Письмо 5. Смерть на севере

Единственное, чего я точно не хотел видеть в Санкт-Петербурге, так это смерть. Но, увы, мысль о ней либо меня преследовала, что было, кстати, редко, либо возвращала к ней.

Смерть, наверное, одна из самых любимых и важных тем в жизни человечества. Мы все знаем, что она когда-то наступит, знаем, что она способна нас догнать, знаем, что она всегда рядом. Важно, что мы не акцентирует внимание на ней. Мы продолжаем жить несмотря ни на что. И это - большая победа человечества.

Смерть, при всем этом, идёт за нами по пятам.

Я уже говорил об этом в сторис, но для не самых наблюдательных и внимательных я расскажу одну историю здесь, в тексте. Когда мы были на мероприятиях в Гатчине, то нашлось окошко, чтобы выйти подышать морозом. Времени, правда, было не так много как хотелось. Но любитель путешествий и архитектуры во мне победил. Я прошел не так много, чтобы открыть дверь в Покровский собор. Белокаменный и голубокупольный этот приход так высоко вздымается над городом (возможно даже, что его здание здесь самое высокое), что не увидеть его нельзя. Но вот открытая дверь открыла для меня... местные похороны. Хоронили какого-то мужчину. Больше я не вдавался, даже не смотрел в сторону скорбящих. Увидел архитектуру собора, его красоту и даже помпезность и ушел.

Да, я встретил скорбь и смерть в Гатчине. Но и Питер не мог меня так легко отпустить.
Помимо того, что как историк я помнил ужас по фамилии Соколов, так я ещё помнил и лиричную и вместе с тем трагичную фигуру Пушкина. На набережной Мойки, в доме номер 12, есть музей - мемориальная квартира, последняя, в которой он жил.

Эту квартиру Александр Сергеевич планировал снимать два года, но срока хватило ровно на 4 месяца. Когда в январе 1837 года он был тяжело ранен, то именно здесь великий поэт и принял смерть. Квартира небольшая, всего 11 комнат, но музей очень гармоничный. Вообще этого музея и не было, его придумали, собрали по крупицам. Здесь есть и воссозданный кабинет, на диване в котором он и принял смерть от огнестрельного ранения. Не думал я это место увидеть. Более того - до сегодняшнего дня я о нем и не знал. Это была старая смерть, но великая. И я увидел и легендарный диван, и комнату, где лежал поэт при свете свечей, и посмертную маску, подаренную его подруге.

Вот такие встречи. Смерть - тот союзник, о котором мы все знаем. Мы выбираем ее в качестве союзника дабы отвлечь ее внимание от себя. Так мы словно чувствуем себя в безопасности. Но смерть всегда мемориальна. В северной столице были ещё и могила Кутузова, и Михайловский замок, где убили Павла I, и Храм Спаса на Крови, в котором сохранилось место смертельного ранения Александра II, и многое другое.

Такая она смерть в северных городах нашей страны


Рецензии