29-й истребительный авиационный ордена Ленина Крас

29-й истребительный авиационный ордена Ленина Краснознамённый полк

(краткая историческая справка)

29-й истребительный авиационный Краснознамённый полк сформирован на основании Приказа ВВС ОКДВА №00115 от 5 декабря 1938 года на аэродроме Поздеевк на базе 1-й истребительной авиационной Краснознамённой эскадрильи.

Нахождение в строю:

С 5 декабря 1938 года по 6 декабря 1941 года.

В составе действующей армии:

С 12 июля 1941 года по 14 ноября 1941 года (156 дней). Перечень №12.

В составе Видов Вооружённых Сил

С 5 декабр1938 года по 6 декабря 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил.

В составе объединений:

С 5 декабря1938 года по 15 июня 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил 2-й Краснознамённой Армии  Краснознамённого Дальневосточного Фронта.
С 12 июля 1941 года по 15 июля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Фронта Резервных Армии.
С 15 июля 1941 года по 21 июля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил 29-й Армии Фронта Резервных Армий.
С 21 июля 1941 года по 29 июля 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил 29-й Армии Западного Фронта.
С 29 июля 1941 года по 24 августа 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Резервного Фронта.
С 24 августа 1941 года по 14 ноября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Западного Фронта.
С 19 ноября 1941 года по 27 ноября 1941 года – в составе Военно-Воздушных Сил Архангельского Военного Округа.

В составе дивизий и бригад:

С 5 декабря 1938 года по 27 августа 1940 года – в составе 50-й авиационной бригады.
С 27 августа 1940 года по 14 ноября 1941 года – в составе 31-й смешанной авиационной дивизии.

Командир полка:

Капитан (майор) Шалимов Виктор Михайлович – с марта 1939 года по январь 1941 года.
Капитан Савицкий Евгений Яковлевич – с февраля 1940 года по сентябрь 1940 года. ВрИД
Капитан Лешко Дмитрий Константинович – с 15 июня 1941 года по 14 июля 1941 года. Ранен.
Майор Юдаков Алексей Павлович – с 16 июля 1941 года по 6 декабря 1941 года.

Военный комиссар полка:

Майор Зотов Александр Иванович – с ? по 6 декабря 1941 года.

Начальник штаба полка

Майор Рубанов Степан Ульянович – с 5 декабря 1941 года по январь 1940 года.
Майор Пынеев Николай Константинович – с января 1940 года по 1941 год.
Капитан Киселёв Пётр Сергеевич – с 20 июля 1941 года по 6 декабря 1941 года.

Награды и почётные наименования полка:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 ноября 1941 года 29-й истребительный авиационный Краснознамённый полк награждён орденом «Ленина»

Участие в операциях и битвах:

Перебазирование с Дальневосточного Фронта на Северо-Западный Фронт – с 15 июня 1941 года по 12 июля 1941 года.
Калининская операция – с 10 октября 1941 года по 9 ноября 1941 года.
Переучивание на истребитель P-40 Kittyhawk при 27-м запасном авиационном полку на аэродроме Кадников – с 19 ноября 1941 года по 27 ноября 1941 года.

Итоги боевой работы полка в Великой Отечественной Войне:

Боевых вылетов – 4139
По войскам противника – 643
На разведку – 895
На перехват – 350
На прикрытие войск – 1635
На сопровождение – 616
Уничтожено самолётов противника – 67
Истребителей в воздушных боях – 24
Бомбардировщиков в воздушных боях – 29
Прочих категорий в воздушных боях – 14
Потери самолётов – 22
Сбито в воздушных боях – 8
Сбито зенитной артиллерией – 4
Не вернулось с боевого задания – 2
Потеряно в авиационных катастрофах – 5
Потеряно в авариях – 2
Прочие небоевые потери – 1
Потери самолётов по типам
  И-16 – 20
И-152 - 2
Потери личного состава – 16
Лётный состав – 14
Инженерно-технический состав – 2

Герои Советского Союза (5)

22 октября 1941 года. Дудин Николай Максимович. Младший политрук. Военный комиссар эскадрильи 29-го истребительного авиационного полка 31-й смешанной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 29-й Армии Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза (медаль Золотая Звезда №548).
22 октября 1941 года. Мигунов Василий Васильевич. Лейтенант. Лётчик 29-го истребительного авиационного полка 31-й смешанной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 29-й Армии Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза (медаль Золотая Звезда №548).
22 октября 1941 года. Муравицкий Лука Захарович. Старший лейтенант. Лётчик 29-го истребительного авиационного полка 31-й смешанной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 29-й Армии Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Медаль Золотая Звезда не вручена а связи с гибелью.
22 октября 1941 года. Попов Александр Васильевич. Младший лейтенант. Старший лётчик 29-го истребительного авиационного полка 31-й смешанной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 29-й Армии Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.
22 октября 1941 года. Хитрин Василий Алексеевич. Старший лейтенант. Командир звена 29-го истребительного авиационного полка 31-й смешанной авиационной дивизии Военно-Воздушных Сил 29-й Армии Западного Фронта удостоен звания Герой Советского Союза. Посмертно.

Потери:

14 июля 1941 года. Лешко Дмитрий Константинович. Капитан. Командир 29-го истребительного авиационного полка. Ранен в воздушном бою.
7 августа 1941 года. Власов Иван Михайлович. Лейтенант. Командир звена 29-го истребительного авиационного полка (70 боевых вылетов). Сбит в воздушном бою. Похоронен на месте падения. 5 декабря 1941 года награждён орденом Красного Знамени.
8 августа 1941 года. Череда Александр Иванович. Лейтенант. Лётчик 29-го истребительного авиационного полка (6 групповых побед). Погиб в воздушном бою на самолёте И-153.
21 августа 1941 года. Потоцкий Николай Петрович. Младший лейтенант. Младший лётчик 29-го истребительного авиационного полка. Умер от ран в 583 военно-полевом госпитале. Похоронен на кладбище города Старая Торопа Калининской области. 22 октября 1941 года посмертно награждён орденом Красного Знамени.
24 августа 1941 года. Морозов Георгий Михайлович. Старшина. Лётчик 29-го истребительного авиационного полка. Не вернулся с боевого задания.
25 августа 1941 года. Мотылев Владимир Иванович. Младший лейтенант. Младший лётчик 29-го истребительного авиационного полка. Не вернулся с боевого задания. Жив. Вернулся в полк.
25 августа 1941 года. Орлов Пётр Николаевич. Лейтенант. Младший лётчик 29-го истребительного авиационного полка. Погиб в ходе вылета на разведку за городом Великие Луки от прямого попадания зенитного снаряда в самолёт И-153.
25 августа 1941 года. Юхимович Иван Лукич. Младший лейтенант. Лётчик 29-го истребительного авиационного полка (1 личная победа). Погиб в авиационной катастрофой.
30 августа 1941 года. Петров Николай Константинович. Старший лейтенант. Командир звена 29-го истребительного авиационного полка (130 боевых вылетов, 12 воздушных боёв, 1 личная и 1 групповая победа). Ранен в голову в воздушном бою.
3 сентября 1941 года. Попов Александр Васильевич. Младший лейтенант. Старший лётчик 29-го истребительного авиационного полка (150 боевых вылетов, 22 воздушных боя, 4 личные и 11 групповых побед). Не вернулся с боевого задания. 22 октября 1941 года посмертно присвоено звание Герой Советского Союза.
29 сентября 1941 года. Михалев Денис Терентьевич. Лейтенант. Командир звена 29-го истребительного авиационного полка. Сбит в воздушном бою. Погиб.
18 октября 1941 года. Хитрин Василий Алексеевич. Старший лейтенант. Командир звена 29-го истребительного авиационного полка (234 боевых вылета, 24 воздушных боя, 1 личная и 5 групповых побед). Зенитным снарядом  в боевом вылте было повреждено правое крыло самолета. Летчик осторожно, на малой высоте, продолжал полет к аэродрому. Летчик Гребенёв прикрывал своего ведущего. Казалось, полет завершится благополучно. В 50 км от аэродрома крыло истребителя вдруг отвалилось, машина мгновенно рухнула на землю и похоронила под своими обломками отважного летчика. Похоронен в братской могиле в поселке Отраковичи Конаковского района Калининской области.22 октября 1941 года посмертно удостоен звание Героя Советского Союза.

Воздушные победы.

13 июля 1941 года. Лешко Дмитрий Константинович. На истребителе И-16 сбил ДБ-3Ф лейтенанта Новикова из 200-го дбап.
18 июля 1941 года. Юхимович Иван Лукич. На истребителе И-16 сбил Ju.87 южнее Селижарово.
20 июля 1941 года. Касьян Александр Алексеевич. На истребителе И-16 сбил Ju.88(1)
28 июля 1941 года. Дудин Николай Максимович. На истребителе И-16 сбил Bf.109(1)
28 июля 1941 года. Дудин Николай Максимович. На истребителе И-16 сбил Bf.109(2)
28 июля 1941 года. Зотов Александр Иванович. На истребителе И-16 сбил Bf.109(1)
28 июля 1941 года. Путяков Сергей Петрович. На истребителе И-16 сбил Bf.110 в районе Зыкаево(1)
28 июля 1941 года. Тормозов Александр Александрович. На истребителе И-16 сбил Bf.109(1)
30 июля 1941 года. Путяков Сергей Петрович. На истребителе И-16 сбил Hsh.126 в районе станция Мартисово(2)
31 июля 1941 года. Химич Фёдор Васильевич. На истребителе И-16 сбил Hsh.126 в районе Чёрный Ручей(1)
2 августа 1941 года. Попов Александр Васильевич. На истребителе И-16 сбил Hsh.126(1)
4 августа 1941 года. Путяков Сергей Петрович. На истребителе И-16 сбил Bf.109 в районе Канат(3)
18 августа 1941 года. Муравицкий Лука Захарович. На истребителе И-16 сбил Ju.87 в районе станция Ломоносово(1)
19 августа 1941 года. Попов Александр Васильевич. На истребителе И-16 сбил Bf.109(2)
20 августа 1941 года. Муравицкий Лука Захарович. На истребителе И-16 сбил Ju.88 в районе западнее Великие Луки(2)
20 августа 1941 года. Муравицкий Лука Захарович. На истребителе И-16 сбил He.111 в районе Холм(3)
20 августа 1941 года. Химич Фёдор Васильевич. На истребителе И-16 сбил Ju.88 в районе Ильино(2)
22 августа 1941 года. Попов Александр Васильевич. На истребителе И-16 сбил Ju.88(3)
22 августа 1941 года. Попов Александр Васильевич. На истребителе И-16 сбил Ju.88(4)
27 августа 1941 года. Волошин Александр Фёдорович. На истребителе И-16 сбил Bf.109(1)
16 сентября 1941 года. Путяков Сергей Петрович. На истребителе И-16 сбил Hsh.126 северо-западнее Лукьяново(4)
3 октября 1941 года. Волошин Александр Фёдорович. На истребителе И-16 сбил Hsh.126(2)
5 октября 1941 Гребенев Аркадий Дмитриевич. На истребителе И-16 сбил Hsh.126 в районе Емельяново(1)
5 октября 1941 Гребенев Аркадий Дмитриевич. На истребителе И-16 сбил Bf.109 в районе Павлово(2)
5 октября 1941 года. Хитрин Василий Алексеевич. На истребителе И-16 сбил Bf.109.
27 октября 1941 года. Гребенев Аркадий Дмитриевич. На истребителе И-16 сбил Bf.109 юго-западнее Клин(3)
27 октября 1941 года. Мотылев Владимир Иванович. На истребителе И-16 сбил Bf.109(1)
27 октября 1941 года. Тормозов Александр Александрович. На истребителе И-16 сбил Bf.109(2)
4 ноября 1941 года. Мотылев Владимир Иванович. На истребителе И-16 сбил Hsh.126(2)

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ.

Награждены орденами СССР:

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года. Москва.

Дудин Николай Максимович. Младший политрук. Военный комиссар эскадрильи. Орден Ленина.
Мигунов Василий Васильевич. Лейтенант. Лётчик. Орден Ленина.
Попов Александр Васильевич. Младший лейтенант. Старший лётчик. Орден Ленина. Посмертно.
Хитрин Василий Алексеевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Ленина. Посмертно.
Юдаков Алексей Павлович. Майор. Командир полка. Орден Ленина.
Бондарец Пётр Романович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Волошин Александр Фёдорович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(1)
Гребенев Аркадий Дмитриевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)
Дрожжиков Анатолий Дмитриевич. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Петров Николай Константинович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(1)
Потоцкий Николай Петрович. Младший лейтенант. Младший лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Привезенцев Алексей Александрович. Капитан. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени(2)
Путяков Сергей Петрович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Тормозов Александр Александрович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Тощев Владимир Михайлович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Федотов Иван Яковлевич. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Химич Фёдор Васильевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени(1)
Беляев Фёдор Дмитриевич. Инженер-капитан. Старший инженер полка. Орден Красной Звезды(1)

Приказ Командующего Западным Фронтом №0257 от 2 ноября 1941 года.

Юдаков Алексей Павлович. Майор. Командир полка. Орден Красного Знамени(2)

Приказ Командующего Западным Фронтом №0283 от 6 ноября 1941 года.

Киселёв Пётр Сергеевич. Капитан. Начальник штаба полка. Орден Красной Звезды(1)


Приказ Командующего Западным Фронтом №0369 от 5 декабря 1941 года.

Власов Иван Михайлович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Морозов Николай Николаевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Мотылев Владимир Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени.
Орлов Пётр Николаевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Коваленко Андроник Петрович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.

Приказ Командующего Калининским Фронтом №0214 от 11 июня 1942 года.

Касьян Александр Алексеевич. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Толмачёв Иван Михайлович. Капитан. Адъютант эскадрильи. Орден Красной Звезды.

СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ

Вооружение:

И-153
И-16

Дислокация:

Поздеевка – с 5 декабря 1938 года по ?
Старая Торопа
Игнатьево
Клин
Старица
Кадников – с 19 ноября 1941 года по 27 ноября 1941 года.

Приказом НКО №347 от 6 декабря 1941 года 29-й истребительный авиационный ордена Ленина Краснознамённый полк переименован в 1-й Гвардейский истребительный авиационный ордена Ленина Краснознамённый полк.

Дополнительная информация::

Дважды Герои Советского Союза проходившие службу в полку(1)

Савицкий Евгений Яковлевич – с 5 декабря 1938 года по сентябрь 1940 года.

Герои Советского Союза проходившие службу в полку(9)

Гребенев Аркадий Дмитриевич – с сентября 1940 года по 6 декабря 1941 года.
Дудин Николай Максимович – с 7 июля 1941 года по 6 декабря 1941 года.
Мигунов Василий Васильевич – с начала войны по 6 декабря 1941 года.
Молодчинин Алексей Егорович – с 5 декабря 1938 года по 1941 год.
Морозов Николай Николаевич – с начала войны по ноябрь 1941 года.
Пепеляев Евгений Георгиевич – с января 1939 года по декабрь 1940 года.
Попов Александр Васильевич – с 20 декабря 1938 года по 3 сентября 1941 года. Погиб.
Химич Фёдор Васильевич – с февраля 1939 года по 22 сентября 1941 года.
Хитрин Василий Алексеевич – с 5 декабря 1941 года по 18 октября 1941 года. Погиб.

Лётчики-асы проходившие службу в полку(10)

Белов Иван Сергеевич – с начала войны по 22 сентября 1941 года. 1 групповая победа в составе полка.
Гребенев Аркадий Дмитриевич – с сентября 1940 года по 6 декабря 1941 года. 3 личные и 4 групповые победы.
Лешко Дмитрий Константинович – с 15 июня 1940 года по 14 июля 1941 года. Побед в составе полка не имел. Выбыл по ранению.
Молодчинин Алексей Егорович – с 5 декабря 1938 года по 1941 год. Побед в составе полка не имел.
Пепеляев Евгений Георгиевич – с января 1939 года по декабрь 1940 года. Побед в составе полка не имел.
Путяков Сергей Петрович – с 5 декабря 1938 года по 22 сентября 1941 года. 4 личные и 2 групповые победы.
Савицкий Евгений Яковлевич – с 5 декабря 1938 года по сентябрь 1940 года. Побед в составе полка не имел.
Толмачёв Иван Михайлович – с начала войны по 22 сентября 1941 года. 6 групповых побед в составе полка.
Химич Фёдор Васильевич – с февраля 1939 года по 22 сентября 1941 года. 2 личные победы в составе полка.
Чистяков Павел Константинович – с начала войны по ноябрь 1941 года. Побед в составе полка не имел.

Личный состав полка:

Анисимов Пётр Алексеевич
Антонов Николай Ефремович
Барановский Иван Викентьевич
Белов Иван Сергеевич
Беляев Фёдор Дмитриевич
Бондарец Пётр Романович
Брежнев Василий Иванович
Ванжа Вакула Николаевич
Власов Иван Михайлович
Волошин Александр Фёдорович
Гребенев Аркадий Дмитриевич
Дрожжиков Анатолий Дмитриевич
Дудин Николай Максимович
Золотов Павел Михайлович
Зотов Александр Иванович
Касьян Александр Алексеевич
Касьян Александр Алексеевич
Кваснов Фёдор Иванович
Киселёв Пётр Сергеевич
Коваленко Андроник Петрович
Козлов Николай Алексеевич
Лешко Дмитрий Константинович
Макеев Иван Трофимович
Мигунов Василий Васильевич
Михалев Денис Терентьевич
Мовчан Никифор Васильевич
Молодчинин Алексей Егорович
Морозов Георгий Михайлович
Морозов Николай Николаевич
Мотылев Владимир Иванович
Муравицкий Лука Захарович
Орлов Пётр Николаевич
Островский Наум Львович
Пепеляев Евгений Георгиевич
Петров Николай Константинович
Попов Александр Васильевич
Потоцкий Николай Петрович
Привезенцев Алексей Александрович
Путяков Сергей Петрович
Пынеев Николай Константинович
Рубанов Степан Ульянович
Савенков Иван Васильевич
Савенков Сергей Семёнович
Савицкий Евгений Яковлевич
Семёнов Пётр Александрович
Сигорский Александр Александрович
Толмачёв Иван Михайлович
Тормозов Александр Александрович
Тощев Владимир Михайлович
Федотов Иван Яковлевич
Химич Фёдор Васильевич
Хитрин Василий Алексеевич
Хомусько Василий Петрович
Череда Александр Иванович
Чистяков Павел Константинович
Чмыхун Антон Ефимович
Шабунин Пётр Максимович
Шалимов Виктор Михайлович
Шуляк Иван Степанович
Юдаков Алексей Павлович
Юхимович Иван Лукич


Версия от 12 декабря 2022 года.

Белов Иван Сергеевич

Родился в 1914 году в деревне Базыхино (Емельяновский район Калининской области). С 1936 года в рядах Красной Армии. Окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС.
Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. в составе 5-го САП и 147-го ИАП (ВВС 14-й Армии, Северо-Западный фронт). Летал на И-15бис. Воздушных побед не имел.
С 12 июля 1941 года лейтенант И. С. Белов на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 29-го ИАП (31-я САД, ВВС Северо-Западного фронта), летал на И-16. С 22 сентября 1941 года - командир звена 127-го ИАП (ВВС Ленинградского фронта), где летал на И-16 и Як-7. 21 марта 1942 года был легко ранен в ногу. С 22 октября 1942 года воевал на Калининском фронте, с 11 ноября 1942 года - на Юго-Западном фронте.
26 декабря 1942 года командир эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка (282-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) капитан И. С. Белов погиб в воздушном бою в районе хутора Тормосин (Тормосиновский район Сталинградской области). Всего совершил более 350 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 5 самолётов противника.
Награждён орденами: Красного Знамени (03.05.1942, 06.02.1943), Красной Звезды (06.12.1941).

Гребенев Аркадий Дмитриевич

Родился 29 июля 1919 года в деревне Гребени (ныне Верхошижемский район Кировской области). Образование получил незаконченное среднее. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), работал на мебельной фабрике. С 1 мая 1938 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.
С 24 июня 1941 года младший лейтенант А. Д. Гребенёв на фронтах Великой Отечественной войны. Боевую деятельность начал в составе 29-го КИАП (6 декабря 1941 года преобразован в 1-й Гвардейский ИАП). Участвовал в обороне Москвы и операции "Искра" (прорыв блокады Ленинграда). Начав войну рядовым пилотом, вскоре был назначен командиром звена, затем заместителем и командиром эскадрильи. Летал на И-16, "Харрикейне", Як-1 и Як-7.
С июня 1943 года учился на Курсах усовершенствования офицерского состава (город Липецк). В ноябре 1943 года направлен в 40-й Гвардейский ИАП на должность штурмана полка, где летал на Ла-5. В марте 1944 года переведён на такую же должность в 111-й Гвардейский ИАП, летал на Ла-5 и Ла-7.
К 5 мая 1944 года штурман 111-го Гвардейского истребительного авиационного полка (10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан А. Д. Гребенёв совершил 340 боевых вылетов, в 57 воздушных боях сбил лично лично 13 и в составе группы 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 18 личных и 4 групповых победах, но это не подтверждаются какими-либо оперативными и отчётными документами). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4496).
К маю 1945 года Гвардии майор А. Д. Гребенёв совершил 371 боевой вылет, провёл 63 воздушных боёв, в которых сбил лично 15 и в составе группы 7 самолётов противника. Воевал на Северо-Западном, Западном, Калининском, Волховском, 1-м Украинском, 4-м Украинском фронтах.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 14 августа 1946 года Гвардии майор А. Д. Гребенёв - в запасе. Жил и работал в городе Котельнич (Кировская область). В 1965 году окончил Кировский политехнический техникум. Затем переехал в город Симферополь (Крым). Умер 5 июля 1999 года, похоронен на кладбище "Абдал". В Симферополе на доме, в котором жил Герой (проспект Кирова, 14) становлена мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (26.10.1944), Красного Знамени (22.10.1941, 04.09.1942, 26.06.1944), Отечественной войны 1-й степени (28.06.1945, 11.03.1985); медалями.

Дудин Николай Максимович

Родился 7 января 1917 года в деревне Слепино (ныне — Вохомский район Костромской области) в крестьянской семье. Окончил среднюю школу. В 1936 году Дудин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1938 году он окончил 7-ю Сталинградскую военную авиационную школу лётчиков, после чего был направлен служить на Дальний Восток.
С 7 июля 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны, был комиссаром эскадрильи 29-го истребительного авиаполка 31-й смешанной авиадивизии ВВС 29-й армии Западного фронта. Отличился во время боёв в Витебской области Белорусской ССР.
28 июля 1941 года Дудин в паре с командиром эскадрильи капитаном Тормозовым вылетел на самолёте «И-153» на прикрытие переправы через Ловать в районе деревни Севастьяново. В районе цели они были атакованы четвёркой немецких истребителей. В завязавшемся бою Дудин сбил один самолёт противника, ещё одного сбил Тормозов. Второй самолёт Дудин сбил воздушным тараном, после чего выпрыгнул с парашютом и приземлился в расположении советских частей.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года младшему политруку Николаю Максимовичу Дудину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»[1].
В феврале 1942 года был ранен, после чего до конца войны служил лётчиком-инструктором в различных лётных училищах. После окончания войны служил начальником лётной части Астраханского и Краснодарского аэроклубов, затем был начальником Орловского областного аэроклуба. В 1956 году в звании подполковника Дудин был уволен в запас.
Проживал в Краснодаре, скончался 27 января 1968 года. Похоронен на Славянском кладбище в Краснодаре[1].
Был также награждён орденами Красного Знамени и Красной Звезды, рядом медалей.

Лешко Дмитрий Константинович

Родился 14 сентября 1908 года в деревне Лютровка (Черниговский район Могилёвской области Республики Беларусь). Окончил 5 классов сельской школы и школу ФЗУ (по деревообработке). 1 декабря 1928 года по специальному набору был призван в ряды Красной Армии и направлен в Военно-теоретическую школу ВВС РККА (город Ленинград), а в январе 1930 года - в Качинскую военную авиационную школу пилотов. С декабря 1930 года служил в ней инструктором-лётчиком. С июля 1933 года - старший лётчик 20-й ИАЭ, с сентября 1933 года - командир звена. С ноября 1934 по ноябрь 1938 гг. - слушатель командного факультета Военно-Воздушной академии РККА имени Жуковского. 15 июня 1941 года был назначен командиром 29-го ИАП (50-я АБР, ВВС 2-й Особой Краснознамённой армии), после начала войны руководил перебазированием полка с Дальнего Востока на запад.
С 12 июля 1941 года капитан Д. К. Лешко в действующей армии. Воевать начал на Северо-Западном фронте в составе 29-го ИАП (31-я САД), летал на И-16. 16 октября 1941 года назначен командиром 731-го ИАП (31 марта 1943 года преобразован в 39-й Гвардейский ИАП), который формировался при 27-м ЗИАП (ВВС Архангельского военного округа) на основе одной эскадрильи 29-го ИАП. 1 декабря 1941 года полк был включён в состав 148-й ИАД ПВО (Вологодско-Череповецкий район ПВО) и приступил к боевой работе по прикрытию с воздуха военных объектов на самолётах "Томагаук" и (впоследствии) "Киттихаук". 19 апреля 1942 года капитан Д. К. Лешко открыл боевой счёт полка, сбив бомбардировщик Ю-88.
10 июня 1942 года полк был переведён в состав 147-й ИАД ПВО (Ярославско-Рыбинский район ПВО), а 28 августа 1942 года - уже в 102-ю ИАД ПВО (Сталинградский район ПВО), вёл напряжённую борьбу с авиацией противника в районе Сталинграда. С 1 ноября 1942 года боевой работы не вёл, находился на доукомплектовании в Московском военном округе (аэродром Химки), а 22 ноября был возвращён в состав 147-й ИАД ПВО.
С 20 марта 1943 года приступил к боевой работе по прикрытию с воздуха железнодорожноrо узла города Курска на "Аэрокобрах" и "Киттихауках" в составе 101-й ИАД ПВО (Воронежско-Борисоглебский район ПВО), оперативно подчинялась командованию Воронежскоrо фронта. 21 мая 1943 года вновь был возвращён в 147-ю ИАД ПВО (Ярославско-Рыбинский район ПВО). 25 мая 1943 года за умелое руководство полком и 10 сбитых самолётов противника (включая 1 Хе-111 ночью) Гвардии майор Д. К. Лешко был представлен к званию Героя Советского Союза (награждён орденом Красного Знамени).
29 июля 1943 года полк вошёл в состав вновь образованного Западного фронта ПВО. 1 августа 1943 года был включён в состав 9-го ИАК ПВО (Воронежский район ПВО), а уже 1 сентября переведён в состав 310-й ИАД ПВО (Харьковский район ПВО). 5 октября 1943 года Гвардии подполковник Д. К. Лешко назначен заместителем командира 9-го ИАК ПВО, летал на "Аэрокобре".
6 января 1944 года заместитель командира 9-го истребительного авиационного корпуса ПВО (Западный фронт ПВО) Гвардии подполковник Д. К. Лешко вылетел на рекогносцировку нового аэродрома в район Черкассы. Начался сильный снегопад. Видимость почти исчезла. При попытке посадить истребитель на незнакомом аэродроме, лётчик погиб. Похоронен в Киеве, на Лукьяновском кладбище. Всего совершил 95 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 2 самолёта противника (в последнем наградном листе говорится о 6 личных и 4 групповых победах).
Награждён орденами: Ленина (19.09.1942), Красного Знамени (25.06.1943); медалью "За оборону Сталинграда" (06.11.1943).

Мигунов Василий Васильевич

Родился 11 января 1918 года в деревне Кривское Боровского уезда Калужской губернии (ныне Боровский район, Калужская область)[2] в семье Василия Владимировича и Анисьи Ивановны[2]. Василий был шестым ребёнком в семье. У него были три старших брата — Терентий, Владимир и Сергей и две старшие сестры — Анна и Пелагея. Все четыре сына воевали на фронте, с войны вернулся только один Сергей[3].
До 9 лет Василий рос в доме родителей. Когда отец и мать тяжело заболели, его взял к себе в дом старший брат Владимир Васильевич, работавший в то время председателем колхоза[4].
В 1930—1934 годах Василий Мигунов учился в школе детской колонии «Бодрая жизнь» С. Т. Шацкого. Так как его дом в деревне Кривское находился относительно недалеко от колонии, то он был приходящим учеником школы, а не жил в интернате. После окончания семи классов в 1934 году поступил в школу ФЗУ при депо станции Малоярославец, затем работал там же в депо слесарем. В 1936—1937 годах учился в Москве в ФЗУ Дорогомиловского химического завода имени Фрунзе, а с июня 1937 по май 1938 работал аппаратчиком на заводе[5][6]. Одновременно учился в аэроклубе Киевского района столицы[7].
В Красной армии с 1938 года. 15 мая 1938 года по спецнабору, после окончания учёбы в аэроклубе, был направлен в 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П. Д. Осипенко[8][комм. 1]. Проходил обучение по ускоренному 9-месячному курсу подготовки. Там же вступил в комсомол[7]. 5 февраля 1939 года окончил обучение в школе пилотов с присвоением воинского звания младший лейтенант и должности младший лётчик. Свою службу младший лейтенант Мигунов начал на Дальнем Востоке в 14-м истребительном авиационном полку 26-й авиационной бригады (в августе 1940 года переформированную в 31-ю истребительную авиационную дивизию) 2-й отдельной Краснознамённой армии[10].
9 мая 1940 года в семье Василия Васильевича Мигунова и его жены Пушкиной Евдокии Петровны[11] родился сын Владлен[12][комм. 2].
В апреле 1941 года комсомолец В. В. Мигунов вступил кандидатом в члены ВКП(б)[13].
В июне 1941 года младший лейтенант Мигунов был переведён из 14-го авиаполка 31-й истребительной авиационной дивизии в 29-й истребительный авиационный полк той же дивизии. С началом Великой Отечественной войны многие части и соединения, дислоцированные на Дальнем Востоке, были переброшены на фронт в действующую армию[14]. С 12 июля 1941 года Василий Васильевич начал воевать в составе 2-й эскадрильи 29-го истребительного авиационного полка. Его эскадрилья базировалась на аэродроме Торжок в составе 10 самолётов И-153 заводской тип 34 (командир эскадрильи капитан А. Д. Дрожжиков)[15].
16 июля в командование полком вступил выпускник Военной академии командно-штурманского состава, участник боев на Халхин-Голе майор А. П. Юдаков[16]. Лётчики полка выполняли, в основном, задачи прикрытия районов комплектования и сосредоточения частей 22-й и 29-й армий — выполняли патрулирование на высоте 1000—2000 метров над Вышним Волочком, станцией Бологое, Осташковом, Андреаполем, Селижаровом, Фирово, Торжком, Кувшиново.
Интенсивность боевой работы лётчиков 29-го авиаполка полка летом и осенью 1941 года была высочайшей. За два — три месяца многие пилоты сделали боевых вылетов больше, чем потом иные асы за всю войну. В боевой характеристике В. В. Мигунова отмечалось, что с начала войны он совершил 224 боевых вылета, проведя в воздухе 264 часа 57 минут, участвовал в 24 воздушных боях, в которых сбил 5 самолётов противника.
22 октября 1941 года лейтенанту Мигунову «за личные боевые заслуги по выполнению заданий на штурмовку, сопровождение и особенно разведку в сложных метеоусловиях и боевой обстановке, а также представление ценных данных высшему командованию»[17] Указом Президиума Верховного Совета СССР было присвоено звание Героя Советского Союза.
К середине ноября в полку оставалось всего пять самолетов, требовалось пополнение в людях. Личный состав полка на тот момент состоял из командира, военкома, начальника штаба, шести лётчиков и 87 человек инженерно-технической службы. 27 ноября 1941 года пришло телеграфное распоряжение об откомандировании полка в полном составе в город Молотов для перевооружения на английские самолеты Харрикейн, которые начали поступать в наши ВВС в рамках программы военной помощи от Великобритании.
Указ Народного Комиссара обороны от 6 декабря 1941 года о преобразовании 29-го авиаполка в 1-й гвардейский Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк застал лётчиков и техников в дороге.
В Указе говорилось: «В многочисленных воздушных боях за нашу Советскую Родину против фашистских захватчиков особенно отличился 29-й Краснознаменный и ордена Ленина авиационный полк. 29-й Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк за два с половиной месяца боевых действий сбил в воздушных боях 67 самолетов противника, рассеял и уничтожил 12 мотомехколонн, 4 колонны артиллерии, 2 колонны кавалерии и несколько складов и цистерн с горючим.
За проявленную отвагу в воздушных боях с немецкими захватчиками, за стойкость, мужество и героизм личного состава Ставкой Верховного Главнокомандования 29-й Краснознаменный и ордена Ленина истребительный авиационный полк преобразован в 1-й Краснознаменный и ордена Ленина гвардейский истребительный авиационный полк. Указанному полку вручается гвардейское знамя. Гвардейскому авиационному полку дополнительно придается одна эскадрилья самолетов».
В Молотов личный состав прибыл 8 декабря. За 15 дней в Молотове летным и техническим составом была изучена материальная часть новых самолетов. Всего было получено и подготовлено 32 истребителя Харрикейн, затем произведена их отправка под Москву на аэродром Чкаловский.
Летный состав полка получил задачу в кратчайший срок овладеть истребителем Харрикейн и налетать на нем по 8 ;10 часов с упором на групповую слётанность и воздушно-стрелковую подготовку. За период пребывания в Чкаловской ежедневно одна эскадрилья полка несла боевое дежурство в системе ПВО Москвы.
Подготовка лётчиков шла успешно, но с эксплуатацией самолетов возникли вполне предсказуемые сложности: незнание техниками особенностей эксплуатации самолета и мотора в зимних условиях, нехватка запасных частей к моторам и самолетам, дефицит антифриза. Круглые сутки самолеты находились на аэродроме, техники прогревали моторы на самолетах каждые полтора — два часа, то есть техсостав находился на аэродроме так же, как и Харрикейны круглосуточно.
2 февраля 1942 года на аэродроме Чкаловская в торжественной обстановке, у самолетов, полку было вручено Гвардейское Знамя. В феврале в Кремле состоялось вручение орденов лётчикам и техникам полка, а командир полка подполковник Юдаков получил из рук М. И. Калинина орден Ленина, которым был награжден полк. Старшему лейтенанту Мигунову были вручены орден Ленина и Золотая Звезда Героя Советского Союза (№ 628). Одиннадцать офицеров полка получили ордена.
10 марта по прямому проводу поступил приказ от командующего ВВС полку убыть в Действующую армию. Полк поступил в непосредственное подчинение командующего ВВС Калининского фронта. Лётчики полка действовали в интересах 30-й армии, прикрывали Командный пункт ВВС Калининского фронта и железнодорожную линию Торжок — Кувшиново — Селижарово — Соблаго — Пено — Осташков. Выполнялись полеты на сопровождение штурмовиков Ил-2 и бомбардировщиков Пе-2 на Калининский фронт. С 18 марта полк базировался на аэродроме Будово (район Вышнего Волочка).
31 марта 1942 года в 9 часов 5 минут на очередное боевое задание 1-го гвардейского истребительного авиаполка вылетели в паре лётчики гвардии старший лейтенант Мигунов Василий Васильевич и гвардии младший лейтенант Соловьев Анатолий Егорович. В этот день они прикрывали район железнодорожного перегона Селижарово — Кувшиново, где скопилось несколько наших эшелонов с войсками и боевой техникой. Вскоре показалась группа Юнкерсов под прикрытием шести двухмоторных тяжелых истребителей Мессершмитт Bf.110. Завязалась воздушная схватка. Первое время бой шел на виражах, где наши лётчики на Харрикейнах энергично применяли искусство пилотажа, быстро выходили из-под групповых атак Мессершмиттов.
Мигунов с первой же атаки зажег ведущий бомбардировщик. В помощь нашим пилотам подключился на самолете Як-1 лётчик соседнего 580-го авиаполка старшина Ф. Н. Корниенко. Одной атакой он выпустил два реактивных снаряда, чем на некоторое время заставил разойтись «мессершмиттов». Затем повторный атакой выпустил еще один реактивный снаряд. Однако у него горючее было на исходе и после остановки винта он пошел на посадку. После этого Мигунова атаковали сразу шесть Мессершмиттов — двое снизу, двое в хвост, двое сверху. Самолет Василия Васильевича был подожжен и горящим уткнулся в лес в районе железнодорожной станции Ранцево в 17 километрах от Кувшиново[11]. Младший лейтенант Соловьев сделал вираж над местом падения самолета Мигунова и боевым разворотом ушел вверх. Однако за ним погнались два Мессершмитта и сбили его[6][19].
Гвардии старший лейтенант Василий Васильевич Мигунов был похоронен рядом с аэродромом своего полка на кладбище в деревне Будово Калининской области. На обелиске боевые друзья написали: «В. В. Мигунов, Герой Советского Союза. Отдал свою прекрасную жизнь за честь, свободу и независимость Родины. Вечная память Герою!»[7]. Впоследствии прах Василия Васильевича Мигунова был перенесен на западную окраину Торжка на кладбище советских воинов при храме Иоанна Богослова (братская могила № 5)[20].

Молодчинин Алексей Егорович

Родился 5 марта 1915 года в селе Каргашино (ныне Сасовский район Рязанской области). В 1930 году окончил 7 классов, в 1931 году поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Ленинграде. Работал слесарем на Балтийском судостроительном заводе. В 1934-1935 гг. проходил срочную службу. В 1937 году снова призван в ряды Красной Армии и направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1938 году. Служил в 29-м ИАП на Дальнем Востоке. В 1941-1942 гг. - командир звена в запасном авиационном полку.
С 12 марта 1942 года лейтенант А. Е. Молодчинин на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 1-го Гвардейского ИАП (ВВС Калининского фронта). Летал на "Харрикейне", Як-1 и Як-7. 21 августа 1942 года в районе Ржева, патрулируя по линии фронта, один вступил в бой против 6 истребителей противника, сопровождавших группу бомбардировщиков. Смело атаковав врага, сорвал попытку бомбить наши позиции, сбил один Ме-109. В этом бою его машина так же была подбита, лётчику пришлось покинуть её на парашюте.
К 26 февраля 1943 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) Гвардии капитан А. Е. Молодчинин совершил 163 боевых вылета, в 27 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 4 самолёта противника (согласно материалам наградного листа - 10 лично и 7 в группе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1068).
В июле 1943 года Гвардии майор А. Е. Молодчинин был назначен командиром 482-го ИАП (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус), летал на Ла-5. С 23 октября 1944 года - в Управлении 2-го ИАК, где летал на различных типах самолётов. К 9 мая 1945 года Гвардии подполковник А. Е. Молодчинин совершил около 250 боевых вылетов, сбил 18 самолётов противника лично и 5 в составе группы. Сражался на Калининском, Волховском, Брянском, 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском фронтах.
После окончания войны продолжал служить в ВВС. 1948 году окончил Высшие авиационные курсы. Несколько лет служил на Сахалине, осваивал реактивную технику. С 1958 года Гвардии полковник А. Е. Молодчинин - в запасе. Жил в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), работал старшим техником в Ленинградском государственном ордена Ленина институте имени С. И. Вавилова. Умер 18 февраля 1978 года, похоронен на Аллее Героев Колпинского кладбища.
Награждён орденами: Ленина (24.08.1943), Красного Знамени (26.08.1942, 19.02.1943, ...), Суворова 3-й степени (22.09.1944), Красной Звезды (дважды); медалями.

Морозов Николай Николаевич

Родился 27 декабря 1916 года в Царском Селе (ныне — город Пушкин в Ленинградской области). После окончания пяти классов школы и школы фабрично-заводского ученичества работал слесарем на заводе. В 1934 году Морозов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1936 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. С июля 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны[1].
К середине октября 1941 года старший лейтенант командовал эскадрильей 731-го истребительного авиаполка ПВО 148-й истребительной авиадивизии войск ПВО. Уже к тому времени он совершил 101 боевой вылет, принял участие в 16 воздушных боях, лично сбив 12 вражеских самолётов[1].
Указом Президиума Верховного Совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза начальствующему составу войск противовоздушной обороны» от 4 марта 1942 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство» удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 669[1].
В 1944 году окончил Военно-воздушную академию. После окончания войны он продолжил службу в Советской Армии. Скончался от тяжелой болезни 12 июня 1947 года, похоронен в Черкассах[1].
Был также награждён орденом Красного Знамени и рядом медалей[1].
В честь Морозова было названо речное судно[1].

Муравицкий Лука Захарович

Родился 31 декабря 1916 года в деревне Долгое (ныне Солигорский район Минской области, Республика Беларусь). В 1929 году переехал с родителями в Москву. В 1932 году окончил 6 классов средней школы и поступил работать учеником токаря на завод "Динамо". С января 1933 года учился в школе фабрично-заводского ученичества Глававиапрома. С марта 1934 года работал авиамотористом на заводе № 39. С августа 1936 года - инструктор парашютного спорта при Всесоюзном парашютном центре СССР. С января 1937 года - слесарь на шахте № 52-53 Метростроя. Без отрыва от производства окончил аэроклуб. В декабре 1937 года по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, которую окончил в 1939 году. Служил на Дальнем Востоке.
С 13 июля 1941 года младший лейтенант И. З. Муравицкий на фронтах Великой Отечественной войны в должности лётчика 29-го ИАП, летал на И-16.
К 22 сентября 1941 года командир звена 29-го истребительного авиационного полка (31-я смешанная авиационная дивизия, Северо-Западный фронт) старший лейтенант Л. З. Муравицкий произвёл 109 боевых вылетов (в том числе: 22 - на разведку, 10 - на штурмовку, 15 - на сопровождение, 62 - на прикрытие наземных войск), в 13 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 10 самолётов противника (в наградных материалах говорится о 7 личных и 5 групповых победах).
22 сентября 1941 года, в составе своей эскадрильи, направлен в 127-й ИАП (ВВС Ленинrрадского фронта), где продолжал летать на И-16. Занимался сопровождением транспортных самолётов в блокадный Ленинград и прикрытием ледовой Дороги жизни на Ладожском озере. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".
30 ноября 1941 года старший лейтенант Л. З. Муравицкий погиб в воздушном бою. К тому времени выполнил около 150 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя, в которых сбил лично 5 и в составе группы 10 самолётов противника. Похоронен в деревне Капитолово (Всеволожский район Ленинградской области). Его именем названа улица в деревне Долгое.
Награждён орденом Ленина (22.10.1941).

Пепеляев Евгений Георгиевич

Родился 18 марта 1918 года в городе Бодайбо Иркутской области. Окончил школу, ФЗУ и 1-й курс железнодорожного строительного техникума в городе Омске. Работал токарем в авиационных механических мастерских в городе Одессе и одновременно учился в аэроклубе. С 1936 года в рядах Красной Армии. В декабре 1938 года окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов и был направлен на Дальний Восток в состав 29-го КИАП. В декабре 1940 года переведён в состав 300-го ИАП (254-я ИАД), в котором прослужил до конца 1946 года на должностях от заместителя командира эскадрильи до командира полка.
В декабре 1943 - январе 1944 гг. проходил боевую стажировку в составе 162-го ИАП (309-я ИАД, 1-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) в качестве командира эскадрильи. Совершил 4 боевых вылета, побед не имел.
Участник войны с Японией в августе - сентябре 1945 года в качестве заместителя командира 300-го ИАП (254-я ИАД, 10-я Воздушная армия, 2-й Дальневосточный фронт). Совершил 20 боевых вылетов на воздушную разведку и штурмовку войск противника. В период с ноября 1945 года по март 1946 года в качестве командира 300-го ИАП находился в КНР, совершил 6 вылетов на разведку войск армии США, эвакуировавшихся из Китая.
В декабре 1947 года капитан Е. Г. Пепеляев окончил Высшие лётно-тактические КУОС, после чего был направлен в 196-й ИАП (324-я ИАД) на должность заместителя командира полка по лётной части. В декабре 1949 года назначен на должность заместителя командира 32-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД), но уже в октябре 1950 года становится командиром 196-го ИАП (той же 324-й ИАД), которым командовал до конца 1952 года.
В декабре 1950 года убыл в правительственную командировку в КНР, принимал участие в оказании интернациональной помощи народам КНР и КНДР в период войны на Корейском полуострове 1950 - 1953 гг. в качестве командира 196-го ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК). За период с апреля 1951 года по февраль 1952 года совершил 109 боевых вылетов, участвовал в 38 воздушных боях, в которых лично сбил 19 самолётов противника и ещё 1 подбил. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1952 года удостоен звания Героя Советского Союза.
В конце 1952 года полковник Е. Г. Пепеляев назначен заместителем командира 15-й Гвардейской ИАД (78-й ИАК, 52-я Воздушная армия), а в начале 1954 года переведён в Управление боевой подготовки ИА ПВО страны. С октября 1956 года по декабрь 1958 года учился в Военной академии Генерального штаба, после чего назначен на должность командира 133-й ИАД ПВО (56-й ИАК, 52-я Воздушная армия). С осени 1960 года - начальник авиации Брянского ИАК ПВО. С конца 1961 года по май 1973 года служил на Центральном КП ПВО страны. С 1973 года полковник Е. Г. Пепеляев в отставке. Жил в Москве. Умер 4 января 2013 года, похоронен на Николо-Архангельском кладбище.
Награды: орден Красной Звезды, орден Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Отечественной войны 2-й степени, орден Красного Знамени, медаль "Золотая Звезда" № 9290 (22.04.1952 г. - за бои в Корее), орден Ленина (22.04.1952 г. - со званием Героя Советского Союза), орден Красного Знамени, орден Красной Звезды, орден Ленина; медали.

Попов Александр Васильевич

родился 31 декабря 1919 года в деревне Иванцево Великолукского уезда Псковской губернии РСФСР (ныне район современного дачного посёлка Иванцево[2] Лычёвской волости Великолукского района Псковской области Российской Федерации) в крестьянской семье Василия Дмитриевича и Анастасии Михайловны Поповых. Русский.
Окончил четыре класса Снедевской начальной школы. В первой половине 1930-х годов семья Поповых переехала в Великие Луки. Здесь Александр Васильевич в 1937 году окончил 3 класса средней школы № 66 Калининской железной дороги. Во время учёбы занимался в аэроклубе Осоавиахима. До призыва на военную службу работал слесарем в паровозном депо.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии А. В. Попов был призван в апреле 1938 года. В 1939 году окончил Одесскую военную школу пилотов. Службу в Красном воздушном флоте Александр Васильевич начал на аэродроме Поздеевка Амурской области Хабаровского края младшим лётчиком 29-го истребительного авиационного полка Дальневосточного фронта. С началом Великой Отечественной войны полк, в котором служил младший лейтенант Попов, был переброшен на Северо-Западный фронт и 12 июля 1941 года был включён в состав 31-й смешанной авиационной дивизии. В боях с немецко-фашистскими захватчиками А. В. Попов с 13 июля 1941 года. Воевал на истребителе И-16. Лётчики 29-го истребительного авиационного полка осуществляли прикрытие подразделений 29-й армии, патрулируя воздушное пространство в районах Вышнего Волочка, станции Бологое, Осташкова, Андреаполя, Селижарово, Фирово, Торжка, Кувшиново.
С 21 июля 1941 года полк в составе своей дивизии воевал на Западном фронте. С 22 июля 1941 года лётный состав полка, выполняя по 4-5 вылетов в день, сопровождал бомбардировщики, производил штурмовки войск противника в районах Демидова, Велижа, Невеля, Усмыни, Новосокольников, охранял районы выгрузки прибывающих на фронт воинских эшелонов на станциях Старая Торопа и Западная Двина, осуществлял прикрытие наземных войск 29-й и 22-й армий, вёл разведку транспортных магистралей, переднего края и ближних тылов противника. 23 июля 1941 года в паре с младшим лейтенантом Л. З. Муравицким Александр Васильевич в районе станции Новосокольники сбил немецкий истребитель Ме-109. 8 августа 1941 года младший лейтенант Попов участвовал в групповом воздушном бою, во время которого было сбито 8 немецких бомбардировщиков Ю-88, один из которых был записан на его личный счёт. Всего к началу сентября А. В. Попов совершил 160 успешных боевых вылетов, в том числе на разведку — 39, на штурмовку — 18, на сопровождение бомбардировщиков — 17, на прикрытие наземных войск — 61, на перехват самолётов противника — 23. Провёл 22 воздушных боя, в которых сбил 3 вражеских самолёта лично и 11 в составе группы.
Утром 3 сентября 1941 года в условиях низкой облачности и дождя звено истребителей И-16 в составе командира звена старшего лейтенанта В. П. Хомусько[3][4] и лётчиков А. В. Попова и Л. З. Муравицкого вылетело на разведку дорог. Обнаружив колонну немецких танков и автомашин, звено повернуло обратно. Восточнее озера Вепукке лётчики отразили атаку немецких истребителей, сбив один Ме-109, но при пересечении линии фронта попали под плотный зенитный огонь. Командир звена проскочил, но два других И-16 получили серьёзные повреждения. Раненый в голову Муравицкий сумел пересечь линию фронта и посадить самолёт на своей территории. Младший лейтенант А. В. Попов направил объятый пламенем самолёт в колонну немецких танков.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство младшему лейтенанту Попову Александру Васильевичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Путяков Сергей Петрович

Родился в 1912 году в деревне Полховщино (Пустошенский район Тверской области). С 1934 года в рядах Красной Армии. Окончил военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС (на Дальнем Востоке).
С 12 июля 1941 года старший лейтенант С. П. Путяков на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 29-го КИАП (31-я САД, ВВС Северо-Западного фронта), летал на И-153 и И-16. С 22 сентября 1941 года сражался в составе 127-го ИАП, продолжая летать на И-153 и И-16 (до 31 декабря 1941 года в составе Особой авиагруппы ВВС Ленинградского фронта занимался сопровождением транспортных самолётов в блокадный Ленинград и прикрытием ледовой Дороги жизни на Ладожском озере, затем был передан в состав 39-й ИАД и ВВС 54-й Армии).
17 февраля 1942 года командир 2-й эскадрильи 127-го истребительного авиационного полка (ВВС 54-й Армии, Ленинградский фронт) капитан С. П. Путяков погиб в воздушном бою в районе посёлка Новая Малукса (Мгинский район Ленинградской области). Всего совершил более 200 боевых вылетов, провёл более 20 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 2 самолёта противника.
Награждён орденом Красной Звезды (06.12.1941).

Савицкий Евгений Яковлевич

Родился 11 (24) декабря 1910 года в городе Новороссийск (Краснодарский край). В 1922 году окончил 4 класса школы в родном городе. После ранней смерти отца бродяжничал, затем воспитывался в детской трудовой коммуне. Трудовую деятельность начал подручным в порту, затем на судоверфи слесарем. В 1923 году окончил школу ФЗУ при цементном заводе "Пролетарий". В 1925 году окончил курсы шофёров. В 1925-1927 гг. работал шофёром на строительстве Новороссийской тепловой электростанции и бригадиром по ремонту автомашин на автобазе. В июне - августе 1927 гг. - моторист морского пограничного отряда (в Новороссийске). В 1927-1929 гг. - шофёр Новороссийского нефтесиндиката. В 1929 году в составе комсомольского отряда участвовал в операциях против бандитизма.
С ноября 1929 года в рядах Красной Армии. В мае 1932 года окончил 7-ю Сталинградскую военную школу лётчиков, оставлен в ней инструктором-лётчиком, временно исполнял должность командира звена. С февраля 1934 по февраль 1936 гг. - командир звена, командир авиационного отряда 18-й лёгкой штурмовой эскадрильи; с февраля 1936 по июль 1937 гг. - командир авиационного отряда 32-й штурмовой эскадрильи ВВС 1-й Отдельной Краснознамённой армии; с июля 1937 по сентябрь 1938 гг. - исполняющий должность командира 61-го разведывательного авиационного отряда; с сентября 1938 по сентябрь 1940 гг. - помощник командира и командир 29-го авиационного полка (26-я АБР, ВВС Дальневосточного фронта); с 20 сентября 1940 по апрель 1941 гг. - командир 3-го ИАП; с 1 мая апреля 1941 по февраль 1942 гг. - командир 29-й ИАД (ВВС Дальневосточного фронта).
С декабря 1941 года майор Е. Я. Савицкий в действующей армии: проходил боевую стажировку в составе 172-го ИАП. Участвовал в Московской битве. Совершил несколько боевых вылетов на истребителе ЛаГГ-3. В феврале - апреле 1942 гг. - командующий ВВС 25-й Армии (Дальневосточный фронт), осуществлявшей прикрытие Государственной границы СССР в Приморье. В мае - ноябре 1942 гг. - командир 205-й ИАД, в ноябре - декабре 1942 гг. - командующий оперативной авиагруппой 17-й Воздушной армии. Воевал на Брянском, Воронежском и Юго-Западном фронтах. Участвовал в Воронежско-Ворошиловградской операции и Сталинградской битве.
В конце 1942 года был назначен командиром 3-го ИАК и приступил к формированию этого соединения на подмосковном аэродроме в Люберцах. С декабря 1942 года воевал на Юго-Западном, Северо-Кавказском, Степном, Южном, 4-м Украинском, 3-м Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Краснодарской операции, Курской битве, Донбасской, Мелитопольской, Крымской, Витебско-Оршанской, Минской, Вильнюсской, Каунасской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.
К 3 апреля 1944 года командир 3-го истребительного авиационного корпуса (8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) генерал-майор авиации Е. Я. Савицкий совершил 107 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 9 самолётов противника лично и 2 в составе группы (в наградных документах говорится о 15 личных и 2 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 мая 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1324).
В день выхода Указа о присвоении высокого звания, его самолёт был сбит над мысом Херсонес (на окраине Севастополя). С большим трудом лётчику удалось совершить вынужденную посадку.
6 марта 1945 года за выполнение 170 боевых вылетов, в ходе которых сбил лично 15 и в составе группы 2 самолёта противника (в наградных документах говорится о 21 личной и 2 групповых победах), командир 3-го ИАК (16-я ВА, 1-й Белорусский фронт) генерал-лейтенант авиации Е. Я. Савицкий был представлен к награждению второй медалью "Золотая Звезда". Наградной лист был подписан командующим Воздушной армией С. И. Руденко и командующим фронтом Г. К. Жуковым, но так и не был реализован.
Свои последние победы Е. Я. Савицкий одержал в небе Германии. К 9 мая 1945 года командир 3-го истребительного авиационного корпуса (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) генерал-лейтенант авиации Е. Я. Савицкий совершил 216 боевых вылетов, провёл 81 воздушный бой, сбил лично 22 и в составе группы 2 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда".
После окончания войны продолжал командовать 3-м ИАК (в Германии), летал на Як-3, Як-9 и Ла-7. С октября 1947 года - начальник Управления боевой подготовки истребительной авиации ВВС. В 1948 году возглавил первую пилотажную группу на реактивных самолётах Як-15. В августе 1948 - мае 1953 гг. - командующий истребительной авиацией Войск ПВО страны. В августе 1948 - феврале 1952 гг. одновременно командовал 19-й (с февраля 1949 года - 78-й) Воздушной армией ПВО (в Московском округе ПВО). Летал на Як-15, МиГ-15 и других типах самолётов. Участвовал в госиспытаниях перехватчиков МиГ-17П, И-320 и Ла-200. В 1955 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С мая 1954 года - вновь командующий истребительной авиацией Войск ПВО страны, в июле 1960 - июле 1966 гг. - командующий авиацией ПВО страны. Летал на МиГ-17, МиГ-19, Як-25Р, Як-28, МиГ-21 и других типах самолётов. С 6 мая 1961 года - маршал авиации. В 1966-1980 гг. - заместитель Главнокомандующего Войсками ПВО страны. Свой последний полёт совершил 1 июня 1974 года, в возрасте 63 лет.
С апреля 1980 года - военный инспектор-советник Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Жил в Москве. Автор нескольких мемуарных книг. Почётный гражданин городов Севастополь (1974), Новороссийск (Краснодарский край; 1970) и Вильнюс (Литва). Умер 6 апреля 1990 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 10).
Бронзовый бюст Е. Я. Савицкого установлен в городе Новороссийске. Его именем названы улицы в Москве, Волгограде и Новороссийске. В Москве на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Имя Е. Я. Савицкого носят школа № 15 в Новороссийске и малая планета № 4303 "Савицкий" (открыта 25.09.1973 года). В 1991-2006 гг. его имя носило Пушкинское высшее училище радиоэлектроники ПВО.
Награждён орденами: Ленина (11.05.1944, 02.06.1945, 05.11.1954, 31.10.1967), Октябрьской Революции (23.12.1980), Красного Знамени (16.03.1942, 23.11.1942, 31.07.1948, 15.11.1950, 23.12.1970), Суворова 2-й степени (19.03.1944), Кутузова 2-й степени (22.07.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (03.11.1944, 29.04.1957), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени (30.04.1975) и 2-й степени (22.02.1990), "Крест Грюнвальда" 3-й степени (24.04.1946, Польша), "Виртути Милитари" 4-й степени (Польша, 19.12.1968), Боевого Красного Знамени (Монголия, 06.07.1971), Возрождения Польши 5-й степени (06.10.1973), Клемента Готвальда (Чехословакия, 05.05.1975), Свободы и Независимости 1-й степени (Корея, 10.08.1985); медалями.

Химич Фёдор Васильевич

Родился 22 апреля 1917 года в селе Новодмитриевка (Ивановский район Херсонской области Украины). Окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на заводе в Мелитополе. С января 1938 года в рядах Красной Армии. В феврале 1939 года окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Дальнем Востоке в составе 29-го ИАП, в ноябре 1940 года окончил курсы командиров звеньев.
С 12 июля 1941 года младший лейтенант Ф. В. Химич в действующей армии в составе того же 29-го ИАП (31-я САД, Западный фронт), летал на И-16. 23 сентября 1941 года, в составе своей эскадрильи, направлен в 127-й ИАП (Ленинградский фронт), где освоил Як-7 и Як-1. С февраля 1942 года исполнял обязанности командира эскадрильи. В октябре 1942 года сражался на Калининском фронте, с середины ноября 1942 года - Сталинградском, летом 1943 года - на Центральном, с октября 1943 года - 1-м Белорусском. 30 ноября 1943 года капитан Ф. В. Химич назначен помощником командира 127-го ИАП. 14 марта 1944 года направлен в Управление 282-й ИАД, где летал на Як-1 и Як-9.
К августу 1944 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 282-й истребительной авиационной дивизии (6-й смешанный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) майор Ф. В. Химич совершил 535 боевых вылетов; в воздушных боях лично сбил 12 и в группе 5 самолёта противника (в материалах наградного листа говорится о 13 личных и 4 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4507).
К маю 1945 года майор Ф. В. Химич выполнил 540 боевых вылетов, провёл 48 воздушных боёв (число побед не изменилось).
После войны продолжал служить в ВВС. В апреле 1951 года окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). С мая 1951 года полковиник Ф. В. Химич - заместитель командира 175-й истребительной авиадивизии в Германии. С января 1952 года - помощник уполномоченного ВВС Чехословакии, обучал лётному мастерству чешских пилотов. С марта 1955 года по январь 1958 года - заместитель командира 119-й истребительной авиадивизии в Тирасполе. Затем - заместитель командира 149-й истребительной авиадивизии в Шпротаве (Польша). С января 1961 года - командир 172-й истребительно-бомбардировочной авиадивизии. С 1962 года, после расформирования 172-й ИБАД, полковник Ф. В. Химич - в запасе. До 1963 года работал в Штабе Гражданской обороны Эстонской ССР, затем 10 лет - старшим инженером Госплана ЭССР, в 1976-1978 гг. - начальником отдела Министерства строительства ЭССР. С 1982 года жил в Минске. До 1986 года работал инженером по технике безопасности в Минском филиале НИИ Нефтехима, затем - на пенсии. Умер 20 марта 2009 года, похоронен на Восточном (Московском) кладбище в Минске. На родине Героя создан школьный музей и стенд в сельском совете. В Аллее Славы в Херсоне его имя среди Героев Херсонщины.
Награждён орденами: Ленина (26.10.1944), Красного Знамени (22.10.1941, 01.01.1943), Отечественной войны 1-й степени (24.08.1943, 11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (07.03.1944), Красной Звезды, "За заслуги" 3-й степени (Республика Беларусь, 15.04.1999); медалями.

Хитрин Василий Алексеевич

Родился 8 марта 1912 года в деревне Хитрята[К 1] в крестьянской семье. Окончил 10 классов. В 17 лет уехал по разнарядке на учёбу в школу ФЗУ в город Березники Пермской области. В 1929—1931 году работал чернорабочим на строительстве БКК-1, в 1932—1934 — аппаратчиком цеха синтеза аммиака БХК[2], окончил 2 курса химического рабфака.
В Красной Армии с августа 1934 года. В войсковой части он зарекомендовал себя примерным бойцом и получил направление в лётную школу. В 1937 году окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Службу проходил на Дальнем Востоке в 1-й Краснознамённой авиационной эскадрилье. Член ВКП(б) с 1939 года. С 1940 года — командир звена 29-го истребительного авиационного полка. Накануне войны полк, в котором служил лейтенант Хитрин, следовал к новому месту назначения — к западной границе. В дороге получили известие о начале войны.
Участник Великой Отечественной войны с июля 1941 года. Уже том же месяце, после первых вылетов, был представлен к награждению орденом Красного Знамени.
Командир звена 29-го истребительного авиационного полка старший лейтенант Василий Хитрин за четыре месяца войны совершил сто семьдесят три боевых вылета на разведку и штурмовку оборонительных рубежей, скоплений живой силы и техники противника. В десяти воздушных боях сбил 1 немецкий самолёт лично и 6 составе группы. 10 октября 1941 года был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 октября 1941 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-вражеским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Хитрину Василию Алексеевичу присвоено звание Героя Советского Союза.
Старший лейтенант Василий Хитрин не узнал, что стал Героем. 18 октября 1941 года в воздушном бою его истребитель был подбит. Во время вынужденной посадки у деревни Дмитрово самолёт потерпел катастрофу, лётчик погиб. Похоронен в братской могиле в деревне Отроковичи, Конаковский район Тверской области.
Всего на фронте совершил 243 боевых вылета, в том числе 107 — на разведку, 46 — на штурмовку войск противника, 14 — на сопровождение бомбардировщиков, 76 — на прикрытие своих наземных войск. В 24 воздушных боях сбил лично и в группе 7 самолётов.
Награждён орденом Ленина. На здании сельсовета установлена мемориальная доска. Имя Героя носит Макарьевская средняя школа.

Шалимов Виктор Михайлович

(28.8.1909, с. Ново-Никольское Енотаевского уезда Астраханской губ. - 19.8.1965, Москва). Русский. Полковник (22.3.1943). В Красной армии с января 1929 г. Окончил Объединенную теоретическую школу летчиков и авиатехников в г. Вольск (1930), 3-ю военную школу летчиков и летнабов им. К. Е. Ворошилова в г. Оренбург (1931). В. М. Шалимов 15 января 1929 г. добровольно поступил в Объединенную теоретическую школу летчиков и авиатехников в г. Вольск, после окончания которой с мая 1930 г. продолжил обучение в 3-й военной школе летчиков и летнабов им, К. Е. Ворошилова. В декабре 1931 г. окончил эту школу и был назначен в 1-ю Краснознаменную истребительную авиаэскадрилью ВВС ЛВО, где исполнял должности младшего летчика и командира звена. В декабре 1934 г. вместе с эскадрильей убыл на Д. Восток в ОКДВА, здесь В, М. Шалимов проходил службу командиром звена и авиаотряда. В ноябре 1937 г. он назначается командиром 60-й истребительной авиаэскадрильи ВВС Дальневосточного фронта. С июля 1938 г. командовал 29-м истребительным авиаполком в составе 26-й авиабригады ВВС 2-й Отдельной Краснознаменной армии, а в период с октября 1938 по март 1939 г. временно командовал этой бригадой. В январе 1941 г. подполковник В. М. Шалимов был назначен зам. командира 31-й смешанной авиадивизии. 27 мая переведен командиром 32-й смешанной авиадивизии в составе ВВС 1-й Краснознаменной армии Дальневосточного фронта, однако до начала войны продолжал служить «прежней дивизии. В начале Великой Отечественной войны с 9 июля по 14 сентября 1941 г. В, М. Шалимов в составе 31-й смешанной, затем командиром 32-й смешанной авиадивизий воевал на Северо-Западном «Западном фронтах, участвовал в боевых действиях в районах Бологое, Великие Луки, Андреаполь, Торопец. С 22 октября 1941 г. командовал 25-й смешанной авиадивизией, с 19 декабря - 27-й авиадивизией. Эти дивизии под его командованием поддерживали войска 44-й армии на Закавказском, затем Кавказском фронтах. В конце декабря 1941 - начале января 1942 г. части дивизии участвовали в Керченско-Феодосийской десантной операции, с 28 января 1942 г. - вели боевые действия на Крымском фронте в районах Феодосии и Керчи. С 16 апреля 1942 г. подполковник В. М. Шалимов исполнял должность командующего ВВС 47-й армии. В конце сентября 1942 г. он был назначен зам. командира 8-го истребительного авиакорпуса, который входил в состав Бакинской армии ПВО Закавказской зоны ПВО. Соединения и части корпуса выполняли задачи по прикрытию от ударов противника с воздуха г. Баку и нефтепромышленного района Апшеронского полуострова. Во время битвы за Кавказ его части успешно прикрывали наземные войска и силы ЧФ. С декабря 1943 г. полковник В. М. Шалимов временно занимал должность зам. командира 10-го истребительного авиационного Ростовского корпуса ПВО. Корпус оперативно был подчинен Ростовскому корпусному району Западного фронта ПВО и прикрывал промышленные объекты в Донбассе, а также городов Днепропетровск, Запорожье, Мелитополь. С декабря 1943 г. корпус входил в Южный фронт ПВО и действовал в районах Днепропетровска, Херсона, Николаева. С мая 1944 г. В. М. Шалимов вступил в командование 141-й истребительной авиадивизией ПВО и в этой должности находился до конца войны. Части дивизии в составе Южного и Юго-Западного фронтов ПВО выполняли задачи по прикрытию военно-промышленных объектов Житомирско-Проскуровского района, ж.-д. перегонов в границах Львовского района, ж.-д. узлов Вапнярка, Слободка и Борщи, Бельцы, военно-промышленных объектов г. Могилёв-Подольский. Кроме того, дивизия осуществляла ПВО коммуникаций и баз 1-, 2-, 3- и 4-го Украинских фронтов при проведении Львовско-Сандомирской, Дебреценской и Будапештской наступательных операций. Из-за низкой активности вражеской авиации дивизия активных боевых действий не вела. После войны полковник В. М. Шалимов продолжал командовать дивизией вплоть до ее расформирования в феврале 1946 г. Затем состоял в распоряжении отдела кадров истребительной авиации ПВО страны. В августе 1946 г. уволен в запас. Награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями. Использованная литература: Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. Том II. Командиры авиационных дивизий ВВС и ВМФ, командующие дивизионными районами ПВО, командиры дивизий ПВО, зенитных артиллерийских дивизий РГК, истребительных авиадивизий ПВО, дивизий ВНОС, аэростатов заграждения, прожекторных дивизий и авиационных дивизий ВВС / Д.А. Цапаев, Б.В. Айрапетян, Б.А. Введенский [и др.]; под общей редакцией генерал-полковника В.П. Горемыкина - М.: Кучково поле, 2014. - 992 с


Рецензии