Горячее сердце Островского

Все знают, что Малый театр – моя любовь.

Также многие знают, что Островский – мой далеко не самый любимый автор. Но сочетание Малый + Островский дает мне определенное понимание не столько русской культуры и ее разнообразия, сколько выбора между культурными принципами и подходами к ним.

Островский, прямолинейный и предсказуемый, не так давно смог меня удивить. Про первый случай моего удивления – пьесу «На бойком месте» - я когда-то говорил, а вот про «Горячее сердце» как-то не успел. После возвращения на сцену Малого прошла уже неделя, а у меня все из головы не выходит красноречивое разнообразие таланта Островского. Обычно прямодушный, с заранее запланированным финалом, Островский словно не вписывался в моем взгляде в образ человека, способного на искреннюю интригу. Но «На бойком месте» он показал, что способен изменить декорации от столицы на глухую деревенскую дорогу с её неожиданными персонажами, драками, воровством. И даже это он смог переплюнуть.

«Горячее сердце» больше, чем о нас и России и ничуть не меньше, чем о нас и наших тайных желаниях. Стремление к поиску любви и счастья, как не было бы странно, характерная черта русской литературной мысли XIX века. Но поиск любви, через которые прошли все выдающиеся (и не только представители ушедшей эпохи), никогда не может быть не омрачен подлостью, ошибками, неправильным пониманием чувств, символов и знаков. «Горячее сердце» рассказывает историю почти помещавшегося помещика уездного города, его семьи, в т.ч. неверной жены и влюбленной в чуждого семье молодого человека дочери, и стереотипных представителей эпохи. Здесь и дворовый слуга, которого сыграл Афанасьев, и градоначальник в безупречной интерпретации Клюквина, и полубезумный Фоменко, и пылкий влюбленный Волков, и коммерсант в талантливой манере Низового и… режиссер Подгородинский, иногда мелькавший в зрительном зале во время подготовки к спектаклю.

Чем мне понравился новый для меня Островский? Во-первых, интригой. Что будет в конце пьесы (а это, сразу скажу, счастливый конец двух влюбленных сердец) было понятно изначально, но как к этому придут – для меня было загадкой. А загадка проста – влюбленная в одного циничного и себялюбивого красавца девушка выбрала простока, который был готов всем пожертвовать ради счастья любимой. И чтобы доказать эту любовь им пришлось пройти и воду, и огонь, и… засаду цыган в лесу. Во-вторых, Островский сделал пьесу объемной. Здесь и любовь, и коррупция, и писанные (и неписанные) законы, и градоначальник, словно царь, распоряжающийся уездным центром, и Россия в миниатюре, и цыганский табор с липовым бароном, готовым напасать из засады, и индийские танцы, и мимолетные развлечения, и шизофреническое умение допиваться до ощущения, что на человека падает небо... Островский оказался в этот раз излишне многогранный и оттого более интересный.

Важно и другое – в этот раз сам Малый был каким-то семейным. То ли я привык к его залу и зрителям, то ли я уже достаточно хорошо знаю труппу и поэтому все воспринимается как свое и родное, то ли действительно была создана атмосфера семейности. Шутка ли – актеры, сидящие вместе со всеми зрителями в зале, зрители, которые не лезут к актерам с просьбами сфоткаться и поделиться автографом. Все было до смешного просто, как будто очень обычно, но при этом все было необычно. Были истории как всегда лиричные и милые. Например, девушки, работающие в гардеробе, смогли сбежать со своих постов (явно с разрешения строгой, но милой девушки администратора), чтобы во время спектакля сесть на пустые места и наслаждаться представлением. Это бывает не так часто на самом деле. Но когда такое происходит – словно искусство само говорит, что способно объединить всех своим радушием.

И в этот раз меня, как никогда, удивила реакция публики. Она как всегда кричала «браво!», как всегда ликовала, но редко бывает такое, чтобы на поклоны вставал почти весь зал Малого, хотя я это видел много раз. А в этот раз было именно так. Дело ли в том, что спектакль был со звездным составом? Думаю, что не без этого, но в этот раз этот фактор был явно неглавным. Актеры действительно смогли передать атмосферу уездного города и его обитателей, описали любовь и предательство, власть и коррупцию, мирок и целый мир разных, не всегда обычных горожан и, конечно же, крестьян. Спектакль получился смелым, красивым и многогранным.

Была в этом действе и еще одна грань – всегда во время премьеры в зале много журналистов и фотографов. Так вот растворившись в зале они снимали почти всю постановку без секунды промедления. Один такой любитель смотреть в объектив сидел чуть впереди меня и мне удавалось смотреть и на красоту на сцене, и на красоту в фотоаппарате. Некоторые снимки действительно были шедеврами.

И от того, что я увидел Островского (и его поклонников) таким, каким он предстает в «Горячем сердце», «Волках и овцах» и «На бойком месте», мне становится на душе приятно и понятно, почему спустя десятки лет после его смерти мы продолжаем смеяться над творениями классика. Другой вопрос почему, чтобы понять Островского, нужно идти в театр, а не посмотреть шикарный фильм, основанный на его произведении… Ведь одной «Женитьбой Бальзаминова» сыт не будешь.

Надеюсь, что сегодня, когда я увижу долгожданную для меня «Женитьбу» Николая Гоголя, пропущенную в прошлый раз по причине нелегкой болезни, я не буду ни сравнивать его с Островским, ни делать выводы о слабой воле нашего кинематографа. Ведь я иду туда не только за эстетическим наслаждением, но за мыслью и идеей.

Для меня, как всегда, важна идея, а что-что, но Николай Васильевич всегда давал своим произведениям столько смысла, сколько, возможно, не всегда мог осмыслить сам.

Главное, чтобы его идеи осмыслили мы. Кто знает, может творчество великих сподвигнет и нас на новые творческие замыслы… Ведь Островский уже закинул удочку для этого.

Фотография с сайта Малого театра https://www.maly.ru/spectacle/view?name=hot_heart


Рецензии