Примечания к частям 1-7 книги Российская история и

С тех пор, как книга «Российская история и в шутку, и всерьез» увидела свет, автор убедился в том, что её читают, и среди читателей есть ровесники автора, которым все интересно, но кое-что непонятно, и есть дети, которым многое и интересно, и непонятно. Это и стало причиной создания данных примечаний.

Примечания к части 1 «Славяне».

1. «…у которых не оказалось своего Моисея».
Моисей – еврейский пророк, ведший свой народ из Египта в Землю Обетованную (нынешний Израиль).

2. «…по белке с дыма».
То есть – с очага, с дома.

3. «Одни считают, что варяги — это потомки скандинавских викингов, другие — что это сами викинги. Ильменские же словене считали варягов варягами».
Верховный бог викингов – Один. В 907 году правивший Русью Олег (которого некоторые исследователи считают скандинавом, носившим имя Хельге) заключил мирный договор с византийскими императорами Львом и Александром. Скрепляя договор, греки целовали крест, а Олег и его дружинники клялись своим оружием и своими богами Перуном и Велесом. Об Одине речи нет, зато налицо сразу два славянских бога – покровитель русских дружинников Перун-Громовержец и бог скота Велес. То есть, варяги, установившие свою власть в Новгороде, а затем и в Киеве, были славянского происхождения.

4. «…никак не могли породить государство».
Согласно «норманской» теории, использованной автором в исключительно художественных целях, до появления Рюрика восточные славяне были диким народом, не способным на самоорганизацию. Но это утверждение было опровергнуто историками, обосновавшими невозможность создания государства «на пустом месте», и приведшими доказательства разложения родового строя у восточных славян и наличия признаков государственности в рамках отдельных племен и племенных союзов. Рюрик же был представителем военной демократии, возникшей на развалинах родовой общины и взявшей власть в свои руки.

5. «…и не дали варягам дань».
Из Повести временных лет (русская летопись): «В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом».

6. «Так и не разобравшись с картой, разрезали ее на пятьдесят четыре части и нанесли на них четыре масти».
Авторская версия появления карточной игры в России.

7. «…по числу племен, участвовавших в изгнании варягов».
Ильменские словене, чудь, меря, кривичи.

Примечания к части 2 «Бедный Рюрик!».

1. «Бедный Рюрик!».
В трагедии Шекспира «Гамлет» фигурирует череп шута Йорика, держа который, датский принц Гамлет восклицает: «Бедный Йорик!». В 14-м выпуске киножурнала «Ералаш» подросток, пересказывающий другу содержание фильма «Гамлет», говорит: «Бедный Юрик, бедный Юрик!..» В данном случае эпитет «бедный» применен к князю Рюрику, в отношении личности которого сломано немало копий. В частности, по одной из версий, Рюрик – это конунг Рёрик Ютландский датского происхождения, по другой – западнославянский князь и зять восточнославянского князя Гостомысла, по третьей – шведский конунг, по четвертой – норвежский…

2. «Причиной образования Древнерусского государства послужило изгнание варягов восточными славянами в 862 году и призвание варягов теми же славянами в том же году».               
О «норманской» теории образования государства у восточных славян см. примечание 4 к части 1.

3. «…какое-то море – не то Русское, не то Варяжское».
Русским морем в X-XIVвеках называли Черное море. Варяжским морем восточные славяне называли Балтийское море.

4. «…искать их надо на другом берегу Ильменского озера, в крайнем случае – Ладожского, которое не местные варяги вполне могли принять за море».
В древности озеро Ильмень называли Словенским морем.

5. «…в телохранители к византийскому базилевсу».
Базилевс (василевс) - титул правителя Византийской империи. Последнее упоминание о варяжских наемниках в Византии содержится в «Повести о взятии Царьграда фрягами» (взятие Константинополя крестоносцами в 1204 году).

6. «…варяги живут на южном побережье Балтийского моря».
В IX веке западнославянские племена занимали обширные территории на землях нынешней Германии; в частности, между реками Одрой (нынешний Одер) и Лабой (Эльба) жили полабские славяне, а на территории нынешней Калининградской области жили славянские племена пруссов. В XII-XIII веках в результате Северных крестовых походов славяне на этих территориях были частью истреблены, частью – онемечены.

7. «…искать их надо или у свеев, или у данов, а может – у урманов».
Свеи, даны, урманы – предки нынешних шведов, датчан и норвежцев. Согласно «норманской» теории, основатель Древнерусского государства Рюрик – выходец из Скандинавии.

8. «…называвшихся русью, как другие называются свеями, а еще другие – данами».
Из Повести временных лет: «И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти». Данное свидетельство летописи является краеугольным камнем «норманской» теории: варяги-«русь» стоят в одном ряду со шведами и норманнами, следовательно, они – скандинавы. При этом в стороне остаются упомянутые здесь же англы и готландцы – германские племена, никогда не жившие на Скандинавском полуострове.

9. «Много белок в наших лесах, а охранять их некому».
Из Повести временных лет: «Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: “Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами”».

10. «…с Трувором и Синеусом, которых одни считают братьями Рюрика, а другие – его “своим домом” и “верной дружиной”».
Согласно «Повести временных лет», когда славяне призвали варягов, к ним прибыли три брата – Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. По мнению некоторых ученых, два брата – это ошибка перевода: на самом деле «Синеус» представляет собой искажённое старошведское sine hus - «свой род», а «Трувор» - thru varing, или «верная дружина». То есть летописец использовал скандинавское предание, значение всех слов которого он не понимал. А Рюрик на самом-то деле пришёл не с братьями. А со своим родом и верной дружиной. Но эта гипотеза имеет свое слабое место: получается, что всю свою родню Рюрик отправил в Белоозеро, а дружину - в Изборск. Не по-русски как-то…

11. «…которого одни называют Игорем, другие — Ингваром, третьи — вообще не сыном Рюрика».
Ингвар – скандинавское имя, что, по мнению «норманистов», подтверждает скандинавское происхождение русской княжеской династии. «Антинорманисты» считают, что сына Рюрика звали именно Игорем, что более созвучно нашей речи. При этом некоторые исследователи сомневаются в том, что Игорь был сыном Рюрика; они считают, что в 877 году, когда родился Игорь, Рюрик вряд ли мог иметь детей: ему было 47 лет, а жить оставалось всего два года. Игорь, по их мнению, мог быть сыном Олега, который, формально не являясь князем, объявил своего сына потомком Рюрика, то есть «наградил» его княжеским титулом. Автору не известна причина смерти Рюрика, но он знает немало случаев, когда отцами становились и в более зрелом возрасте, и буквально накануне смерти…

12. «Сами норманны Рюрика за своего не признавали».
Ни в шведских, ни в датских, ни в норвежских исторических исследованиях нет сведений о викингах, ставших правителями славян.

13. «…в отличие от английских королей, объявлявших себя законными государями Франции».
В XIV веке английская королевская династия Плантагенетов, связанная узами родства с французской династией Капетингов, заявила претензии на французский престол.

14. «Была, правда, одна попытка отыскать останки Рюрика в резиденции датских королей Эльсиноре».
См. примечание 1.

Примечания к части 3 «Первые Рюриковичи».

1. «…к его шурину Олегу».
Олег являлся правителем Руси и после того, как достиг совершеннолетия сын Рюрика Игорь. Это с большой долей вероятности указывает на родственную связь Рюрика и Олега, поэтому автор поддерживает версию тех историков, которые считают Олега шурином Рюрика.

2. «…прибил щит на врата Царьграда и принял смерть от своего коня…».
См. «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

3. «…обозвать Киев матерью городов русских».
После захвата Киева в 882 году Олег объявил этот город мужского рода «матерью городов русских».

4. «…он был убит в земле древлян, как было официально объявлено – при попытке сбора лишней дани».
Даты жизни князя Игоря – 875-945. Автору кажется неубедительным рассказ о том, что дружинники убедили 70-летнего князя дважды взять дань с древлян. Учитывая, что упоминаемый при этом воевода Свенельд в 972 году ушел с большей частью войска в Киев, оставив князя Святослава Игоревича на Днепре, где тот был убит печенегами, вполне вероятна версия об убийстве Игоря его же воеводами.

5. «…три эпизода Ольгиной мести древлянам – чистой воды плагиат со стороны летописцев».
Трудно сказать, кто у кого заимствовал легенды, но изощренная месть Ольги, которая большей частью исследователей признается славянкой, больше пристала бы жене скандинавского конунга. Например, шведская королева Сигрид Сторрада сожгла двух своих женихов: «А она посчитала себя униженной тем, что к ней посватались мелкие конунги, а их самоуверенными, поскольку они посмели мечтать о такой королеве, и поэтому сожгла она тогда их обоих в доме одной ночью» (Рыдзевская Е.А. Древняя Русь и Скандинавия IX – XIV вв.). А летописный рассказ о сожжении Ольгой Искоростеня напоминает деяния багдадского эмира Ибн-Хосрова из «Всеобщей истории» Стефана Таронского (жил на рубеже X-XI веков): «При осаде одного города жители не соглашались сдать его; тогда эмир, в доказательство покорности, потребовал, чтоб из каждого дома дали ему по собаке в виде дани. Город стоял недалеко от тростникового леса, и в нем все дома были построены из тростника. Когда он получил надлежащее количество собак, приказал обмазать их нефтью, поджечь и пустить. Все они сквозь водосточные отверстия городской стены пролезли в город по домам своим и таким образом зажгли весь город».

6. «…где приняла христианство, пидманув еще и посватавшегося к ней византийского базилевса».
В 955 (по другим данным - в 957) году Ольга посетила Константинополь. По легенде, пораженный её красотой и умом император предложил ей брачный союз. Ольга, не отвергая предложение, изъявила желание креститься, попросив императора стать её крестным отцом. Базилевс согласился, и после обряда крещения напомнил о своем желании жениться, но Ольга ответила, что по христианскому закону отец не может жениться на дочери…
Пидманув – украинское «обманув».

7. «…Ольге в год крещения было далеко за шестьдесят».
По одной из версий, поддерживаемой многими исследователями, Игоря на Ольге женил Олег Вещий, умерший в 912 году. Даже если брать минимальный брачный возраст для славянской девушки – 12 лет, в 955 году Ольге было если и не за шестьдесят, то за пятьдесят лет точно. Но автор, учитывая ряд обстоятельств, в частности, возможность князьям-язычникам иметь нескольких жен, упоминание в источниках жены Игоря по имени Хельга, а также рождение в 942 году Святослава Игоревича, считает, что на самом деле было две Ольги, младшая из которых и стала героиней мифа об обмане византийского императора.

8. «…ко всем своим оппонентам обращался на “Вы”». 
Слова Святослава, обращенные к волжским булгарам до начала похода 864 года: «Хочу на вы (т.е. на вас – прим.авт.) идти».

9. «…потрясая чубом, который одни историки считали знаком его высокого происхождения, другие – символом власти над печенегами, а третьи – признаком происхождения князя от запорожских казаков».
Автор считает, что знаком высокого происхождения Святослава являлась серьга в ухе, оселедец же, скорее, дань какой-то старорусской моде, в дальнейшем возрожденной запорожцами.

Примечания к части 4 «Крещение».

1. «Олег убил Люта; Ярополк убил Олега; Владимир убил Ярополка…».
Мотивы Евангелия от Матфея, глава 2: «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его...».
После смерти Люта его отец Свенельд уговорил Ярополка наказать Олега. Ярополк с войском вторгся в Древлянскую землю. Войско Олега было разбито, сам он погиб, пытаясь укрыться в городе Овруче. Позднее Ярополк был убит варягами, служившими Владимиру.

2. «…Рогнеда отказалась стягивать с него грязные сапоги».
В X веке вступление в брак символизировалось обрядом разувания мужа. Княжна Рогнеда ответила сватам Владимира: «Не хочу разуть робичича (т.е. сына рабыни, каковой являлась мать Владимира Малуша)».

3. «…доказательства происхождения Малуши от древлянского князя Мала».
Некоторые историки считают, что Ольга после сожжения Искоростеня взяла к себе детей древлянского князя Мала.

4. «…Ярослава, который позднее попортит отцу кровь».
В 1014г. Ярослав, будучи наместником отца в Новгороде, откажется присылать в Киев ежегодную дань.

5. «…обзаведясь по пути несколькими сотнями наложниц».
Из Повести временных лет: «…наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове». Очевидно, летописец несколько преувеличил количество наложниц, стремясь поставить Владимира в один ряд с царем Соломоном, но и достаточных доказательств их отсутствия у князя-язычника пока не приведено.

6. «…получил в народе прозвище “Красно Солнышко”». 
Прототипами князя Владимира Красно Солнышко из русских былин были Владимир Святославич и его правнук Владимир Мономах.

7. «…одни поклонялись Перуну, другие — Хорсу, третьи — Семарглу, и не было среди россиян духовного единства, и не все знали, что княжеская власть дана от Бога».    
Христианство, в отличие от язычества, природу власти возводит к божественному началу.

8. «Но если Киев был крещен водой, то Новгород — огнем и мечом».
По приказу Добрыни дома не желавших креститься новгородцев были подожжены, в это же время войско киевского тысяцкого Путяты прорвалось в центр Новгорода, сломив сопротивление поборников язычества. Об этих событиях писали: «Добрыня крестил огнем, а Путята – мечом.».
               
9. «…потом его же, окаянного, вместе с женой под арест сажать, чтобы не плели по углам заговоры всякие».
Святополк, вошедший в историю с прозвищем «Окаянный», летом 1015г. находился с женой и её духовником – кольбергским епископом Рейнберном, в Киеве, где искал сторонников для свержения Владимира. Узнав о заговоре, Владимир приказал посадить всех троих в тюрьму, из которой Святополк был освобожден после смерти Владимира.

10. «…Бориса с дружиной отправлять ловить этих самых печенегов».
В начале лета 1015г. Владимир получил известие о вторжении печенегов в южные земли Руси. Против них был отправлен Борис с войском, предназначенным для похода на отказавшийся платить дань Новгород. Борис дошел до реки Альты, но никаких печенегов здесь не оказалось. Вполне возможно, что имела место масштабная дезинформация со стороны либо Ярослава, либо сторонников Святополка. В последнем случае последовавшая в июле смерть Владимира вряд ли была случайной...

11. «…князь Владимир умер, не оставив завещания».
По распространенному мнению, Владимир собирался назначить своим преемником Бориса.

Примечания к части 5 «Карусель».

1. «…двое первых стали святыми, а третий — нет, так как попытался бежать вместо того, чтобы ждать, когда зарежут». 
Согласно Нестору Летописцу, Борис и Глеб, зная о намерении Святополка убить их, покорно ждали своей участи. Святослав бежал, но был настигнут и убит. Конечно же, к лику святых он не был причислен не из-за этого, а потому, что был рожден языческой женой Владимира, и даже если в дальнейшем и был крещен, это не ставило его вровень с Борисом и Глебом, рожденными последней женой Владимира, Анной, и бывшими, соответственно, «настоящими» христианами.

2. «…о похождениях бравого солдата швей...».
«Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны» - сатирический роман чешского писателя Ярослава Гашека.

3. «…из чего был сделан вывод о непричастности Святополка к гибели братьев».
Эта неофициальная версия приобретает все бо;льшую популярность. Автор допускает, что мотивы для убийства могли быть и у Ярослава (также не единоутробного брата Бориса, Глеба и Святослава), но считает, что больше возможностей было все же у Святополка.

4. «Предслава разбудила Ярослава, Ярослав ударил в вечевой колокол и разбудил новгородцев».
Цитата из статьи В.И. Ленина «Памяти Герцена»: «Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию.».
Предслава – сестра Ярослава Мудрого, принимавшая активное участие в его борьбе со Святополком.
А.И. Герцен и Н.П. Огарев издавали газету «Колокол». Вечевой колокол – колокол на площади у Софийского собора в Великом Новгороде; его звон созывал новгородцев на народное собрание – вече.

5. «…Мстислав побил Ярослава, но прогонять не стал».
В 1024г. в битве при Листвене Мстислав разбил войско Ярослава, после чего братья поделили Русь на две части. Правителем всей Руси Ярослав стал после смерти Мстислава в 1036 г.

6. «…повыгонял печенегов с Руси, понастроил церквей, понаписал “Русской правды”, повыдавал дочерей замуж за иностранцев».
В 1036г. Ярослав разбил печенегов под Киевом, и на месте сражения построил храм Святой Софии.
«Русская правда» - древнерусский письменный свод законов, составление которого началось при Ярославе.
Анна Ярославна была выдана за французского короля Генриха I, Анастасия – за венгерского короля Андрея I, Елизавета – за норвежского принца Гаральда.

7. «…и прозвали люди русские Ярослава “Мудрым”».   
Согласно Н.М. Карамзину, «Ярослав заслужил в летописях имя государя Мудрого».

8. «…суздальский стол».
«Стол» какого-либо княжества – синоним слова «трон».

9. «Позвенев мечами, освободят князья свой род от лишних Рюриковичей».
Собственно, гибель князя в сражении – явление крайне редкое; чаще всего Рюриковичи умирали в изгнании.
               
Примечания к части 6 «Нашествие».

1. «…был некий батька, примерно наказавший отбившихся от рук младших родственников».
По версии альтернативных историков, отрицающих факт нашествия татаро-монголов на Русь, под татарами в летописях понимаются русские, не принявшие христианства; оставшиеся верными языческим богам, они под руководством князя Батьки (Батыя) в 1237 году начали карательный поход против княжеств, в которых христианство получило широкое распространение. При этом не принимается в расчет то обстоятельство, что после разорения русских земель войско Батыя вторглось в Западную Европу и дошло до побережья Адриатического моря.

2. «…турне по Золотому кольцу России».
В Золотое кольцо России входят города, подвергшиеся татаро-монгольскому нашествию: Владимир, Суздаль, Ярославль…

3. «…Неврюя нашлем с его ратью»,
«Неврюева рать» - карательный поход золотоордынского войска под командованием царевича Неврюя на Русь в 1252 году.

4. «…Мамая не стоит: он все иго испортит…».
Разгром Мамая на Куликовом поле в 1380 году положил начало освобождению Руси от золотоордынского ига. 

5. «Эй, Ши Лиц!».
Прототипом китайского разведчика Ши Лица является герой «Семнадцати мгновений весны» Штирлиц.

6. «…нам завоевывать Русь помогал князь Ярослав?».
По различным альтернативным версиям, отец Александра Невского Ярослав Всеволодович или был тем самым Батькой из примечания 1, или активно вредил своему брату великому князю владимирскому Юрию в его борьбе с татаро-монголами, рассчитывая после победы последних занять его место. Вторая версия основана на том, что в 1238 году, сразу после гибели Юрия Всеволодовича, Ярослав стал великим князем владимирским, а в 1243 году получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение Владимирское; но кроме того, что смерть Юрия была выгодна Ярославу, каких-либо доказательств помощи Ярослава Батыю в завоевании Руси не имеется, в связи с чем данную версию следует признать необоснованной.

7. «…Сартака с войском отправил помогать сыну Ярослава Александру бить немцев на Чудском озере».
Некоторые «исследователи» пишут, что весной 1242 года, еще до Ледового побоища, Александр Невский побывал у Бату-хана, побратался с его сыном Сартаком и получил золотоордынский отряд вместе с этим самым Сартаком для войны с Ливонским орденом.  Не говоря о том, что сведений об участии татаро-монголов в Ледовом побоище нет ни в русских летописях, ни в «Рифмованной ливонской хронике», эта версия неубедительна хотя бы по тому, что Батый в это время воевал где-то в Силезии, а война Новгорода с Ливонским орденом была в самом разгаре, и Александру просто некогда было разъезжать по Европам в поисках воинственного хана.

8. «…не могли татары скрытно подойти к стану великого князя владимирского на реке Сити?».
По версии, рассмотренной в примечании 6, татаро-монгольское войско к лагерю Юрия Всеволодовича привел князь Ярослав.

9. «…не могло большое конное войско прокормить коней зимой?».
Довод сторонников версии междоусобной войны на Руси в 1237-1242 гг.: монголы не могли пойти в поход на Русь зимой, так как их лошади, умеющие добывать траву из-под снега в степях, разбили бы копыта о русский лед. Автор не намерен вступать в дискуссию насчет твердости копыт монгольских лошадей, но присоединяется к мнению о возможности добычи фуража иным способом, в первую очередь, посредством изъятия сена у населения.

10. «…там разбираться в китайской грамоте было некому».
Авторский экскурс в 1618 год: первое русское посольство в Китай вернулось с грамотой, написанной иероглифами. Так как в Посольском приказе китайской письменности никто не знал, грамота пролежала в архиве более пятидесяти лет.

11. «…наградив китайцев орденом Дружбы народов, отправился на зимнюю рыбалку».
Орден Дружбы народов – государственная награда времен существования Советского Союза; данным орденом награждали за заслуги в укреплении межнациональной дружбы и сотрудничества.
В январе 1238 года великий князь Юрий ушел с дружиной в северные земли Владимиро-Суздальского княжества, и встал лагерем на реке Сити.

12. «…немцами, приславшими хану грамоту папы римского».
В вопросе о причине, заставившей Батыя отказаться от похода на Новгород, угроза весенних половодий играет главную роль. Однако находятся скептики, считающие, что войску Батыя было вполне по силам и дойти до Новгородских стен, и взять их штурмом. Основной причиной отступления Батыя они считают своевременное признание новгородцами власти монгольского хана и богатый откуп. Пользуясь отсутствием объяснений со стороны самого Батыя, автор приводит еще одну версию, основанную на закрепившемся в памяти фрагменте из послесловия к роману «Айвенго» в одной из редакций около 1980г., где указано, что рыцари-тамплиеры были проводниками Батыя в его походе на Русь.

14. «…в сарай регентши Дорегене-Хатун в Каракоруме».
«Сарай» в переводе с иранского – «дворец».

15. «…с поздравлениями по поводу кончины ее мужа».
Дорегене-Хатун была одной из четырех главных жен великого хана Угэдэя, назначившего своим наследником внука Ширамуна, рожденного его другой женой. Но после смерти Угэдэя Дорегене совершила переворот в пользу своего сына Гуюка, и, поскольку он в то время находился в военном походе, взяла власть в свои руки.

16. «…так называемой “Желтой капеллы”».               
«Желтая» - по цвету кожи китайцев. Прототип - «Красная капелла», наименование, присвоенное гитлеровской контрразведкой группам антинацистского движения и разведывательных сетей, контактировавшим с СССР.

Примечания к части 7 «О, жизнь! Ты — спорт!».

1. «О, жизнь! Ты — спорт!».
Глава названа по аналогии с одним из лозунгов СССР: «О, спорт, ты – мир!».

2. «…в бою без правил на берегу реки Невы».
Невская битва. Войско новгородского князя Александра Ярославича одержало победу над шведскими рыцарями.

3. «5 апреля 1242 года на льду Чудского озера».
«Ледовое побоище». Войско Александра Невского одержало победу над рыцарями Ливонского ордена.

4. «Немцам не было равных в синхронном плавании».
Строго говоря, рыцари массово ушли под лед не в 1242-м на Чудском озере, а в 1234-м году на реке Омовже, где их разбил отец Александра Невского Ярослав Всеволодович. Но в России образ тонущих рыцарей прочно связан с фильмом Эйзенштейна «Александр Невский», где одно событие было органично совмещено с другим.

5. В 1374 году в золотоордынской столице Сарай-Берке запылал олимпийский огонь, доставленный новгородскими ушкуйниками на их знаменитых байдарках.
Ушкуйники – новгородские пираты, ходившие в походы на больших легких лодках – ушкуях. В 1374г. они захватили и сожгли столицу Золотой Орды – город Сарай-Берке.

6. «8 сентября 1380 года на состоявшемся на Дону первенстве мира по легкой атлетике в дисциплине «Марафонский бег» с большим отрывом победил монгол Мамай».
Куликовская битва. Разгромленный Мамай бежал в Крым, где был убит.

7. «…мурзе Бегичу, за пару лет до этого в несколько прыжков преодолевшему реку Вожу».
Бегич – военачальник Золотой Орды, отправленный Мамаем в карательный поход на Москву в 1378 году. На реке Воже был встречен войском князя Дмитрия Ивановича; преодолев реку вброд, войско Бегича было разбито, сам он погиб в сражении.

8. «…с неким Тохтамышем».
Тохтамыш – хан Золотой Орды с 1380 года.


Рецензии