Латышский борщевик

Несколько лет тому назад я отдыхал в санатории на окраине Пскова. Представилась возможность поехать на однодневную экскурсию в Ригу, тогда это ещё было можно. У меня к Риге особое отношения. Летом 1967 года, когда мне было 7 лет, мы с родителями отдыхали в Юрмале. Прибалтика для советских людей была такой вот полу-Европой. Я на всю жизнь запомнил маленькие домики на взморье, утопающие в сирени, рижские мощёные улицы и органный концерт в Домском соборе.
При выезде из Пскова автобус остановился и в него зашло ещё несколько туристов. Рядом со мной села грузная немолодая дама, гиперобщительная, и тут же начала говорить.
- Я жена офицера, в Ригу - первый раз, цель поездки - убедиться, что в Латвии есть борщевик.
-?
- Один знакомый сказал, что ему сказал один латыш, что у них в Латвии нет борщевика, я, конечно, не верю, борщевик есть везде, везде вдоль дороги должен расти борщевик, вот у нас, на Псковщине, сколько его!
И действительно, в окнах автобуса длинной полосой тянулись ядовитые зонтики придорожного сорняка.
Широко распространена легенда, а может быть это и не легенда, а правда, что Хрущёв, заботясь о сохранности колхозного стада, приказал высаживать это растение вдоль дорог, так как коровы, почуя его ядовитую сущность, на дорогу суваться не будут, под колёсами автомобилей не окажутся. И борщевик, как и всё плохое, начал разрастаться быстро, могуче.
Переехали границу и, о чудо, зонтики исчезли. Моя соседка пригорюнилась, но надежду не потеряла и вперилась в оконное стекло.
Примерно через полчаса автобус был оглашён радостным воплем:
- Борщевик!!! У них тоже растёт борщевик!!! Вот, смотрите! Видите?
Действительно, вижу растение со знакомыми очертаниями, но как-то странно... Оно маленькое и растёт на грядке. Кому может прийти в голову выращивать на грядках сорняк?
И тут сосед сзади наклоняется к нам и говорит:
- Мадам! Это тмин.
- Какой ещё тмин?
- Это такая приправа. Латыши очень любят, добавляют в печенье и даже в некоторые сорта конфет.
Дама погрузилась в чёрную депрессию из которой так и не вышла до конца путешествия.
Она наверняка добрый и не глупый человек, но почему у нас принято считать, что во всех странах, у всех народов всё должно быть одинаково и так, как у нас? Почему - если церковь, то обязательно православная, если обед, то обязательно щи, если мужики отдыхают, то обязательно на рыбалке и с водкой, если одежда, то непременно защитной раскраски, а если президент, то, конечно же, Путин? Представьте себе такую унылую картину: вдоль всех дорог, во всём мире тянутся плантации ожоговых зонтиков, вольно-невольно вызывая апокалиптические ассоциации.


Рецензии