Пушкин Психо- и судьбо-анализ. Экзерсис 1-4

 Экзерсис 1(4) заметок Дневника ДИП на тему психо

***
А.С. Пушкин (АСП) – феминист

Пушкин в «Table talk»: «He смешно ли почитать женщин, которые поражают нас быстротою понятия и тонкостию чувства и разума, существами низшими в сравнении с нами! Это особенно странно в России, где царствовала Екатерина II и где женщины вообще более просвещены, более читают, более следуют за европеи;ским ходом вещеи;, нежели мы, гордые Бог ведает почему». За «европеи;ским ходом вещеи;» и в творчестве, и в жизни следовал и сам Пушкин.

на зеркало неча пенять коли рожа крива

смелость эротической религиозности

— «Что такое «писатель»?  Брошенные дети, забытая жена, и тщеславие, тщеславие… Интересная фигура.»   В.В. Розанов

***
 Либертинаж и либерализм

В 1821 АСП пишет своего Наполеона, в котором его герой наделен демонической силой освободителя:
Хвала!.. Он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал.
Пройдя своей первый Перекресток Судьбы, приняв на со-жительство и прописав в себе злобного гения Демона,  приняв роковое  решение о вступлении в его воинство, Пушкин  после «Демона» и «Сеятеля» в письме от 01.12.1823 пишет: <строки о свободе в Наполеоне (1821) были моим последним либеральным бредом. Именно против них он выставил своего безнадежного «Свободы сеятеля пустынного» с зародышем идеи о Великом Инквизиторе. Это был шедевр его демониады… : какая еще такая бредовая Свобода  внутренняя и внешняя, какой еще Вечный Мир!? Демон и я в его стане = вот тема, вот метафабула и метасюжет!  При этом И,Х, в нем назван иронично «умеренным демократом» ,а Сеятель – подражанием Ему и Его усилиям утописта и фантаста: проповеди И.Х. – суть политпрограмма, но  хотя и оч. умеренная, неисполнимая никогда и никем.
 
***
Ци! Тата! 
Тебе под 70 …
Уступать ли тебе место другим?  Джентльмен уступит место даже в гробу…

***
Психо – душеведение

Гоголь - Лики без душ и Достоевский - души ликов или лики душ …
Душа обнаруживается лишь по смерти. 
У некоторых душа до смерти отрывается и  летит в ад
В глазах Гоголя застрял леденящий осколок дьяволького зеркала – так было потом и с Кайем Андерсена
ФМД  надо, чтоб ты испугался самого себя – как он сам = ибо есть человек в человеке, тот, что таится
Мертвые души – повесть о России – стране уродов без душ

Боратынский о Сущем и Вечности
В тягость роскошь мне твоя
О бессмысленная вечность…

– грозные вопросы морали и муки совести души – Страшная месть
Сократ: Знание есть припоминание того, что душа уже знает – только ты не сознаешь умом вместе с душой. Вот что значит «заглянуть в душу».  Муж видит наяву сон жены = это действует ее душа, но не она сама (сказ «Страшная месть» Гоголя из Вечеров - 1831).  Это повесть АСП «Гробовщик» породила, задала и передала мотив душ мертвых русской лит-ре на разработку. 

Гоголь справился с задачей так, что неистовый Белынский предложил ему трон обмершего от удивления и кончины таланта Пушкина. Гоголь возрадовался и 10 лет преодолевал в себе идола Пушкинизма, выдан в 1846 = Пушкин – поэт и ничего больше. Но в1855 Аполлон Григорьев врезал: не, Коль, не суетись и не сморкайся как Вий в подол Шинели своим Носом = у нас уже есть Наше Всё – Пушкин! Страшная была месть Гоголя Пушкину и Григорьева всем врагам его.
Бочаров: Это все грозные вопросы морали – они в генетической памяти русской литературы и мысли

***
Аристократизм АСП

Мы не скифы, не люблю,
Други, пьянствовать бесчинно

***
Перекрестки Судьбы и их знаки

Рубикон-Позиция бытия поэт-человека Пушкина выхода на Перекресток Судьбы (ПС), принятое им решение и выбор им исхода и направления следующего пути с перекрестка  четко и недвусмысленно обозначены в поэзии. Таких судьбоносных ПС было три  и есть в лирике Пушкина три семафора или три ключа от дверей к бетонной тропе на Черную Речку: 
1823 - ПС с проблемой выбора между Богом и Дьяволом - рассказ об исходе в демонизм в стихотв. Демон, 
1826 - ПС с проблемой компромисса по делу декабристов  - рассказ об исходе в сервилизм в стих. Пророк
1835 - ПС с проблемой чести – рассказ о принятом решении подвига и жертвы  в Памятнике.
Демон – это продажа души дьяволу, Пророк – это продажа себя с потрохами царю, Памятник – это памятник.
Пророк – это программное заявление Пушкина о принятом им на ПС-26 решении отступника от дела либералов и оппозиционеров власти: он согласен быть не Поэтом со своим собственным голосом-мнением оппозиционера и свободной самостоятельной личности, а Пророком – рупором идей, поведений и настроений власти, он добровольно согласен быть слугой царя и вещать о его указах полновластно самодержца и государя.

***
Русские метасюжеты -  метели

«Бесы», «Метель», «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
«Метель» В. А. Соллогуба,
«Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя,
«Метель» Л. Н. Толстого,
«Горе», «Тоска» А. П. Чехова.

***
О приданном невесты,  проданной Карс и купленной Поэтом

Гончаровы Пушкина просто "надули" или "объегорили". Да, наобещали они много и даже медную неликвидную бабу похожую на Ек-2 всучили. Но вот на свадьбу и первое устройства быта "молодых" потребовали 12 тысяч. В итоге, верный торгам с тещей, кою АСП звал "Карс", поэт заплатил за невесту эти деньги, так к нему и не вернувшиеся. По брачному контракту НН за долги мужа и его дела она не отвечала ... Лучшим доказательством того факта, что НН была сделана намеренно бесприданницей и осталась ей до последнего вздоха ее первого мужа остается ее письмо к посватовавшемуся АСП с просьбой не отступать и взять ее в жены БЕЗ ПРИДАННОГО. Текст этого письма опубликован. Свату от Пушкина Ф. Толстому не отказали и не сказали "да". Пушкин продолжил свой вояж на Кавказ... Вторым доказательством этого положения дел были итоги моск. ярмарки невест 1829-1830 = на бесприданницу никто не позарился! После пролета на торгах невест при втором сватовстве на Пасху 6 апреля 1830 все Гончаровы хором крикнули: Да! Бери! но плати... Пушкину отец дал в аренду Кистеневку ... Ободрав ее крестьян осенью 1830 до нитки, поэт наскреб нужную сумму и, увы, ее не проиграл в карты... А надо бы. Показательно: примчавшись в Болдино он с дороги записал ... не гимн любви и счастью = он записал БЕСОВ! Поэтому важно отделять мух от винегрета: была ли НН бесприданницей или Пушкина нагло обманули?
Два сапога = пара. Но из этой пары автор статеек в защиту женки Нашего Всего один сапог слишком необъективно не любит .   В итоге картина получается кривой и близорукой... а ля ННГ.... Но вот конфуз - один сапог нелюбимый автором стал Нашим Всем, а второй сапог со сбитым на плясках в Аничковом каблуком пришел в в конце жизни с повинной : Я виновата в свидании...  Это хотя бы чистосердечно и за давностью лет простительно, но все еще больно...

***
Либертин

 либертинами назвали отпущенных на волю рабов!
Возможно, что такой раб, став либеритном и ошалев от дарованной или купленной свободы, часто не признавал никакой морали = он ее не знал и не был ею обучен и приручен... а совесть нутрянная - она мож и есть у всякого, но как ею пользоваться ? = нужны инструкции и стимулы ... для волов...
Выйдя из Лицея, АСп был природный либертином и рванул по борделям и кабакам…. Потом на юге он встретил идейных либертинов типа Реавский и поигрался в эту игру маркизов де Сад 18 века, даже брал уроки афеизма…

***
Психо

Есть у литературоведов версии (Канарская Е. Образ Чичикова - связующее звено между реальным и ирреальным мирами, Кривонос В. Ш. Чичиков в «Мертвых душах» между человеком и нечеловеком), что некоторые лит герои, ставшие затем литерат. архетипами, были для автором средством связи реального мира с мистическим, средством перехода из одного в другой  со столь тонкой гранью или с таким низким порогом у Двери, что читатель и не замечает в каком он пространстве и как в нем ориентироваться. Это случаи с  Евгением в Медном всаднике, с Татьяной Лариной во сне и наяву, с Германом в ПиДе, С Чичиковым в М.Д.


Рецензии