Остров Гавайи. Хило. Джек Лондон

Любимейшим писателем моего детства был Джек Лондон, чье 14-томное собрание сочинений я читала и перечитывала постоянно. В душу навсегда запали строчки "Жизнь на Гавайях, что песня! ... Самой судьбы мелодии прелестной, Тут каждый островок - строфа.  И жизнь, как песня!" Тогда казалось, что Гавайи  так же недостижимы как  Атлантида.  Лондон посетил Гавайи трижды: дважды в 1904 году по пути в Азию и из Азии, чтобы освещать русско-японскую войну, и в третий раз в течение шести месяцев в 1907 году, прибыв на своей шхуне «Снарк» в начале двухлетнего круиза. Он назвал острова «раем», а позже написал в статье журнала Cosmopolitan в 1916 году, что не только Гавайи были « ««чудесным, ласковым краем, но и люди оказались чудесными»».

О Гавайях он писал  в «Путешествии на «Снарке» (1911 г.)  и в двух сборниках рассказов «Храм гордыни» (1912 г.) и На циновке Макалоа (1919).Естественно, когда полвека спустя я оказалась в порту Хило на острове Гавайи, я не могла не вспомнить эти рассказы и тот факт, что именно в Хило Джек со своей второй женой Чармиан  жили, пока их яхта "Снарк" готовилась к кругосветному путешествию.

Хило - это второй по величине город на самом большом острове и самое мокрое место в штатах - среднегодовое количество осадков составляет около 3245 мм.  В соответствии с репутацией погода была хмурая и моросящий дождичек сменялся коротким, но проливным ливнем. Однако от влажности спасал ласковый ветер:  "С верхушек гор Коолуа доносились порывы пассатного ветра, колебавшего огромные листья бананов, шелестевшего в пальмах, с шепотом порхавшего в кружевной листве деревьев альгаробы. Это было перемежающееся дыхание атмосферы — именно дыхание, вздохи томного гавайского предвечерья. А в промежутках между этими тихими вздохами воздух тяжелел и густел от аромата деревьев и испарений жирной, полной жизни земли, "писал Лондон. Коолуа находится на острове Оаху. В Хило ветер дует  с Мауна Кеа - спящего вулкана. Гавайцы  считали вершины вулканов священными местами, а Мауна Кеа –самая высокая ( 4205 м над уровнем моря ) и самая священная из всех.

Древний закон разрешал посещение вершины только вождям, а теперь Мауна Кеа Мекка для астрономов. Благодаря отсутствию наземных источников света, хорошей видимости, низкой влажности, чистому воздуху,  и почти экваториальному месторасположению на Мауна Кеа находится 12 обсерваторий. Здесь строится TMT - тридцатиметровый телескоп  следующегоу поколения больших телескопов ближнего инфракрасного диапазона и видимого света.  ТМТ обеспечит беспрецедентное разрешение с изображениями, более чем в 12 раз более четкими, чем изображения, полученные с космического телескопа Хаббл, и позволит делать новые открытия практически во всех областях астрономии и астрофизики. Говорят, что с Мауна Кеа открываются удивительные вид, но из-за недостатка времени экскурсии туда не получилось.

Зато мы побывали на прогулке  в Panaewa Rainforest Зoo - одновременно  зоопарке и ботаническом саду,  и насладились и видами и ароматами.  Первое  впечатление - запахи: океана, земли, цветов, зелени. Удивительно, что дышится значительно легче чем, скажем в Белизе или Гондурасе.  Второе яркое впечатление - растения. Листья  большинства растений - некрупные, вечнозеленые  - блестят как лакированные - это один из способов противостоять ударам дождевых капель. Франжипани, олеандры, гардении и множество других, чьи гавайские названия нам ничего не говорят, выглядят празднично благодаря яркой, я бы сказала, сияющей листве, и бутонам всех цветов оттенков.  Некоторые растения, например филодендроны и монстеры, имеют большие листья с отверстиями, через которые ливневая вода легко стекает, а сами они остаются целыми. Нежные орхидеи дождя не боятся и поражают разнообразием форм. И не только орхидеи - каких только цветов там не увидишь: "Над их головами, заботливо укрывая от солнца, простирался широкий навес, образованный огненными цветами невиданного тропического растения, и из каждого цветка торчали пушистые листочки перистых пестиков." О чем писал Лондон - гибискусе кокеа или"ершике для  бутылок", или даже фантастическом Охиа Лехуа Апане - неизвестно.

Ароматы множества цветущих деревьев, лиан и кустарников иногда смешиваются, а иногда  всё перекрывает какой-то один запах. Я узнавала аромат иланг-иланга и тиаре, потому что у меня были масла из этих цветов, аромат растения маиле был для меня новым.  Впервые название этого растения я встретила в рассказе "Кости Кахекили": "Если бы не их нелепые венки из пахучей маиле, надетые поверх щегольских ковбойских шляп, у них был бы вид настоящих бандитов. У одного, выделявшегося плутоватой красотою фавна и с глазами фавна, пламенел кокетливо заткнутый за ухо двойной цветок гибиска."

Маиле - по-русски аликсия и франжипани (плюмерия)  традиционно и до сих пор  используются в леи, венках, которые обязательно вручают гостям.  Не всегда леи делают из цветов - в рассказе "Берцовые кости" леи описывается так:" старая ведьма плела превосходнейший леи (венок) из плодов хала. Она разрезала многочисленные доли ореховидной оболочки плода на колокольчатые части, которые нанизывала на тугую крученую заболонь дерева хау. Без сомнения, запах стоял до небес, но мне, малахини, этот винный и пряный запах плода не был неприятен."

Плоды хала - это плоды пандануса, которые не только очень ароматны, но и съедобны. Волокна из листьев пандануса тоже чрезвычайно полезны. Гавайцы  использовали их для соломенных крыш, тканых изделий, таких как салфетки и шкатулки для драгоценностей, и даже для парусов, подушек, матрасов, шляп, кошельков, циновок, сандалий и многого другого.  Ароматные леи из маиле и хала недешевое  удовольствие - от $80, но небольшие леи из цветов можно  купить гораздо дешевле.

Главной достопримечательностью острова Гавайи является Национальный парк вулканов. Действующий вулкан Мауна-Лоа, составляющий более половины острова, является самым большим щитовым вулканом на планете. Старухе из рассказа "Берцовые кости" "уже пришлось на Большом Острове пережить катастрофы, от которых провалилась соломенная хижина, где она спала; она видела, как госпожа Пеле (богиня огня и вулканов) извергла красную расплавленную лаву на отлогие склоны горы Мауна-Лоа, и лава уничтожила рыбные садки на берегу моря, слизнув на своем пути стада скота, деревни и людей."

Остров Гавайи часто называют просто Большим Островом - он действительно самый большой в архипелаге. На нем активен не только вулкан Мауна Лоа, но и Килауэа, который является одним из самых активных вулканов на Земле, а самое последнее и продолжающееся в настоящее время извержение началось 29 сентября 2021 года. Еще в  конце 19 веке гавайцы чтили святость  обиталища госпожи Пеле, о чем повествует героиня рассказа "На цыновке Макалоа": "Мы еще поднялись на Килауэа и, разумеется, бросили в кипящий кратер свои приношения богине Пеле — цветы, рыбу и густое пои, завернутое в листья ти. А потом стали спускаться через Пуна к морю, снова пировали, плясали и пели в Кохоуалеа, Камаили и Опихикао, купались в прозрачных пресноводных озерах Калапана и, наконец, вышли на побережье, в Хило."

Город Хило расположен  на северо-восточной стороне острова Гавайи,вокруг залива в форме полумесяца. Его история начинается около 1100 г. н.э., когда прибыли колонисты из Полинезии. Большинство первых жителей жили вдоль рек Вайлуку и Вайлоа и занимались рыбной ловлей и земледелием. На Гавайях не было письменности и существует очень мало материальных следов древней культуры - постройки и утварь из дерева и натуральных волокон не сохраняются во влажном и жарком климате, однако устная традиция рассказывать об хронологии событий, сражениях,  генеалогии,  и обычаях в песнях, передававшихся из поколения в поколение, донесла до наших времен сведения о первопоселенцах, в частности то, что что слово хило на гавайском означает «скручивать».

С приходом белых жизнь гавайцев очень изменилась. Герой рассказа "Кулау-прокаженный"  говорит: "Нашей была эта земля, а теперь она не наша. Что дали нам за нашу землю эти слуги господа бога и господа рома? Получил ли кто из вас за нее хоть доллар, хоть один доллар? А они стали хозяевами и теперь говорят нам, что мы можем работать на земле - на их земле, и что плоды наших трудов тоже достанутся им. В прежние дни нам не нужно было трудиться. И ко всему этому теперь, когда нас поразила болезнь, они отнимают у нас свободу." Плантации сахарного  тростника приносили огромные доходы, объемы производства росли и на острова хлынул поток дешевой рабочей силы  из Китая, Японии, Филиппин, Кореи и Португалии.  Китайские кули работали за гроши и были связаны контрактами на 3–5 лет. Сейчас сахар перестал быть важной статьей экспорта - о былом напоминают только заросли дикого сахарного тростника. Сегодня здесь выращивают орхидеи, папайю,  орехи макадамии и крупный рогатый скот.

Земли скупались белыми и коренным гавайцам все труднее  становилось выживать на роднoм острове. К тому же иммигранты завезли страшную болезнь - проказу:" От того что мы не хотели работать на их сахарных плантациях, где раньше паслись наши кони, они привезли из-за моря рабов-китайцев. А с ними пришла китайская болезнь - та самая, которой мы болеем и за которую нас хотят заточить на Молокаи." Колония на острове Молокаи была открыта в  деревне Калавао на изолированном полуострове Калаупапа 6 января 1866 года и стала домом для тысяч жертв проказы, которых насильно свозили туда со всех Гавайских островов.  Гавайцы чтят память отца Дамьена, католического священника, который самоотверженно трудился, чтобы сделать жизнь прокаженных более сносной. Он заразился проказой и умер. Памятник ему стоит в Гонолулу. Сейчас проказу лечат амбулаторно. На Молокаи сделали Национальный парк и только несколько десятков обитателей колонии прокаженных доживают свой век на острове.

В рассказах Лондона часто встречается имя первой и последней гавайской королевы Лилиуокалани.  После смерти братьев она стала наследницей престола и играла важную роль при дворе  короля Калакауа. После его смерти  в январе 1891 года Лилиуокалани стала королевой,  первой женщиной, правительницей Гавайев. Она попыталась  восстановить на гавайском престоле традиционную автократию, но бороться с про-американской  миссионерской партией ей было не по силам и в 1895 году она отреклась от престола.

Парк Лилиуокалани на полуострове Ваякэа в заливе Хило это подарок королевы. Он считается самым  большим  таким парком за пределами Японии. Большая часть парка  состоит из японских садов в стиле Эдо, разбитых в 1917-1919 гг.  уже после её смерти. Стиль Эдо характеризуется обязательным наличием  прогулочных тропинок вокруг пруда,а главное, чтобы в любое время года с любой точки открывался радующий взор пейзаж.  В садах есть пруд Вайхону, а также мостики, пагоды, статуи, домик для чайной церемонии и тории - П-образные ворота без створок, которые  обычно ставят на пути к синтоисткому святилищу (сандо), отмечая начало священной территории. В парк входит небольшой остров под названием Моку ола (также известный как Кокосовый остров), соединенный с парком пешеходным мостом.  Название Моку ола буквально означает «остров жизни» на гавайском языке, так как это было место древнего храма, посвященного исцелению. На восточной стороне острова стоит каменная башня, которая является остатком старого пешеходного моста, разрушенного цунами, которые, как и тропические шторма, здесь не редкость.
 
В апреле 1946 года цунами высотой 46 футов, вызванное землетрясением магнитудой 7,8 вблизи Алеутских островов, обрушилось на Хило и унесло жизни 160 человек.  Это цунами не только погубило людей и постройки, но и нанесло серьезный урон Аллее Баньянов, которая ведет в  парк. Баньяны это гигантские деревья, которые растут не только ввысь, но и вширь — от взрослых веток вниз начинают отделяться отростки, воздушные корни, которые достигнув земли, укореняются и со временем превращаются в дополнительные стволы дерева. Каждое дерево похоже на рощу. Баньяновая аллея известна как "Hilo Walk of Fame" - многие деревья посажены знаменитостями, например, Ричардом Никсоном, когда он был просто сенатором. Первые деревья были посажены еще в 1934 году и посадки продолжались регулярно до 38, а потом деревья только подсаживали взамен погибших от цунами. Величественные гиганты по обеим сторонам дороги давали "густую и уютную тень", а  "в другой стороне, сквозь бахрому из стофутовых кокосовых пальм, виден был океан: за отмелью — синева, сгущавшаяся у горизонта до темного индиго, ближе к берегу — шелковистые переливы яшмы, изумруда и рубина."


Рецензии
Очень хорошо написали, Елена. Подумал, что наши предки выбрали не самое лучшее место на Земле для проживания.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   13.12.2022 13:38     Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир. Гавайи, конечно, волшебное место, но жить там я бы не хотела. Как без смены времен года?! Вечное лето не по мне.Но вспоминаю свое путешествие с удовольствием. Жаль, здесь нельзя дать ссылку на фотографии - все, о чем написано, сфотографировано.

Елена Каллевиг   13.12.2022 20:41   Заявить о нарушении