Мудрая, честная мысль не подвержена тлению... Кара

Мудрая, честная мысль не подвержена тлению…
К сожалению, подобные совпадения по воли судьбы крайне редкие.
Историк, публицист. поэт и мудрый человек Карамзин Николай Михайлович (1766-1826 г.59 лет)этими качествами обладал по воли судьбы в полной мере. Он ещё и смелый человек был. Смело высказывал своё мнение царю и даже позволял себе не соглашаться с ним.
Всегда стремился познать его труды, обнаруженную мысль его, близкую мне, выписывал в Стародавнюю тетрадь и теперь, на склоне лет, предлагаю любопытному читателю, делюсь с ним, ищу единомышленника.
«Я не смею думать,пишет Карамзин, что у нас в России был не много патриотов, но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своём достоинстве, - а смирение в политике вредно.
Кто самого себя  не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут...»
В нашей многовековой истории можно не мало найти примеров «излишнего смирения» вредного…
«Судьба испытывает людей и государства многими неудачами на пути к великой цели...»
Историк обращается как бы к нам современным и призывает не опасаться неудач и иметь великую цель. Вот только имеем ли мы современные великую цель!? Куда мы и зачем идём? И идём ли?
Как будто бы о из своего исторического далека внимательно наблюдает нас и предостерегает:»...за деньги не делается ничего великого!».
Идея главенствует в каждом великом государственном деле!
А эта мысль пожелание и предостережение нашим телевизионным мудрецам в расхристанной одежёнке.
« Как нам не хватает умения понять логику действий прошлого в соответствии  с обстоятельствами их жизни, их историческими ситуациями. Как порой  жестские схемы так называемых «современных оценок» искажают подлинную историческую картину, вместо живой полноправной жизни преподносят нам мёртвые абстракции, тени, а не живых людей с их стремлениями, страстями, ошибками, полётами духа, определяемыми именно условиями и логикой событий тех давних дней...»
Каждый из нас, пытающийся дать оценку былыми событиям и людям всегда обязан помнить эту мысль Николая Михайловича! Но, к сожалению, мы все «с усами», хотя в силу возраста и без них, но в мантии судьи…
Историк и государственный деятель Карамзин НМ утверждал:»...что, кроме единовластия неограниченного может в сей махине производить действия? Россия основалась победами и единовластием, гибла от  разновластия, а спасалась самодержавием...»
Изрёк эту мысль историк и на века получил клеймо «защитник самодержавия, царизма, враг демократии» и получил забвение при советской власти, и в школьный учебник ни-ни!…
«...государь, который действует единственно по внушению любимцев, не умея защитить своего трона, ни умереть Героем, достоин сожаления, а не власти…
князь Святослав- образец великого полководца, не есть пример Государя великого; ибо он славу побед уважал более государственного блага и характером своим пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка...»О мудрости и смелости Николая Михайловича говорит и следующий факт.
В октябре 1819 года Николай Михайлович Карамзин написал письмо царю – освободителю Европы от Наполеона и революционной заразы (как тогда говорили!) Это письмо не только кладезь мудрости,  но и образец смелости. откровенности и ответственности гражданина, простого человека, не обременённого чинами и званиями , за судьбу страны. Читаешь его и невольно возникает вопрос : как измерить степень любви человека к Родине? Неважно кто ты, на какой ступени государственной лестницы стоишь, писатель ли, историк, рабочий или солдат – любовь твоя, если ты гражданин, жертвенна и сколько бы сил душевных ни отдал ей – всегда перед ней в долгу, пишет Карамзин. Люди, призванные на государственную службу, ещё несут ответственность за бытие Отечества – утверждает историк….Как будто бы обращается ко всем современным, «рулящими» Россией!
С победой России над Наполеоном Карамзина связывает многое. Он полагал, что Отечество, « потрясённое бурею», укрепится, может быть, в корне своём на новое тысячелетие «. (А разве подобно не думали мы после славной победы 1945 года?) Каково же было удивление историка, когда он увидел, что сразу же после блистательной победы над агрессором, началось расшатывание государственных устоев. Непостижимым для него было то, что инициатором таких «перемен» стал император Александр 1 (теперь это называют «перестройка»). Поводом для серьёзного объяснения гражданина Карамзина и императора Александра 1,  вначале устного (беседовали всю ночь), а потом и письменного, послужило намерение царя «восстановить Польшу в её древних границах».
Обстоятельства нашего времени таковы, что каждому современному россиянину необходимо знать документы подобного рода, ибо они создавались великими нашими предками как завещание государю и всему народу. А мы ещё и теперь не имеем возможность оценить их с позиции прошедших веков и примерить к событиям наших дней…
В своём письме Карамзин напоминает царю, что стремление восстановить Польшу есть христианское устремление благотворить врагам. Вера христианская есть тайный союз человеческого сердца с Богом, есть небесное чувство, она выше земли и мира, выше всех законов, но их не отменяет. Это особо подчёркивает историк. Христос велит любить врагов, но  он не запретил судьям осуждать злодеев, не запретил воинам оборонять государства. «Бог дал Вам царство и вместе с ним обязанность исключительно заниматься благом онаго…Как человек по чувствам души, озарённый светом христианства, Вы можете быть добрым и снисходительным к врагам Отечества, но как царь Вы обязаны хранить целостность Отечества… Любите людей, но ещё более любите россиян, детей Вашего сердца…Россиян дал Вам Бог, с ними снискали благодетельную славу освободителя Европы»
Сегодня мы воспринимаем напутствие и предупреждение гражданам и политикам слова великого гражданина Карамзина как чрезвычайно актуальные. «Вы думаете восстановить древнее Королевство Польское, но сие восстановление согласно ли с законом государственного блага России? Согласно ли с Вашими священными обязанностями, с Вашею любовью к России и к самой справедливости?...Можете ли мирною совестью отнять у нас Белоруссию, Литву, Волынию, Подолию, утверждённую собственность России ещё до Вашего царствования? Не клянутся ли государи блюсти целостность своих держав? Сии земли уже были Россиею, когда митрополит Платон вручал Вам венец Мономаха, Петра и Екатерины…Скажут ли, что Екатерина беззаконно разделила Польшу? Но Вы поступили бы ещё беззаконнее, если бы  задумали…разделить саму Россию. Мы взяли Польшу мечом: вот наше право  коему все государства обязаны бытиём своим, ибо все составлены из  завоеваний….Дело сделано, и для Вас свято. Для Вас Польша есть, законное Российское владение…Старых крепостей нет в политике; иначе мы долженствовали бы восстановить и Казанское, Астраханское царство, Новгородскую республику, Великое княжество Рязанское и т.д. Если Вы отдадите Белоруссию,  Волынию,  Подолию  вместе с Голицею, то у Вас потребуют и Киев, и Чернигов, и Смоленск…
   Доселе нашим государственным правилом было: ни пяди, ни врагу, ни другу. ….»Историк достойный, беспристрастный осудил бы Ваше великодушие, как вредное для Вашего истинного Отечества, доброй сильной России….Вас бы мы, Русские,  не извинили, если бы Вы для их рукоплескания ввергнули нас в отчаяние…Я слышу Русских и знаю их: мы лишились бы не только прекрасных областей, но и любви к царю, остыли бы душой к Отечеству…ослабели бы не только уменьшением государства, но и духом, унизились бы перед другими и перед собою…Вы и тогда имели бы Министров, Генералов, но они служили бы не Отечеству, а единственно своим личным выгодам, как наёмники , как истинные рабы…Скажу Вам,  Государь, слабые не любят сильных, а сильные презирают слабых…Когда же усилите их, то они (речь идёт о тех, кого раньше называли инородцами, окраиной России ), захотят независимости. И первым опытом её будет отступление от России, не в Ваше царствование…Вы, Государь, смотрите далее своего века, и если не бессмертны телом, то бессмертны славою. В делах государственных чувство и благодарность безмолвно, а независимость есть главный закон гражданских обществ…»
Потом, спустя несколько дней после вручённого царю, письма и беседы с ним, Карамзин написал послесловие и назвал его «Для потомства»: «Потомство! Достоин ли быть имени гражданина России? Любил ли я отечество? Верил ли Богу?...»По прошествии довольно значительного времени царь признал свою ошибку,  и отношения между императором и историографом (официальная должность Карамзина при царском дворе), ещё более утвердились.
Правда рано или поздно пробивает себе дорогу. Так же, как истинная любовь к Родине не стареет и не тускнеет. Были и есть люди, они могут предвидеть последствия того или иного решения главы государства. Только не все имеют мужество пренебречь личным благополучием,  потерять благорасположение властителя и произнести слова правды, пусть и горькой…
Удивительное дело , он как будто бы нам ,в наступившем 21 веке подсказывает  ответ , который упорно ищет современное общество. На вопрос одного журнала , Карамзин даёт ответ:»Что такое просвещение? Имей мужество пользоваться собственным умом! - таков девиз просвещения. Ведь так удобно быть несовершеннолетним! Если у меня книга , мыслящая за меня , если у меня есть духовный пастырь , совесть которого может заменить мою…то мне нечего и утруждать себя»…
 Вот такие были у нас мыслители , историки и публицисты!
То ,что историк , писатель , публицист смутно ощущал «озверение» человека , идущего в Россию с Запада ,мы теперь в полной мере и глубокой тревоге испытываем.
Декабрь 2022 года.


Рецензии