Одиночество это потеря себя в себе

      
        Она  вышла из Центрального  театра Советской Армии  в  теплый вечер  бабьего  лета природы и своего  одиночества.
Сев  на  первую  скамейку  небольшого  сквера,  она  все  еще  находилась  под  магией  игры  Олега Борисова  в  роли Павла-1,  который  сумел  настолько  войти в  своего  героя, что  на  сцене  реинкарнировался  не  образ,  а    человек!
       Этот  человек был  брошен хладнокровной матерью Екатериной-2  в  объятия   жесткого воспитания  учителей,  прививших  будущему  императору отторжение от светской жизни и пристрастие к армии.
   Павел не мог простить матери убийства отца и захвата трона. Екатерина же чуждалась сына, который внешностью и манерами был очень похож на своего отца, Петра -3.  Император  был вспыльчивый,  отличался крайней эгоистичностью, высокомерием, не ценил людей, не имел настоящих друзей и сторонников своей политики.
        Павел говорил: «В России велик только тот, с кем я говорю, и только пока я с ним говорю».
        Но   Павел  был благородным, воспитанным, образованным человеком. Ему были свойственны рыцарские понятия о чести и морали. При  этом,  он  был  глубоко  одинок.
     Трагедия  этого  одиночества  потрясла   Надежду  Васильевну.
  Она  после  окончания    института  трудилась    уже   более 15  лет  в  государственной библиотеке искусств, зарождавшейся  еще  в недрах Малого театра.  Именно  в  библиотеке   встретила  свою  любовь   искусствоведа Сергея Ивановича Фомина,  который  многие  годы  работал с архивными  фондами  библиотеки,  хранящими  книги с XVI века на русском и иностранном языках, коллекции литографированных пьес, библиотеки известных деятелей культуры, рукописи, ценные архивные материалы. 
       Годы  совместной  жизни  пролетали  перед  глазами  Надежды  Васильевны  как  осенняя  узорчатая  паутина  уходящего  лета.  Кадр  ща  кадром:  путешествия  по  России,  театры, друзья, книги, семейные  радости,  рождение  сына.  Сергея  унес   инфаркт  вместе с  разноцветным  листопадом прошедших  счастливых  лет.   Завершились  видения    прошлой  жизни и  она  вернулась  в  аквариум  одиночества.    . 
        Сын  уехал  в  Воронеж  к  семье.  Друзья  погрузились  в  свои  семейные  хлопоты.  Исчезли  открытки  к  праздникам.  Остались  только   книги,  театры,  музыка  и  бессонные  ночи.
        Первый  ночной  снежок  и  легкие  заморозки,  предвещали  приближение  зимы.  Первые  серебряные  дорожки  побежали  по  ее  волосам.    Окружающий  мир,  люди,  читатели,  артисты, режиссеры,  художники,  которых  многие люди  считали бы  за счастье    просто  увидеть,  проходили  мимо.  Она  же  видела  все   и  всех как  сквозь   завесу    редко  приходящего  сна.
 А  после  потери      подруги , Галины  Сергеевны  Улановой  остались лишь  слезы  памяти  и  цветы  на   5м  участке Новодевичьего  кладбища.
    Ей  казалось,  что  одиночество  все  больше  тащит ее  во  внутренний  мир    прошедших  лет,  встреч и разлук ,  где  жила  молодость и любовь,  интересные   люди.
 На  самом  деле,  одиночество  всеми  силами  удаляло  от  нее  окружающую  действительность,  вводила  ее  в  состояние  почти   психотропного  транса.  Надежда  менялась,  все  замечали  это,  но  помочь  не  смог  никто.  Лицо  потеряло  свое  выражение.
    Она   еще  сохраняла   капли чувства  критического  мышления,  но  уже  осознавала,  что  падает  в  пропасть.  За  спасением  обратилась  к  книгам  ушедшей жизни,  а  от  настоящей  оставалось  лишь    мутнеющее стекло  аквариума  одиночества   и  искусственный  глаз  ТВ,  подсматривающий  за эволюцией общества.
  И  тут  ей  попалась  статья  Н.А. Федоровской,  в  которой  рассматривались новые приемы художественной выразительности, сформированные в рамках психоделического изобразительного искусства.  И  она  поняла  насколько  близка  пропасть  ,  в  которую  летит,  создавая  оптические  иллюзии  своего  эталона визуальности
         Спектакль по пьесе Д. Мережковского «Павел -1»  взволновал  театральную  общественность  столицы,  которая  ломилась  к  билетным  кассам. Надежде  Васильевне  предложил  билет  руководитель  художников -- реставраторов  старинной  мебели  библиотеки,  которого  все  называли  Ефимыч,  в  синем  рабочем  халате  с  банданой  на  голове.
        Вот  тогда  она   и  соприкоснулась  с  одиночеством  императора,  которое  оказалось  чем -то  схожим  с  ее  одиночеством.
" А мне сейчас так одиноко, думал Павел, меня никто не любил, даже не пытался любить все это время! Вокруг одни глупцы, думающие только о танцах и золоте и еще о том, чем бы набить себе желудок!  "
       Она  смотрела  на  выходящих  из  театра  зрителей.  Ей  так  хотелось  услышать  о  чем  они  разговаривают,  как  оценивают  увиденное.    А  может  им  было   безразлично,  просто   хвалясь рассказывать,  о  том  что  они  видели  то,  что  другие  и  не  смогут  увидеть.   Такие  люди  чаще  всего  встречаются  сегодня.  Они  демонстрируют  свое  соприкосновение  с  чем -то "модным".  В  это  время  модным  было попасть  в  театр  на  Таганке, на  выставку в  Манеж,  купить  книги  или  прочитать  запрещенные.      
       Надежда  Васильевна  направилась  на Октябрьскую улицу,  пройдя  специально  сквозь  толпу  выходящую  из  театра,  надеясь  услышать  мнения  о  спектакле.    Но,  увы!
     В  воздухе  неожиданно  закружились  первые,  еще  робкие  снежинки,  тающие  не  долетев  до  земли.  Внезапно возникло    облако  многоголосья  оркестра,  это  было  адажио для струнных  — наиболее известное музыкальное произведение Сэмюэля Барбера, написанное им в 1936 году и впервые исполненное 5 ноября 1938 года в Нью-Йорке Симфоническим оркестром NBC под управлением Артуро Тосканини. Вокруг  все  растворилось в  магических  звуках  поющих  струн, и  только  где-то  просвечивался  зеленый  огонек  светофора.
     На  переходе  она  столкнулась  с  мужчиной в  черном  плаще  с  капюшоном  на  голове.  Вскинув  голову  они  оба  посмотрели  в  глаза  друг  другу.  Извиняясь  он  взял  ее  под  локоть  и  проводил  до  тротуара.  Она  окаменела.  Это  был  Павел -1 !!!
 По  свидетельству  историков,  Павлу 1 были характерны понятия о рыцарской  чести.  Щелкнув  каблуками,  он  сказал:
     ------   Благодарю,  Вас,  за  понимание  и  сострадание  к  моей
             судьбе.  Прошу,  Вас,  бегите  от  себя   сегодняшней   к 
             себе  настоящей!!  Живите  среди  людей!   Будьте 
             милосердны  к  ним  и  помогайте    вылезать  из  ям 
             одиночества.  Ведь,  Вы,   библиотекарь, а значит
             волшебница и  хранитель   бриллиантов памяти  ушедших  в
             ВЕЧНОСТЬ!
                Честь  имею!!
   Он   поцеловал  ей  руку, запахнул  плащ  и  исчез  среди  величавых  колон  театра.
   Одиночество  это  лабиринт судьбы, в котором на  каждом  шагу есть  выход, а над  ним   может    висеть  табличка " запасной выход".
       Им  можно  воспользоваться  если  завершилось   зрелище, когда исчезло  желание  продолжать  быть  зрителем,  либо  его  участником .  А  также   возникла   возможность  более   короткого,  да  и  что греха  таить,  выгодного,  удобного  пути  к  поставленной  цели.  Но,  судьба  играет  с  человеком,  предлагая испытания его чистоты и прочности  стремлений.  Она  открывает запасные  выходы  с опасными   вариантами  последствий,  иногда  влекущими к  тяжким  травмам  души,  а  иногда  и  к   возможности  потери  своего  лица, как   говаривали  мудрецы.
     И только  упорное стремление к  поставленной  цели  делает    человека  человеком,  и  ставит  его  выше  инстинктов  удовлетворения  физиологических  потребностей,  и  страстей  Гобсека.
      После  прочитанной  статьи  Надежда  стала  искать  дома  причины  ее  сенсорной  депривации,  которую  она  сама  стимулировала,  провоцируя  недосыпание.   Систематические воспоминания  болезни  и  прощания  с  мужем, его  тапочки ,  как бы  ожидающие хозяина  в  прихожей.  Она   сама  находила  в  доме  то,  что  ее  каждый  день  затягивало  в  болото  эгомазохизма,  терзающего    мозг  и  рвущего  сердце.  Она  тонула  и  задыхалась в угарных  газах  своих  пьянящих  ощущений,  но  ежечасно  получала и  больное  удовольствие.    Так  делают  подопытные  крысы  с  вживленными  в  мозг  электродами.  Они  нажимают  на  раздражитель,  посылающий   электрические  импульсы  в  центр  удовольствия  пока  не  погибнут.  Так  наркоманы  увеличивают  дозы,  а  алкоголики  спиваются.  Происходит неизбежная трансформация личности  и  смерть!!
     Читая  статью и  получая  информацию  из  других  источников,  Надежда  Васильевна  очищала  свой  мозг,  как  в  детстве  переводные  картинки  на  чистый  лист:
      "Представители  психоделики были и есть в кино, литературе, графике, музыке, художественном искусстве... Везде   Кастанеда, Ницше,  Маркиз де Сад , Джимми Хендрикс, Курт Кобейн и Nirvana, The Beatles, Виктор Пелевин, Ирвин Уэлш и другие выдающиеся команды и личности разных времен.
Эстетика этого направления заключается в том, что человек под воздействием психотропных веществ как будто обретает способности, которых у него никогда не было. Либо к нему приходит озарение, новые идеи, другое видение.
Измененное сознание лишено рамок и ограничений, поэтому созданный в таком состоянии «продукт» отличается неординарностью и вызывает широкую реакцию у публики, а автор получает ее признание."
"Получить психоделический опыт можно, не прибегая к химии. На сегодняшний день известно три легальных способа:
     Холотропное дыхание – метод из трансперсональной психотерапии. Его суть – частое дыхание в определенном ритме под трансовую музыку с целью вызвать у себя гипервентиляцию легких. Избыток кислорода приводит к изменению рассудка: человек видит то, чего нет. Говорят, что в этом состоянии можно найти ответы на любые вопросы, увидеть умерших и поговорить с ними.
        Сенсорная депривация – прекращение стимуляции одного или нескольких органов чувств, в результате чего следует их полное расслабление. Также, если человека лишить сна, в скором времени (через несколько суток) он начнет видеть галлюцинации. Затея, конечно, так себе. Большой стресс для организма. В наихудшем варианте от недосыпа можно умереть.
         Медитации – с помощью них практикующие погружаются в транс и выходят в астрал. Астральное тело не имеет границ, ему доступно все мироздание, в котором можно свободно перемещаться, получая новый опыт."
   Остановившись   на    состоянии " ясной  души"  Надежда  Васильевна  посмотрела  на висящую на  стене  картину  «Церковь Вознесения на улице Неждановой»  Т. Назаренко   написанную в год тысячелетия крещения Руси.     Среди  бесцветных  больших  домов    расположен один из храмов Москвы, возведенный в честь великого христианского праздника Вознесения Христова.   Церковь как будто перенесена из другого, более лучшего места и теперь не гармонирует с другими зданиями. Церковь показывает яркий и многогранный цвет жизни, и как мы отделились от этого интересного мира.
          Все  в  жизни  не  бывает  случайно,  и  Надежда  Васильевна  в 8 часов  утра  уже  входила в  храм и  направлялась к иконе  Богоматери «Взыскание погибших». Говорится, что покров Она отдала для спасения погибающих грешников.  К ней приходят отчаявшиеся, погрязшие в пороках люди, чтобы обрести надежду. на освобождения  их от пагубных пристрастий.   Свет   пламени   свечки  дрожавшей  в  руке,  освещал  украшенную  икону,  а  золотисто серебряный   покров заживлял  сердечные  раны  и  очищал  возрождающуюся  душу.    Надежда  Васильевна  возвращалась  к  себе  прошлой. По  лицу,  обретающему  выражение  текли благодарные   слезы. В  прихожей  перегорела  лампочка,  но  силы  заменить  ее  не  было!
          На  следующий  день,  встретив  Ефимыча,  Надежда  на  его  вопросительный  взгляд,  приложив  руку  к  сердцу,  улыбнулась с  поклоном.  Проходя  по  залу,  она  видела  как  приветствуют ее  читатели  улыбками  и  кивками головы. Эволюция  духа  мягкой  волной омывала   рубцы     сердечных  ран  и  выравнивала  ритм  сердца.  Сегодня  она  трудилась в  архиве.
        Ей  попались труды  Фридриха  Ницше,  книги  которого  обнаружились  на "кладбище" библиотеки некогда  запрещенных  у нас  в стране.  Эти  книги  должны  быть  уничтоженными,  но  старанием  кого -то  затаились  и  получили  свободу  сегодня.  Появлялись  и   редкие  читатели.
Блуждая  всю  жизнь  в  дебрях  психопатического интеллекта   наследственного  бреда  мироощущения,  Ницше  облачил  себя  властью  ковырять,  под  музыку Вагнера,  раны  души  человеческой,  начиная  с  греков.  Он  топил  свое  больное  одиночество,  создавая  мир  философии,  терзающей  музыку,  искусство,  христианство
Долгие  годы  дружбы с  Вагнером, Ницше, заболел этой музыкой. Он не выдержал и сошёл с ума. Одна из его поздних книг - "Der Fall Wagner" - полна отчаянья.
         Вот уже более двадцати лет в Израиле предпринимаются попытки исполнить произведения Рихарда Вагнера. Музыку Вагнера перестали играть в тогдашней Палестине еще в 1938 году. Было это после "хрустальной ночи" в Германии, когда создатель Палестинского филармонического оркестра, знаменитый скрипач Бронислав Губерман, вернувшийся из Германии, заявил, что Вагнера играть не будет, объяснив, что Вагнер - это символ нацизма.
      "До того, пока последний еврей не будет уничтожен, немецкое искусство не может быть спокойно", - сказал однажды Вагнер в беседе с Ницше.
     Влияние Вагнера на Гитлера было просто колоссальным: «Вагнер – Бог, и его музыка – моя вера».
Вот вам один из главных идеологических источников Гитлера
Известный израильский историк Яков Тальмон, назвал Вагнера «крестным отцом нацизма».
    "Говорят, Вагнер не повинен в том, что на плацу в Освенциме или Бухенвальде под его музыку сгоняли в газовые печи".
      Вагнер в глазах израильтян остается символом нацистской Германии, и неисполнение его музыки в сознании многих израильтян стало нерукотворным памятником 6 миллионам евреев, погибших во время Холокоста.
     Мы все знаем, что внутри нас есть высшее «Я», и аллегорические метаморфозы Ницше – это лишь руководство, помогающее пройти через страдания, которые неизбежно приходят вместе со стремлением к истинной свободе и творческому самообладанию.
         Если мы сможем понять, «почему» мы живём, мы сможем вынести практически любое «как». Тогда  дух  человека становится своей собственной волей, он завоёвывает свой собственный мир.
      Вернувшись  в  читальный  зал Надежда  Васильевна  обнаружила  на  своем  столике  чайную  розу  и  два  билета  в  Большой  театр  на  балет  "  Спартак".  Она  подняла  голову  и  увидела  мужчину  со  шкиперской  бородой,  обрамляющей  красивое  лицо  с легкой  сединой на  висках.  Он  улыбался,  протягивая  ей  руку с  раскрытой  ладонью,  как  бы  прося  ответа.  Это  был  Ефимыч,  но  без  синего  халата и  банданы.
    Она  ответила  с  улыбкой  радости,  возникшей  из таинственного  сундука  счастья  прошлой  жизни:
     ------   ДА!!!
   Вернувшись  домой ,  она  протянула  руку  к  выключателю.....
Но  перегоревшая  лампочка  зажглась  сама!!
              Тапочки  мужа  мистически исчезли!!


2022  год                Вера  Ольгина


Рецензии