Видения Введенского холма П
Из дневника Софии Пло
(Все записи в дневнике выполнены на французском языке, мелким кружевным почерком. Беру на себя смелость перевода, хотя некоторые выражения по-русски звучат довольно неуклюже. Да простят меня мои герои!)
16 мая 1904, поздний вечер.
Сегодня днём Мишенька передал мне записку. Послезавтра закрытие сезона в Опере Мамонтова.
Разумеется, мне не следует там появляться. Мы и так достаточно себя скомпрометировали на последнем приёме. Бедный мальчик совершенно не умеет скрывать своих чувств. Говорящие глаза... Леон, конечно же , не мог не заметить. А после неудач, которые в последнее время рушатся на его голову... на наши с ним головы... он стал ещё подозрительнее. Устала я... По-русски говорят, « в сорок пять женщина – баба яга ..»
Нелепый, молоденький... Мальчишечка совсем - и такое! Слушала бы и слушала... И откуда в русском провинциалишке итальянское солнце?.. Нет, он не руки... он не плечи... он – Голос! Он – Нежность. А мы, мы так падки на неё. Однажды у себя в магазине слышала случайно, как одна русская дамочка, примеряя перчатки, говорила своей приятельнице:
- Женщина, если она женщина, а не какая-нибудь там... профурсетка, и в восемьдесят лет о любви мечтает.
- Ну конечно, особенно если за свои восемьдесят так и не cподобилась , - лукаво улыбнулась та в ответ. - А она не в маразме часом, женщина твоя?..
***
Да нет же, Леон скорее всего даже не обратил на мальчишку внимания. Не то у него в голове сейчас. Ну смотрел... ну так и что же ...
Взгляд... что это такое? В нём - движение мысли, чувства, движение души. Но ведь и мысль, и чувство, и душа, наконец , – невидимы. Разве можно увидеть движение того, что невидимо? Выходит, можно. Но как это объяснить? Не понимаю.
Поеду.
***
Тем временем в моём немом фильме разыгрывается новая сцена. Сцена в ресторане. «Яръ»? «Эрмитажъ»? Потолок с лепниной, колонны «антик», пухлые купидончики, гипсовые грозди винограда... – овальный зал?
Вроде бы именно там артистическая богема отмечала премьеры, бенефисы, закрытие сезона... А частная опера Саввы Мамонтова прекратила своё существование как раз где-то году в четвёртом. Или в пятом ...
В ресторане яблоку не упасть. Дамы в русалочьих платьях , шляпы с перьями... развязные подвыпившие кавалеры ... Пробираясь между столиками под руку со своими ухажёрами, красотки напоминают своей походкой извивающиеся водоросли в неспокойной воде.
Подносы с бутылками и закусками мелькают в воздухе, как летающие тарелки.
А... вот и моя героиня. Она грустна и по-прежнему отрешена. Лишь изредка поднимает глаза и сдержанно и ласково улыбается тому самому неуклюжему мальчику, которого я видела за витриной магазина перчаток. А он... всё тот же пронзительный взгляд и смущение .
Фрачные джентльмены мухами роятся вокруг них, наклоняются к руке Софи, протягивают Мишелю программки для автографа. При этом не сводят глаз с его спутницы. Хороша! Удивительно хороша!
Наконец она плавно поднимается из-за столика и величаво направляется к выходу. Немного погодя он сгребает в охапку цветы со стола и удаляется вслед за своей Королевой.
***
Из дневника Софии Пло
19 мая 1904, 11.45
Меня разбудил Чайковский.
«...я имени её не знааю и не хочуу узнаать... и даже след ноги не смеею... ей целовать...»
Герман-Мишенька со вчерашнего вечера повторяет и повторяет эти фразы в моей голове. Забылась сном под утро, и вот опять... Так, с поезда давно сойдя, всё слышишь стук колёс.
Оркестр в Мамонтовской Опере, честно говоря... дрянной, музыканты сплошь любители и несыгранны... репетируют ли они вообще?.. Голоса... разные. Но Мишель! Я слышала, что русские женщины могут полюбить за один лишь талант.
А талант... что это? Присутствие бога в человеке?
Это вне возраста.
Может, я уже чуточку русская?..
После спектакля отправились отмечать. Компания подобралась разухабистая. Разгорячённая и очень настойчивая - меня подхватило общей волной . Весь путь туда проклинала себя за бесхарактерность, знала ведь: в ресторане будет скучно и противно.
Внезапно поймала себя на мысли, что мне очень хорошо рядом с Мишенькой. Он такой чистый... такой уютный... такой... простодушный. И совершенно беззащитный. Спокойно с ним, и притворяться не нужно. Никакого подвоха. Иногда впадает в некоторую декадентскую экзальтацию. Но даже это в нём мило и очень искренне. Совершенное дитя!
И совершенно... мужчина!
Потом он нанял извозчика и отвёз меня домой на Мясницкую.
Цветы я не взяла.
Леон не спал. Ждал меня в кабинете. Ни вопроса, ни упрёка.
- Устала? – бесцветным голосом, глядя куда-то в угол пустыми глазами.
Догадывается?
В последнее время мы избегаем смотреть в глаза друг другу. Но однажды, буквально на днях... я стояла к нему спиной... в прихожей. В зеркале поймала его взгляд.
Догадывается...
Поймал и мой отражённый взгляд – спешно отвёл глаза.
Догадывается.
21 мая , полночь.
Моя мать не любила меня. Ревность была ли тому виной или что-то другое. Слишком быстро выросла её дочь. А как примириться с собственным возрастом... с тем вниманием, которое оказывали мне, а не ей, ПРИМЕ?..
В детстве матери не до меня было. А позже я стала постоянным напоминанием о быстротекущей молодости и ускользающей славе. И об отце, на которого я оказалась ужасно похожей... Я, правда, так и не увидела его ни разу, даже на фотографиях. Все его снимки были сожжены в порыве отчаяния, как только он бросил её.
Нежное внимание Леона на первых порах сулило восполнить родительскую недолюбленность. Но это сейчас я всё понимаю. А тогда хотелось какой-то иной, своей жизни, хотелось просто свободно дышать, хотелось не встречать каждый божий день на себе того взгляда, в котором никогда не было любви. Зато была настороженность, затаённая вражда и осуждение. Хотя нет - была порой нежность, которую мне так хотелось принимать за чистую монетку... но всякий раз монетка оборачивалась искусной подделкой.
Фальшь!
Может, умение быть естественным на сцене, в неестественных условиях, и есть суть актёрства... Но в повседневности-то сценическая, публичная естественность превращается в фальшь. Напоказ – всё лучшее, а за сценой... что останется.
Сколько я перевидала таких лицедеев.
Мишель – он из другого теста. Вот потому-то мне так страшно за него. Вот потому-то и я в своё время не пошла по этому пути. И voila – я купчиха! Ешьте меня с вашим русским хреном!
То было волеизъявление Леона.
Леон – умный, добрый... он замечательный человек. Совершенно comme il faut.
Любит меня. Как умеет.
Так любят самую дорогую картину в коллекции. Так любят изысканный экипаж с лошадьми редкой породы, которого больше ни у кого нет. Или трость Фаберже. Или...
Когда я поняла это, деваться было уже некуда. Швейцария, затем Россия... Коммерция, noblesse oblige... et cetera.
Москва!
О этот город –
сорок сороков,
и в каждом – чудотворная икона...
И кони – прямо с крыши,
выше, выше...
И каждый переулок норовит
петлю накинуть
на горло - и в тупик,
а тот тупик
возьми да и взорвись
непостижимым поворотом...
О этот город!
Всю свою неудовлетворённость, всю жажду любви и заботы о ком-нибудь обратила я тогда на детей. Аннет, Эмили... И Филипп!!!
Почему это рождение сына , особенно позднего, такой сладкой щемящей мукой наполняет сердце. Это любовь и это что-то ещё... я не знаю, как выразить ни по-русски, ни по-английски, ни по-немецки... ни даже по-французски.
С девочками не так. С девочками... всё иначе.
Маленькие были... А теперь большие.
Девочки замужем. А Филипп в Берне, в университете. Подальше от мамочкиной юбки. От её безрассудного обожания.
« Мне преемник нужен, а не лапша переваренная!» - слово отца – закон.
А мне? А Филиппу... моему ласковому беззащитному Филиппу – что нужно???
Как жаль мне той жизни...
И если бы не Мишель...
Появление несуразного мальчика с грустными глазами вернуло меня на двадцать пять лет назад. Если взять географическую карту и сложить её, так чтобы две точки соединились... Москва может совпасть с Парижем. С Берном... да с чем угодно.
Может, и с «картой времени» происходит нечто подобное?
Каким-то непостижимым образом удалось Мишелю наполнить свежим воздухом безвоздушное пространство вокруг меня.
Как будто бы в жизни забрезжил какой-то смысл. Или иллюзия смысла? Впрочем... не всё ли равно.
продолжение следует...http://proza.ru/2022/12/14/1327
Свидетельство о публикации №222121401125
Лада Вдовина 17.12.2022 07:43 Заявить о нарушении
Не зазвездиться б...
***
Спасибо, Лада Весна!
Елена Викторовна Скворцова 17.12.2022 15:02 Заявить о нарушении