Сокрушался лишь по поводу того, что вскоре прихожанам придется расставаться с молодым псаломщиком, а они, как правило, довольно долго присматривались, оценивали и привыкали к каждому новоявленному члену причта. Покидали они причетническое место после женитьбы, ибо тогда рукополагались уже “во священника”. Задержался Андрей Кипарисов на первом месте до весны 1892 года. И во всех трех клировых ведомостях по Троицкой церкви  стояла отметка о его отлично-хорошем поведении. Многому научился он возле Масловского, который был хорошим наставником. Ежегодно произносил по три поучения, выступал на Воскресных религиозно-нравственных чтениях, организованных в 1890 году деятельным А.И.  Масловским. Так, в 1891 году в ПЕВ появилась заметка: «Священник Троицкой церкви г. Саранска Алексей Масловскій рапортом, от 18 марта сего года за № 21, донес Его Преосвященству, что им, Масловским, согласно Архипастырскому разрешенію и благословенію были открыты в г. Саранске, в зале городской Думы, внебогослужебныя чтенія для граждан— по воскресным дням. Всех чтеній было 12. Открывались они обыкновенно после вечерни, в 4— 5 час., и продолжались по 2, а иногда и по 3 часа. Чтенія посещались гражданами все время весьма усердно, так что зала городской Думы не могла вместить всех желающих слушать оныя и многим приходилось уходить за теснотою. В чтеніях принимали участіе почти все священники г. Саранска и еще два псаломщика из окончивших курс Семинаріи— Соколов и Кипарисов». Оказалось, что Андрей Кипарисов шесть раз выступал перед горожанами, которые смогли оценить его ораторские способности и изрядную долю образованности. С достоинством отвечал он на все заданные вопросы, объясняя наиболее сложные для понимания места в прочитанных текстах.

Покидая город и гостеприимную семью Масловского, не ведал он, что через несколько месяцев перейдет настоятель и наставник в мир иной. Однако память об этом одаренном человеке осталась у него на всю последующую жизнь.

               Веха вторая. Село Мордовская Пишля Инсарского уезда (1892 – 1898)

Как сообщалось в ПЕВ за 1892 год – «21 февраля, в пятницу, Владыка служил литургію преждеосвященныхъ даров в Кафедральном соборе,— причем студент семинаріи (кончившій курсъ в 1889 г.) Андрей Кипарисов рукоположен во діакона.
22 февраля, в субботу, Преосвященнейшій Митрофан совершал литургію въ Крестовой церкви. Діакон Андрей Кипарисов рукоположен во священника в село Мордовскую Пишлю, Инсарскаго уезда».

Таким образом,  первым местом службы в сане священника стала для Андрея Кипарисова церковь  во имя святителя Николая  в селе Мордовская Пишля (Мокшень Куженя), относившаяся к 4-му благочинническому округу Инсарского уезда. Храм был деревянный, возведенный около 1860 года.  Приход состоял из одного села, в котором проживали 827 души мужского и 815 женского пола. Почти все население составляло мордва-мокша. Привольно раскинулась Пишля по берегам одноименной речки. Старинное было поселение: датой основания считается 1631 год. С 1893 года, благодаря заботам молодого священника были открыты в селе церковно-приходское попечительство и церковно-приходская школа.  Благочинным в то время состоял священник села Рязановки Иоанн Петрович Ягодинский.

Хорошо изучил Андрей Павлович быт и обычаи мордвы. Вскоре, в 1894 году появилась в ПЕВ его статья под названием «Браки у мордвы и причины частого нарушения их».

В этом селе получил Кипарисов свои первые церковные награды:
1895 год – изъявлена признательность Епархиального Начальства и Архипастырское благословение, с выдачею установленного свидетельства за отлично-усердную и полезную службу по духовному ведомству;
1896 год - награжден набедренником за отлично усердную и полезную службу церковно-приходскую и за особые труды по обучению детей в церковно-приходской школе.

Прослужил на этом месте Кипарисов до 1898 года. Затем в пятый день марта был перемещен в село Архангельское Голицыно Саранского уезда. Его место занял Александр Чукаловский, служивший до этого в селе Толузаковка Пензенского уезда.

         Веха третья. Село Архангельское Голицыно Саранского уезда (1898 – 1910)

Село было русское и находилось  на речке Ускляй, в пойме реки Инсар. В «Списке населенных мест Пензенской губернии» указано, что оно владельческое, состоит  из 377 дворов и является вотчиной «тайного советника и сенатора князя Дмитрия Михайловича Голицына». На 1725 год числилось у него 474 души крепостных крестьян мужского пола.

Принадлежало оно разным лицам. Известно, что  в 1917 г. одним из владельцев села были помещики Римские-Корсаковы. Здесь длительное время жил и похоронен декабрист, член Союза Благоденствия Г.А. Римский-Корсаков. Название же Архангельское связано с наименованием бывшей церкви.

Всего 28 лет назад была возведена новая деревянная церковь во имя Св. Троицы с приделами во имя св. Архангела Михаила и св. Пророка Илии. Причт был двух штатным и включал двух священников, диакона и двух псаломщиков. Дома для священников стояли церковные. Приход состоял из села и трех деревень – Клин, Александровка и Ашкеназ. Прихожан было 1852 человека мужского и 1951 женского пола. Имелась при храме церковно-приходская школа и земское училище.

И опять же Андрею Павловичу повезло, поскольку первым священником состоял Михаил Петрович Магнитов, который всего двумя годами ранее Кипарисова, окончил ПДС.  Был он не только хорошим пастырем, но и общественным деятелем, и что важно – оставил после себя эпистолярное наследие и множество стихов. Именно благодаря его труду была составлена подробная характеристика жителей Архангельского села.

Так, в частном письме он сообщал: «Новаго ничего не пишу. Я переместился в Знаменскую женскую общину. В Архангельском-Голицыне я был старшим священником. Служить было трудно при моем плохом здоровье, и на руках у меня была второклассная и земская школа. Голицыно большой, двухштатный приход. Большая часть жителей - промысловые нищіе, так  называемые „калилы", или „калуны“.
Народ этот, гуляющій по всей Россіи и за пределами ея, приносит всякія заразныя болезни. Дифтерит и другія болезни не переводятся в Голицыне. Постоянно нам приходится дрожать, за своего единственнаго сына.
Постройка мною второклассной школы вызвала большое неудовольствіе среди местных землевладельцев, кулаков-приказчиков. Правда они еще неуспели ни в чем повредить мне, но надо было ждать вперед непріятностей. Желая повредить мне, эти пріятели всячески старались вредить моей школе».

Недолго пожил о. Магнитов в Знаменской женской общине, куда он стремился для душевного покоя и отдохновения, но нашел там  другое, уже - вечное успокоение. В марте 1899 года стало известно, что скончался он девятого числа сего месяца.

Такое сложное наследство досталось о. Кипарисову. Пришлось преодолевать ему множество трудностей и сопротивлений со стороны прихожан. Его старания были замечены епархиальным начальством и отмечены целым рядом наград.

1900 год – награжден скуфьею в поощрение к дальнейшим трудам на поприще пастырского служения;
1902 год - награжден, к 11 мая сего года— дню памяти святых Мефодия и Кирилла, первоучителей славянских, книгою „ Библія” от Св. Синода выдаваемою за особые труды, усердие и ревность по благоустройству местных церковных школ, как заведывающий и законоучитель второклассной школы;
1904 год - объявлена признательность Епархиального Начальства за усердие к делу проповеди церковной;
1904 год – удостоен благословения Святейшего Синода с грамотою по духовному ведомству ко дню Рождения Его Императорского Величества;
1905 год – объявлена признательность Епархиального Начальства;
1906 год - объявлена признательность Епархиального Начальства.

В 1906 году был утвержден он в должности члена благочиннического совета 1-го округа Саранского уезда— 17 октября.

                Веха четвертая. Пенза (1910 – 1912?)

В августе месяце 1910 года был перемещен Андрей Кипарисов к последнему месту своего служения –  к Покровской церкви губернского города Пензы. Прослужил он здесь недолго. В октябре 1912 года вышел за штат. Было ему в то время около 45 лет. Но в 1913  на страницах ПЕВ появилось сообщение о награжден наперсным  крестом от  Святейшего Синода выдаваемым,  гор. Пензы,  уже кафедрального собора священника Андрея Кипарисова. Возможно, что вновь вернулся он к пастырской службе.
 
О дальнейшей его судьбе имеются скудные упоминания. Оказалось, что состоял он затем бухгалтером в туберкулезном диспансере. Наступившие годы революции перевернули всю его устоявшуюся жизнь. Имеются сообщения, что арестовывался он в 1919 году по делу «О членах «Братства православных христиан» и отбывал срок по 1920 год в Пензенском лагере принудительных работ. 

После гибели епископа Ираклия Пензенская Церковь осталась без архиерея. Однако в 1938 году в Митрофановскую церковь Пензы был прислан из Москвы протоиерей Владимир Артоболевский, брат священномученика Иоанна Артоболевского, расстрелянного в Бутово. Он стал собирать вокруг себя уцелевших от арестов священников. Благодаря ему почти два года Митрофановская церковь окормляла пензенскую паству без архиерейского участия…

В октябре 1939 года был арестован Артоболевский, а вместе с ним и священники Александр Рожков, Андрей Кипарисов и Павел Студенский. Артоболевскому дали семь лет, Рожкову – шесть, Кипарисову – два года условно, Павел Студенский умер во время следствия. Началась Вторая мировая война.

Считается, что скончался А.П. Кипарисов в 1943 году.

***

Примечания:

ПДС - Пензенская Духовная Семинария;

ПЕВ – Пензенские Епархиальные Ведомости.

Источники:

ПЕВ за 1892 – 1913 годы.
ЦГА РМ. Ф.-32. Оп. 1. Д.21. Лл.61 – 65об.   – МК саранской Троицкой церкви на 1889 год.
Попов А. Е. Церкви, причты и приходы Пензенской епархии. - Пенза, 1896.
Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Исторический очерк. - Пенза, 1999;
Зелёв С.В. Сурская Голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917–1941). – Пенза, 2007.
Сенаторов Павел. Николай Евгеньевич Ончуков.  Неизвестные страницы жизни
http://proza.ru/2019/05/07/925


Рецензии
Благое дело делаете, дорогая Галина!!! Божеское!!!
Спасибо, Вам большое!!!

Игорь Тычинин   12.12.2022 17:08     Заявить о нарушении
Игорь, благодарю за внимание!

Галина Магницкая   13.12.2022 09:57   Заявить о нарушении