С. Зайцев Для меня любая женщина идеал

Мне очень хотелось сделать Славе Зайцеву приятное… его интервью с небольшими изменениями я «раскидала» по различным журналам и газетам…декабрь 2022.

Любимый мною Человек…

Для журнала « Меха мира»

ЕЛЕНА ВАГНЕР ФЕДОСЕЕВА
26 09 2001

Слава Зайцев: «Для меня любая женщина – идеал»

 40 лет творчества – мода, бизнес и искусство

40 лет в моде – не малый срок. За это время произошла смена государственного строя, менялись правительства и лидеры. А он жил, творил, работал во имя красоты и гармонии, пел гимн русской Женщине, сохраняя при этом некоторый консерватизм и свою нишу в непростом портновском искусстве, так легко подверженном влиянию конъюнктуры, и не поддавался соблазнам авангарда. Даже простое перечисление его регалий занимает слишком много времени. Достаточно сказать, что он выдающийся дизайнер моды, живописец, график, художник театрального костюма, профессор, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, поэт, бизнесмен…Он был первым российским дизайнером, чей талант был признан на Западе…

Конечно, все вышесказанное - привычный официоз. Его творчество многогранно и говорит само за себя. И спорить «Голый  король или нет?» в данном случае не имеет смысла, как и пересказывать в очередной раз его биографию. Но его видение красоты, чувство гармонии, отношение к моде и жизни интересно всегда. И не мудрено, ведь он уникален….

- Вы 40 лет в моде. Успешны ли попытки разгадать Тайны гармонии? Не ускользает ли она, как синяя птица» при очередной попытке к ней прикоснуться или открывается какой-то новый ее аспект?

- В этом смысл творческого процесса. Познать абсолютную истину невозможно. Ее знает только Бог. Надрезая кору дерева и увидев рисунок ствола, думаешь, что открыл его суть. Сделав более глубокий надрез, понимаешь, что процесс познания бесконечен. Так и истина. Она бесконечна… Наших лет не хватает, мы едва успеваем к ней слегка прикоснуться…   Это лишь мгновение творческого экстаза, когда происходит прикосновение к Великой Простоте, к которой я стремлюсь всю жизнь. Простота –  удел гениев…

- Все гениальное - просто…

- Я беру в руки ткань… Через 5-10 минут рождается идея.  Я бросаю ткань, закрепляю и платье готово. Раньше нужно было рисовать, думать, кроить, резать.  Сейчас все просто. Я долго шел к этой простоте. Креативные вещи и конкретный человек меня не пугают. Молодая женщина пришла ко мне или женщина в возрасте – не важно. Я чувствую  в ней желание познать тайну красоты, взглянуть на себя со стороны и немного полюбоваться собой. Для меня это подарок.
 
- Похоже, Вы идеализируете женщину вообще?

-  Меня часто спрашивают – Ваш идеал? Для меня любая женщина – идеал. У меня нет образа идеальной женщины-музы как Катрин Денев или Летиция Касто для Ив Сен Лорана или Одри Хепберн для Живанши. Каждая женщина для меня безумно интересна. Я не коллекционирую «звезд». Спрашивают: «Какие «звезды» у вас одевались?» Все одевались.  Это эпизоды моей жизни, посвященной талантливым и известным людям, которые мне доверяют, приходя ко мне.

- Ваше преклонение перед конструктивизмом и формой – это дань прошлому. Времена меняются… В начале третьего тысячелетия стиль гранж ( стиль уличных бродяг) становится актуален... Все покорены глобализацией, униформой, унификацией…

- Унификация существовала и раньше. Советских  людей рядили в ширпотреб, чтобы ликвидировать их индивидуальность. Сейчас обратная ситуация. В 60-х я мечтал о том, что в конце XX-го века мир будет своеообразным театром. Люди будут одеты в лучшее, что оставила история развития цивилизации: разработки Эпохи Возрождения, готики, периода рококо, ампира и т.д. Интуитивно я всегда был против стандартизации в одежде, массового производства. В начале XXI-го века, есть все условия для самовыражения: информация, возможности иметь средства и создать индивидуальный образ. Но люди надели джинсы, куртки, шорты, майки… В Париже, Нью-Йорке, Лондоне - все одинаковые…Тоска…

- Но появилось больше возможности посвящать время развитию личности, познанию мира, не привлекая к себе чрезмерного внимания «ярким оперением» …

- Да, появился достаток, люди тратят деньги на отдых, на поездки, на приобретение недвижимости, строят дома, благоустраивают жилища. Одежда становится вторичной. Русская женщина никогда не позволяла себе быть красивой. Красота преследовалась. Сейчас наступила эпоха расцвета русских женщин. Русская женщина поражает мир своей элегантностью, красотой. Если она имеет возможность проявить вкус и средства для реализации свои мечты, она становится совершенной. В мире есть отдельные личности, обладающие чувством вкуса. Но в России – их сотни, тысячи. Я испытываю удовольствие и радость, бывая на серьезных приемах. Люди следят за манерой одеваться, держать себя, создать нужную ауру. Я наслаждаюсь образами русских женщин и мужчин, о которых мечтал.

- Омар Хайям несколько столетий назад призывал:
«Вместо злата, жемчуга с янтарем
Мы другую одежду себе изберем.
Сбрось одежду, укрой свое тело старьем,
Но и в жалких лохмотьях останься царем…»
Можно ли поспорить? «Быть» или  «казаться» - вот в чем вопрос?

- Лучше быть, чем казаться. Конечно, «быть» можно и в «лохмотьях». Порода проявляется в том, как держит человек спину, насколько он  не суетлив. Можно надеть роскошную одежду и быть плебеем. Среди новых русских есть личности, которые добились материального достатка, но пошли дальше не по линии накопления, а по пути совершенствования интеллекта, изучения культуры и приобретения знаний. Люди приобрели манеры, но в глазах еще просвечивает прежнее выражение. Хотя у некоторых уже появился лоск, хороший, достойный, который затмевает прошлое.
 
- Гений может быть востребован только гением… Как известно, Ваш клиентский «портфолио» наполнен известными именами… С кем из звезд было приятнее работать?
 Может быть, у вас осталась особая теплота, удовлетворенность от общения?

- Со всеми было приятно. С Верой Васильевой мы работали над спектаклем «Женитьба Фигаро». Замечательная Юля Борисова («Принцесса Турандот»), Клавдия Ивановна Шульженко, Мария Ивановна Бабанова. Мне повезло, я делал костюмы к ее  спектаклю. Я видел, как она работает! Сейчас таких актеров нет. Любовь Петровна Орлова -изумительный человек…Я делал ей костюмы к последнему фильму и для повседневной жизни. Я счастливый человек… Ангелина Степанова, Галя Волчек, Марина Неелова, Татьяна Доронина. Они мне доверяли. Я верил в них, восхищался ими. Когда ты работаешь с человеком, ты должен его любить. Нельзя относиться к работе, как к работе. Это часть  жизни и перед тобой  человек стоит голый, себя доверяет. Я не имею права нарушить тайну создателя и музы…

- Но Вы обнажаете эту тайну в создаваемой Вами форме костюма… Когда я смотрела Вашу последнюю коллекцию, меня поразила мысль, что созданные Вами платья-образы, как картины, которые можно рассматривать до бесконечности. Сначала они воспринимаются визуально, как общая картинка. Но всматриваясь, открываешь для себя потаенные оазисы, живущие самостоятельно, но вписывающиеся в более глобальную идею Красоты и Гармонии. Подиумное действо ограничено во времени и не успеешь насладиться, а уже появляется другой образ… Многие ли способны «читать тайнопись» Вашего искусства?

- Мода – это удел избранных. В период развитого социализма меня критиковали, что я создаю моду для избранных. Мне хотелось «подтянуть» сознание людей,  приоткрыть «клапан вкуса» навстречу понимания души, красоты одежды и окружающего мира. Мы дети природы и подвержены тем же  законам изменения и обновления. Почему мода меняется? Мы не можем оставаться прежними: меняется настроение, мироощущение, состояние души, ситуация…  Галина Волчек-  мой друг, чутко реагирует на предлагаемые образы. Мы люди одной крови. Мы работали с ней над спектаклями « Вишневый сад», «Анфиса», «Три сестры». Она мне доверяет. Я максимально самовыражался и не имел права обмануться. Я работал, чтобы доставить ей и актерам удовольствие. Лариса Кондрашова очень тонко, трепетно, душевно переживает красоту. Она погружается в нее и в какой-то миг может «умереть», слиться, чтобы наслаждаясь, получить максимум…

- Духовный оргазм…

- Совершенно верно, духовный оргазм…

- Вы творческая личность и тонко чувствующий окружающий мир человек…  В творчестве Вы, как барометр реагируете на изменение «социально-экономической погоды» в обществе или говорите с внешним миром на своем языке и пытаетесь влиять на ситуацию и  формировать ее посредством образов?

- Я не диктатор. Диктатура опасна и оскорбительна. Я  добрый советчик. Моя жизнь – это постоянное погружение в удивительную тайну, которая создана самой Природой и Высшим Началом в содружестве с Человеком. История развития цивилизации свидетельствует об удивительных откровениях Божественного Разума и рук человеческих. Минуя тысячелетия, мы вновь возвращаемся как жители нового поколения, нового временного измерения. Я фиксирую в памяти знания, которые получил в институте, неистово «зарисовываю» образы Индии, Древнего Египта, фрески Китая, иранские миниатюры, японскую графику. Мне нравятся времена раннего Возрождения, Поздняя готика. Микеланджело оказал на меня влияние  своей живописью, графикой, стихами, жизнью. Каждая эпоха оставила удивительные свершения, богатейший багаж… Человек, влюбленный  в свое дело, не может тратить время зря. Он «идет» в прошлое, чтобы очиститься, обогатиться, трепетно сопереживать… В глубине веков  есть необходимая для творчества информация.

- Я провожу параллель между творческими личностями. Жан Шарль де Кастельбажак предпочитает аскетизм в быту. Единственный признак цивилизации в его замке – бассейн… Портреты предков на стенах, скромная мебель, старинная библиотека…  В рабочем особняке на ру Кассетт в Париже  также все довольно просто - пушистые ковры на полу,  авторские картины на белых стенах, минимум мебели. Он утверждает, что работать в таком интерьере лучше. А как Вы? Я знаю, Вы активно используете цвет. Вероятно, он Вас вдохновляет?

- Сначала цвет появился в салоне для клиентов. Я летел в самолете из Парижа и возникла идея переоборудовать примерочные кабины. Меня вдохновили мои акварели по мотивам Шагала: женщина влетает в красную комнату через окно… Синий потолок, скатерть на столе, зеленые фрукты… Сыну идея понравилась. Я  выбрал красный, желтый, зеленый, синий ( цвета народного костюма), сам собрал интерьер, покрасил черные офисные столы в красный, зеленый и синий цвета. Купил бельгийские ковры на пол. Из Парижа я привез эстампы Кандинского, других художников-авангардистов начала XX-го века,  купил стильную посуду для кофе и чая. Даже сейф покрасил в зеленый цвет. Все органично встало на свои места. Уже четвертый год люди приходят в салон и не хотят уходить. Я вспоминаю детство. Цветная игрушка – это праздник для глаз. Я подарил своим клиентам ощущение детства. Цвет – это игрушка. Веселый праздник для глаз.

- А домашний интерьер столь же цветист?

- При создании домашнего интерьера сыграло роль мое увлечение эпохой  Возрождения и картинами немецких художников. Занимаясь графикой, я делал перспективу, чередуя черные и белые квадраты. Это вдохновило меня создать иллюзию перспективы с черной и белой плиткой с эффектом завершенности графического полотна в доме.  Лестницы и трубы покрашены в черный цвет, что породило эффект несущих конструкций. В сочетании с белой мебелью получилось здорово. Подвал я превратил в жилую комнату. Вначале все было серо, жутко и страшно, напоминало катакомбы, развалины какого-то храма. Я боюсь  искусственной тишины замкнутого пространства, темноты и духоты. Воображение подсказывает, что пространство населяют духи, и я  начинаю слышать стоны, вопли, скрипы. Я решил покрасить все в красный цвет…

- В религиозной символике красный цвет означает пылкую любовную страсть, загорающуюся в головах, освященных духом. А Эрнест Юнгер констатирует, что красный – цвет господства и мятежа. Кстати, в красный цвет окрашено знамя русской революции…

- Да, я сделал красную комнату. Строители подумали, что имеют дело с полным кретином. Но я обил часть пространства деревом, поставил черный стол. Красные колонны, потолок, красная мебель…Красные цветы и вазы… Я расставил манекены, задрапировал их красными шелками и тафтой. На стены повесил белые холсты в черных рамах с черной графикой: своеобразные белые окна на красном фоне. У меня  желто-зеленая кухня, желто-сине-красный коридор с арками. В целом получилась композиция. Я могу спуститься туда ночью, даже мысли нет, что появится страх.

- Вы защитили себя цветом, появилась аура из цвета, которая Вас защищает…

- Да.

- Почему Вы не занимаетесь авангардом?

- Авангардные вещи я могу сделать классно. Но есть другие художники, которые работают в этом направлении. Я вижу их достоинства и недостатки. Но я рад, что они есть, что они разные. Я боюсь пошлости. Меня возмущает крикливость и неоправданный китч, бесстыдство, которые существуют в попытке современных дизайнеров активно выразиться, даже не самоосуществиться, а активно «пискнуть» в среде художников. Это меня настораживает. Я не критикую, но нельзя разрушать гармонию, которая дана нам Всевышним.

- Вы говорили, что молодежь в свою очередь обвиняет вас в консерватизме. То, о чем вы говорите и есть своеобразный консерватизм. Придерживаясь своей концепции в искусстве одежды, Вы не опасаетесь быть невостребованным «племенем младым и незнакомым»?

- Я никогда не «пищал» в угоду толпе. Я всегда шел по другой стороне улицы. Ив Сен Лоран всегда был самим собой.  Он личность. Он создал историю. Но будучи болен, остановился в  развитии и стал скучен. К счастью, я не подвергался порокам, которые разрушают душу. У меня душа светла, как у ребенка. Я воспринимаю мир естественно, радостно. Поэтому мне легко работать.

- Я видела Ваш альбом с рисунками. Там…

- Там трагедия души…

- Ваши подиумные образы и Ваши рисунки - это две половинки Вашей души? Ад и рай … Вы страдаете и страдание  выводите на форму, чтобы освободиться?

- Совершенно верно. Рисунки - это возможность быть услышанным: «Кричу я в пустоту, молчание мне в ответ, душа моя в изгнанье… Лишь белоснежный лист бумаги мою приемлет безысходность…» Я отдаю туда все… «Вся боль души моей, трагедия контрастов на волю вырвались, заполнили бумаги белый лист… Мгновенье вечности принадлежит отныне». Эти стихи возникли в момент трагизма моей души в конце 80-х годов. Все «вылилось» на бумагу. Это  спасение. Когда я не мог ни рисовать, ни моделировать, Бог  послал мне возможность выразить словами мое отношение ко времени. Он задал мне программу жизни: я не должен отчаиваться. Он дал мне возможность насладиться даром, который он в меня вселил, которым природа меня одарила. У меня огромные возможности, которыми я еще не воспользовался. Потом возникла живопись. Я себя до конца не знаю. У человека есть пути возрождения. Только я живу не в то время …

- Ваш сын – тоже художник-модельер. Согласуются ли Ваши позиции в искусстве и бизнесе?

- Мой сын Егор - редчайший дар. У него тонкая структура. Он «прячется» за формы одежды, за внешний вид, за негативность. У него Божественные стихи. Он прекрасный художник-модельер. Но ему не повезло со мной…Я сильный человек, а он деликатный. Я  призываю его конфликтовать, бороться со мной за право быть самим собой. А он  говорит: «Я буду защищать тебя».

- Это приятно слышать от сына... Трудно ли сочетать  искусство от кутюр и коммерческий успех в таком  многогранном бизнесе, как Ваш?

- В начале работы с парфюмом «Маруся» и усиленной подготовки коллекций прет-а-порте, вице-президент фирмы Л’Ореаль, сказал:    « Вы созданы для Кутюр»…

- Но слой людей, которые способны оценить высокое искусство шитья постепенно вымирает не только в России, но и во всем мире…

- Именно поэтому я стараюсь поддержать редкую профессию. Дом моды я содержу на средства от продажи парфюма «Маруся» (10 лет существования на парфюмерном рынке). На эти средства я покупаю роскошные ткани, материалы, мех… и сберегаю драгоценные одеяния для своего музея-усадьбы истории русского костюма в современном прочтении...
 
- Ваш загородный Дом – это и есть Ваш музей-усадьба?

- Французская фирма Л’Ореаль полностью финансировала создание моего проекта «Каблуково», усадьбы-музея с большим Домом. Семь лет я его строил. Французы с пониманием отнеслись к идее, которая отчасти была их. В начале нашего сотрудничества они сказали, что я должен иметь свой творческий центр и музей с моими костюмами, картинами, фотографиями, чтобы я мог устраивать показы в русском стиле с использованием русских ландшафтов. Это очень красиво. В Доме три комнаты с половиной жилые, все остальное – залы для экспозиции.

- Как известно, «часы моды» весь мир сверяет по Парижу… Вы побывали на январской Неделе от кутюр в Париже… Каковы ваши впечатления? 
       
- Париж – всегда Париж. Но я заметил, что мне интереснее смотреть репортажи о Высокой моде по ТВ: без суеты, без давки. Я посмотрел мужское прет-а-порте Ямамото, своих друзей – Середина и Васильева. Я получил удовольствие от коллекции Жана Поля Готье. Он близок по духу Диору. Готье – гений кроя, линий. Оригинально прозвучала идея мужских галстуков в основе женского платья. Понравились маленькие черные платья с оригинальными линиями проймы, его чувство формы. Я люблю Лакруа, но предыдущая коллекция просто чудовищна благодаря жутчайшему китчу, немыслимым «наворотам». Он конфликтуют с Гальяно в этом плане. Но в этом году у Лакруа удивительная, замечательная  коллекция, очень светлая, изысканная по цвету. Новый набор решений в духе Лакруа – оправдан и не конфликтует с общими представлениями о творчестве этого дизайнера. Коллекция Валентино - деликатная, женственная, вполне «носимая» в обычной светской жизни. Он утонченный, изысканный мастер одежды высочайшей культуры. Он замечательно одевает женщин среднего и старшего возраста. Шанель. Лагерфельд - одаренный талантливейший человек, блестяще знающий вещи, у него «нюх» на конъюнктуру, но он никогда не подчиняется никаким законам. Он представил  красивую коллекцию в духе настоящей Шанель.

- Парижский подиум – своеобразный перекресток, где встречаются традиции и новое поколение. Производит ли впечатление молодежь?

- На парижском подиуме появилось много молодых талантливых художников. Они пытаются преодолеть комплексы, связанные с засильем китов французской моды – Ив Сен Лорана, Живанши. В этом плане мне показался интересен Карло Понти.
 
- Особый интерес представляет Ваша оценка творчества Гальяно, который шокирует Париж уже несколько сезонов подряд своими кутюрными изысками?

- Гальяно – гений, большой ребенок сцены, блестящий художник,  которому дали много средств и он дурит массы со страшной силой. Но дурит артистично. Немыслимый китч, набор таких несовместимостей, что именно благодаря им,  его можно воспринимать как гения. Я помню  ранние работы Гальяно. Это был высочайший класс по форме,  выразительно, изысканно. Сейчас – кутюрный базар… Ощущается его желание сказать журналистам: «Смотрите на мир моими глазами, пытайтесь видеть как я!». Явный эпатаж. Он рискует, не боится скандалов,  напоминает Мадонну. Но в жизни он деликатный, мягкий,  рафинированный, легко возбудимый, утонченный и чувственный,  как нерв

- Мне кажется он испытывает терпение своих постоянных клиентов. Но в то же время шоу Диора – это шумная рекламная кампания: чем скандальнее, тем лучше…

- Чистая пиаровская кампания - разговора о моде нет. Число продаж необычайно возросло.  Вкладываются огромные деньги. В магазинах Диора  - иная продукция. Изначально все рухнуло. Но за три года он раскачал все. Я был в бутике Диора на ру Монтень. Я ушел  потрясенный. Такой аристократизм в дизайне, новизна технологии, легкость  исполнения, уникальный подбор тканей, неожиданные комбинации меха и кружева, азиатские ткани, атласы. Все настолько рафинировано и изысканно, что мы можем простить его издевательства в «кутюре». Пусть играет и ждет…

- Ждет нашей реакции?

- Да.

- Российские дипломаты вспоминают ваши зарубежные акции… Вы сохраняете за собой титул Почетного гражданина Парижа?

- Титул сохранен за мной. У меня в Париже студия. Фирма Л’Ореаль организовала мне возможность принимать людей, вести переговоры, осуществлять связи с общественностью, с руководителями текстильных предприятий, где я закупаю ткани. Это офис в центре города. Фирма Л’Ореаль  предусмотрела, чтобы все было престижным и соответствовало моему имени.

- А бутик в Париже?

- Я не хочу бутик нигде, только в России и то один.

- А вилла на Лазурном Берегу у Вас есть?

- Нет. Я не умею и не люблю отдыхать…
-..................



С уважением,               
                Галина Федосеева

               


Рецензии