Огненный таран - подвиг продолжается

            ЭКИПАЖ СУ-24м ПОВТОРИЛ ПОДВИГ КАПИТАНА ГАСТЕЛЛО

     «Нет больше победы, чем победа над собой! Главное - не пасть на колени перед врагом.»  Д. М. Карбышев

      Кстати, одним из проектировщиков улучшения крепостных сооружений Брестской крепости в 1913 году был штабс-капитан Дмитрий Карбышев, несгибаемый Герой Великой Войны, которого 18 февраля 1945 года гитлеровцы превратили в ледяную глыбу. Удивительны судьбы людей – Карбышев в немецком концлагере встретился с другим героем, майором Петром Гавриловым, который с 22 июня до 23 июля возглавлял оборону защитников крепости и тяжело раненым также попал в плен.

      По описанию лечившего его врача Вороновича, его захватили тяжело раненым. Он был в полной командирской форме, но превратившейся в лохмотья. Весь покрытый копотью, пылью, истощённый до крайности (скелет, обтянутый кожей), он даже не мог делать глотательные движения, врачи, чтобы его спасти, кормили искусственной смесью. Немецкие солдаты, взявшие его в плен, рассказали, что этот еле живой человек, когда его застали в одном из казематов, в одиночку принял бой, стрелял из пистолета, кидал гранаты, убил и ранил нескольких человек, прежде, чем его тяжело ранили. Гаврилов выжил в концлагерях гитлеровцев, был освобожден в мае 1945 года, восстановлен в армии в прежнем звании. После того, как в стране стали узнавать о подвиге защитников Брестской крепости, Гаврилову Пётру Михайловичу в 1957 году было присвоено звание Героя Советского Союза.

       Для информации, вспомним - Классический воздушный таран – это направление своего самолета на противника. Впервые его применял в сентябре 1914 году штабс-капитан Петр Нестеров. На высоте более 500 метров летчик направил свой моноплан на самолет австрийцев. С тех пор наши пилоты стали часто пользоваться этим способом ведения боя.
      
     Особое распространение таран получил во время Великой Отечественной войны. Наши летчики пользовались им при израсходовании топлива и боеприпасов или в случае выхода из строя оружия.
Разновидностью тарана является огненный таран. Он использовался при значительных повреждениях самолета, когда было понятно, что летательный аппарат ждет неминуемая гибель. Летчик в такой ситуации стоял перед сложным выбором: или не выполнить задание и попасть в плен, или ценой собственной жизни уничтожить врага. Нередко выбирали второе. В таком случае самолет направлялся в скопление живой силы и техники врага на земле или в водную цель.
 
     Огненные тараны пилоты совершали на всех этапах войны. Были они и во время летних сражений 1941 года, и при обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда, в сражениях на Курской дуге и Днепре, в Белоруссии и Польше, а также уже после разгрома Германии – в кампании против императорской Японии.

                «Камикадзе» по-советски

      Огненный таран требовал от пилота особого мастерства, необходимо было обладать железными нервам и готовностью к самопожертвованию.    Главный маршал авиации Александр Новиков говорил, что таран – это наивысшее проявление морального фактора, который не мог учесть противник.

      За время Великой Отечественной войны отмечено около 600 случаев таранов, из них 506 – наземной цели. В списке пилотов, совершивших огненный таран, значатся более 450 человек. Всего же за четыре года было совершено 237 подобных таранов. Расхождения в количестве летчиков и случаев огненного тарана объясняется тем, что в летательном аппарате в тот момент находилось по 2-3 человека.

      В очень редких случаях шедшие на огненный таран пилоты оставались в живых. Один из таких счастливчиков – лейтенант С.И. Колдыбин. Он направил загоревшийся самолет на немецкую переправу через Днепр. Взрывной волной летчика выбросило из машины. Всего после огненного тараны выжили лишь шесть пилотов.
На врага!

      Первым полыхающий самолет на противника направил 27-летний старший лейтенант Петр Чиркин. Это произошло в разгар боя у города Стрый на Западной Украине. Символично, что свой подвиг он совершил в первый день войны – 22 июня 1941 года. Истребитель И-153 ворвался прямо центр немецкой танковой колонны.
 
     Навсегда вписан в историю русской воинской славы и подвиг экипажа капитана Николая Гастелло. 26 июня два бомбардировщика ДБ-3ф вели обстрел колонны немецких танков у Радошковичи-Молодечно. Самолет Гастелло облетел бронетанковую группу Вермахта, стоявшую у цистерн с горючим.
 
     Самолет уже уходил от цели, как вдруг в топливный бак летательного средства попал снаряд. Спустя несколько секунд самолет оказался объят пламенем. В этот момент Гастелло развернул его и направил его в скопление танков.
 
     В сентябре 1941 года первый и пока единственный раз в истории таран совершила женщина. Летчик Екатерина Зеленко на бомбардировщике Су-2 сумела уничтожить один истребитель фашистов, а затем пошла на таран второго. От удара «Мессершмит» разломился пополам, а сама летчица погибла.
Бывали случаи и морских огненных таранов. Так, экипаж майора Меркулова 19 марта 1945 года вышел в полет для нанесения удара по конвою, доставлявшему подкрепление в Курляндский котел. Самолет атаковал суда, но был поврежден пулей противника и загорелся. Экипаж направил летательный аппарат на корабли немцев. Все летчики погибли.

       Вспоминая героизм наших воинов, хочу напомнить подвиг Александра Матросова -

     Приблизившись на 20 метров к доту, он бросил две гранаты, но не уничтожил пулемет. Видя, что его товарищи уже выдвигаются цепью, бросился и закрыл собой амбразуру дота, обеспечив успешное выполнение боевой задачи. 31 мая 1945 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.
     Александр Матросов стал первым советским воином, зачисленным навечно в списки части.
     Аналогичные подвиги в годы войны совершили более 400 человек; по информации исследователя Н. Н. Смирнова на 2000 год им были установлены 402 воина, совершившие такой подвиг.
 
     Сами понимаете, что такие тараны и подвиги совершали в массовом масштабе всего две нации – мы – русские, куда входят практически все национальности Советского Союза, и японские камикадзе. Но у японцев был отработан целый ритуал, начиная от традиционной рюмочки саке, и кончая, что они взлетали в воздух без парашютов, т.е. выбора у них не было. Наши же пилоты никогда специально не готовились к тарану, и применяли его как крайнюю меру, когда других средств остановить врага уже не оставалось. У американцев, немцев, французов, англичан тоже зафиксированы подобные случаи, но они единичны, и ни о каком массовом героизме не может быть и речи…

     В этом плане хочу напомнить читателям ещё об одном подвиге наших воинов - Оборонительные боевые действия подразделений Рабоче-крестьянской Красной армии против наступающих войск нацистской Германии, проходившие в районе Брестской крепости и в черте города Бреста.  Является одним из первых сражений Великой Отечественной войны.

     Брестский гарнизон насчитывал около 9000 советских военнослужащих, включая рядовых солдат стрелковых подразделений, танкистов, пограничников и оперативников НКВД[15]. Солдаты Красной армии входили в состав 6-й и 42-й стрелковых дивизий под командованием полковника Михаила Попсуй-Шапко и генерал-майора Ивана Лазаренко соответственно, 17-го пограничного отряда погранвойск НКВД и различных более мелких частей (включая госпиталь, гарнизон и медсанчасть, а также части 132-го отдельного конвойного батальона НКВД и др.) внутри крепости.
 
                Извлечённый опыт:
1. Короткий сильный артогонь по старым крепостным кирпичным стенам, скрепленным бетоном, глубоким подвалам и ненаблюдаемым убежищам не даёт эффективного результата. Необходим длительный прицельный огонь на уничтожение и огонь большой силы, чтобы основательно разрушить укреплённые очаги.
Ввод в действие штурмовых орудий, танков, и др. очень затруднён из-за ненаблюдаемости многих убежищ, крепости и большого количества возможных целей и не даёт ожидаемых результатов из-за толщины стен сооружений. В частности, для таких целей не приспособлен тяжёлый миномёт.
Превосходным средством для морального потрясения находящихся в укрытиях является сбрасывание бомб крупного калибра.
2. Наступление на крепость, в которой сидит отважный защитник, стоит много крови. Это простая истина ещё раз доказана при взятии Брест-Литовска. К сильным ошеломляющим средствам морального воздействия относится также тяжёлая артиллерия.
3. Русские в Брест-Литовске боролись исключительно упорно и настойчиво. Они показали превосходную выучку пехоты и доказали замечательную волю к борьбе.
— Боевое донесение командира 45-й дивизии генерал-лейтенанта Шлипера о занятии крепости Брест-Литовск, 8 июля 1941 г.

      Последний бой 23 июля

     Единственным задокументированным доказательством сопротивления после 29 июня 1941 г. является отчет, в котором говорится, что 23 июля 1941 г. произошла перестрелка с последующим захватом на следующий день советского лейтенанта - Так описан последний документально подтверждённый бой в крепости в немецком отчёте.
Командующий войсками в Генерал-губернаторстве (Iа): из журнала боевых действий № 1О перестрелке у Северных ворот и пленении командира -

23.07.1941 В середине дня 23.07 команда по уборке [территории] подверглась обстрелу из каземата у Северных ворот, стреляли оставшиеся блокированные [в каземате] враги. Ранено 5 человек. Во время последовавшего за этим событием прочесывания крепости ранен ещё один солдат. В плен взят 1 русский старший лейтенант.
[…] 24.07.1941
[…] В результате прочёсывания крепости Брест-Литовска на наличие оставшихся в живых врагов были найдены только 7 погибших русских.

     А вот что написано в другом документе –
Оборона

      В крепости располагалось примерно 7-8 тыс. бойцов из разных частей: 8 стрелковых батальонов, разведывательный и артиллерийский полки, два артиллерийских дивизиона (противотанковой и противовоздушной обороны), подразделения 17-го Краснознаменного Брестского пограничного отряда, 33-го отдельного инженерного полка, часть 132-го батальона конвойных войск НКВД и некоторые другие части.

      Их атаковала 45-я немецкая пехотная дивизия (численностью около 17 тыс. человек) с помощью подразделений соседних 31-й и 34-й пехотных дивизий, она была должна к 12 часам 22-го июня овладеть крепостью. В 3.15 утра вермахт открыл артиллерийский огонь, в результате артудара гарнизон понёс большие потери, были уничтожены склады, водопровод, прервана связь. В 3.45 начался штурм, скоординированного сопротивления гарнизон оказать не смог и был сразу расчленён на несколько частей. Сильное сопротивление оказали на Волынском и на Кобринском укреплениях. Наши организовали несколько контратак.

       К вечеру 24-го вермахт подавил сопротивление на Волынском и Тереспольском укреплениях, осталось два крупных очага сопротивления - в Кобринском укреплении и Цитадели. В Кобринском укреплении оборону держали на Восточном форте до 400 человек во главе с майором Гавриловым, они отбивали в день до 7-8 атак вермахта. 26-го июня погиб последний защитник Цитадели, 30 июня после общего штурма — пал Восточный форт. Майор Гаврилов с последними 12 бойцами, имея 4 пулемета, скрылись в казематах.

                Последние защитники
        После этого сопротивлялись отдельные бойцы и небольшие очаги сопротивления. Мы не знаем точно, сколько они держались: так, в казарме 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД СССР нашли надпись, датированную 20 июля: «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, Родина».

            23-го июля в бою был захвачен майор Гаврилов. Одной из главных проблем защитников крепости было отсутствие воды, если на первых порах боеприпасы и консервы были, то доступ к реке немцы перекрыли почти сразу.

      Сопротивление продолжалось и после пленения Гаврилова, немцы боялись подходить к подземельям крепости, оттуда по ночам появлялись тени, звучали автоматные очереди, рвались гранаты. По словам местных жителей, стрельба была слышна вплоть до августа, а по немецким источникам, последних защитников убили только в сентябре, когда уже пал Киев, Смоленск, вермахт готовился к штурму Москвы.

                ПОДВИГ ЭКИПАЖА

       Экипаж фронтового бомбардировщика Су-24М из состава ЧВК Вагнера повторил подвиг Николая Гастелло, на горящем самолете атаковав колонну бронетехники в районе Клещеевки. Об этом сообщает ТГ-канал Брюссельский связной.

      Все произошло 2 декабря 2022 года на Бахмутском направлении, где экипаж бомбардировщика Су-24М в составе командира Антонова Александра Сергеевича и штурмана Никишина Владимира Николаевича вылетел на выполнение боевой задачи в район Клещеевки. В это время противник предпринял попытку прорыва с использованием бронетехники, вследствие чего возникла серьезная угроза потери "музыкантами" позиций, отбитых у ВСУ.

     Экипаж самолета получил указание с земли атаковать бронетанковую колонну противника, прорывающуюся к нашим позициям. Для захода в атаку бомбардировщик был вынужден зайти за линию соприкосновения, углубившись на подконтрольную противнику территорию на несколько километров. При развороте и выходе на боевой курс по самолету был нанесен удар из ПЗРК, ракета поразила бомбардировщик. Командир одного из штурмовых отрядов "музыкантов" получил доклад от наблюдательного пункта, что самолет горит и снижается в сторону колонны вражеской бронетехники.

      Как сообщается, командир экипажа принял решение направить самолет на противника, после чего в радиоэфире прозвучала фраза:

      Встречайте, суки Папу…

     и самолет врезался прямо в идущую колонну техники. Благодаря героическим действиям экипажа Су-24М ЧВК Вагнера, повторившим подвиг летчика Николая Гастелло, атаку ВСУ удалось отразить, "музыканты" позиции удержали.

       Пусть земля будет для вас небом, мужики. Быть воином - жить вечно

- пишет автор канала "Брюссельский связной" военный корреспондент Александр Симонов.

     РЕЗЮМЕ: В общем, вы видите – У русских – глубочайшие традиции, как воинов. Первым воздушный таран совершил русский лётчик Пётр Нестеров. Первый таран на реактивном самолёте совершил тоже русский - Геннадий Елисеев...

                Реактивный таран
Алексей Николаевич Крылов

      Ни в одном боевом уставе не найти такого приема ведения воздушного боя – таран. Иной раз приходится слышать, что это акт отчаяния, что в горячке боя у людей теряется инстинкт самосохранения. Возможно, бывало и так. Но капитан Геннадий Елисеев в последние секунды своей жизни еще раз доказал, что таран – это прежде всего высокий акт самопожертвования.
 
     Самолет пробил облака, и Геннадий увидел яркую синь неба. Но любоваться ею было некогда. Стараясь быстрее отыскать нарушителя, он не отрывал глаз от экрана локатора. РП сказал: «Цель реальная!» Реальная! Значит — враг.
«Скорее, скорее! — торопил он себя. — Где нарушитель? Не проскочить бы...»
— Я — Двести - сороковой! Удаление от цели? — спросил он РП.
— Впереди по курсу. Гляди внимательней. Нашел?
Геннадий нажал кнопку передатчика, чтобы ответить «нет», и в то же мгновение заметил на экране отметку цели.
— Вижу! Цель вижу! — крикнул он, доворачивая машину, и заметил, что нарушитель начал изменять курс.

       Чем меньше расстояния оставалось до цели, тем беспокойнее становилось Елисееву. Особая значимость предстоящей атаки, ответственность за ее завершение подхлестывали его. Машина неслась с огромной скоростью. Двигатель работал на пределе, но он не слышал гула бешено вращающейся турбины. Для него наступил тот самый момент высшего слияния с истребителем, когда летчик не ощущает ни себя, ни машины.
— Двести - сороковой! Уничтожить цель!
Голос РП прозвучал решительно и твердо.
— Выполняю!

     Самолет - нарушитель, пытаясь уйти, ринулся вверх. Елисеев тут же бросил машину в глубокий крен и, стараясь не отрываться от цели, потянул ручку управления на себя. Истребитель легко вышел на предельный радиус виража.
Серебристая вязь инверсий затейливыми узорами перекинулась через синь неба, словно невидимый художник размашисто нанес на него замысловатые широкие мазки. Среди них мельтешили две яркие точки самолетов…
В какое-то мгновение инженеру полка показалось, что среди множества людей, готовивших самолет Елисеева к вылету — сдергивавших чехлы с ракет, убиравших из-под колес колодки, включавших агрегат запуска, — нет техника самолёта. Поверить в это было трудно, почти невозможно, и инженер полка решил, что ошибся. Ну конечно, ошибся, техник где-то здесь...

     Истребитель, набирая скорость, с ревом побежал по взлетной полосе. И только тогда инженер полка увидел техника взлетавшего самолёта. Сонный, мятый, он выбежал из перелеска:
— Куда его черти понесли?
Инженер побледнел.
— Ты что… проспал? Он же по тревоге...
— По какой тревоге? — техник дернул кадыком, сглотнув слюну и обдав инженера полка водочным перегаром. — Ведь я предохранительные чеки… Стопора с ракет и пушки не снял.

      Инженер схватился за голову:
— Чеки! Стопора! Ах ты сволочь, что ж ты наделал! — Он толкнул растерянного, ошеломленного техника и побежал к телефону. Ноги едва слушались его, ему казалось, что он вот-вот упадет. Добежал, схватил телефонную трубку, задыхаясь, крикнул:
—Командира полка! Выехал на КП? Дайте дежурного! — Услышав знакомый голос друга, с хрипом выдохнул: — техник Елисеева чеки с оружия не снял!
— Как не снял?! — гневно крикнул дежурный. — Куда же вы все смотрели, черт бы вас побрал!

     Капитану Сторожеву — запуск и взлет немедленно!
На экране бортового радиолокационного прицела Геннадий отчетливо увидел метку цели, произвел захват и кинул взгляд на табло разрешения пуска ракет. Сигнал ПР — пуск разрешен — не зажегся. В чем дело? Дальность нормальная, нарушитель отчетливо виден...

      Пока он думал, почему отказало оружие, нарушитель увеличил скорость и со снижением понесся к границе. Геннадий заметил это и увеличил обороты двигателя. Что делать? Цель вот-вот достигнет границы и безнаказанно уйдет. Нажал кнопку пуска ракет. Знал, что впустую: раз ПР не высвечивается, ракеты не сойдут. Доложил на КП:
— Отказ ракет!
— Перезаряжай пушку! — РП еще надеялся на то, что стопора не сняли только с ракет.

      Елисеев включил тумблер и нажал кнопку перезарядки пушки. Обычно под полом кабины при перезарядке слышался резкий металлический стук отходящих в заднее положение частей; на этот раз стука не было.

      На какое-то время Геннадий оцепенел. Он не видел ничего: ни массивных переплетов кабины, ни василькового разлива неба. Только черный крест силуэта самолета — нарушителя. Не пошли ракеты, отказала пушка… Как, что случилось? Да, за исправность оружия отвечают оружейники. Но это и твоя вина! Не смог поставить дело так, чтобы в эскадрилье все, кто имеет отношение к боевой машине, сердцем болели за каждый ее агрегат. Подвел эскадрилью, полк. Всю страну подвел...

      Скользнул взглядом вниз, под крыло. Мелькнула серая лента реки, зеленью перелились поля озимых, уползла большая, наполненная сизым дымом лощина. Снова бросил взгляд в сторону нарушителя. Разведчик — спарка. Точнее, разведывательный вариант знакомого по фотографиям Фантома. Вместо оружия хорошо видны контейнеры с разведывательной аппаратурой. Может, уносит снимки особых объектов? Или определил электромагнитное поле в районе «точки ноль-три»? Записал на пленку частоты новых локаторов?
В шлемофоне раздался голос РП:
— До «стены» двадцать пять!
«Стена» — это граница.
Двадцать пять километров.
Чуть больше минуты полета.

      — Бей из пушки! — торопил РП.
— Отказала! — отрешенно ответил Елисеев и отпустил кнопку передатчика.
Решение пришло в тот самый момент, когда просчитал оставшиеся в его распоряжении секунды. Сторожев не успеет. Цель уходит. Надо сбивать. Он удивился появившемуся вдруг облегчению.
— Я — Двести - сороковой! Иду на таран!...

     В Заключение хочу всем, нашим и «не нашим» недругам напомнить - Надо было слушать своего великого предка, Отто фон Бисмарка, который говорил: «Даже самый благоприятный исход войны никогда не приведет к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских... Эти последние, даже если их расчленить международными трактатами, так же быстро вновь соединяются друг с другом, как частицы разрезанного кусочка ртути. Это нерушимое государство русской нации…».

     Строевая песня Управления 12 омрап - полка, которым я имел честь командовать на Балтике:
                https://yandex.ru/video/preview/9669723341661368529

     Шашки подвысь
Музыка: Е. Птичкин Слова: Е. Карелов

А ну-ка шашки подвысь,
Мы все в боях родились,
Нас крестила в походах шрапнель.
Пеленала шинель,
Да шальная метель
Колыбельные песни нам пела.
А ну-ка шашки подвысь,
Мы все в боях родились, мы в боях родились.

Наш командир удалой,
Мы все пойдем за тобой,
Если снова труба позовет.
Если пуля убьет,
Сын клинок подберет
И пощады не будет врагу.
Наш командир удалой,
Мы все пойдем за тобой, все пойдем за тобой.

А мы пришпорим коня
И до победного дня
Будем вместе в едином строю.
И Отчизну свою,
И родную семью
Защитим мы в смертельном бою.
А ну-ка шашки подвысь,
Мы все в боях родились, мы в боях родились.

Наш командир удалой,
Мы все пойдем за тобой, все пойдем за тобой.

1973


      


Рецензии
Хорошая статья, зашла. Про таран реактивным самолёта колонны украинской техники не слышал, благодарю за интересную информацию.
"А мы пришпорим коня
Источник teksty-pesenok.ru
И до победного дня"
Вот тут лишнюю строку уберите, небось не обидятся владельцы teksty-pesenok.ru

С добром.
Владимир.

Чернов Владимир   09.06.2024 22:11     Заявить о нарушении
Спасибо, текст исправлю...

Полковник Чечель   10.06.2024 11:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.