Черкесские этюды. Семейное предание

В шесть  лет  Залим услышал от деда  историю женитьбы своих пра-пра-пра.
  -Что ты знаешь о своем народе, мой мальчик,- говорил он малолетнему внуку, - история народа, сынок, это история его лучших людей.  А некоторыми из них может  гордиться и наша семья. Много-много-много лет назад, когда, как говорится в наших сказках, небо было еще низко над горизонтом, а земля еще не схватилась полностью..   
    -Знаю, здесь жили нарты-богатыри,- продолжал мальчик.
  - Может быть, сто, а может ,триста лет назад, жил мой  прадед, и был он молод и хорош собой. И вот, понравилась ему девушка, Ляца. И Ляце Бетал( так его звали), очень даже нравился.
.- Они что, объяснились друг-другу?
- Что ты! По закону они не могли даже оставаться наедине.
-А записочку написать?
- Нет, сынок. Тогда грамоты никто не знал.
-А как они поняли, дада, что нравятся друг-другу?
- Что ты, мой мальчик, разве для этого нужны слова? Когда ты вырастешь и встретишь такую, как твоя нана, ты поймешь это без всяких слов. Дед надолго замолчал.
- Ну, дада, как дальше? Украл он ее темной ночью из родительского дома на горячем скакуне?
-В том то и дело, что этого делать было ну никак нельзя. У Ляцы была старшая сестра – Лялюца. А был строгий закон: если младшая выйдет замуж раньше старшей, и сестру опозорит, и на себя навлечет гнев Аллаха.. В общем, ждали влюбленные, когда Лялюца приобретет суженого. Девушка она была мало что красивая, но еще и гармонистка. Знаешь, как у нас говорят: не уродилась дочь личиком и статью – дай ей в руки гармонь. Уж незамеченной не останется, не будет век одной куковать.
-А почему ее никто не увез на коне под буркой?
- А потому, что была она очень разборчивой, даже спесивой, много о себе понимала. Поэтому какие хорошие джигиты, те покрутятся рядом и отойдут, кому захочется стерпеть отказ? А с дураками она и разговаривать не стала бы. Так и прозвали ее «шыдахэмыжэ», что означает: «красивая лошадь, но еле плетется». И возраст торопит, а достойных женихов нет. Разве что кто-нибудь  из соседнего аула, кто норов ее не знает, на красоту польстится. А может, бедняжка, она и сама была не рада своей славе такой, да поздно. Легче кинжалом отрубить руку, чем отрубить молву о себе.
   В общем, с нетерпением ждали наши влюбленные, когда старшая сестра определится, чтобы соединить свои судьбы. А тут случай подвернулся удобный. У Бетала родная тетя, сестра отца, проживала, будучи замужем за достойным человеком и имея взрослых детей, через два аула по той же реке, откуда брали воду твои предки. Ведь раньше все селились на берегу реки, мой мальчик. И когда пришла пора женить своего сына, которого звали Исмель, тетушка очень захотела, чтоб невестка была из ее родного аула, ведь на родине и трава зеленей, и небо голубей, и девушки все воспитанны и прекрасны.
  Таким образом, Исмель  приехал к своей родне честь-честью, на хорошем коне, папаха из лучшей мерлушки, серая  черкеска ловко обтягивает стройное тело. А знаешь, как должен быть сложен настоящий черкес?
- Нет, дада.
- Так вот, росту он должен быть не громадного, но и не низенького, широк в плечах, тонок в талии. Если он ложился на бок, между его талией и землей должна была  суметь проползти кошка. А в седле он должен был сидеть как влитой, и издали было видно, джигит едет, или так, ахмак.
- А как это видели?
- А ахмак сидел в седле так, как будто его вилами на коня посадили, он не сливался с конем, как истинный черкес. Потому что настоящий всадник  с конем одно целое, и на коне мужчина чувствует себя во стократ лучше, чем на ногах.
-Дада, а у тебя была лошадь?
-Да, мой мальчик. У меня их было несколько, но самая любимая – первая, которую мне мой дед подарил еще жеребенком, и я ее растил сам примерно  с твоего возраста. Тогда сахар был редким лакомством. Так вот, когда мне как-то перепал кусок сахара, я не смог его сам съесть, я отнес его своему жеребенку, вот так я его растил. И он это все понимал. А когда мой конь вырос, его даже не пришлось объезжать, он уже был готов к бою.  Во время гражданской войны его забрал сам генерал Шкуро, лично вывел из конюшни, и я от бессилия скрипел зубами, потому что не смог бы справиться с дюжиной казаков. Вот они сидели на седлах, как ахмак, но их было много. А мой бруль, это порода такая, ржал все время, пока его уводили со двора..  Потом я болел неделю… Дед опять надолго замолчал.
-Ну, рассказывай дальше.
-Ну, значит, приехал Исмель  вроде и родню проведать, и на местных девушек поглядеть, о чем тайно поделился с Беталом. А попал очень удачно: вечером в ауле была свадьба, на которой должна была собраться вся молодежь брачного возраста, и все красивые девушки обязательно принимали участие в джэгу. Это такой танцевальный вечер, где танцы не самое важное, главное – показать себя.
-А как это?
-Очень просто. Парни показывают свою удаль, молодечество, девушки – стать и красоту, скромность и благонравие, ведь эти танцы наблюдают все, и не только потенциальные женихи и невесты, но и их родители, родня всякая, то есть все, кто на свадьбе, кроме самых старших.
И решил Бетал на этом джэгу показать Исмелю Лялюцу., она ведь хороша собой, из хорошей семьи, на гармошке играет, и потом, два брата женятся на двух сестрах, разве не хорошо? Но про свои мысли – молчок, это неприлично, нехорошо строить планы, исходя из своих желаний, тем более, ни слова о Ляце. Идут они на джэгу, а тут Исмель говорит:
-А вдруг мне понравится девушка, а я ей не приглянусь?
Бетал, конечно, заверяет брата, что это невозможно, и любая, кто понравится Исмелю, будет счастлива, а уж он, Бетал, со своей стороны, сделает все возможное и невозможное для его счастья. Так они пришли, стоят в кругу, хлопают в ладони танцующим, а по нашим обычаям в кругу должна была танцевать только одна пара. Это сейчас пошла дурная мода, когда танцевать  выходят несколько пар.
- И что, дада, понравилась гостю Лялюца?
- В том то и дело, что оба понравились друг другу. Но, на беду, мать послала Ляцу передать старшей сестре шаль, поскольку вечер был прохладный, а там, где в джэгу принимала участие старшая сестра, младшей не должно быть в помине. Пока старшая не вышла замуж, младшую не наряжают, не пускают на танцы, это важно. И в тот момент, когда Ляца передавала сестре шаль, Исмель увидел ее и потерял голову.
- А почему Бетал не сказал ему, что это его невеста?
-Да разве можно! Черкес никогда и ни о чем не может говорить, что это его собственность, разве что о коне, который, скорее, его друг, его брат.
-И говорит Исмель брату: в этой девушке его жизнь, пусть Бетал поможет увезти ее сегодня, сейчас, и никакие уговоры  и увещевания, что, мол, у нее старшая сестра, ничего не значат. Он стал хьэщыкъ, то есть буйно влюбленный.
-А что Бетал?
-А что ему остается? Решил помочь брату. На второй день встретил Ляцу у родника, когда та пошла за водой. И попросил ее пойти ночевать  якобы к тете одинокой, что жила на краю села, а на самом деле выйти к условленному месту.
- И она согласилась?
- А любовь есть полное доверие, мой мальчик. Поэтому на нашем языке «я тебя люблю» переводится как «я тебя хорошо вижу». Ляца любит Бетала, значит, она готова доверить ему свою судьбу, свою жизнь. Значит, думает она, у него есть резон торопить ее с браком, и она никогда не унизит его недоверием, не станет спрашивать,  что это за резон, она легче себе язык откусит.
-Дада, Ляца ведь не вещь, чтобы дарить ее.
-Но он дал слово, и он страдает не меньше нее. Время такое, мой мальчик: дал слово – держи, иначе грош тебе цена. И она, воспитанная в черкесских традициях, поняла бы его рано или поздно.
   Наступает вечер, Ляца выходит к условленному месту, всадники подхватывают ее и мчат в соседний аул, к еще одной родне. По обычаю, невесту сразу не везли к себе домой, чтобы дать время домочадцам подготовиться к ее приему . А у канов, то есть той семьи, которая радостно приняла  новобрачных,  в одном дворе жили пять братьев со своими женами и детьми. Привезли, значит, Ляцу, приняли ее снохи радостно и приветливо, стали поздравлять и нахваливать Исмеля, и несчастная узнала, для кого Бетал умыкнул ее, да упала без сознания. Кое-как привели ее в чувство, и призналась она, рыдая, во всем – и в своей любви к Беталу, и в том, что давно они решили быть вместе  всю жизнь, и только ждали, когда старшая сестра выйдет замуж. Дошло все до Исмеля. Так вот он каков, его брат! Но и он не менее благороден, и он не хочет разлучать влюбленных! А что делать, девушку уже не воротишь, вернуть - значит опозорить Ляцу.
- И что, дада, потом случилось?
- А нашлась одна умная сноха, которая подсказала: пусть немедленно едут обратно и привозят Лялюцу для Исмеля, а Ляца так и останется невестой Бетала. Так и сделали. Потихоньку постучали Лялюце в окошко, попросили выйти на минутку, а она, умница, все почуяла, но сделала вид, что ничего не понимает. Только на крыльцо – хвать ее, и  к тем же канам. Так и сыграли сразу две свадьбы.
-Здорово!
-Здорово то, мой мальчик, что до конца жизни Лялюца не узнала тайны своего замужества. Ни пять снох, ни их мужья не проговорились. Умели в старину люди держать язык за зубами…

 


Рецензии
Очень красивая легенда !
Ещё и познавательная. Узнаёшь обычаи народа.
Читается легко, написано хорошим слогом.

Зоя Федоренко-Сытая   10.03.2023 09:34     Заявить о нарушении
Зоя, спасибо за отзыв, мне важно знать ваше мнение по поводу...

Людмила Шауцукова   20.04.2023 17:36   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.