Роман с камнем

Для журнала " Аэрофлот" ( получила гонорар спустя 3 года после публикации... и ведь он меня дождался... сотрудники вынули деньги из письменного стола, завернутые в газетную бумагу... Эх, знали бы вы, как я удивилась этому факту.
А приехала в редакцию я на министерской машине, за рулем был лихачь Виктор, который был тогда прикреплен к моему мужу, как собственно и белая "Волга" с мигалками... Эх, было круто...
И круто было читать хорошо сверстанный, богато иллюстрированный материал... и достойный гонорар, конечно... Приятно было работать с престижными изданиями!
декабрь 2022, Москва.


ЕЛЕНА ВАГНЕР ФЕДОСЕЕВА
Для журнала @Belle@ 2001 год
Роман  с камнем.

 Великолепные…ослепительные…роскошные... поразительные…потрясающие... Драгоценные камни появляются в нашей жизни из самых экзотических уголков мира: алмазы из Африки, изумруды из Колумбии, сапфиры из Таиланда, рубины из Бирмы, Цейлона, Бразилии... Завораживает даже мысль о том, что столь удивительные творения природы появляются на свет из недр земли...  Таинственный мир драгоценных камней волнует воображение, завораживает и опьяняет. Редкий по красоте камень, искусно ограненный и оправленный в драгоценный металл, подчеркивает  избранность, положение и вкус его обладателя.  Драгоценный камень несет в себе информацию тонкого уровня, которая задает стиль, мелодию и  ритм жизни. Недаром астрологи рекомендуют учитывать энергетические свойства камней в зависимости от знака Зодиака.
 
Благородные металлы и драгоценные камни, соединенные фантазией ювелира в единое целое, превращаются в произведение искусства. Драгоценное украшение обладает синергизмом,  несет положительный или негативный заряд, отражает духовный и творческий потенциал огранщика, хранит его тонкие эманации. Возможно, этим и объясняется многовековой кармический шлейф  некоторых сокровищ. Прикоснуться к миру тайны и гармонии, завести интимный "роман с камнем" - дело тонкое, доступное только сверхчувствительным натурам.

В эпоху фараона Тутанхамона, у римлян, греков, французов, особенно при дворе Людовика XIV, драгоценности магически влияли на жизнь царствующих особ. Они сопровождали их в загробный мир, являлись предметом гордости и зависти, их покупали и продавали, похищали и дарили. Они были символами любви и власти, преданности и измены. За наиболее ценными и уникальными из них тянется кровавый след на многие века.

Драгоценности являются своеобразной "визитной карточкой" и, несомненно, выделяют людей состоятельных, честолюбивых и выдающихся. Красивые женщины в драгоценных ювелирных украшениях впечатляют людей, умеющих видеть и ценить прекрасное. Обладатели уникальных драгоценностей незабываемы. Великие императоры и индийские магараджи, королевы и принцессы, французские маркизы и английские герцогини, запечатленные кистью художника, до сих пор смотрят на нас из глубины веков со старинных портретов и гравюр.
            
Воистину, на всем протяжении истории человечества алмазы являлись своеобразным мерилом благоденствия, благополучия и величия их владельцев, а ювелиры, работавшие с наиболее уникальными из них, буквально увековечили себя в своих творениях. Существует некий элитарный «клуб» крупнейших бриллиантов мира, к которому по праву «завладения» редкостью относят и их нынешних владельцев. Среди белых алмазов «пальма» по старшинству принадлежит камню  под названием «Кохинор»(«Гора Света») – это подарок Вест-Индской компании королеве Виктории. В результате тщательной огранки камень превратился в поразительный по красоте бриллиант весом в 108, 93 карата. Он был главным  украшением короны английских королев вплоть до Елизаветы (нынешняя королева-мать). Насладиться видом этого уникального бриллианта, как и созерцанием других драгоценностей, принадлежащих королевской семье,  можно в лондонском Тауэре.
 
Самым крупным из найденных алмазов редкого качества до сих пор является «Куллинан» (3106 карат). Но, по воле человека природный шедевр был разрезан на 105 частей. Несмотря на жестокую экзекуцию, именно «Куллинан» дал миру первый и второй по величине бриллианты – грушевидный бриллиант «Великая Звезда Африки», украшающий королевский скипетр Эдуарда VII и «Малая Звезда Африки» ( находится в императорской короне непосредственно под известным шпинельным рубином «Черный Принц»). Два меньших по величине бриллианта «Куллинан» украшали корону королевы Марии, и принадлежат сейчас королеве Елизавете.

Удивительный по красоте бриллиант «Тэйлор-Бартон» известен благодаря роману века между Ричардом Бартоном и актрисой Элизабет Тэйлор. Историю роковой страсти к женщине и власти хранит алмаз «Орлов» (часть знаменитого бриллианта «Великий Могол», принадлежавшего  некогда шаху Джахану). Императорский скипетр Екатерины Великой  до сих пор венчает знаменитый «Орлов». Он хранится в Алмазном фонде Московского Кремля.

Времена меняются, и природа дарит ценителям сокровищ бесценные подарки. Цветные бриллианты чрезвычайно редко встречаются в природе и наиболее раритетными считаются алмазы интенсивного красного цвета, за ними следуют зеленые и лишь третье место занимают синие. Цены на алмазы нетрадиционных расцветок на торгах – просто астрономические. Наиболее полная цветовая гамма  бриллиантов когда-либо встречавшихся в природе представлена в Мемориальном зале камней Моргана в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. Среди наиболее известных камней нетрадиционных цветов – «Большой Стол» (роскошный розовый бриллиант, который разделен ныне на две части («Дарья-иНур»(«Море Света») и «Нур-аль-Айн»(«Свет Ока»)). «Голконда д’Ор»-желтый камень украшал сокровищницу династии Великих Моголов и был похищен персами. Один из последних его владельцев – ювелир Данклинз, но в 1978 году драгоценность была похищена, и след ее потерялся во времени и пространстве. Среди желтых камней первым в мире по величине и самым лучшим по красоте и качеству считается «Тиффани». Он является собственностью одноименного магазина.

Самым кровавым в истории человечества камнем, имеющим таинственно-мистический статус «проклятого», считается алмаз необыкновенного сапфирово-синего цвета «Хоуп» («Надежда»).  Его первым владельцем был Людовик XIV- Король-Солнце. С тех пор камень сменил много вдадельцев, но их судьба весьма печальна. О камне слагают легенды, пишут романы и снимают фильмы. Их смысл практически одинаков – владельца «сине-голубой мечты с оптимистическим названием «Хоуп»   постигнет злой рок и таинственная смерть.  Говорят, что современная рекламная версия жуткой истории с «проклятием» принадлежит – Пьеру Картье. Но  последняя владелица алмаза «Хоуп» - американка Уолш Маклин прожила и впрямь, на редкость несчастливую жизнь. Смитсоновский институт в Вашингтоне в 1958 году приютил «Проклятого». И, несмотря на мрачную репутацию синего бриллианта, от посетителей, желающих взглянуть на роковой раритет, «отбоя нет».
Среди «аутсайдеров», но весьма заметных по ценностным качествам камней, принадлежащих к элитарному «клубу драгоценностей», можно назвать два «звездчатых рубина»: «Ривз»(138,7 карат, находится в Смитсоновском институте) и «Де Лонг»(100 карат, находится в Американском музее естественной истории). Знаменитый рубин «Могок» (15,97 карата) насыщенного малинового цвета, получившего название «голубиная кровь», куплен ювелиром Лоуренсом Грэффом. «Шпинельный рубин» «Черный Принц» украшает корону английских монархов, а рубин «Тимур» вправлен в колье, принадлежащее английской королевской фамилии. Один из крупнейших в мире сапфир  в форме звезды «Звезда Индии» хранится в Американском музее, а два уникальных сапфира принадлежат британской короне: сапфир Марии Стюарт и сапфир Эдуарда Исповедника, правившего в XI веке.
 
Изысканный ряд драгоценных «аутсайдеров» продолжает уникальная ваза, выточенная из цельного изумруда весом в 2681 карат, хранящаяся в Музее истории искусства в Вене. В одной из частных коллекций находится 45-каратовый изумруд «Атахуальпа». Он был некогда частью массивной золотой андской короны, которую украшают 453 изумруда, весом в 1521 карат. Что касается жемчужин, то вплоть до XX века «восточный» жемчуг считался самым дорогим из благородных камней, включая бриллианты. Лучший натуральный жемчуг добывается в Персидском заливе. Самая большая жемчужина (450 карат) хранится в Геологическом музее в Южном Кенсингтоне в Лондоне. А самая знаменитая «Ла Пелегрина» в форме персика принадлежит первой красавице минувшего века – неувядающей Элизабэт Тейлор. Жемчужная тиара, украшавшая голову принцессы Дианы во время торжественного бракосочетания, также содержит ряд уникальных жемчужин, и находится в собственности королевской семьи.
Люди уходят, но шедевры ювелирного искусства продолжают жить. Их передают по наследству. Ювелирные реликвии составляют фамильную гордость самых древних и знатных родов планеты, их бережно хранят и шлейф славы их выдающихся владельцев распространяется на столетия, создавая собственную легенду.

Начало этого великого колдовского романа человека с камнем уходит корнями в глубокую древность... Вплоть до 50-х годов XIX века, украшения  "направляли" и определяли моду в одежде. И создание ювелирных украшений считалось "высоким искусством". Сокровища, найденные в 1922 году в гробнице фараона Тутанхамона поразили воображение ценителей и профессионалов ювелирного дела и в мировой моде воцарились "древнеегипетские" мотивы.
 
Ювелирные изделия начала XX-го столетия обворожительны. Самые удивительные из них принадлежали, разумеется,  аристократам по духу и происхождению. Украшения тех времен кажутся более спокойными и довольно "сдержанными" по сравнению с современными изделиями  из-за особенностей огранки камней. В гигантской «могиле»  злополучного «Титаника» погребены редчайшие драгоценности, характерные для дизайна начала XX-го века, которые волнуют воображение ценителей уникальных сокровищ до сих пор.

30-е и 40-е годы считаются самыми «стильными» в истории ювелирной моды. Парижский мир "высокой моды" пленил воображение самых состоятельных людей планеты. Драгоценности потеряли "самостоятельность",  и «подчинились» диктату фантазии знаменитых кутюрье. Дизайнеры и стилисты, словно сговорившись, предлагали дамам низкие декольте, позволяющие ненавязчиво демонстрировать природные женские прелести. Естественно, такой «кутюрный каприз» вызвал появление крупных ожерелий и колье. Несмотря на внушительные размеры камней и сложность композиции, ювелирные украшения 40-х скорее подчеркивали, чем маскировали красоту их обладательниц. Дизайнеры и ювелиры трудились над шедеврами сообща. Но у каждой крупной ювелирной фирмы - свое лицо, собственный неповторимый стиль.

Традиционно, «часы Высокой моды», том числе и на драгоценности, весь мир сверяет по Парижу. Девять десятых лучших ювелирных Домов мира – французские ( Ван Клиф, Картье, Мабуссан, Буавен, Бельперон, Бушерон, Лалик...). Но весьма громко заявили о себе и выдающиеся ювелиры других стран (Булгари, Вуччелатти, Эспри, Гэррард, Тиффани, Уинстон, Уэбб…).

Вторая мировая война внесла свои коррективы в ювелирный бизнес. Недоступность драгоценных камней из экзотических стран вынудила ювелиров искать альтернативу в полудрагоценных камнях и использовать бронзу вместо традиционного золота. Например, фирма "Ван Клиф и Арпел"  известна украшениями из кораллов, бирюзы, аметистов... Симен Шеппс, Фалько ди Вердюра и Дэвид Уэбб  с успехом применяли полудрагоценные камни. Позднее Палома Пикассо,  унаследовавшая художественный вкус и талант гениальных родителей,  творила чудеса с аквамаринами, оливинами, кунзитами, танзанитами, богатейшая цветовая гамма которых позволяла использовать их в качестве альтернативы рубинам, сапфирам, изумрудам и бриллиантам.
В 50-е годы вновь наступила эпоха блеска и роскоши. Конечно, основными покупателями по-прежнему оставались члены королевских фамилий, состоятельные европейцы и американцы. Но в ювелирной моде появились индийские мотивы: "нагрудники" из изумрудов, гигантские колье из рубинов. Камни подобных размеров, чистоты и цветов весьма редко встречаются в природе. В наши дни эти изделия можно встретить лишь на аукционах и в антикварных магазинах.

60-е годы  вошли в историю ювелирного дела под негласным девизом «эпоха Кеннеди»- как времена тонкого шарма и всепобеждающей элегантности. Несомненно, тон в моде, в том числе и на драгоценности,  задавала утонченно-элегантная Жаклин Кэннеди, которая стала негласным символом 60-х. Именно в эти годы полностью сформировалась американская аристократия, и  драгоценности  стали частью этого блестящего и супербогатого мира.  Для 60-х характерна смелость и экстравагантность в украшениях. Умопомрачительные бриллианты, которыми одаривал небезызвестный Аристотель Онассис своих женщин, стали источниками бесконечных кинематографических легенд. Среди покупателей драгоценностей - немало арабов. Монте Карло, Париж, Тегеран, Женева, Нью-Йорк, Рим, Гонконг, Джедда - своеобразные оазисы для богатых людей, желающих приобрести великолепные ювелирные украшения.  К числу менее значительных мировых центров сбыта ювелирных  изделий относят Сент-Моритц, Палм-Бич, Канны... Сверкающие витрины этих городов и не менее блестящие покупатели составляют великолепное зрелище, своеобразный оазис вкуса, стиля и богатства.

80-е гг. запомнились как блистательные, великие времена, своеобразный апофеоз ушедшего столетия. Именно эти годы считаются периодом создания огромных состояний, возникновения мира необычайной роскоши и красоты. Появление новых технологий в огранке камней позволило выявить великолепие даже довольно средних по характеристикам камней. Внимание дизайнеров и клиентов  привлекают нетрадиционные цвета. Розовые, голубые и красные бриллианты всегда были в цене. Но в 80-е гг. в моду вошли различные оттенки желтого, коричневого… Бриллианты коньячных тонов и цвета шампанского принесли производителям гигантскую прибыль.

              В 90-е годы мировая экономика  пошатнулась: обострились социальные и политические проблемы. Естественно, спад отразился и на группе наиболее богатых стран мира: возросла безработица, насилие, преступность. Расовые и классовые противоречия вызвали обнищание огромных слоев населения. Глобальные проблемы человечества особенно рельефно обозначились и обострились в последнее десятилетие XX-го века, а в начале XXI-го, кажутся неразрешимыми. Все это наложило отпечаток на ювелирные украшения. Изменились стиль и мода. Глобально в мире господствует стиль «панк» - т.н. «низкий стиль», унылый «унисекс». В начале 90-х даже известный  женственностью и элегантностью дом моды Шанель испытал влияние стиля «гранж». «Высокая мода» конца XX-го столетия «сменила имидж».
   
                В мире настало царство искусственных мехов. Натуральные меха практически исчезли с улиц европейских городов - аристократический блеск небезопасен.  Драгоценные меха могут произвести эффект разорвавшейся гранаты и вызвать непредсказуемую реакцию среди «проблемных» слоев населения. В условиях роста преступности женщины не рискуют открыто носить драгоценности. Гораздо спокойнее принести украшения в сумочке и надеть их, лишь войдя в замаскированные внешней простотой архитектуры роскошные ночные клубы... В Италии аристократки предпочитают простые суконные пальто, под которыми, скрываются дорогие украшения и элегантные платья. Даже на Елисейских Полях в Париже не встретишь шикарно одетую женщину.  Аристократки и миллионерши носят  драгоценности «потихоньку» - у себя дома, в семейных замках и поместьях, либо в гостях у столь же богатых друзей... Даже поход в дорогой ресторан или Гранд Опера - не повод для украшения тела драгоценными камнями. В арабских странах   блеск драгоценностей скрывает паранджа. Роскошь и богатство окутано дымкой тайны и строжайшей секретности. Но романтика и очарование не уходят... Драгоценности по-прежнему покупают и продают, носят и выставляют на аукционы, тысячи глаз жадно впиваются в них взглядами... И страсть эта воистину бессмертна.

           Ситуация в России в начале III-го тысячелетия уникальна. Страсть русской женщины наряжаться всепобеждающа. Даже страх быть ограбленной отступает перед желанием выглядеть привлекательно. Конечно, бриллиантовую россыпь на женских ручках среднего достатка можно увидеть и в метро. Но настоящие драгоценности можно лишь угадать в затемненном окне роскошного лимузина, увидеть на званых вечеринках и на страницах глянцевых журналов с изображением российского бомонда. Например, испанский Дом Carrera у Carrera успешно внедряется в умы и сердца россиян посредством популярнейших личностей российского кино и членов их семей. На церемонии открытия XXIII ММКФ Татьяна Михалкова, Вера Глаголева и Ольга Слуцкер блистали  в колье, кольцах, серьгах и браслетах от Carrera у Carrera на сумму около трех миллионов долларов. Актриса Мария Голубкина “позволила” себе аметисты от Тиффани. А на груди звезды фестивального небосклона Пэты Уилсон красовалось бриллиантовое сердечко от Паскуале Бруни.

            Кстати, в мире III-го тысячелетия ювелирные украшения от Бруни находят своих поклонниц, поскольку их дизайн и размеры максимальным образом  соответствуют настроению женщин III-го тысячелетия. Постепенно, несмотря на бешеный темп изменений в обществе, в жизнь возвращается романтика и, возможно, чувствительная Пэта Уилсон ощущает шелест листвы в золотом сердце, где покоятся маленькие цветы из бриллиантов от Бруни. Дизайнер заинтересован в российском рынке и на лужайке в парке Шереметьевского дворца были продемонстрированы последние ювелирные шедевры. Удивительны диковинные бриллиантовые кружева из желтых, розовых и голубых сапфиров в сочетании с бриллиантами. Каждое украшение, на первый взгляд, непритязательно, но таит в себе тайну, которую можно разгадывать бесконечно. Более того, впитав энергетику мастера, украшение превращается на даме, пожелавшей его, в магический талисман, залог романтической любви воображаемого (или реального?) рыцаря.
 
         Но это фантазии, рожденные созерцанием прекрасного. А в реальной моде на драгоценности «чистая вода», конечно, по-прежнему завораживает, но желто-коричневая палитра оттенков бриллиантов обладает особой изысканностью. В редкие по красоте коричневые тона, которые мода успела оценить в последние сезоны, теперь «оделись» и украшения, мгновенно став фаворитами самых искушенных модниц. Уникальное цветовое сочетание теплых коньячных оттенков бриллиантов с ослепительной белизной, трудно не признать современным воплощением женственности. И, несомненно, для чувственной особы новизна ощущений от обладания не просто дорогостоящим украшением, а чем-то большим, если не сказать точнее, персонифицированным и одновременно интимным существом, превращается в магическую атмосферу праздника чувств, вызывает ощущение избранности, предчувствие нового романа, новой любви, а значит жизни.

          Любовь человека к драгоценностям неувядаема… «Прикоснуться лишь взглядом» (как в романсах Вертинского) или даже мыслью к  прекрасным драгоценностям - означает хотя бы на мгновение войти в мир красоты и гармонии. Это удивительное волшебное путешествие в царство фантастических иллюзий и наслаждения. Невозможно остаться равнодушными при виде сверкающих камней так же, как при виде красивой женщины. Красота их потрясает воображение. Но чувства, увы, односторонни. И  тайный роман человека с драгоценным камнем вечен. Это не поддается строгой логике и холодному рассудку. Со времен фараона Тутанхамона и до нынешнего дня прошли века. Но драгоценности по-прежнему остаются волшебной мечтой... Конечно, разумный человек может возразить, что это лишь дань капризной моде, бизнес и, возможно, символ времен. Но мы то с Вами знаем, что прекрасные драгоценные камни - не только романтика и искусство, но, прежде всего, – магия и любовь. И цена их - совсем не главное. Драгоценные  камни - это  бесценный дар Природы… Дар Божественный и дивный…

Москва, 2001 год.
            Галина Федосеева,             


Рецензии