Глава 27. На границе беспокойно

                СЕВЕРОМОРСК.
                13 СЕНТЯБРЯ 1987 ГОДА.

             В одном из тяжелейших подразделений радиотехнической бригады Дальние Зеленцы был размещен пункт наведения истребительной авиации, поэтому готовность техники подразделения была под особым контролем. Климатические условия были таковы, что морской воздух и соляной туман на побережье уничтожали металлические антенны локаторов в течение  двух-трех лет. Недаром поблизости был расположен институт Баренцева моря. Институт, кроме флоры и фауны, изучал воздействие климата на различные объекты. Основная радиолокационная станция подразделения пришла в негодность, и свернутая стояла на причале, готовясь к отправке в капитальный ремонт. Подмены не было. Другие станции в тот день не несли дежурства.

             Кольский корпус ПВО, куда входила радиотехническая бригада охранял северные границы СССР, около которых с разведывательными целями курсировали самолеты НАТО. Их интерес к побережью Баренцева моря с базами советских атомных подводных лодок, был настолько велик, что летчики вылетали на перехват вражеских самолетов по нескольку раз в день. Средствами разведки бригады рано утром был обнаружен патрульный самолет «Орион» ВВС Норвегии. Самое неприятное, что этот норвежский самолет-разведчик мог находиться в воздухе без посадки и дозаправки топливом до 12 часов, контролируя перемещение советских кораблей и подводных лодок.
          Самолет, во-первых, находился в опасной близости от воздушной границы СССР, во-вторых, упорно бросал радиобуи по проходящим атомным подводными лодкам, выходящих из Кольского залива на боевое патрулирование.
          
               С аэродрома Килп-Явр подняли на перехват норвежца истребитель Су-27.  За штурвалом истребителя находился Василий Цимбал. Василия недавно перевели с Дальнего Востока. Там, он пролетая над американским кораблем, сдул с палубы вертолет. За хулиганство из дальневосточника он переквалифицировался в северянина.  Едва летчик увидел норвежский самолет, барражировавший над нейтральными водами около советской границы с явно разведывательными целями, как у него в голове тут же созрел план. Его истребитель проносился вокруг вражеского самолета не то, что на опасном расстоянии, он чуть ли, не задевал днищем своего истребителя кабину пилота «Ориона». Крутил вокруг него фигуры высшего пилотажа, несколько раз имитировал заход на атаку.
          Трудно себе представить, что испытывали в это время пилоты разведывательного самолета. Особенно тяжело им пришлось в тот момент, когда Василий Цимбал килем все-таки зацепил винт «Ориона», который сломавшись, пробил обшивку норвежского самолета. В итоге самолету-разведчику все же пришлось покинуть территориальные воды около советской границы и уйти на базу.
        Тем не менее, напоследок Цимбал снова догнал норвежца и сбросил немного топлива на кабину пилота. Большего унижения для пилота «Ориона» и придумать было нельзя.
      
       Вечером того же дня советскому послу в Норвегии была вручена нота протеста. Летчики и штурмана свалили инцидент на отсутствие радиолокационного контроля – опасное сближение результат плохой работы локаторов радиотехнической бригады.
       Сергей Петрович, соответственно, был наказан за якобы «плохое» состояние техники. Однако внеочередная проверка показала высокую готовность техники подразделения. Интенсивность разведывательных полетов после этого случая заметно снизилась.

Продолжение http://proza.ru/2022/12/14/74


Рецензии
Молодцы ребята!
Не иначе перепугали "натовцев" до посинения.
Вопрос в том, когда потомки их начнут сбивать над Черным морем.

Реймен   02.01.2024 17:49     Заявить о нарушении
Практически все летчики севера имели такой уровень подготовки. Верю, что сейчас не хуже.
А шум был до самого ЦК. Но выдержали. В ГУКе лежало мое представление на орден. Срочно отозвали.
С уважением,

Александр Щербинко   02.01.2024 19:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.