Шовинизм в анекдотах в СССР

               

   Когда-то я был молодым и это правда. С детсадовских времён мне приходилось выступать перед аудиторией, например, рассказывать патетические стихи в честь какого-нибудь праздника. Позже, в школе с третьего класса я приносил из дома какую-нибудь книгу и читал её перед своим одноклассниками. Став постарше, я устраивал лекции о современной музыке, обзоры из журнала «Ровесник» в сопровождении собственноручно составленных сборников рок-групп тех времён.  Мой дядя Михаил служил в армии в Подмосковье и, познакомившись там со своей будущей женой, остался жить в Электростали. Он тренировал боксёров и летом привозил в Молдавию подростков-спортсменов на отдых. Как-то я провёл месяц в этом спортивном лагере, который располагался в селе Пугачены на берегу Днестра. В сёлах все говорили на молдавском языке и один раз был случай – мы проходили мимо двух селянок, говоривших между собой на молдавском и ребята спросили меня, о чём они говорят. Я сказал, что не понимаю, а они удивились – как это, ты живёшь в Молдавии, а на молдавском не говоришь? Мне нечего было им ответить.
 
   После армии меня увлекло рассказывание анекдотов. В начале восьмидесятых я трудился на большом хлопчато-бумажном комбинате в Тирасполе, обслуживал автоматы газ – воды и тогда уже  начал собирать коллекцию анекдотов, развлекая своих друзей на субботниках.

   Задолго до того, как появились книжки-сборники анекдотов, я уже такую сделал сам. Каждый анекдот в моём толстом блокноте был записан первой строкой, по которой я его помнил. Кроме этого, все анекдоты я записывал по рубрикам.

  Рубрики были такие – про глупых молдаван(например "Молдаван-это диагноз"), про жадных хохлов, про сексуально озабоченных кавказцев, про медленных прибалтов и недалёких чукчей, про ковбоев и животных, чёрный юмор и так далее. Практически все перечисленные мною персонажи высмеивались не самым достойным образом, в них всегда выделялись самые отрицательные стереотипные качества, якобы присущие данному этносу.

   Да, совсем забыл – и только русские в этих анекдотах всегда были самые ушлые и удачливые. Помните анекдоты про «русского, американца и француза»? Кто в них побеждал – конечно же бравый русский, не важно кто-он был, алкаш или космонавт.

   Про «евреев» естественно, я анекдоты не  собирал и не рассказывал, потому что – зачем бы мне моим нееврейским друзьям (а компании у нас были очень смешанные) рассказывать про "хитрых и жадных" евреев, этим занимались другие, некоторые, не зная, что еврей присутствует среди них, а некоторые из других побуждений.

   Меня вообще не волновал вопрос этнической принадлежности в моих анекдотах, главное было – рассмешить слушающих и это получалось у меня очень хорошо. Однажды, на дне рождения у своей тётушки Симы, я рассказал анекдот, который обычно не рассказывал, глупый и никакой вообще, не знаю почему меня потянуло его рассказать. В нём высмеивались не евреи. Одна из гостей, давняя напарница моей тёти по работе, улыбнулась, но как-то грустно. Я увидел это, а потом моя мама, сидящая за столом рядом со мной, тихо сказала мне, чтобы я такие анекдоты не рассказывал при Люде, потому что она не еврейка и ей такое слышать неприятно. Прошло сорок лет, а я помню её невесёлый взгляд и мне стыдно до сих пор.

Одно дело, когда ты слышишь анекдот про свой этнос и испытываешь неприятные ощущения, а другое дело - когда ты рассказываешь анекдот про другой этнос, не думая при этом, какие ощущения испытывает тот, "другой"?

   Именно тогда я начал задумываться над смыслом, заложенным в этих анекдотах, кто-то же их сочинял, правильно? В СССР была "очень дружная" дружба народов, представители разных этносов работали рядом, жили рядом и неприязнь одних этносов к другим проявлялась тогда, когда представители какой-нибудь национальности собирались вместе. Помните свою жизнь, да, уважаемые читатели? Тогда в ход шли анекдоты или просто сплетни с акцентом на национальном происхождении.

   Тирасполь – русскоязычный город, такой же, как Одесса, Харьков, Днепр, Киев, Херсон, Николаев ,  Донецк, Луганск и множество русифицированных городов Молдовы и Украины, Латвии, Казахстана и многих других. В этих городах всегда процветало шовинистическое отношение к представителям коренных этносов. Мы в Тирасполе насмехались над молдавским акцентом, считая молдаван недоумками за то, что они плохо говорили или писали (в школе) на русском языке.

   Вспомните знаменитые фразы, тогдашние мемы – «Ты что – русского языка не понимаешь»!?  «Я же тебе русским языком объясняю»! Это учителя в школе так пытались показать «недоразвитость» некоторых школьников. Ну, а фраза "Ты что не русский?!" вообще была хитом.

 Будучи подростками, мы летом развлекались, задираясь к абитуриентам из молдавских сёл, поступающим в медучилище, бывшее в нашем районе, обзывали, а иногда и били их. Я видел унижение и страх в их глазах, но надо было соответствовать компании и несколько раз я участвовал в этих недостойных действиях.

  К сожалению, мне никто и никогда ни в семье и ни в школе не объяснял, что такое шовинизм, расизм (это же про «негров» в Америке) и как не нужно себя вести в обществе.  Тирасполь был очень многонациональным городом, не было в нём ярко выраженной неприязни одних этносов к другим, но общим была нездоровое отношение к молдаванам.

  Анекдоты об этносах со временем рассказывать я перестал.

   Когда СССР начал агонизировать и в конце восьмидесятых   возникли вопросы о государственных языках, я увидел, как обида молдаван, копившаяся десятилетиями, переросла в радикальные призывы присоединиться к Румынии, ответную ненависть к «русским» и, наконец, весной 1992 года разразился приднестровский конфликт, когда жители Молдавии (уже Молдовы) начали убивать одни других.

   Отмечу, что радикалы были одинаковы с обеих сторон (они всегда одинаковы) и те, кто выступили в роли «защитников» права не учить молдавский язык (который мы изучали, как иностранный, с пятого класса, как английский и немецкий), были не самые лучшие представители общества. Результат известен – Молдова, которая имела шанс стать процветающей, до сих пор находится в глубоком кризисе (но живёт), Приднестровье находится в упадке, еле-еле сводя концы с концами, население сократилось на процентов сорок (но тоже живёт).

   Тема достаточно большая, однако, чтобы уважаемый читатель не устал, я заканчиваю. На примере шовинистских анекдотов, которые сочинялись под контролем КГБ в каких-то спецотделах «по юмору», выдаваясь за «народные» я понял, как нас травили одних на других, поддерживая взаимную неприязнь этносов и, к сожалению, ростки этого явления превратились в буйные деревья и продолжают травмировать людей. Увидев и исследовав ЭТО в себе, я стал наблюдать ЭТО в других людях. Ничего хорошего или достойного здесь нет. Однако во многих текстах на Прозе и в «рецензиях» на эти тексты, часто одобрительных, я вижу, что явление стало более извращённым и многие используют умение писать для трансляции ненависти, шовинизма, расизма и самых нездоровых качеств людского сообщества.

   Истины ради добавлю, что этими болезнями страдают люди на всех континентах и в разных странах, многие не догадываются, что они больны и это страшит больше всего.

   Я изложил своё видение проблемы, прожив в СССР тридцать лет и ещё десять лет в пост-СССРовский период.

   Возможно, мы никогда не вылечимся от этого, антидотов немало, но только каждый индивидуально  может избавиться от проблемы неприятия «другого».




P. S. Иногда в Чат - Рулетке мои собеседники(как правило из РФ) пытаются мне рассказать анекдот "про евреев" и я им отвечаю, что лучше про евреев пусть рассказывают евреи, про русских - русские, про украинцев - украинцы и так далее. Тогда анекдот выглядит, как умение посмеяться над собой, а не стереотипное высмеивание тех - "других".




Изменимся мы, изменится мир!



Шовинизм (фр. chauvinisme) — идеология, суть которой заключается в проповеди национального превосходства с целью обоснования права на дискриминацию, эксплуатацию и угнетение других народов. Шовинизм способствует возникновению и распространению неприязни и даже ненависти к чужакам, иноземцам, иноверцам, по принципу «не такой — чужой — чужак — враг». Одна из форм гетерономии и ксенофобии. Также этот термин нередко используется в переносном значении и означает социальные, этнические, религиозные, сексуально-ориентационные, возрастные и любые другие стереотипы, убеждения и верования, утверждающие «неполноценность» одного типа людей по сравнению с остальными.


Рецензии