Пусть всегда будет НВМ в Москве
ЕЛЕНА ВАГНЕР ФЕДОСЕЕВА
Для журнала « Меха мира»
04 2001, МСК
«Пусть всегда будет Неделя Высокой Моды в Москве» –
заявил Юрий Лужков
В Москве завершилась VIII Неделя Высокой Моды. Неизменным Патроном столь желанного для модной общественности столицы события являтся мэр Москвы Юрий Лужков. Чрезвычайно демократичный на публике мэр по традиции почтил своим присутствием заключительный гала-показ и официально закрыл НВМ собственным дефиле, нисколько не комплексуя на сцене рядом с двухметровыми, стройными как “тополя” манекенщицами модельного агентства Red Stars в туалетах от Юдашкина. Более того, размышляя вслух с Высокого Подиума, мэр пообещал, что 10-летие московской НВМ столица с божьей помощью при посредничестве Александра Достмана отпразднует в Гостином Дворе грандиозным Фестивалем Высокой Моды.
За восемь лет существования движения за Высокую Моду на московском подиуме было представлено 54 коллекции 34 иностранных Домов Моды, среди которых неуловимый и загадочно-мистический Paco Rabann, изысканный Nina Ricci, культовый Voyage, аристократичный по духу, но сказочно-детский по содержанию Jean-Charles De Castelbajac, роковой Jean-Louis Sherrer, элегантный Balenciaga, Fendi, Trussardi, Roberto Cavalli, Torente, Lapidus и др.
Именно благодаря московской НВМ среди широкой российской аудитории стали популярны имена Виктории Андреяновой, Андрея Шарова, Игоря Чапурина, Ирины Крутиковой, Татьяны Парфеновой, Юлии Яниной и др. не менее, чем имена Валентина Юдашкина и Вячеслава Зайцева. Появление «русских дней» на московской НВМ, когда подиум ГКЦЗ «Россия» отдается исключительно коллекциям российских дизайнеров – большое достижение отечественной моды. Сам факт возможности показать достижения фантазии и искусства русских мастеров наряду с известными модными Домами Франции, Италии и Англии, достаточно волнителен и ответственен для молодых российских модельеров. Впрочем, организаторы – Фонд АРТЭС не скрывают своих основных задач – привлекать глобальное внимание к российской моде, а также поддержка и промоушн российских дизайнеров. Естественно, показ коллекции на подиуме Высокой моды рассматривается как крупная рекламная акция для дизайнера, возможность подняться на новую ступень в творческой биографии и трамплин, а иногда и стартовая площадка, для развития собственного бизнеса.
Конечно, приезд признанных на мировом подиуме иностранных гостей с коллекциями мирового уровня и возможность сравнивать не всегда складывается в пользу россиян. Но возможность общения дизайнеров разных стран, своеобразные мастер-классы для российских модельеров, установление для них высокой планки требований к дизайну, качеству и стилю – весьма привлекательны и оправдывают основное назначение московской НВМ. Среди гостей восьмой НВМ – Дома Pierre Balmain, Missoni, Antonio Berardi, Maurizio Galante, Nijole. Очевидно, что названные имена принадлежат к разным поколениям кутюрье.
Имя Balmain имеет знаковое значение в моде и признан во всем мире. Дом Balmain представил тенденции развития знаменитых традиционных французских Домов. Французский Дом Pierre Balmain можно отнести к разряду долгожителей на московском подиуме. Коллекции Pierre Balmain уже в четвертый раз показываются в Москве. Американец Оскар де ля Рента, автор коллекции от кутюр 2001/2002, работающий для Pierre Balmain, соответствуя традициям Дома, убедительно доказал, что подлинная мода рождается в стенах знаменитых модных Домов и затем по каплям просачивается на улицу, отвергая влияние стиля «гранж» на фантазию кутюрье. На подиуме НВМ была продемонстрирована изысканная роскошь, блеск, особый шик, вкус и качество, которые присущи только французам, несмотря на американское происхождение и образование автора. Особое внимание привлекли драгоценные ткани, сами по себе являющиеся произведением искусства. Задача дизайнера – придать им изысканную форму, подчеркивающую достоинства женской фигуры. Кашемир, шелк и тафта объединены Оскаром де ля Рента с лакированным гипюром, невесомым тюлем и твидом. Мех прекрасно дополняет этот букет французского шарма и шика и придает ему необходимый ритм, ведь «Веселая мадам» (название коллекции) путешествует «по зимним степям и ностальгической Адалусии». Благодаря традициям парижского подиума, сложившимся в начале III-го тясячелетия, выпускать на подиум тринадцати-четырнадцатилетних манекенщиц и удачному выбору Оскара де ля Рента, московские зрители смогли познакомиться с новым поколением моделей из Red Stars. Новая пластика движений, свежие лица, прекрасные волосы и типы женской красоты, несмотря на досадные промахи дебютанток московской НВМ, весьма разнообразили модное шоу и старожилы в зрительном зале смогли ощутить свежий ветерок перемен поколений на отечественном подиуме. Даже микс-коллекция Дома Pierre Balmain, составленная из туалетов коллекций разных сезонов, демонстрировавшихся в Париже в том числе и несколько лет назад, благодаря юности манекенщиц смотрелась также свежо.
Итальянский Дом Missoni , по выражению директора НВМ Натальи Журавлевой, это «своеобразная классика трикотажа… «открытый урок для отечественных дизайнеров по трикотажу». Именно в трикотажном производстве лежат корни бизнеса Missoni. Итальянцы продемонстрировали чрезвычайно милую коллекцию, предназначенную несомненно для молодой женщины. Missoni нашли свой путь к слиянию мира изобразительного искусства с миром моды. А это несомненный признак принадлежности к мировой элите дизайнеров. Пластика трикотажа в сочетании с динамикой графики и абстрактных мотивов в рисунке ткани, свободные по низу брюки, длинная бахрома создают эффект движения и полета. Манекенщицам было явно приятно, свободно и роскошно двигаться в одежде от Missoni. Кстати, итальянцы как и французы высоко ценят естественность во всем: здоровые, роскошные волосы, чистая кожа, свежий цвет лица, натуральный румянец, естественный макияж, открытый взгляд. Именно такими качествами отличается молодое поколение российских модельных “звездочек”. А одежда от Missoni придает
Maurizio Galante приглашен на московскую НВМ в качестве “яркого примера приверженности экспериментам в моде”. Его кутюрные эксперименты ярки, свежи самобытны. Обнаруживая явные признаки гурмана, Maurizio Galante заворачивает женщину как конфетку в парчовый фантик- пальто. Для его коллекции характерно удачное сочетание цвета и технологии воплощения дизайнерского замысла по типу китайских фонариков. Художник предложил женщине гардероб, способный меняться в зависимости от времени года и ситуации. Женщина в туалетах от Maurizio Galante гипнотизирует своей новизной и самобытностью: бесконечная непрерывность смены образов и сон наяву. Вероятно, в этом ее власть. В коллекции Maurizio Galante современность и традиции виртуозно дополняют друг друга. Кожаные кружева и точная техника разрезов выполнены мастерами от кутюр в лакированных металлических тонах. Maurizio Galante представил московским зрителям джинсовую историю, прочитанную им в стиле люкс с огромным количеством хрустальных бисеринок. А его Лабиринт – 350-метровая хлопчатобумажная обмотка из контрастных цветов создает эффект “отсутствия присутствия” для длинных платьев и блузонов. Художественно-технологическая революция в фантазии молодого кутюрье предрекает начало новой эры в портновском искусстве.
Antonio Berardi ( ученик скандально известного Джона Гальяно, шокирующего Париж на протяжении последних лет) – запланированная сенсация и сюрприз от организаторов НВМ. Antonio Berardi позволил себе быть эксцентричным, что проявилось в “низложении канонов” за счет авторских манипуляций с традициями и персонального видения чувственного дизайна. Дизайнер предлагает пиджаки с лацканами и застежкой на спине, плебейские черные гольфы в сочетании с белыми и розовыми туфлями и элегантного английского костюма. «Возможно все!» – рабочий девиз кутюрье. Зрителям оставалось лишь получать удовольствие от блестящего фейерверка модных образов, идеально спроецированных на идеальные фигуры манекенщиц агентства Red Stars и мечтать о собственном беспредельном совершенстве.
В день торжественного открытия модного столичного форума была показана коллекция международного Дома Nijole, который имеет 15-летнюю историю существования и знаменит своими меховыми изделиями. В начале длительного для России зимнего сезоны, меховые изделия от Nijole, как нельзя более актуальны, тем более, что над новой коллекцией Дома потрудился приглашенный для этой работы Валентин Юдашкин. В целом меховая коллекция Дома Nijole прозвучала весьма изысканно, без прошлогодней вычурности и цветового эпатажа. По выражению идейного вдохновителя показа Валентина Юдашкина, “коллекция простая и рассчитана на молодую женщину”. Мэтр добавляет, что его “задача заключалась в том, чтобы уйти от любых этнических особенностей, вычурности и театральности. Это классический вариант pret-a-porte de lux, но с оттенком вечера haute couture». Мэтру можно поверить не только на слово. Действительно, в целом коллекция Дома Nijole вполне носибельна и, несомненно, ее ожидает хороший коммерческий эффект. Правда, Юдашкин не удержался от соблазна и добавил немного традиционного для его «произведений» блеска унылой черной каракульче и оживил ее стразами с эффектом бриллиантов. «Изюмом» коллекции стали чрезвычайно актуальные в последнее время двусторонние модели из редчайшего белого соболя со спецобработкой кожаной поверхности, создающей эффект любимой Юдашкиным джинсовой ткани. Внимание зрителей и специалистов привлекли и модели из «вязаного» меха баргузинского соболя и лисы. В коллекции использованы также и популярные меха норки, каракульчи, шиншиллы, кролика, соболя, лисы в сочетании с кожей и замшей. Цветовая гамма представленных моделей ближе к естественной, но используя возможности современных технологий окраски, меха прозвучали ярче, живее, выразительнее.
Давно подмечено, что в периоды кризисов и социально-политических потрясений дизайнеры даже и не пытаются дразнить своих потенциальных клиентов и поклонников. Более того, в условиях сентябрьских событий в Америке и войны в Афганистане мировой подиум заметно поредел: Нью-Йоркская и Лондонская Недели высокой Моды прошли в сокращенном варианте, Миланская и Парижская недели прет-а-порте не досчитались американских байеров, которые, как известно, делают самые объемные заказы. Уровень освещения в СМИ был гораздо скромнее, чем обычно, американские журналисты подъехали лишь к окончанию парижской недели, а на миланской не появились вообще. “Затухание импульсов деловой активности” – налицо. Что касается московской НВМ, то она была на один день короче, чем обычно, и естественно, иностранных Домов представлено меньше, чем планировалось ранее. Учитывая неспокойную ситуацию на мировой арене, российские дизайнеры, словно сговорились, никакого гламура, обнаженки и потусторонних фантазий в духе Кати Леонович на VIII НВМ замечено не было. Напротив, обнаружены тенденции максимального использования натурального меха и функциональности в одежде, что чрезвычайно актуально не только для российского подиума, но и для улицы, учитывая отнюдь не субтропический климат России.
Даже Виктория Андриянова, шокировавшая в прошлом году уже отнюдь не пуританскую российскую публику отчаянной откровенностью и обилием в показе обнаженного женского тела, была в этом отношении скромна. Более того, на наш взгляд, рекламное шоу Виктории, приуроченное к открытию ее нового бутика, было одним из главных, интереснейших, светлых и захватывающих зрелищ. Виктория, занимавшаяся в юности гимнастикой, решила соединить спорт и моду воедино. Она вывела на подиум сборную России по художественной гимнастике. И надо ли говорить, что выход на подиум Примы и признанной красавицы отечественной гимнастики Алины Кабаевой в туалете от Андрияновой произвели эффект настоящего фейерверка и стали пиком эмоционального напряжения в зале. Молодые, естественно гармоничные гимнастки с гибким, послушным телом, лучистыми глазами и солнечной улыбкой как нельзя лучше продемонстрировали великолепие андрияновской идеи. Взмах тонкой, гибкой руки или сложнейший гимнастический пируэт на подиуме сопровождали андрияновские модели и вызывали дуновение легкого блаженства в зале, что характерно только при наличии гармонии формы и содержания. Характерное «Па» спортсменки в духе «а ля модель» вызвало совершенно уникальный эффект. Отсутствие четких форм в одежде, но присутствие стиля – главное отличие творений Виктории. Она уверена, что слова – ложны, имеют значение только чувства и мысли. Андриянова блестяще управляется со сложнейшими тканями, сочетая несочетаемое: «шелк, переходящий в лохматый мохер; мохер, драпирующийся как шифон; кашемир, не греющий, а бесполезно богато скроенный». Загадка в уникальной драпировке и способности Виктории художественно расположить ткань на теле. Одежда от Виктории не затушевывает личности, а обнажает ее. В ней невозможно затеряться в толпе. Но диагноз один: к одежде от Андрияновой непременно надо приложить не только совершенно стройное, гибкое тело, но и проницательный ум, философское содержание души. Она для тех, кто ценит в одежде «не столько функцию, сколько мысль, идею, парадокс, индивидуальность – свою и автора».
Несмотря на заявленные экспертным советом НВМ «многоэтажные» критерии отбора победителя, эксперт N1 – Эвелина Хромченко заявила, что главный критерий – «нравится – не нравится, третьего – не дано». В этом плане на VIII НВМ Виктория Андриянова была абсолютно вне конкуренции. Столь зажигательного, динамичного, запоминающегося шоу московский подиум еще не видел. А в сочетании с красотой идеи, положенной в основу творчества Виктории Андрияновой, золотой манекен достался ей по праву.
Меняется политическая конъюнктура мира и модельеры реагируют на настроение, делают ставку на темные, мрачные тона (Татьяна Парфенова ( коллекция «Мушка») и Лена Макашева ( коллекция «Дембиль»), элементы вооружений в качестве аксессуаров ( «Бонни&Кольт» Андрея Шарова), восточные настроения, навеянные впечатлениями от пустыни ( Игорь Чапурин ). Хотя волнующе манят услышанные Чапуриным и переданные в образах «шорохи пустыни, шелест тонкого покрывала, скрывающего лицо незнакомки», но использование активных цветов в коллекции сведено к минимуму, а значит чувства и эмоции звучат в полутонах, сердце едва дышит и замирает в ожидании. По выражению г-жи Ниеле, «мода – это нечто, витающее в воздухе, в эфире. Умение схватить эти идеи, определяет актуальность коллекции». Разные художники улавливают различные «эфирные компоненты». Похоже, Игорь Чапурин слегка «заразился» мотивами Sherrer полуторагодичной давности. Конечно, пустыня вдохновляет, но конский волос и элементы костюма из него представил на парижском подиуме Стефан Роллан несколько сезонов назад. Правда российский модельер добавил цвета и разнообразил сферы применения указанного материала.
Новички московской НВМ прозвучали весьма приятно. Дарья Разумихина вызвала симпатию современной интерпретацией русских фольклорных традиций в искусстве одежды. Редчайшая для современной женщины неагрессивность, сдержанная романтичность, застенчивость и некоторый пуританизм при наличии всех известных элементов соблазна в костюме – глубоких разрезов, декольте и корсетов, читается в каждой линии дизайна Разумихиной. Подобный тип женщины, пожалуй, даже забыт современными мужчинами. Удивлять, но не эпатировать. Пленить красотой и нежностью, но не подавить. Вероятно, это суть дизайнерских решений Дарьи Разумихиной. Виртуозная работа Дарьи Разумихиной с тесьмой и кружевами создает принципиально новую тканевую поверхность и позволяет моделировать силуэт и форму одежды. Дарья Разумихина продемонстрировала фольклор, вышедший на уровень искусства от кутюр. Другой уровень и не могла предложить выпускница МГУ и «звездного» колледжа Сент-Мартинс, кандидат филологических наук Дарья Разумихина.
Ольга Каменева с коллекцией «Девочки Флинта» продемонстрировала «роскошь, комфорт и дерзость» одновременно. Явно, ее Женщина весьма сексуальна, ведь предлагаемый дизайнером силуэт – «тонкая талия, выразительная грудь и впечатляющие бедра», а используемые в коллекции ткани и материалы: «деним, бархат, шелк, органза, кружево, вышивка, специи, сушеные цветы…». Ее наряды помимо формы, цвета и «содержания», обладают еще и запахом. А это значит, что синергетический эффект их обладательницам обеспечен.
По сложившейся традиции в заключение НВМ на Высоком подиуме зрители увидели коллекцию Валентина Юдашкина, которая в этот раз была посвящена «Птицам». Юдашкин продемонстрировал бесконечное разнообразие художественного решения одной и той же идеи. А по-существу, многочисленные варианты и типажи не только женской красоты, но и женского характера, самоощущения, самовыражения женщины в этом мире и самореализации в межличностных отношениях. Действительно, среди нас есть черные чопорные Вороны; кокетливые Канарейки и соблазнительные Колибри; серые Воробышки, болтливые Сороки, загадочные Райские птицы; домашние Попугаи, поддающиеся дрессировке, согласные слушаться и повторяться; царственные птицы-Феникс, негласные королевы отношений, наделенные символами власти, птицы-затворницы – магически озаренные натуры. Костюм – это выражение принятой нами философии общения с внешним миром. Цветовая гамма «Птиц» склонна к готике с доминированием приглушенных, пастельных тонов с эффектом выцветших оттенков, которые достигнуты вышивкой гладью, полутонами, перекрытием ткани одного тона вторым. Юдашкин сделал ставку на компромисс несочетаемых тканей, новые технологии обработки меха лазером. Первый отклик на подиумное творчество Юдашкина прозвучал в этот же вечер из уст Юрия Михайловича Лужкова. Немного сентиментально мэр выразил свое понимание увиденного: «Птица, как и Женщина – красивейшее существо, созданное Богом. Это полет мысли, фантазии, которые зовут нас далеко ввысь. Птица – это существо, которое мы хотим поймать, подержать в руках, но которое от нас всегда ускользает». Как собственно и красота, которую невозможно передать словами, а только почувствовать и насладиться ею. Что и происходило в течение пяти дней в зале ГЦКЗ «Россия». VIII неделя Высокой Моды в Москве завершилась, а дизайнеры уже вынашивают в своем воображении новые творческие замыслы, ведь 2002 год уже не за горами!
С уважением,
Галина Федосеева.
Свидетельство о публикации №222121401841