Письмо 3. Как работает наглядность

Я не знаю была ли реклама всегда. Никогда не задавался этим вопросом. Но вот именно контраст двух столичных пространств меня в этом вопросе поразил. Пусть не сильно.

С момента начала событий на сопредельных землях в нашей стране стала работать наглядная уличная агитация. Я не буду говорить о ее качествах и давать ей оценки - удивительно, как спустя сто лет позволяют себе это делать историки, такие, как я, например. Но все же - я о форме, а не о содержании.

Бросился в глаза удивительный контраст - в Москве агитация более историческая, а оттого и более символическая, увязывающее прошлое с настоящим. Вот яркий пример, распространенный особенно в пределах Садового кольца. Здесь на темном цвете изображены две персоны - за заднем плане богатырь в кольчуге, шлеме и латах, а на переднем современный военный, в защитной маске, каске, и с современным оружием в руках. Мне нравится лозунг этого плаката "Время героев выбрало нас". Удивительно, как время когда-то выбирало других и в каком виде они несли и служили этому выбору.

В Санкт-Петербурге принципиально иначе - здесь обращение к традициям русского воинства я так и не увидел. Здесь иной крен - символизм современности. Буква "Z" и хэштег "своих не бросаем". Эти плакаты здесь частое явление - и в метро, и на улице.

Вообще реклама здесь имеет особое значение - город богат на самую разную рекламу. Это выглядит контрастом по сравнению с первопрестольной. У нас как-то реклама есть, но она уже далеко не везде. Ее не увидишь в метро (ни на эскалаторе, ни на станциях), редко встречаются плакаты, почти не встречаются транспаранты.

Конечно, Санкт-Петербург на этом фоне иной - он более интересный, пестрый, разнообразный. Я бы сказал, что он гораздо более красивый. А реклама иной раз добавляет красоты. Но не надо это путать с красками и излишней вычурностью. Вычурность и лишняя пестрота - враг красоты. А город это тоже не всегда красит.

Но на этом фоне любой патриотический плакат выглядит гармонично применительно к местности. Мне было бы странно видеть богатыря в молодом Питере, но увидеть солдата эпохи Отечественной войны 1812 года здесь было бы логично. Это добавляло бы своего шарма и без того гармоничному городу.


Рецензии