Глубины героя - подводника
………………………………………………………………
«В лицо нам били ветры с океана,
шла на корабль гремящая вода,
И отражаясь в зеркале секстана,
сияла полуночная звезда.
Наперекор любым дождям и стужам,
входили в грудь, срастались прочно с ней
умение владеть морским оружием,
любовь к работе доблестной своей.»
«Путь на моря» А. Лебедев
Капитан 1 ранга Иван Фёдорович Морозов выбрал трудную и опасную профессию офицера – подводника, посчитав её самой ответственной и важной для страны. Он знал, что придётся днями и ночами проводить напряжённые будни под водой, на посту обеспечивать надёжную и безопасную работу сложных механизмов движения подводной лодки. Закончив Севастопольское высшее военно – морское инженерное училище («Голландию»), Иван Фёдорович уже летом 1957 года ушёл в первый поход на новой подводной лодке Б – 76 командиром моторной группы.
После 75 суток плавания в водах Атлантики необходимо было заправиться топливом, встретиться с танкером, но встреча не состоялась. Прошли 12 тысяч миль, а когда до базы оставалось только 200, подводная лодка встала, закончилось топливо. О ситуации узнали, и сам Командующий Северным флотом А. Чабаненко на крейсере отправился выручать подводников, чтобы взять лодку на буксир. Но тут разыгрался девятибальный шторм, и о буксировке пришлось забыть.
Надо было искать выход, и команда БЧ – 5, руководимая И. Морозовым, его нашла, правда, несколько рискованный, предложив в качестве топлива для дизеля использовать отработанное масло. Для пробы залили сначала ведро масла, и вдруг …, дизель заработал, добавили ещё, пошло. Однако, перед этим пришлось долго доказывать о возможности использования масла сначала командиру подводной лодки, затем начальнику технического управления флота, пока все, наконец, дали «добро».
Так, благодаря находчивости специалистов БЧ – 5 под руководством И. Морозова дошли до базы, израсходовав более 6 тонн отработанного масла, не смотря на требование инструкции, в которой указывалось только о пятиминутной работе дизеля на масле, на самом деле, он проработал 42 часа! Конечно, на базе шумели, о случившемся разбирались месяц комиссии из Североморска и Москвы, но выяснили, что расход топлива за поход не превысил требуемой нормы. Иван Фёдорович Морозов доказал всему флоту о возможности работы двухтактных дизелей в аварийной ситуации на смазочном масле.
В 1958 году И. Морозов стал участником первого в истории ВМФ длительного подводного плавания на лодке Б – 76, которая вместе с Б – 77 и С – 347 отправилась в район Северного Ледовитого океана. Командиром Б – 76 был капитан 2 ранга В. Берков, а Иван Фёдорович возглавлял БЧ – 5. В ходе похода отрабатывались задачи подлёдного плавания, приледнения (выход к поверхности льда), погружения и всплытия в полыньях, испытание приборов, контролирующих состояние льдов при погружении подводной лодки. Условием подлёдного плавания в заданном направлении было использование полностью заряженной аккумуляторной батареи, а когда её емкость доходила до половины, курс лодки менялся на обратный, до места погружения в полынью.
Б – 76 шла на норд – ост, остальные лодки выбирали другие направления. Толщина льда доходила до 6 метров, но встречались льдины и потолще. На подводной лодке экономили потребление энергии, пройдя в обратном направлении 140 миль, вышли в расчётную точку всплытия, но чистой воды не оказалось. Эхолёдомер показывал над лодкой толстый слой льда. Б – 76 шла подо льдами час, второй, плотность батареи стремилась к критическому пределу, расчётная точка всплытия оказалась далеко позади.
Вздох облегчения вырвался у всех членов экипажа, когда Б – 76 всё – таки вышла на чистую воду. Оказалось, что когда подводные лодки находились подо льдами, наверху испортилась погода, под действием ветра произошёл дрейф ледяных полей, льдины сдвинулись, поменяв своё расположение. В ледяную ловушку попали и Б – 77 и С – 347, но они тоже благополучно всплыли. В ходе этого похода приобретался опыт подводного плавания подо льдами.
И. Морозов становится командиром БЧ – 5 атомной подводной лодки К – 133, проходит специальные офицерские классы в Обнинске. Первый поход на этой лодке состоялся в 1963 году. Почти месяц прошёл с начала похода. Главная энергетическая установка (ГЭУ) корабля работала нормально, и вдруг на пульте управления сработали сразу звуковая и световая сигнализации о аварии реактора левого борта. Командир БЧ – 5 И. Морозов быстро оценил возникшую аварийную ситуацию, установив разрыв первого контура в одной из секций парогенератора левого борта, который и привёл к нарушению теплообмена в активной зоне реактора, что влекло за собой нарушение герметичности его оболочки. В этом случае ядерное горючее заполняет контур, повышая радиоактивность внутри лодки в тысячи раз. Ситуация очень опасная, и это понимали все, находившиеся у пульта управления ГЭУ, действовали чётко и грамотно: сразу перевели турбины на один реактор, но приборы фиксировали неуклонный рост температуры, что грозило пожаром.
Иван Фёдорович прорабатывал десятки вариантов выхода из создавшейся опасной ситуации и остановился на самом оптимальном: необходимо закрыть гидрозатвор на аварийной секции. Это и сделали специалисты БЧ – 5. Работа по сохранению живучести ГЭУ продолжалась более двух суток. Стабилизировав, а затем нормализовав её работу, экипаж атомной подводной лодки предотвратил возможную ядерную катастрофу! Когда опасная ситуация миновала, И. Морозов не мог самостоятельно встать с кресла у пульта управления, временно отказали ноги.
В течение последующих десяти дней экипаж К – 133 выполнял поставленные задачи, произведя торпедные стрельбы. Командир лодки – капитан 2 ранга Г. Слюсарёв и командир БЧ – 5 – капитан 3 ранга И. Морозов были удостоены высшей награды – ордена Ленина, награждены и другие отличившиеся подводники.
В 1966 году капитан 2 ранга И. Морозов за кругосветное подводное плавание атомных подводных лодок получил звание Героя Советского Союза. Он находился на лодке К – 133 под командованием капитана 2 ранга Л. Столярова. В походе преодолено 20045,6 морских миль.
Капитан 1 ранга Иван Фёдорович Морозов благодаря широкой технической эрудиции и большому инженерному опыту обеспечивал безопасную и надёжную работу энергетических установок подводных лодок. Так служил Родине настоящий герой – подводник.
12 декабря 2022 года Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №222121301144