Где реки сливаются. Часть 5

                Мир оставляю вам, мир Мой даю вам
                (Евангелие от Иоанна)
 
(Продолжение)

ЧТО ПОКАЗАЛА КАРТА-ДВУХВЕРСТКА

А что известно о Старом Изабелине?

Пока что ничего, кроме того, что он был. Но память о нем стерта. Сведений еще меньше, чем о Старом Лепеле.

Старый Изабелин зафиксирован в составе волости, которая была образована после конфискации бернардинских земель и передачи их в казенную собственность.

Волостной старшина Иван Мозго, упоминая о Старом Изабелине в статистическом отчете для Витебского губернского правления (1891 год), обрисовал его достаточно ясно. На тот час он именовался деревней – как и все веси, что стали деревнями в период господства Российской империи. Бывшие веси, принадлежавшие ранее богомолкам, управлялся уже не ими, а крестьянами – «бывшими государственными» (так в тексте).

А какие черты отличали его от других деревень?

Это был пункт, возникший непосредственно на берегу Эссы – бывшей Ясы. Его главный привязочный ориентир: «ноль-ноль верст от реки Эссы».

Причем, он соседствовал с Кулешами, которые характеризовались теми же координатами: ноль-ноль от Эссы, 2 версты от уездного центра, 115 от губернии – Витебска, и 79 от Полоцка.

Отличительной особенностью Изабелина были параметры площади. В сравнении с другими волостными деревнями он был необыкновенно небольшим, самым маленьким – всего лишь чуть более 39 десятин. Это в три раза меньше, чем в Кулешах, не говоря уже о других поселениях. По сути – пятачок, привязанный к "материку", но отделенный водоводом.

Пахотной земли там было «кот наплакал» - 15 десятин. А основную территорию занимали луга, заросли и кусты, сенокосные угодья, пастбище и реки.

Но даже этого количества было много для обнаруженного нами мыса, с чего начали рассказ. Неужели холм, куда мы "продрались" из Лугов, мог вместить четыре десятка земельной площади, указанных волостным старшиной в отчете вековой давности?

ЛАРЕЦ ОТКРЫВАЛСЯ ПРОСТО

Разъяснение пришло недавно, от белорусского ученого Носевича. Заинтересовавшись нашим исследованием, он прислал еще одно картографическое пособие – военно-топографическую двухверстку. Она была исполнена Генштабом Красной армии в 1925 году, после выдворения из края польских легионеров. На ней показан Старый Изабелин (бывший фольварк), но уже под названием «х. Кулеши», что значит «хутор». От «материковой» части он отделялся речной полосой, то есть Гатью.

Из карты видно, как он вмещал 15 пахотных десятин. Оказывается, его территория была в ту пору большей, и Гать вливалась в Эссу несколько иначе, предоставляя изабелинцам больше удобств. Она соединялась с Эссой не так, как сейчас – не напрямую, а удлиняясь, вытягиваясь в сторону Лепеля. При этом Гать «протыкала» водоем, то есть протекала через небольшое озерцо, и как ни в чем не бывало продолжала свой путь – уже до впадения в Эссу, образуя не просто мыс, а настоящий полуостров.

Это невероятно. Ракурс поразительный! Теперь Старый Изабелин не выглядел островком-мысом в предместье большого города. И становилось понятно, почему таинственный куток поменял столько названий – его территория видоизменялась.

Однако рано ставить точку в исследовании необычного места.

По данным старшины Мозго за 1891 год, там была усадьба – небольшая, всего «0,30 саженей» (так в тексте), и к ней примыкал огородик: «0,59 саженей». Если сравнивать с другими волостными поселениями, то подобный тип жилища - усадебный - отмечался не во всех деревнях, а только в тех, где исполнялись ранее некие административные функции, как, например, в Юрковой Стене, которая считалась волостным центром или в Стаях, где в бернардинскую эпоху размещался пресвитер (священник). Или в Веребках, где проживал персонал, присматривающий за шлюзами на Системе.

Приусадебная волостная земля делилась на казенную и частную. Кто жил в Старом Изабелине, не указывалось. И так понятно, что на тот час практически всю волость, за исключением трех поселений, занимали «бывшие государственные крестьяне», выкупившие землю по люстрационным актам у российской казны.

Более интересно другое: кто там был ранее?

Жизнь – вода. Течет, как и реки. За сто лет фольварк Заболин (Заболоть?) превратился в Старый Изабелин, а потом – и в хутор, дошедший до нас в виде «Иван-Заречной».

А что мы найдем в более глубокой старине, что там было в средние века, например?

(Продолжение следует).

На снимке: фрагмент карты-двухверстки с пометками белорусского ученого, кандидата исторических наук Вячеслава Носевича. В правом верхнем углу видно, где и как сливалась Гать с Эссой и как она связывалась с другими водоемами.


13.12/22


Рецензии