Русский выстрел в Каннах
Фестиваль русской культуры в Каннах под руководством Никиты Михалкова.
ЕЛЕНА ВАГНЕР ФЕДОСЕЕВА
Для журнала « Меха мира» 26 04 2001
Русский выстрел в Каннах
Утром 24 августа в порт города Канн - самого фешенебельного курорта Лазурного побережья вошел и встал на рейде российский военный корабль с 16 баллистическими ракетами на борту – быстроходный крейсер «Москва» под командованием капитана российского флота Алексея Железнякова. В американских военных кулуарах его называют «убийцей авианосцев». Приход флагманского крейсера Российского Черноморского Флота не остался незамеченным: предприимчивые французы незамедлительно организовали морские прогулки на экскурсионных корабликах. Любопытным отдыхающим предлагалась прогулка по Средиземному морю, которая включала визуальный осмотр российского военного корабля со всех сторон с расстояния не менее 30 метров от борта ракетоносца.
Впрочем, особой паники среди отдыхающих на Лазурном Берегу не наблюдалось. Мирный приход военного крейсера «Москва» был частью культурной программы в рамках Фестиваля Российской Культуры, который состоялся в Каннах уже в четвертый раз. Фестиваль прошел под патронажем мэра Москвы Юрия Лужкова. На корабле прибыла делегация столичной Мэрии во главе с вице-мэром Михаилом Толкачевым. Организаторами Фестиваля выступили Министерство культуры и Российский фонд культуры, его президентом является известный русский режиссер Никита Михалков, который по совместительству стал еще и президентом Фестиваля Российской культуры в Каннах.
Состав гостей фестиваля был поистине звездным: Посол России в ЮНЕСКО Евгений Сидоров, Посол России во Франции Николай Афанасьевский, российский дипломатический корпус, заместитель Министра культуры России, мэр города Канн г-н Брошанн, Никита и Татьяна Михалковы, актрисы Алла Демидова и Наталья Белохвостикова, режиссер Владимир Наумов, французская актриса Мишель Мерсье, Наталья Дарьялова и др.
Место проведения фестиваля не случайно. Лазурный берег является общепризнанным мировым центром культуры, и значительную роль в этом сыграли выдающиеся мастера мирового искусства: литературы, музыки, балета, в том числе и выходцы из России. В конце XIX – начале XX веков здесь жили и творили Бунин, Шаляпин, Дягилев, Серебрякова, Чехов, Нижинский, Карсавина. Лазурный берег всегда был притягателен для русской знати и интеллигенции. Наряду с великолепной природой и чрезвычайно мягким, благоприятным для жизни климатом, ласковым морем и ярким солнцем, Лазурный берег насквозь пропитан тонкими эманациями русского духа и русской культуры. Здесь жили Великие русские князья и княгини, потомки царской фамилии и прямые наследники русского престола. Русская церковь Святого Михаила-Архангела в Каннах была освящена в присутствии Великого князя Михаила. В ней до сих пор хранятся мощи святых Алексея, Иоана Кронштадского, Серафима Саровского и Симеона Верхотурского. На мраморе могильных плит Русского кладбища на Кокад в Ницце выбиты самые громкие фамилии русской истории: Романовы, Гагарины, Раевские, Урусовы, Трубецкие, Оболенские, Галицины. Монте Карло прославило русский балет на весь мир и имена русских артистов стали известны всем ценителям этого утонченного вида искусства: Баланчин, Масин, Фокин, Давид Лишин, Александра Данилова и др. Полвека спустя именно Канны дали дорогу на мировой экран молодому режиссеру Григорию Чухраю. В 1958 году впервые «Пальмовую ветвь» получил советский фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова. Татьяна Самойлова, сыгравшая главную роль, удостоилась чести оставить отпечаток своей руки на плите бульвара Круазетт, войдя, таким образом, в число избранных из избранных. Позднее в зале Гарнье в Монте Карло состоялась премьера оперы Римского-Корсакова «Царская невеста» в постановке Галины Вишневской и Михаила Ростроповича.
Русские сезоны не прекратились и Дни русской культуры в начале XXI века продолжают оставаться значительным культурным и светским событием на Лазурном берегу. Фестивальная программа 2001-го года была весьма разнообразной по жанру. В течение трех дней на сцене Каннского Дворца Фестивалей и Конгрессов сменяли друг друга российские артисты. В день открытия Фестиваля на набережной Круазетт состоялось дефиле духового оркестра Черноморского Флота под управлением Игоря Князева и Александра Свириденко. Рядовые матросы и офицеры российского флота с присущим им чувством юмора исполнили поппури на тему русских мелодий. Среди особо ностальгичных и колоритных мотивов прозвучала тема «Из-за острова на стрежень…», сопровождаемая выразительными жестами и мимикой военных артистов.
Вечером состоялось официальное открытие Фестиваля во Дворце Фестивалей и Конгрессов. Мэр города Канн г-н Брошанн в приветственном слове отметил, что «Канны и Россию связывают длительные отношения, которые тянутся с XIX-го века, когда русские приезжали на Лазурный берег для отдыха и жизни. Благодаря французскому Консулу г-ну Жентрипэ, который был женат на известной русской аристократке Александре Федоровне, и Просперу Мэриме, который жил в Каннах и переводил произведения Пушкина, Гоголя, Тургенева, русский дух буквально витает в воздухе города». Г-н Брошанн добавил, что французы гордятся тем, что «в Каннах можно встретить много домов и церквей, архитектура которых напоминает Россию. Канны и Москву связывают тесные культурные и экономические связи. И мы всегда с удовольствием принимаем русские делегации и сами с удовольствием ездим в Москву». Особую симпатию у мэра вызвал Никита Михалков. У русского режиссера и французского мэра оказалось много общего - оба в молодости служили на флоте и сохранили живые воспоминания о морской военной службе. Г-н Брошанн наградил г-на Михалкова золотой медалью города Канн и выразил надежду, что в скором времени российский режиссер получит и высший приз Каннского кинофестиваля – Пальмовую ветвь. Остается надеяться, что Мэр «слов на ветер не бросает» и Пальмовая ветвь будет в крепкой руке Никиты Сергеевича уже в скором будущем.
Вице-мэр Москвы г-н Толкачев передал привет от жителей и Правительства Москвы, от мэра Москвы Юрия Михайловича Лужкова. Он сказал, что «очень горд тем, что в Канны с визитом дружбы пришел подшефный корабль города Москвы - флагманский крейсер Черноморского флота «Москва»». Вице-мэр отметил, что «…моряки-черноморцы совершили пятидневный переход по семи морям, крейсер в отличном состоянии» и пригласил присутствующих убедиться в этом лично. Он выразил надежду, что гости Фестиваля увидят, что «русские моряки умеют прекрасно работать не только в морских, боевых условиях, но имеют прекрасную, талантливую молодежь, которая покажет свое искусство на сцене замечательного Каннского Дворца». Между мэром Канн и вице-мэром Москвы достигнута договоренность, что культурные визиты русских станут регулярными, командование черноморского флота поддержало предложение, а фестиваль, по выражению г-на Толкачева, «будет ежегодно будет обеспечен все новыми и новыми талантами».
Никита Михалков с присущим ему чувством юмора и очаровательного артистизма вызвал неподдельную симпатию зала. Его приветственная речь началась интригующе: «Угроза вице-мэра Москвы г-на Толкачева имеет под собой основание: крейсер, действительно, в хорошем виде». После бесстрастного перевода этих слов в зале раздался дикий хохот. С чувством юмора у французов оказалось все в порядке. Но Никита Сергеевич не стал «почивать на лаврах» и продолжил в том же духе, нагнетая напряжение в зале: « Много лет назад именно в этот день союзнический десант высадился на берегу Канн. В этом десанте не было русских. Сегодня мы пытаемся «взять реванш». Мы - тоже десант, но культурный…Франция принимала не только аристократов, которые приезжали сюда отдыхать. Франция приняла лучшие умы России, которые были изгнаны из своей страны. Франция дала им возможность сохранить живительное зерно русской культуры, литературы и философии. Я стою на этой сцене не первый раз. И вы не представляете, как приятно стоять на ней, не волнуясь за то, что будет в конце фестиваля..» (Понимающий хохот в зале и продолжительные аплодисменты.- Прим.авт.) Вероятно, анимационный эффект был настолько материален в исполнении Михалкова, что публика понимающе разделила чувства режиссера человеческих эмоций, авторская режиссура которого казалась почти что импровизацией. Впрочем, секрет гениальности актерского исполнения, озвученный еще Жаном Габеном и заключается в том, чтобы не играть, а жить на сцене. Вспоминается и гениальная русская «параллель»: «Жизнь – это театр…» и современное ее продолжение: «а жизнь в театре – вдвойне театр». Никита Михалков продолжил свою речь предельно сдержанно, однако в его усах пряталась лукавая улыбка: «Я убежден, что эта замечательная традиция должна быть продолжена. Франция – страна традиционная. И даже символично, что наши государственные знамена имеют одни и те же расцветки. Разница только в горизонтали и вертикали полос. (Аплодисменты). Я очень надеюсь, что этот «перекресток» символизирует нашу вечную, серьезную, глубокую дружбу и любовь. А морякам, пришедшим в Канны, хочу передать лич-ч-ч-ч-чный поклон от старшины Тихоокеанского флота». (Бурные продолжительные аплодисменты).
После официальной прелюдии, которая носила совсем не протокольный характер и создала прекрасное настроение у аудитории, на сцене Фестивального Дворца духовой Оркестр Черноморского Флота исполнил популярные мелодии русских и зарубежных композиторов, а во втором отделении гости увидели выступление артистов севастопольского Театра Танца под руководством Вадима Елизарова. Танцевальный коллектив успешно сочетает лексику бального танца с эстрадными и народными мотивами и элементами пантомимы, демонстрируя новое синтетическое искусство. Французы, обожающие подобный жанр, были очарованы. На лицах зрителей читался неподдельный восторг и удовольствие от созерцания оригинальных танцевальных версий под известные мировые музыкальные «бестселлеры» в исполнении молодых, красивых, стройных севастопольцев. Чувствительные к вариантам прекрасного, французы уловили особый колорит и шарм, присущий этому молодому коллективу.
Искусство кино было представлено во второй день Фестиваля двумя известнейшими мастерами российского экрана – Владимиром Наумовым и Сергеем Соловьевым. Фильмы «Часы без стрелок» и «Нежный возраст» по странной случайности можно смело назвать в некоторым смысле «семейными произведениями» маститых режиссеров. Семья Владимира Наумова представлена в фильме «Часы без стрелок» полностью: главные женские роли сыграли две Наташи – жена и дочь, которые также присутствовали на показе. Правда, артистический состав фильма был воистину звездным: Армен Джигарханян, Валентин Гафт, Анатолий Ромашин, Людмила Савельева, Борис Щербаков. и др. Фильм «Нежный возраст» Владимир Соловьев снял на студии «Три Тэ». В основу положена история, произошедшая с его сыном, который и снялся в главной роли, по-существу, играя самого себя и проживая заново трагические моменты своей жизни. Фильм в Каннах представил Никита Михалков, который выступил в качестве генерального продюсера картины. Зрительный зал «А» Каннского Дворца Фестивалей и Конгрессов был полон. Многие приглашенные так и не смогли попасть на просмотр: зал «А» рассчитан всего на 300 мест, а приглашенных оказалось намного больше. Подобный аншлаг не входил в планы организаторов Фестиваля.
Во второй день Фестиваля состоялись прием и фуршет на борту ракетоносца «Москва». На приеме присутствовали Мэр города Канн г-н Брошанн, представители французского и российского дипломатического корпуса, делегация столичной мэрии, представители Правительства России и Франции. Под голубым шатром на борту российского военного корабля гостям было продемонстрировано музыкальное и художественное искусство моряков-черноморцев. Гости не ожидали увидеть вернисаж на борту военного крейсера. Подполковник морской инженерной службы ЧФ Олег Танцюра оказался великолепным художником, пишущим картины в различных жанрах. Его «питерские зарисовки», морские пейзажи, портреты и импрессионистские этюды полны жизни, любви и творческой фантазии, что по общим представлениям не вписывается в суровые законы военной жизни. Но художественная одаренность моряка-черноморца несомненна и все свободное время он отдает живописи.
Закрытие фестиваля было просто фантастическим. Состоялся настоящий праздник для утонченных ценителей высокого музыкального исполнительского искусства. Российский национальный оркестр под управлением его художественного руководителя Владимира Спивакова исполнил произведения А. Пиарта и П.Чайковского. Сцены и дивертисмент из балета «Щелкунчик» в исполнении российских музыкантов прозвучали волшебно. Особая деликатность исполнения и изысканность звучания была достигнута музыкантами благодаря чрезвычайно утонченному прочтению Владимиром Спиваковым известной любителям музыки до мельчайших подробностей партитуры «Щелкунчика». В течение полутора часов французская публика с замиранием сердца наслаждалась изысканнейшими звуками и энергетикой музыки одного из величайших русских композиторов II-го тысячелетия Петра Ильича Чайковского. Второй концерт С.Рахманинова в сопровождении оркестра исполнил молодой, но признанный профессионалами пианист-виртуоз Денис Мацуев. Денис известен не только как прекрасный исполнитель. Он пробует себя и как композитор в жанре джазовой музыки, выступал во Дворце Конгессов в ЮНЕСКО, в Париже, имеет титул лауреата первой премии XI конкурса им. П.И.Чайковского. Народное искусство было представлено в Каннах участниками фольклорного ансамбля «Забавушка» Дворца культуры нефтяников нефтяной компании «Юкос»(г.Самара).
Программа фестиваля была достаточно насыщенной, динамичной и разнообразной. Несомненно, русские культурные традиции на французской земле Лазурного побережья чрезвычайно сильны и поддерживаются не только российским Правительством, но и Представительством России в ЮНЕСКО. В частности, Евгений Сидоров – посол России в ЮНЕСКО отметил, что «подобные фестивали помогают взаимопониманию двух стран и являются своеобразным элементом дипломатических отношений между странами, но в отличие от последних менее официальны и более дружественны и человечны». Посредством красоты и искусства люди всегда понимали друг друга лучше, чем на официальной экономической или политической почве. Риббентроп вооружил дипломатов на годы негласным законом дипломатических отношений: «Слова даны человеку для того, чтобы скрывать свои мысли». В отличие от дипломатических правил игры, искусство и культура предельно обнажают мысли и чувства людей, передают настроение и эмоциональный оттенок отношений в цвете, звуке, форме, интонациях, жестах и интуитивно чувствующий человек не может обмануться в ощущениях.
Евгений Сидоров подчеркнул, что «подобные фестивали российской культуры – это часть программы Президента России по поддержанию имиджа России на мировой арене и Фестиваль в Каннах не единственный на Лазурном Берегу. В мае 2001-го года в Ницце под эгидой представительства ЮНЕСКО состоялся фестиваль российской культуры в Ницце под лозунгом «Россия – новый век». Задача Фестиваля – демонстрация богатства и разнообразия российской культуры через творчество разноплановых коллективов из российской глубинки – Челябинска, Екатеринбурга, Якутии, Дагестана. Палитра представленных в Ницце искусств весьма разнообразна – от классики до джаза в музыке, через фольклор к современности в танце, фантастическое сочетание европейской и якутской традиции в драматической театральной постановке Якутсткого театра «Король Лир». Молодое кино и ретроспектива фильмов А.Гельмана помогли показать реальный внутренний культурный процесс в России». Евгений Сидоров отметил, что «Виртуозность камерного оркестра «Московия» под руководством прославленного скрипача и альтиста Эдуарда Грача, который выполняет функции еще и Президента Фестиваля, очаровала публику, собравшуюся в Национальном Театре города Ниццы. Выступление дагестанского ансамбля «Лезгинка» собрало лиц кавказской национальности не только Лазурного Побережья, но и всей Франции. В рамках Фестиваля состоялся круглый стол с участием С.Капицы на тему: « Чем нам грозит XXI век?». Эта дискуссия собрала много французов и даже несколько коммунистов, которые утверждали, что советская литература дает 100 очков вперед тому, что происходит сейчас в российской культуре». Это еще раз подчеркивает, что Россия и ее культурное наследие не оставляет французов равнодушными. Россия по-прежнему интригует, ее по-прежнему пытаются понять, мы по-прежнему интересны не попытками стать как все на экономическом или политическом поприще, а своей богатейшей культурой, своей национальной самобытностью. Успех Фестивалей российской культуры тому блестящее подтверждение. Можно утверждать, что русский культурный «выстрел» на Лазурном берегу прозвучал оглушительно!
Приписка для главного редактора, учитывая склонность руководителей СМИ к редакционным правкам:
Уважаемый Игорь Олегович!
Убедительно прошу Вас согласовать все редакторские правки со мной. Данный материал должен быть чрезвычайно деликатен, поскольку здесь названы имена людей, которые хорошо известны и к которым я питаю некоторое уважение и симпатию. Конечно, мне бы хотелось, чтобы этих «правок» и «порезов» было как можно меньше и мне не было бы мучительно стыдно за неделикатные выражения и акценты, которые, возможно, возникнут в результате эксекуции и мучительно больно за время, напрасно проведенное за компьютером.
Прошу Вас прислать мне по электронной почте Ваш вариант на согласование.
Надеюсь на понимание.
С уважением Галина Федосеева.
PS прошу Вас не забывать, что в публичных журналах я печатаюсь под именем ЕЛЕНА ВАГНЕР ФЕДОСЕЕВА
Свидетельство о публикации №222121401613