Глава 96. Патриарх, посуда, горе иеромонахов
Во время встречи и после службы мы ходили звонить на колокольню. Патриарх добрался всё-таки на машине, а не на вертолёте. Звон был полностью на нас. С высоты было видно оцепление, большое количество охраны в серых костюмах с отливом. Народ весь в храме не поместился, была видео-трансляция на большом экране. С колокольни можно было слышать трансляцию службы в динамики. Пел хор Сретенского монастыря.
Патриарх наградил всех ктиторов. Отец Иринарх сподобился чина архимандрита, а отец Тихон креста с украшениями, иеромонахам Гавриилу и Петру дали грамоты. Больше никому наград не дали. Мы были удивлены, так как наградить должны были всех братьев, иеромонахов палицами и крестами, послушников грамотами.(Палица и крест - определенные ступени в развитии карьеры черного и белого духовенства, свидетельствующие о повышении чина, то есть регалии)
Патриарх вручил отцу А древнюю святыню Болдинского монастыря, Казанскую икону Пресвятой Богородицы. Она всё это время хранилась в ризнице кафедрального собора в Смоленске и буквально накануне приезда Святейшего была обнаружена епископом Феофилактом. На тыльной стороне доски была нацарапана история обретения иконы еще в Отечественную войну 1812 года. На иконе был латунный оклад.
После службы мы долго звонили по очереди, после трапезы тоже звонили пока Патриарх не сел в машину и не уехал. Очень устали. И опять мыли посуду почти целые сутки, отвлекаясь только иногда, чтобы попить чай, на 20-30 минут. И приступали снова. На кухне была грязища, бардак. После патриаршей трапезы почти до ночи помогающие миряне таскали нам посуду. Она стояла везде, даже на полу. Мыли только мы втроём. В это сложно поверить, но мы не разбили ни одной тарелки. А белых тарелок было использовано минимум семьсот.
Несмотря на такой аврал, был и чай для братьев по расписанию, и ужин. Трапезарь Валера Дибазол умудрялся что-то накрывать в этой сумасшедшей обстановке.
После ужина пришел отец Герасим и выразил желание нам помочь. Мы попросили его помыть отдельно фужеры и рюмки. И они с паломниками помогли, оперативно поставив в братской трапезной тазики с водой. Все фужеры они даже вытерли полотенцами. Это была ощутимая помощь.
Всё же мы домыли! Составили чистые стопки белой посуды на стол. Не было сил таскать её на склад. Подмели с пола весь хлам, салфетки, огрызки, одноразовую посуду. Помыли полы с хлоркой. И, счастливые, в два часа ночи поползли спать.
Утром следующего дня отец Герасим насмешил всех, придя в домик к отцу Петру и зарыдав у него на груди. Причина слёз - не дали наперсный крест. А отцу Петру не дали палицу. Он тоже рвал и метал и почти ругался матом. Сказал, что патриаршая грамота ему - одно место подтереть. Об этом благодаря отцу А сразу стало известно всему монастырю. Предположили, что епископ Феофилакт подкорректировал прошения Патриарху о наградах, урезав список и понизив стоимость наград.
Также стало известно, что сёстры, такие-сякие, не помыли посуду после патриарха, оставили братии. Но братия не промах, мыть не собираются, пусть неделю стоит и засыхает. Это батя сообщил нам, весело смеясь. Надо пояснить, что поскольку 6 июня в воскресенье была наша смена, а 7 июня наступала братская смена, поэтому мы, помня об этом, так и старались всё домыть. И, естественно, возмутились, возразив, что всё перемыто и сложено стопками. Пусть сами всё уносят на склад, поскольку они сильные мужики.
Остался очень неприятный осадок. У них даже, прежде чем нести на нас напраслину, не хватило совести посмотреть, чистая ли посуда стоит. А монастырь-то мужской! Мы ведь не в ожидании грамот работали, не за деньги и не за священный сан. И ещё такое хамство получали в ответ. А настоятель хорошо сэкономил благодаря нам и на звонарях, и на посудомойщиках.
Свидетельство о публикации №222121301134
Знаете, честно скажу, даже посмеялся, читая эту главу, хотя отчетливо понимаю, что все происходящее, на самом деле, очень грустно.
Но поведение всех этих иеромонахов уж больно напомнило нашкодивших малолетних хулиганов, изо вех сил изображающих отличников.
Если убрать упоминание о возрасте и священном, ну как будто, сане, готовый сюжет для Ералаша.
Так и хотелось спросить - "Ребята, да что же вы, пришли в монастырь чины зарабатывать, а вместе с ними палицы и наперстные кресты?"
Такое впечатление, что о таких мелочах, как забота о душе, смирение, служение Всевышнего, никто уже и не думает...
К слову, я бы не удивился, если бы увидел в исправленных списках на награждение руку кого-то из недолюбливающих вашего "батю" иерархов. Вполне понятное, с точки зрения конкуренции внутри конкретного общественного, пусть и с религиозным уклоном, института, поведение. Хоть как-то, но ущемить своего оппонента...
И снова возникает вопрос о служении Всевышнему...
Ну, а по поводу мытья посуду, тут можно только посочувствовать, занятие не из приятных, тем более, в таком количестве.
Ну, а по поводу поведения братии, устроившей настоящий цирк с якобы немытой посудой, на мой взгляд, тут не только совести не хватило, но даже ума - делать такие заявления, не зная, как дело обстоит на самом деле.
Видимо, судили исключительно по себе.
И снова и снова встает вопрос о том, что вообще за атмосфера в святой обители.
Тут остается только поразиться Вашей выдержке и смирению в такой обстановке.
С самыми искренними пожеланиями,
Сергей Макаров Юс 11.01.2026 19:48 Заявить о нарушении
И так Дух Христов истребляется в церкви любовью к внешнему лоску, к ничтожным мирским наградам. Хоть они и носят имя святых, но, к сожалению, от этого не перестают быть суетными и мелочными в деле служения. Ведь оценивать молитвы и труды может только сердцеведец Господь Бог.
С уважением и теплом,
Эмилия Лионская 12.01.2026 00:34 Заявить о нарушении