psiho Пушкин Психо- и судьбо-анализ Экзерсис 1-5

Психо- и судьбо-анализ
 Экзерсис 1(5) = смесь заметок Дневника ДИП на тему психо (2012-2021)

***
Пиковая Дама (ПиДа)  – повесть о двоении и двойниках

ПиДа - Хтонические силы = двойники героев
1. Германа подменили хтонические силы на его двойника. "Швейцар запер дверь. Окна померкли.  Герман вступил на крыльцо и взошел в освещенные сени. Герман проверил – дверь в сени была заперта". Мог ли Герман пройти сквозь стены или запертую дверь. Мог, если б Пушкин писал сказку или выдумку. Но Пушкин  описал реальную историю, в которой героев подменили реальные персоны из параллельной вселенной… ПЖ:В реальностях быта начала 19 века в этой фразе на самом деле нет мистики: Переяслова Мария в “Герман вошел в сени…” показала: швейцар не запирал дверь в сени на замок – он их плотно прикрыл = двери в домах запирались на замки, только если не было швейцара…

2. Мертвая графиня меняет позу = упав навзничь, она встает, усаживается в кресло и каменеет…
Графиня при виде пистолета у Германа во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою, и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела… Потом  покатилась навзничь и осталась недвижима
 «…“Мертвая старуха сидела, окаменев”. Так Герман видит ее уже на обратном пути из спальни, после того как она “покатилась навзничь и осталась недвижима”. – Вы не находите, что позы умершей не совпадают?»  Герман прошел сквозь запертые швейцаром (дворецким) двери, а может и сквозь стены сеней…ПЖ: графиня не падала на пол навзничь и не помирала в этой позе = ей стало дурно и, отшатнувшись от пистолло Германа, она лишь откинулась в кресле назад и просто замерла (обмерла)

ПиДа – о чем все-таки повесть …
1) Об игре с Роком: Жизнь – банк, Рок – мечет, Я – играю.
“— Случай! — сказал один из гостей.
— Сказка! — заметил Германн”.
Случай – бог изобретатель. Это не сказка и не выдумка. «Случай на службе рока»[173] – кажется, это формула действия «Пиковой дамы». Но у Пушкина есть, мы помним, иное определение случая. Случай – «мощное, мгновенное орудие Провидения». Это определение отчеканено как один из пунктов пушкинской философии истории. Античный Рок и христианское Провидение – различимы ли обе силы в действии роковой, как большею частью считается, повести? Возможно, здесь основной вопрос её понимания.

Герман, решив «играть наверняка», т.е. исключить случай и обмануть Рок … в итоге обдернулся… Бочаров уверяет: в этом обдернулся и есть чудо… Нет, в том, что идя на не-игру (игру наверняка) при полной определенности информации, исключающей случайность исхода партии фараона, Герман в итоге проиграл – нет никакого чуда = Рок сделал всё что мог и показал кто тут Хозяин: Рок = управитель:
Насмешка Неба над землей
замененная в ходе самоцензуры на редакцию:
Насмешка Рока над землей…
Случай – на службе Рока. Герман пытается  обмануть, но Роковые (грозовые) всегда преобладают  и торжествуют.

2) О Хтонических силах, правящих миром.
Реальную старуху, ту, что Герман напугал до обморока и она сползла, покатилась, упала навзничь и осталась недвижима, он обнаруживает затем сидящей и окаменевшей. Когда успела? Старуху подменили на архетип Белой Дамы – призрака из царства хтонических сил. Но и сам Герман не мог пройти сквозь запертые двери – в сени дома старой графини зашел уже не Герман – его двойник из того же царства.
Эти проявившие сущности из Запредельного. Дверь – символ врат границы в мир запретный для непосвященных – для тех кто не способен и не играет в Роком.

ПиДа. Герман
Бочаров С. В семантическом фараоне текста: «Почему-то в легендарном веке графиня с помощью Сен-Жермена и Чаплицкий, ее легендарный любовник, с ее помощью могли успешно играть наверняка, а новому Сен-Жермену (нынешнему тезке или однофамильцу легендарного “святого Германа”) это теперь заказано. Почему — на это ответ вся повесть.» Какой святой имеется в виду?
Святой Герман по Википедии — свободной энциклопедии: Святой Ге;рман — христианский святой по имени Герман. В истории Церкви было несколько таких святых. Нужен же по фамилии ГермаНН… Это Сен-Жермен - Le Comte de Saint-Germain, Сен-Жермен открывает тайну трёх карт графине Анне Федотовне.

***
Придворный чин, Бес и кокюаж

Элла, В литературе встречаются утверждения, что, присвоив Пушкину чин камер-юнкера, император Николай II его сознательно унизил. Это не соответствует действительности. Император хотел приблизить поэта ко двору, но сделать это можно было, только дав Пушкину действующую придворную должность или присвоив почетный придворный чин. Александр Сергеевич имел в то время чин 9 класса на гражданской службе (титулярный советник). Ближайший действующий придворный чин камер-фурьера (7 класс) и на самом деле был бы унижением, низводившим поэта до уровня писаря. Единственным возможным решением было присвоение почетного чина камер-юнкера, что император и сделал.  Другое дело, реальная причина, по которой этот почетный чин бесил Наше Всё...

***
Наша Раша и мозгов каша - Русская земля (летописный термин)

Написание в летописях - «Роуская»/«Руская»/«Руськая»/«Русьская» земля
Повесть временных лет: Руска; земл;. Въ л;т . ;s; . т; . ; индикта . є;; . дн;ь. наченшю михаилу црс;твовати нача с; прозъ;вати руска земл; = В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала называться Руска земля.  и изъбращас; . г; . брать; . с родъ; своими. по;ша по соб; всю русь . и придоша стар;ишии рюрикъ . а другии синеоусъ на б;л;;зер; . а третии изборьст; . труворъ . ; т;хъ прозвас; руска; земл;
Суздальская летопись: Р;с;ска; земл; . Новгородская летопись: Р;с;ска; земл;.  = читать как Русьская

Гиппиус А.А.: Исторические описания и географическая локализация славянских общностей Восточной Европы, в историографии условно называемых «племенами», опирается на 5 комплексов текстов:
1) раннее древнерусское летописание,
2) византийский трактат «Об управлении империей»,
3) латинский трактат «Баварский географ»,
5) иудео-хазарскую переписку и сочинения арабских географов1.
Есть еще несколько единичных упоминаний этнонимов в древнерусских текстах:
1) в Памяти и похвале князю Владимиру Иакова Мниха (список походов из летописи, отличающейся от дошедших до нас сводов),
2) Русской правде (первая статья),
3) Поучении Владимира Мономаха (список путей и войн)
4)  Киево-Печерском патерике (рассказ о Кукше).
На этом информация о славянских племенах X - первой половины XI в. фактически исчерпывается.

***
 АСП и Фортуна

В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой Фортуны и людей
На самом утре наших дней

(строфа XLV = вот и ягодка опять)


Рецензии