Письмо 7. Книжный Петербург, или история про шопер

Книги - одна из тех страстей, которые меня всегда вдохновляли, направляли, побуждали. Для меня книги при этом не святыня. Авторы могут ошибаться, могут заблуждаться. Они такие же люди, как и мы.

Как человек, написавший несколько книг, мне это хорошо известно. Но никогда в моей жизни не было такого, чтобы мою книгу в руки брали большие издатели и печатали отдельный тираж. Видимо, не дорос. Но да ладно. Всему свое время.

Санкт-Петербург - книжный город. Мы уже пытались разбираться является ли он культурным городом, но то, что читающий, сомневаться трудно. Не знаю, насколько этот город читающий в процентном соотношении, как не знаю и того, какую выручку приносят петербуржцы книжным магазинам. Но есть одно наблюдение - в городе этих букмаркетов действительно много.

Немного статистики и сравнения двух главных улиц двух столиц - Тверской улицы в Москве и Невского проспекта в Санкт-Петербурге. На Тверской улице на моей памяти открыто всего 2 книжных магазина и оба в северной части улицы - "Фаланстер" и книжный магазин "Москва". Едем в Питер. Здесь на Невском - как минимум два "Буквоеда", один "Дом книги" и "Книжная лавка писателей". Как говорится, цифры говорят сами за себя.

1:2 - выигрывает северный город. Свисток. Расходимся.

Разумеется надо иметь в виду, что Невский едва ли не в три, а то и больше раз длиннее Тверской, но сути это не меняет. Культурный акцент в Питере явно побеждает.

Разумеется "Буквоед" и "Дом книги" - не чисто питерские магазины, они часть большой сети. Но есть ли в Санкт-Петербурге место, сродни московскому "Фаланстеру" и "Циолковскому"? Я всегда думал, что да. Но я ошибся. Нет ничего похожего, есть свое. В Санкт-Петербурге нужно идти на Литейный проспект и здесь вы найдете "Подписные издания".

Я слежу за этим магазином много лет. Все не было возможности приехать и оценить. Но ожидание было ничем по сравнению с реальностью. С уверенностью завсегдатая подобных мест и, не побоюсь этого слова, внимательного наблюдателя за книжностью, я скажу - никогда и нигде я не видел ничего подобного Книжному магазину «Подписные издания». Я знал, что это что-то прекрасное, но никогда не видел ничего по-настоящему человеческого, искреннего и эстетически волшебного.

Зарисовка 1. Два этажа, внутри которых ещё два этажа, одно кафе, кофейные столики около больших окон, отзывчивые сотрудники, которые, не спрашивая, видят, что тебе нужна помощь и готовые тебе все показать и рассказать. И это не все.

Зарисовка 2. Сотрудники прямо во время работы магазина снимают рекламу, а рекламная кампания "Подписных" - это отдельная тема, достойная подписки на их аккаунты. Я даже не буду ничего здесь писать - это надо видеть, бегите по ссылке и увидите, они готовы рисковать и всегда играют ва-банк.

Зарисовка 3. Молодая девушка явно пришла, как и я, в "Подписные" в первый раз. Ее обступили три сотрудника. Молодой парень с бородкой увлекается музыкой и так увлекается, что показал ей чуть ли не весь магазин и рассказал и о том, как он дарит книги маме, и что можно почитать по стилям кино.

Написать ещё можно много. Но стоит ли, когда суть и так ясна? Во всяком случае, я нашел тут много того, чего в этой вечно движущейся Москве уже и не сыщешь днем с огнем.

Так или иначе, но "Подписные издания" оставили во мне два ощущения: во-первых, я нашел что-то абсолютно родное и, во-вторых, что следующую книгу, если мне позволят руководители этого книжного, я хочу презентовать именно здесь. Здесь неповторимая атмосфера интеллектуального отдыха и эстетического изящества.

Незадолго до того, как выйти из магазина и направиться на вокзал, словно на прощание, я купил именной шопер "Подписных", теперь он элемент моей повседневности. Ощущаю себя словно представителем этого чудного книжного в Москве.

Такой он Питер, многогранный, но его книжная грань, едва ли не самая яркая из всех.


Рецензии